Файл: Орлов, Э. Н. Особенности эксплуатации автомобилей УАЗ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

I — смеситель; 2 — кронштейн; 3 — головка цилиндров; 4 — распылитель; 5 — впускной трубопровод; 6 — карбюратор

Рис. 8. Кронштейн крепления смесителя пускового приспо­ собления

600

А-/1 Б-6

Рис. 9. Утеплитель радиатора автомобилей УАЗ-452:

/ — утеплитель; 2 — окантовка: 3 — специальная шаЛба; 4 — пи­ стон застежки; 5 — застежка

включить сцепление, одновременно нажимая на педаль управления дросселем. Как только двигатель заработает, необходимо сразу же выключить сцепление, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение и подать сигнал буксирующему автомобилю об остановке.

З а п р е щ а е т с я п у с к а т ь д в и г а т е л ь на

с к о ­

рос ти б у к с и р о в а н и я в ыше 20 км/ч.

 

14

 

 

 

М 332

 

ilit)

307

 

230

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

X-

X

/

 

 

 

 

; Строчки

 

 

X

 

у/ стетек у

 

 

 

7шаг 90-ЮОмн)

 

” X

X

X

 

L

 

 

ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ж

 

 

 

А-А

 

Рис. 10. Утеплитель радиатора автомобиля УАЗ-469:

1 — утеплитель; 2 — пряжка; 3 — окантовка; 4 — ремень; 5 — специальная шайба


П о д д е р ж а н и е т е п л о в о г о р е ж и м а д в и г а т е- л я. Наивыгоднейшим температурным режимом двигателя является такой, при котором температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя находится в пределах 80—90°С.

Поддержание правильного температурного режима двигателя значительно уменьшает износ двигателя и повы­ шает его экономичность. При непрогретом двигателе из-за большой вязкости масла увеличиваются потери мощности двигателя на трение, происходит смывание масла со сте­ нок цилиндров неиспарившпмся топливом, повышается износ цилиндров и поршневых колец, увеличивается рас­ ход топлива, а также отлагается большое количество смо­ листых компонентов на внутренних поверхностях двигате­ ля. При перегреве двигатель начинает детонировать, про­ исходит резкое понижение вязкости масла и как следствие появление задиров поршней и цилиндров, а также выплав­ ление вкладышей подшипников коленчатого вала.

Кроме того, необходимо учитывать, что система отоп­ ления автомобиля работает достаточно хорошо только при температуре охлаждающей жидкости выше 80°С.

Для поддержания температуры охлаждающей жид­ кости в указанных пределах в системе охлаждения имеет­ ся автоматически действующий термостат и перед радиа­ тором установлены жалюзи, управляемые водителем.

Система охлаждения двигателя автомобилей УАЗ, как и на всех автомобилях высокой проходимости, очень эффе­ ктивна и вполне обеспечивает эксплуатацию автомобилей в трудных дорожных условиях и в высокотемпературных районах страны. Однако эта система охлаждения имеет и свои недостатки: при отрицательных температурах дви­ гатель может быть постоянно переохлажденным. Так, при температуре окружающего воздуха ниже минус 15°С даже при закрытых жалюзи не всегда обеспечивается нормаль­ ный температурный режим двигателя и быстрый его про­ грев после пуска. Чтобы этого избежать, в зимний период

16

на облицовку радиатора, а на автомобилях УАЗ-469 и на капот необходимо установить специальные утеплители, сшитые из .материала автобим (ТУ 188—53Л) или искус­

ственной

кожи (ТУ 17-1041—73)

и поролона

толщиной

10 мм

(МРТУ 6-05-1150—68).

Утеплители

радиатора

(рис. 9,

10) закрепляются винтами 'крепления

облицовки

радиатора. Крепление утеплителя капота

автомобиля

УАЗ-469

ясно из рис. 11.

 

 

В особо суровых климатических районах, где темпера­ тура воздуха зимой опускается ниже минус 35°С, рекомен­ дуется снять, срезав заклепки, две противоположные или три (через одну) лопасти вентилятора системы охлажде­ ния. При этом необходимо сохранить геометрию крестови­ ны вентилятора, чтобы не нарушить балансировку.

Для охлаждения масла в системе смазки предусмотрен

масляный

радиатор, который включают, открывая кран,

в летний

период при температуре окружающего воздуха

выше плюс 20°С. Однако при движении автомобиля в осо­ бо тяжелых дорожных условиях даже при минусовых температурах необходимо открывать кран масляного ра­ диатора для охлаждения масла.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов имеется электрический указатель, датчик которого установлен в кронштейне водяного насоса и омы­ вается охлаждающей жидкостью, выходящей из головки блока цилиндров. Кроме того, на панели приборов имеется сигнальная лампочка, загорающаяся при повышении тем­ пературы охаждающей жидкости до 106—109°С. При за­ горании этой лампочки надо открыть жалюзи. Если же жалюзи были открыты, то немедленно остановить автомо­ биль, заглушить двигатель, предварительно проработав на малой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу и устранить причины перегрева.

