Файл: Орлов, Э. Н. Особенности эксплуатации автомобилей УАЗ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ния и радиатор надо до тех пор, пока выходящая вода не будет совершенно чистой.
При значительных отложениях накипи в трубках ра диатора необходимо снять радиатор с автомобиля и за лить в него 10%-ный раствор едкого натра (каустическая сода), предварительно нагретый до температуры 90°С. Че рез 30 мин раствор из радиатора слить, промыть радиатор горячей водой в направлении, обратном циркуляции воды в двигателе, в течение 30—40 мин под напором 0,5 кгс/см2.
Если горячей воды недостаточно, то радиатор можно промывать через горловину, наполняя его горячей водой и сливая ее через 3—5 мин при заглушенных (пробками) патрубках верхнего и нижнего бачков. Промывать радиа тор таким образом следует 4—5 раз.
Одновременно следует промыть струей воды и продуть сжатым воздухом сердцевину радиатора.
В жаркую погоду и при тяжелых режимах работы дви гателя на автомобилях УАЗ-452 необходимо приоткры вать поворотный брызговик, расположенный внизу перед радиатором. При наличии на автомобиле кожуха радиато ра, необходимо обращать внимание на равномерность ра диального зазора между вентилятором и его кожухом, ко торый должен быть в пределах 15—18 мм. Масла, смазки и другие эксплуатационные материалы должны приме няться только летних сортов.
Использование автомобиля в качестве тягача
Как уже указывалось, автомобили УАЗ-469 и некото рые модели автомобилей семейства УАЗ-452 могут одно временно с перевозкой людей или грузов буксировать одноосный прицеп. Надо иметь в виду, что вождение ав томобиля с прицепом значительно сложнее, чем вождение без прицепа; в этом случае от водителя требуется особое внимание.
23
Трогаться с места на автомобиле с прицепом при дви жении по грязным и песчаным грунтам следует особенно плавно, избегая рывка, так как быстрый разгон автомо биля приводит к пробуксовке колес, ускоренному износу шин и перерасходу топлива. При эксплуатации автомоби ля с прицепом увеличивается тормозной путь.
Расход топлива
В инструкции по эксплуатации указан контрольный расход топлива, т. е. такой расход, который имеет исправ ный, полностью груженный автомобиль при движении по сухому ровному асфальтированному или бетонному шоссе на прямой передаче с отключенным передним мостом со скоростью 30—40 км/ч. Являясь одним из основных пока зателей технического состояния двигателя и автомобиля в целом, контрольный расход топлива не определяет эк сплуатационного расхода топлива. Эксплуатационный рас ход топлива зависит не только от общего технического состояния автомобиля, но и от дорожных и климатичес ких условий, от режима движения (скорость, нагрузка), а также от квалификации водителя. Поэтому автомобиль
ный завод нормы |
на эксплуатационный |
расход топлива |
не устанавливает. |
|
|
Государственные эксплуатационные нормы расхода топ |
||
лива на каждый конкретный автомобиль |
устанавливаются |
|
республиканскими |
министерствами автомобильного тран |
спорта и шоссейных дорог.
Рассмотрим влияние отдельных факторов на эксплуа тационный расход топлива.
С к о р о с т ь д в и же н и я . Наиболее экономичные ско рости движения на прямой передаче 30—40 км/ч. Увели чение скорости движения до 95—100 км/ч приводит к уве
личению расхода топлива примерно в 2 раза. |
Поэтому, |
когда топлива мало, водителю следует перейти |
на эконо- |
2-1 |
|
мнчную скорость движения, чтобы на оставшемся топли ве доехать до автозаправочной станции или до гаража.
С о с т о я н и е |
дорог . Расход топлива |
в значительной |
степени зависит |
от состояния дорог. При |
движении по |
плохим дорогам, требующим постоянного применения низ ших передач, а также включения переднего моста и по нижающей передачи в раздаточной коробке, расход топ лива резко возрастает. При этом большую роль играет квалификация водителя, его умение правильно использо вать динамические и тяговые качества автомобиля, быст ро п правильно оценивать состояние дороги.
С о с т о я н и е а в т о м о б и л я . О техническом состо янии автомобиля судят по величине пути свободного.ка чения, который определяют следующим образом. На ров ном участке асфальтированного шоссе при движении с установившейся скоростью 50 км/ч быстро включают пе редачу и дают автомобилю свободно катиться до полной остановки. Заезды проводят в двух противоположных на правлениях, чтобы исключить влияние ветра.
Вполне понятно, что чем больше путь свободного ка чения автомобиля, тем меньше его эксплуатационные рас ходы топлива. Можно считать, что ходовая часть автомо биля находится в исправном состоянии, если груженый об катанный автомобиль (после пробега 3000—4000 км) бу дет катиться до полной остановки не менее 350 м.
