Файл: Справочник автомобилиста. Техника безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ра, быстрее утомляется зрение. Вож­ дение ночью усложняется еще светом фар встречного транспорта.

С наступлением темноты или плохой видимости, когда нельзя четко различить транспорт и пешеходов, водитель обязан:

Включить фары, подфарники и фонарь, освещающий номерной знак, а в автопо­

ездах для

освещения

номерного

знака

включить

фонарь на

последнем

при­

цепе.

 

 

 

При стоянке на неосвещенных улицах и дорогах ночью иЛи при плохой видимо­ сти днем включить подфарники и фо­ нарь, освещающий номерной знак.

Переключить фары на ближний свет или включить подфарники:

а) на расстоянии не менее 150 м от встречного транспорта;

б) при подъезде к регулируемому пе­ рекрестку (чтобы не ослеплять регули­ ровщика);

в) при приближении к месту разворо­ та автомобиля (чтобы не ослеплять води­ телей встречного транспорта);

г) в других случаях, предусмотрен­ ных правилами дорожного движения.

Если водитель был ослеплен светом фар встречного транспорта, он должен

13

немедленно остановить свой автомобиль (на обочине дороги).

При неисправности правой фары свет должен быть включен в левой фаре и зад­ нем фонаре. Движение автомобиля со светом только в правой фаре запреща­ ется.

Следуя по пыльной дороге, необходи­ мо снизить скорость движения и увели­ чить дистанцию от впереди идущего ав­ томобиля.

Для устранения слепящего действия солнца (особенно во время восхода и за­ хода) надо пользоваться защитными оч­ ками или щитками и снижать скорость движения до безопасной.

При плохой видимости (туман, дождь, снег, пыль и т. д.) запрещаются обгон впереди идущего транспорта, учебная ез­ да, перевозка особо опасных грузов. Во время дождя двигаться можно только с включенным стеклоочистителем.

На особо трудных участках движения следует применять средства противо­ скольжения. К простейшим из них, при­ меняемым для повышения проходи­ мости автомобиля в тяжелых дорож­ ных условиях, относятся цепи противо­ скольжения, противобуксаторы, трако-

14


вые дорожки и т. д. Наибольшее распро* странение получили цепи противосколь­ жения звеньевого типа для одинарного

•колеса и для сдвоенных колес, которыми должны быть обеспечены все автомо­ били. Для быстрого надевания цепей может быть рекомендовано приспособле­ ние,* состоящее из доски размером

200X500 мм.

В осенне-зимний период водителю не­ редко приходится преодолевать засне­ женные или обледенелые участки дороги. Особенно трудно двигаться по проселоч­ ным дорогам во время оттепелей и голо­ ледицы. В этих условиях водитель дол­ жен строго выполнять правила движения и техники безопасности, а также уметь применять различные приспособления для повышений проходимости автомоби­ ля.

Водитель, помни! На,сколъзкой доро­ ге тормозной путь автомобиля увеличива­ ется по сравнению с сухим асфальтом в несколько раз, а при резком или непра­ вильном торможении может произойти занос или опрокидывание автомобиля.

Занос автомобиля может возникнуть в результате:

резкого торможения автомобиля;

15

. нарушения регулировки тормозов (неодновременное действие);

резкого увеличения оборотов дви­

гателя (случайный нажим

на

педаль

газа);

в

шинах и

неодинакового давления

разного износа протектора покрышек; резкого поворота руля автомобиля; нарушения профиля дорожного по­

крытия1, наличия выбоин и т. д.

Чтобы избежать аварий при вождении автомобилей в осенне-зимний период, водитель обязан знать следующие прави­ ла.

Перед выездом на линию тщательно проверить техническое состояние автомо­ биля, отрегулировать тормоза и давление в шинах.

На скользком участке дороги начи­ нать движение автомобиля с места плавно, на малой скорости и при малых оборотах двигателя, постепенно увели­ чивая их, не допуская буксования колес.

Автомобиль необходимо вести, равно­ мерно со скоростью, обеспечивающей бы­ струю остановку, тормозить — плавно, не включая сцепления, пользуясь для этого двигателем. Вести автомобиль под уклон

16


надо только на малой скорости, исполь­ зуя торможение двигателем. Подъем осу­ ществлять с такой скоростью, которая

•обеспечивает движение автомобиля на подъеме без переключения передач. Раз­ гон автомобиля и переход на высшую пе­ редачу производить только на прямых участках дороги, соблюдая дистанцию безопасности. Останавливать автомобиль следует только на прямом и ровном уча­ стке дороги, имеющей выезд на обочину. Запрещается остановка автомобиля на закруглениях дорог, подъемах и спус­ ках.

