Файл: Справочник автомобилиста. Техника безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо уделить должное внима­ ние и профилактике микротравм. При трацмах в зоне технического обслужива­ ния и ремонта автомобилей в первую очередь оказывается само- и взаимопо­ мощь. Поэтому в помещениях должны быть аптечки с настойкой йода, брилли­ антовой зеленью, стерильной ватой и бин­ тами.

Все работники автотранспортных предприятий должны знать правила ока­ зания первой медицинской помощи по­ страдавшему. В помещениях для техниче­ ского обслуживания и ремонта автомоби­ лей на видных местах вывешивают пла­ каты и инструкции по технике безопасно­ сти и плакаты, иллюстрирующие приемы первой помощи при травмах.

Санитарное состояние производствен­ ных участков и бытовых помещений, а также выполнение правил техники без­ опасности проверяют:

ежедневно — мастера, механики со­ вместно с общественным инспектором по охране труда;

еженедельно главный механик, на­ чальник мастерских или колонны совмест­ но с представителем комиссии охраны труда;

109


ежемесячно — главный инженер сов­ местно с представителем местного коми­ тета профсоюза, инженером по технике безопасности и врачом (медсестрой) при наличии медпункта.

Обязанности и права должностных лиц, ответственных за состояние охраны труда на предприятии

Администрация предприятий автомо­ бильного транспорта обязана принимать необходимые меры для содержания ра­ бочих мест в надлежащем санитарно-ги­ гиеническом состоянии, для создания благоприятных условий работы, а также предупреждения несчастных случаев на производстве.

Общее руководство работой по техни­ ке безопасности и производственной са­ нитарии и ответственность за соблюдение действующего законодательства по охра­ не труда, проведение мероприятий по сни­ жению и предупреждению производствен­ ного травматизма и профессиональных заболеваний, выполнение правил, норм, инструкций и решений вышестоящих ор­ ганизаций возглавляется на директора (руководителя) и главного инженера

110

предприятия автомобильного транспорта. По отдельным производственным и эк­ сплуатационным участкам ответствен­ ность распределяется следующим обра­ зом.

На главного механика (энергетика) возлагается:

надзор за состоянием зданий, соору­ жений, оборудования, паросиловых, элек­ тросиловых и осветительных сетей и от­ ветственность за их исправность;

своевременное испытание и правиль­ ная эксплуатация паровых котлов, прибо­ ров, сосудов, аппаратов, работающих под давлением, кранов и других грузоподъ­ емных механизмов, абразивных кругов;

выполнение работ по устройству за­ землений станочного оборудования, ма­ шин, механизмов, аппаратов и т. д., а также проверка их в установленные сро­ ки;

надзор за исправностью и своевремен­ ным проведением испытаний контрольной аппаратуры и индивидуальных средств защиты;

контроль за техническим состоянием и эффективной работой вентиляционных установок и отопительной системы;

составление инструкций по технике

Щ

безопасности, обучение безопасным ме­ тодам труда и инструктаж рабочих, об­ служивающих паровые котлы, приборы, сосуды, аппараты, работающие под дав­ лением, краны, подъемные механизмы, паросиловые сети, а также других рабо­ чих, подведомственных главному механи­ ку и энергетику.

Начальники производства, профилак­ тория, цеха, гаража, колонны, службы эксплуатации и руководители (механики

имастера) отдельных производственно­ эксплуатационных участков обязаны:

обеспечить безопасные условия труда

иконтроль за соблюдением рабочими действующих правил и норм по охране труда, технике безопасности и производ­

ственной санитарии, за выполнением ра­ бочими всех мер предосторожности во время работы (водителями на линии и т. п.);

принимать участие в разработке ин­ струкций по безопасным приемам и методам труда, в сответствин с действую­ щими правилами;

непосредственно организовывать об­ учение рабочих всех квалификаций без­ опасным приемам и методам труда, а также проводить инструктаж по технике

112


безопасности на подведомственном уча­ стке.

Инженер (старший инженер) по тех­ нике безопасности контролирует выпол­ нение мероприятий по обеспечению здо­ ровых и безопасных условий труда, а так­ же по борьбе с травматизмом и произ­ водственными авариями. Он имеет право:

проверять в любое время состояние техники безопасности во всех цехах (от­ делах, производственных участках) пред­ приятия, организации;

давать руководителям производствен­ ных участков, служб, отделов письмен­ ные указания об устранении недостатков и нарушений требований и правил техни­ ки безопасности; такие указания может отменить только руководитель предприя­ тия или главный инженер;

запрещать и приостанавливать работу на отдельных участках, станках, механиз­ мах и оборудовании при явной опасности для жизни или здоровья работающих (сообщив об этом руководству пред­ приятия) ;

принимать меры по изъятию обору­ дования, инструментов, приспособлений, не отвечающих требованиям техники без­ опасности;

8. 246

113

требовать от руководителей цехов, участков, отделов, служб систематическо­ го учета и своевременного расследования несчастных случаев, связанных с произ­ водством; вместе с руководителями про­ изводственных участков отстранять от работы нарушителей правил и требова­ ний техники безопасности.

Все рабочие, служащие и инженернотехнические работники должны хорошо знать основы техники безопасности.