Для уменьшения потерь на трение в механизмах авто мобиля, а следовательно, и для увеличения пути свободно го качения необходимо применять масла, соответствую щие сезону, правильно регулировать подшипники и тор моза передних и задних колес, поддерживать давление в шинах согласно инструкции по эксплуатации.
Т е п л о в о й р е ж и м д в и г а т е л я . Следует всегда поддерживать температуру в системе охлаждения двига теля в пределах 80—90° С. При недостаточно высокой температуре двигателя топливо плохо испаряется и рас ход топлива увеличивается. Кроме того, проникая в кар-
3—484 |
25 |
тер, топливо разжижает масло, смывает со стенок цилин дров смазку и резко повышает тем самым износ цилинд ров и поршней.
О с т а н о в к а |
з а ж и т а и и я. |
От правильной |
уста |
новки зажигания |
зависит мощность |
двигателя и |
расход |
топлива. При слишком позднем зажигании расход топлива резко возрастает, теряется приемистость автомобиля идви гатель перегревается. При слишком раннем зажигании, когда слышна постоянная детонация, может быть пробита
прокладка головки цилиндров и |
могут прогореть |
клапа |
|||
ны и поршни. |
|
|
|
|
|
На порожнем автомобиле правильность установки за |
|||||
жигания |
проверяется |
следующим |
образом. |
При |
устано |
вившемся |
движении |
автомобиля |
на прямой |
передаче со |
скоростью 45—50 км/ч полностью открывается дроссель ная заслонка и одновременно плавно затормаживается автомобиль. При правильной установке зажигания на ско рости 30—35 км/ч будут прослушиваться кратковременные детонационные стуки в цилиндрах.
Для этого при сильной детонации необходимо повер нуть регулировочными гайками октан-корректора корпус распределителя против часовой стрелки так, чтобы стрел ка подвижной пластины переместилась на одно деление. Каждое деление шкалы соответствует изменению момен та зажигания на 2°. При полном отсутствии детонации по вернуть корпус распределителя па одно деление по часо вой стрелке.
УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО РАЗЛИЧНЫМ ДОРОГАМ
Трогаиие автомобиля с места необходимо производить на первой передаче. На твердой ровной дороге допускает ся трогаиие с места негруженого автомобиля па второй передаче. Если перед троганием автомобиля с места не
26
удается включить требуемую передачу, надо слегка отпус тить педаль сцепления, затем вторично выключить сцепле ние и включить передачу. Двигаться необходимо по воз можности на более высокой передаче, не допуская при этом дерганий в трансмиссии.
Наличие синхронизаторов позволяет производить пе реключение передач без применения двойного выключе ния сцепления, одйако для ускорения процесса переклю чения передачи и повышения срока службы синхронизато ров рекомендуется при переходе с высшей передачи на низшую применять двойное выключение сцепления с крат ковременным нажатием па педаль управления дроссель ной заслонкой.
При переходе со второй передачи на первую применя ют двойное выключение сцепления с кратковременным нажатием на педаль управления дроссельной заслонкой. Задний ход в коробке передач нужно включать только после полной остановки автомобиля, в противном случае
можно вывести из строя коробку передач. |
|
снег и |
||||
При движении по бездорожью |
(песок, грязь, |
|||||
т. д.), скользкой дороге, на |
больших |
подъемах |
(свыше |
|||
15°) |
п другим тяжелым участкам дороги важно не допус |
|||||
кать |
перегрузки двигателя, |
которая |
вредно |
отражается |
||
па его работоспособности. В |
этих |
условиях |
необходимо |
включать передний мост, а в особо тяжелых условиях так
же понижающую передачу в раздаточной коробке. Включение переднего моста производится на ходу ав
томобиля. При этом ступицы передних колес должны быть включены.
Понижающая передача в раздаточной коробке включа ется только при полной остановке автомобиля с выклю чением сцепления, при включенном переднем мосте и сту пицах передних колес.
При движении автомобиля не следует постоянно дер жать ногу «а педали сцепления, так как это приводит к частичному выключению сцепления и к пробуксовыванию
3* |
27 |
ведомого диска, что вызывает повышенный износ фрикци онных накладок и разрушение подшипника выключения сцепления.
Тормозить рекомендуется плавно, постепенно увеличи вая нажатие на педаль тормоза. Любое торможение при водит к ускоренному износу шин и повышает расход топ лива.
Поэтому водитель должен двигаться со скоростью, чтобы тормозить приходилось как можно реже, и прибе гать к торможению лишь в самых необходимых случаях. На улицах городов, где движение регулируется, надо рас считывать скорость так, чтобы подъезжать к линии «Стоп» при зеленом сигнале светофора и проезжать пере кресток без остановки.