Правила безопасности при буксировке автомобилей

Буксировка автомобилей может про­ изводиться с помощью гибкой или жест­ кой сцепки и путем навески и закрепле­ ния переднего моста буксируемого авто­ мобиля на платформу ведущего автомо­ биля.

При буксировке на гибкой сцепке в качестве связующего звена используют стальной канат—трос длиной 4—6 м—со­ ответствующей прочности в зависимости от марки автомобиля.

2. 246

17

Запрещается применять в качестве связующего звена веревку, проволоку и т. д., а также крепить трос к передней оси автомобиля. Буксируемый автомобиль должен иметь исправные тормоза, руле­ вое управление и звуковой сигнал, а с на­ ступлением темноты и при видимости ме­ нее 20 м — освещение спереди и сзади. Посредством гибкого связующего звена допускается буксировка только одной транспортной единицы.

При буксировке автомобиля на жест­ кой сцепке в качестве связующего звена применяют металлическую штангу дли­ ной не более А м с отверстием для соеди­ нения с буксирным устройством. При этом автомобиль должен иметь исправное рулевое управление, а в ночное время или при видимости менее 20 м — освеще­ ние сзади.

При любом способе буксирования за рулем должны находиться водители, име­ ющие удостоверение на право управле­ ния автомобилем.

Если необходимо отбуксировать авто- ' мобиль с неисправным рулевым управле­ нием, то его передняя часть должна быть поднята на заднюю часть кузова букси-

18

рующего автомобиля и надежно закреп­ лена. Между колесами закрепленного в кузове переднего моста автомобиля и бортами кузова надо проложить дере­ вянные прокладки. Запрещается нахо­ диться людям в кузове буксирующего ав­ томобиля.

Скорость движения при буксировке автомобиля на гибкой сцепке не должна превышать 30 км/час.

Буксировка автомобилей на горных дорогах при голцледе запрещается. До­ пускается только буксировка на жесткой / сцепке и только одного автомобиля.

Запрещено буксировать автомобили при помощи автомобиля-тягача, а так­ же транспортным средством с прице­ пом.

При буксировании автомобилей на ’ жесткой сцепке водитель буксирующего автомобиля обязан выполнять правила дорожного движения (скорость и распо­ ложение в рядах) как для одиночного ав­ томобиля.

За нарушёние правил буксирования ответственны как водитель буксирующе­ го, так и водитель буксируемого автомо­ биля.

2*

19



Правила безопасности при перевозке автотранспортом грузов различных групп и категорий

Автомобиль подают на погрузку и раз­ грузку с таким расчетом, чтобы он мог выехать с территории без маневрирова­ ния. При движении автомобиля задним ходом водитель обязан лично убедиться в том, что путь свободен, или поручить наблюдение за дорогой грузчику, агенту. Скорость движения автомобиля задним ходом не должна превышать 5 км/час.

При расстановке автомобилей на пло­ щадке расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом в колонне, должно быть не менее 1 м\ между авто­ мобилями, стоящими рядом по фронту,— не менее 1,5 м.

Грузы, перевозимые автомобильным транспортом, по весу подразделяют на три категории, а по степени опасности при. погрузке, транспортировке и выгруз­ ке — на семь групп,

В е с о в ы е к а т е г о р и и первая — грузы весом до 80 кГ, а так­

же мелкоштучные, перевозимые навалом, сыпучие и т. д.;

20

вторая — грузы весом от 81 до 500 кГ; третья — грузы весом более 500 кГ.

Г р у п п ы г р у з о в первая—грузы, малоопасные (строй­

материалы, товары широкого потребле­ ния, продукты питания и т. п );

вторая — горючие грузы (бензин, ди­ зельное топливо, ацетон и т. п.);

третья—пылящие и горячие грузы (цемент, известь, битум, асфальт, мине­ ральные удобрения);

четвертая — обжигающие

жидкости

(кислота, щелочи и т. д.);

 

пятая — баллоны со сжатым газом;

шестая — грузы, опасные

по своим

размерам;

опасные

седьмая — грузы особо

(взрывчатые вещества, отравляющие га­ зы и т. п.).

Перевозка грузчиков и экспедиторов разрешается в кабине водителя автомо­ биля. В отдельных случаях допускается перевозка грузчиков в кузове автомоби­ ля, перевозящего грузы первой группы, при этом для людей оставляют безопас­ ные места.

Водитель обязан следить за правиль­ ной укладкой груза в кузов© автомобиля. Укладку ведут следующим образом.

21