Файл: Справочник автомобилиста. Техника безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
Необходимо уделить должное внима ние и профилактике микротравм. При трацмах в зоне технического обслужива ния и ремонта автомобилей в первую очередь оказывается само- и взаимопо мощь. Поэтому в помещениях должны быть аптечки с настойкой йода, брилли антовой зеленью, стерильной ватой и бин тами.
Все работники автотранспортных предприятий должны знать правила ока зания первой медицинской помощи по страдавшему. В помещениях для техниче ского обслуживания и ремонта автомоби лей на видных местах вывешивают пла каты и инструкции по технике безопасно сти и плакаты, иллюстрирующие приемы первой помощи при травмах.
Санитарное состояние производствен ных участков и бытовых помещений, а также выполнение правил техники без опасности проверяют:
ежедневно — мастера, механики со вместно с общественным инспектором по охране труда;
еженедельно главный механик, на чальник мастерских или колонны совмест но с представителем комиссии охраны труда;
109
ежемесячно — главный инженер сов местно с представителем местного коми тета профсоюза, инженером по технике безопасности и врачом (медсестрой) при наличии медпункта.
Обязанности и права должностных лиц, ответственных за состояние охраны труда на предприятии
Администрация предприятий автомо бильного транспорта обязана принимать необходимые меры для содержания ра бочих мест в надлежащем санитарно-ги гиеническом состоянии, для создания благоприятных условий работы, а также предупреждения несчастных случаев на производстве.
Общее руководство работой по техни ке безопасности и производственной са нитарии и ответственность за соблюдение действующего законодательства по охра не труда, проведение мероприятий по сни жению и предупреждению производствен ного травматизма и профессиональных заболеваний, выполнение правил, норм, инструкций и решений вышестоящих ор ганизаций возглавляется на директора (руководителя) и главного инженера
110
предприятия автомобильного транспорта. По отдельным производственным и эк сплуатационным участкам ответствен ность распределяется следующим обра зом.
На главного механика (энергетика) возлагается:
надзор за состоянием зданий, соору жений, оборудования, паросиловых, элек тросиловых и осветительных сетей и от ветственность за их исправность;
своевременное испытание и правиль ная эксплуатация паровых котлов, прибо ров, сосудов, аппаратов, работающих под давлением, кранов и других грузоподъ емных механизмов, абразивных кругов;
выполнение работ по устройству за землений станочного оборудования, ма шин, механизмов, аппаратов и т. д., а также проверка их в установленные сро ки;
надзор за исправностью и своевремен ным проведением испытаний контрольной аппаратуры и индивидуальных средств защиты;
контроль за техническим состоянием и эффективной работой вентиляционных установок и отопительной системы;
составление инструкций по технике
Щ
безопасности, обучение безопасным ме тодам труда и инструктаж рабочих, об служивающих паровые котлы, приборы, сосуды, аппараты, работающие под дав лением, краны, подъемные механизмы, паросиловые сети, а также других рабо чих, подведомственных главному механи ку и энергетику.
Начальники производства, профилак тория, цеха, гаража, колонны, службы эксплуатации и руководители (механики
имастера) отдельных производственно эксплуатационных участков обязаны:
обеспечить безопасные условия труда
иконтроль за соблюдением рабочими действующих правил и норм по охране труда, технике безопасности и производ
ственной санитарии, за выполнением ра бочими всех мер предосторожности во время работы (водителями на линии и т. п.);
принимать участие в разработке ин струкций по безопасным приемам и методам труда, в сответствин с действую щими правилами;
непосредственно организовывать об учение рабочих всех квалификаций без опасным приемам и методам труда, а также проводить инструктаж по технике
112
безопасности на подведомственном уча стке.
Инженер (старший инженер) по тех нике безопасности контролирует выпол нение мероприятий по обеспечению здо ровых и безопасных условий труда, а так же по борьбе с травматизмом и произ водственными авариями. Он имеет право:
проверять в любое время состояние техники безопасности во всех цехах (от делах, производственных участках) пред приятия, организации;
давать руководителям производствен ных участков, служб, отделов письмен ные указания об устранении недостатков и нарушений требований и правил техни ки безопасности; такие указания может отменить только руководитель предприя тия или главный инженер;
запрещать и приостанавливать работу на отдельных участках, станках, механиз мах и оборудовании при явной опасности для жизни или здоровья работающих (сообщив об этом руководству пред приятия) ;
принимать меры по изъятию обору дования, инструментов, приспособлений, не отвечающих требованиям техники без опасности;
8. 246 |
113 |
требовать от руководителей цехов, участков, отделов, служб систематическо го учета и своевременного расследования несчастных случаев, связанных с произ водством; вместе с руководителями про изводственных участков отстранять от работы нарушителей правил и требова ний техники безопасности.
Все рабочие, служащие и инженернотехнические работники должны хорошо знать основы техники безопасности.