При торможении не нужно доводить колеса до сколь жения, так как в этом случае уменьшается эффект тор можения (по сравнению с торможением при качении) и одновременно усиливается износ шин.
Сильное и резкое торможение на скользкой дороге мо жет вызвать занос автомобиля.
Движение по дорогам с твердым покрытием
Достаточно мощный двигатель и хорошая подвеска автомобилей УАЗ-452 и УАЗ-469 позволяют уверенно дви гаться по дорогам с твердым покрытием на больших ско ростях.
Если автомобиль эксплуатируется в основном на до рогах с усовершенствованным покрытием, рекомендуется применять шины с универсальным рисунком протектора и тщательно следить за балансировкой и схождением колес. При появлении пятнистого износа шин или повышенной периодической отдачи на рулевое колесо необходимо про верить дисбаланс колес с шинами в сборе и при необходи мости произвести их статическую балансировку. При от-
2S
сутствни специального приспособления для этой цели можно использовать ступицу переднего колеса, предвари тельно обеспечив наибольшую легкость ее вращения на цапфе. Давление в шинах необходимо поддерживать на верхнем пределе, а передний мост отключать.
Для уменьшения износа деталей переднего ведущего моста и экономии топлива при эксплуатации автомобиля по дорогам с твердым покрытием вместе с выключением переднего моста целесообразно отключать и ступицы пе редних колес. Для этого надо снять защитный колпак с механизма отключения колес и, вывертывая центральный болт, установить муфту в положение, в котором сигналь ная кольцевая канавка на ее поверхности расположится в одной плоскости с торцом фланца. Установив муфту в
требуемое |
положение, завертывают защитный колпак. |
||
Включают |
передние колеса |
завертыванием центрального |
|
болта |
до |
упора. |
|
В к л ю ч а т ь п е р е д н и й м о с т п р и о т к л ю ч е н |
|||
ных |
п е р е д н и х к о л е с а х |
з а п р е щ а е т с я . Особенно |
надо быть внимательным при включении понижающей пе редачи в раздаточной коробке. Если включить передний
мост |
и понижающую передачу в |
раздаточной |
коробке |
|
(для |
преодоления труднопроходимого участка) |
при |
от |
|
ключенных передних колесах, то |
можно разрушить |
зад |
||
ний |
мост, так как в этом случае удвоенный раздаточной |
коробкой крутящий момент будет действовать только на задний мост.
Движение по разбитым грунтовым дорогам
Движение по разбитым, но сухим грунтовым дорогам
не является трудным для автомобилей УАЗ. На таких до рогах автомобили уверенно двигаются без включения пе реднего моста и понижающей передачи в раздаточной ко робке. Давление в шинах рекомендуется поддерживать
иа нижнем пределе. Это повышает плавность хода и сред нюю скорость движения.
Скорость движения автомобиля должна быть такой, чтобы при переезде неровностей не ощущалось жестких ударов в передней подвеске. Неровности дороги надо пе реезжать по возможности так, чтобы по ним проходили только правые или только левые колеса автомобиля.
Широкие ямы, выбоины, ухабы и другие неровности, расположенные поперек проезжей части, необходимо пе ресекать под углом. Это уменьшает тряску автомобиля и позволяет реже прибегать к тормозам. Если приходится тормозить перед какой-либо неровностью дороги, то в мо мент наезда на препятствие колеса должны быть растор можены, так как наезд на препятствие с заторможенными колесами, вызывает сильный удар в передней подвеске. Если такой удар все-таки произошел, внимательно осмот рите все детали переднего моста, рулевых тяг и рулевого механизма.
При движении по грязным разбитым дорогам необхо димо включить передний мост. Двигаясь по размокшей черноземной или глинистой профилированной дороге с выпуклым поперечным сечением, необходимо удержи вать автомобиль на гребне, т. е. посередине проезжей час ти. Двигаться вблизи обочины очень опасно, так как авто мобиль может попасть в кювет. Это чаще всего происхо дит на подъемах, когда водитель увеличивает тягу на ко лесах, открывая больше дроссельную заслонку. Чтобы этого избежать, надо перед преодолением подъема разо гнать автомобиль, насколько это позволяет дорога, и, ис
пользуя инерцию разгона, преодолеть подъем с умеренно]"! тягой на колесах.
Двигаться по размокшим дорогам лучше в натяг, но так, чтобы не было дерганий в трансмиссии. На таких до рогах не рекомендуется двигаться на низких передачах и повышенных оборотах двигателя, так как колеса легче
пробуксовывают и автомобиль начинает вести по дороге
30