В соответствии с типовыми правилами внутреннего трудового распорядка адми­ нистрация предприятия автомобильного транспорта при приеме рабочего или служащего на работу и при переводе его на другой участок обязана ознакомить его с порядком работы, обращения со станком, автомобилем, инструментами, проинструктировать по технике безопас­ ности и производственной санитарии.

Для предупреждения и снижения про­ изводственного травматизма обучение рабочих необходимо вести по следующим этапам:

вводный инструктаж при поступлении на работу;

инструктаж на рабочем месте; повторный инструктаж;

114

дополнительный инструктаж и обуче­ ние правилам техники безопасности.

Вводный инструктаж. Все вновь по­ ступающие рабочие, служащие и инже­ нерно-технические работники, а также направленные для прохождения произ­ водственной практики студенты и уча­ щиеся в обязательном порядке должны пройти вводный инструктаж. Его цель — дать вновь поступающему работнику или практиканту -необходимый минимум зна­ ний по технике безопасности и производ­ ственной санитарии. Вводный инструк­ таж, как правило, проводит инженер по технике безопасности или лицо, его за­ мещающее. После этого на рабочего за­ полняется контрольный лист, который да­ ют ему на руки и направляют к началь­ нику участка для прохождения инструк­ тажа на рабочем месте.

Инструктаж на рабочем месте прохо­ дят все вновь принятые и прошедшие вводный инструктаж рабочие, а также рабочие, переходящие с одной работы на другую. Инструктаж на рабочем месте обычно проводит мастер, механик или на­ чальник участка.

Разрешение на допуск к самостоя­ тельной работе записывают в контроль­

8*

115


ный лист и в журнал инструктажа по тех­ нике безопасности, который хранится у мастера или механика.

Повторный инструктаж. Все работни­ ки предприятий автомобильного транс­ порта независимо от квалификации и стажа работы должны, помимо вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте, один раз в шесть месяцев прохо­ дить повторный инструктаж. Лица, вы­ полняющие работы с повышенной сте­ пенью опасности, — газосварщики, элек­ тросварщики, машинисту автокранов, грузчики, сцепщики, такелажники, стро­ пальщики, кочегары котельных, рабо­ тающих на твердом, жидком и газообраз­ ном топливе, и лица, соприкасающиеся с этилированным бензином, — проходят повторный инструктаж по технике без­ опасности один раз в три месяца. Мастер напоминает рабочим основные безопас­ ные приемы труда, отмечает рабочих, ко­ торые служат примером в выполнении правил техники безопасности, и тех, кто нарушает эти правила, задает инструкти­ руемым рабочим ряд вопросов по технике безопасности и уточняет ответы. После инструктажа каждый рабочий расписыва­

116

ется в журнале, а мастер, проводивший инструктаж, расписывается против каж­ дой подписи рабочего..

Дополнительный инструктаж прово­ дится в обязательном порядке при пере­ воде или переходе рабочего на другую работу, выполнении работы в условиях повышенной опасности, изменении техно­ логии производства, замене или вводе в

эксплуатацию нового оборудования и но­ вых типов подвижного состава.

Обучение рабочих безопасным при­ емам работы является обязанностью администрации предприятия автомобиль­ ного транспорта и проводится ежегодно по специальным программам. Рабочие, занятые на работах с повышенной опас­ ностью, допускаются к работе только после специального обучения, сдачи экза­ мена и получения удостоверения на пра­ во работы и обслуживания данного обо­ рудования (механизма). Результаты про­ верки знаний фиксируют в протоколе. Обучение технике безопасности считается законченным тогда, когда рабочие про­ шли весь курс по программе и сдали эк­ замен комиссии. Обучение инженернотехнических работников предприятий ав­ томобильного транспорта технике безо­

117

пасности и производственной санитарии проводят один раз в год.

В составлении инструкций по технике безопасности и производственной санита­ рии должны принимать участие началь­ ники Производственных участков и авто­ колонн, мастера, механики, обществен­ ные инспектора охраны труда. Инструк­ ции должны согласовываться с главным инженером, с инженером по технике без­ опасности и утверждаться директором предприятия автомобильного транспорта и председателем местного комитета профсоюза. Инструкции составляют для каждой профессии отдельно с учетом специфики работ, оборудования и техно­ логических операций на основе правил и ГОСТов.

Практика показывает, что на тех предприятиях, где широко применяют разнообразные формы и методы пропа­ ганды техники безопасности, значительно снижены травматизм и заболеваемость.

118


Правила проезда автомобильного транспорта, провоза особо тяжелых и громоздких грузов

через переезды железных дорог ( Извлечение)

1. В целях обеспечения безопасности движения поездов и автотранспорта во­ дители автомобилей, самоходных меха­ низмов и машин при движении через же­ лезнодорожные переезды обязаны бес­ прекословно выполнять настоящие Пра­ вила.

2. Водители автотранспорта при при­ ближении к железнодорожному переезду обязаны руководствоваться предупреж­ дающими знаками: «Железнодорожный переезд», «Берегись поезда», показате­ лями светофоров, звуковых сигналов и шлагбаумов (там, где они установлены) и указаниями дежурных по переездам. Указания дежурных по переездам и дру­ гих работников дистанций пути обяза­ тельны для всех водителей и лиц, поль­ зующихся транспортом.

3. При приближении к неохраняемому переезду водитель обязан снизить ско­ рость движения; не доезжая 10 м желез­ нодорожного полотна остановиться, выйти

119