В соответствии с типовыми правилами внутреннего трудового распорядка адми нистрация предприятия автомобильного транспорта при приеме рабочего или служащего на работу и при переводе его на другой участок обязана ознакомить его с порядком работы, обращения со станком, автомобилем, инструментами, проинструктировать по технике безопас ности и производственной санитарии.
Для предупреждения и снижения про изводственного травматизма обучение рабочих необходимо вести по следующим этапам:
вводный инструктаж при поступлении на работу;
инструктаж на рабочем месте; повторный инструктаж;
114
дополнительный инструктаж и обуче ние правилам техники безопасности.
Вводный инструктаж. Все вновь по ступающие рабочие, служащие и инже нерно-технические работники, а также направленные для прохождения произ водственной практики студенты и уча щиеся в обязательном порядке должны пройти вводный инструктаж. Его цель — дать вновь поступающему работнику или практиканту -необходимый минимум зна ний по технике безопасности и производ ственной санитарии. Вводный инструк таж, как правило, проводит инженер по технике безопасности или лицо, его за мещающее. После этого на рабочего за полняется контрольный лист, который да ют ему на руки и направляют к началь нику участка для прохождения инструк тажа на рабочем месте.
Инструктаж на рабочем месте прохо дят все вновь принятые и прошедшие вводный инструктаж рабочие, а также рабочие, переходящие с одной работы на другую. Инструктаж на рабочем месте обычно проводит мастер, механик или на чальник участка.
Разрешение на допуск к самостоя тельной работе записывают в контроль
8* |
115 |
ный лист и в журнал инструктажа по тех нике безопасности, который хранится у мастера или механика.
Повторный инструктаж. Все работни ки предприятий автомобильного транс порта независимо от квалификации и стажа работы должны, помимо вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте, один раз в шесть месяцев прохо дить повторный инструктаж. Лица, вы полняющие работы с повышенной сте пенью опасности, — газосварщики, элек тросварщики, машинисту автокранов, грузчики, сцепщики, такелажники, стро пальщики, кочегары котельных, рабо тающих на твердом, жидком и газообраз ном топливе, и лица, соприкасающиеся с этилированным бензином, — проходят повторный инструктаж по технике без опасности один раз в три месяца. Мастер напоминает рабочим основные безопас ные приемы труда, отмечает рабочих, ко торые служат примером в выполнении правил техники безопасности, и тех, кто нарушает эти правила, задает инструкти руемым рабочим ряд вопросов по технике безопасности и уточняет ответы. После инструктажа каждый рабочий расписыва
116
ется в журнале, а мастер, проводивший инструктаж, расписывается против каж дой подписи рабочего..
Дополнительный инструктаж прово дится в обязательном порядке при пере воде или переходе рабочего на другую работу, выполнении работы в условиях повышенной опасности, изменении техно логии производства, замене или вводе в
эксплуатацию нового оборудования и но вых типов подвижного состава.
Обучение рабочих безопасным при емам работы является обязанностью администрации предприятия автомобиль ного транспорта и проводится ежегодно по специальным программам. Рабочие, занятые на работах с повышенной опас ностью, допускаются к работе только после специального обучения, сдачи экза мена и получения удостоверения на пра во работы и обслуживания данного обо рудования (механизма). Результаты про верки знаний фиксируют в протоколе. Обучение технике безопасности считается законченным тогда, когда рабочие про шли весь курс по программе и сдали эк замен комиссии. Обучение инженернотехнических работников предприятий ав томобильного транспорта технике безо
117
пасности и производственной санитарии проводят один раз в год.
В составлении инструкций по технике безопасности и производственной санита рии должны принимать участие началь ники Производственных участков и авто колонн, мастера, механики, обществен ные инспектора охраны труда. Инструк ции должны согласовываться с главным инженером, с инженером по технике без опасности и утверждаться директором предприятия автомобильного транспорта и председателем местного комитета профсоюза. Инструкции составляют для каждой профессии отдельно с учетом специфики работ, оборудования и техно логических операций на основе правил и ГОСТов.
Практика показывает, что на тех предприятиях, где широко применяют разнообразные формы и методы пропа ганды техники безопасности, значительно снижены травматизм и заболеваемость.
118
Правила проезда автомобильного транспорта, провоза особо тяжелых и громоздких грузов
через переезды железных дорог ( Извлечение)
1. В целях обеспечения безопасности движения поездов и автотранспорта во дители автомобилей, самоходных меха низмов и машин при движении через же лезнодорожные переезды обязаны бес прекословно выполнять настоящие Пра вила.
2. Водители автотранспорта при при ближении к железнодорожному переезду обязаны руководствоваться предупреж дающими знаками: «Железнодорожный переезд», «Берегись поезда», показате лями светофоров, звуковых сигналов и шлагбаумов (там, где они установлены) и указаниями дежурных по переездам. Указания дежурных по переездам и дру гих работников дистанций пути обяза тельны для всех водителей и лиц, поль зующихся транспортом.
3. При приближении к неохраняемому переезду водитель обязан снизить ско рость движения; не доезжая 10 м желез нодорожного полотна остановиться, выйти
119