О т о п л е н и е к а б и н ы и с а л о н а а в т о м о б и л я

на автомобилях УАЗ достаточно эффективное. Для отоп­ ления используется тепло жидкости системы охлаждения

17


IX У

1338

9LS!

СО

X

СО

 

со

 

Рис. 11. Утеплитель капота автомобиля УАЗ-469:

/ — утеплитель; 2 — окантовка; 3 — подкладка; 4 — держатель задЕтЛ ; 5 р

мень держателя; 6 — держатель передний; 7 — держатель боковой; 8 — капот

двигателя

 

двигателя. Нормальная работа системы отопления проис­ ходит при температуре воды не ниже 80°С. При более низ­ ких температурах воды отопители работают слабо.

При пуске холодного двигателя зимой следует до за­ ливки воды в систему охлаждения закрывать краник на головке цилиндров для предупреждения попадания холод­ ной воды в радиатор отопителя и ее замерзания в нем. Краник надо открывать только после прогрева двигателя. При открытии краника в радиатор системы охлаждения следует долить воду для заполнения радиатора отопителя.

Во время слива воды из системы охлаждения краник отопителя необходимо держать открытым.

В санитарных автомобилях и у автобуса задний отсек кузова обогревается с помощью самостоятельного отопи­ теля, который действует аналогично отопителю кабины водителя. Свежий воздух засасывается вентилятором через жалюзи в правой боковине кузова и нагревается от радиа­ тора отопителя, откуда поступает в задний отсек.

Для нормальной работы отопления необходимо каж­ дую осень промывать радиаторы отопителей и прочищать запорный краник и подводящие трубки. Зимой для лучше­ го сохранения тепла в кабине и салоне автомобиля реко­ мендуется утеплить пол и панели кабины и кузова, исполь­ зуя технический войлок или поролон. Для утепления салона автомобиля УАЗ-469 рекомендуется, кроме того, обшить тент и боковины тента с внутренней стороны бай­ ковым одеялом «ли ему подобной тканыо.

Эксплуатация автомобилей в условиях высоких температур

При эксплуатации автомобилей в условиях температур 30°С и выше предъявляется ряд требований к системам питания, охлаждения и применяемым эксплуатационным материалам.

20



Так, иногда возникают затруднения в пуске прогретого

двигателя после

непродолжительной

(10—15 мин) стоян­

ки автомобиля.

Это объясняется тем,

что при остановке

двигателя вентиляция подкапотного пространства прекра­ щается и за счет передачи тепла от двигателя карбюратор быстро нагревается до высоких температур. При этом топ­ ливо быстро испаряется (закипает) во всех каналах и по­ плавковой ка.мере карбюратора. Пары топлива выдавли­ вают .жидкое топливо через главную топливную систему и систему холостого хода карбюратора во впускной трубо­ провод. В результате этого создается слишком богатая рабочая смесь и пуск двигателя становится затруднительньш, а иногда и невозможным.

В последнее время введен ряд изменений в карбюра­ тор (включая разбалансировку поплавковой камеры),поз­ воливших уменьшить истечение топлива во впускной тру­ бопровод и тем самым улучшить пуск горячего двигателя.

С испарением топлива связана и неудовлетворитель­ ная работа горячего двигателя на холостом ходу. На хо­ лостом ходу расход топлива уменьшается, время прохож­ дения его по топливной системе увеличивается и как след­ ствие температура топлива возрастает. В результате топ­ ливо в топливопроводах начинает испаряться, появляются паровые пробки и топливный насос не обеспечивает пода­ чу топлива в карбюратор. Подобные отказы, как правило, возникают в жаркую погоду, после работы двигателя с полной нагрузкой и при применении летом зимних сортов

топлива.

Для обеспечения надежного пуска горячего двигателя, а также для исключения отказа в работе двигателя на хо­

лостом ходу рекомендуется:' применять при высоких температурах только летние

сорта топлива, фракционный состав которых обеспечива­ ет отсутствие паровых пробок в топливной системе двига­ теля, не вызывает затруднений в отношении пуска горяче­ го двигателя и работы двигателя на холостом ходу;

21

перед выключением зажигания

двигателя

(особенно

в тех случаях, когда он работал с

большой

нагрузкой)

следует дать ему поработать в течение нескольких минут при малой частоте вращения коленчатого вала для посте­ пенного охлаждения двигателя. Время работы зависит от степени .перегрева двигателя;

отрегулировать карбюратор на повышенную (порядка 700—800 об/мин) частоту вращения коленчатого вала;

пуск двигателя производить с приоткрытой дроссельной заслонкой;

принимать своевременные меры по обеспечению нор­ мального теплового режима двигателя (открыть жалюзи радиатора, отрегулировать натяжение ремня привода вен­

тилятора .11 т.

д.).

 

С и с т е м а

о х л а ж д е н и я двигателя

автомоби­

лей УАЗ достаточно эффективная и обеспечивает его ра­ боту в самых неблагоприятных условиях. При экслуатации автомобиля в высокотемпературных условиях можно дополнительно рекомендовать следующее.

При переводе автомобиля на летнюю эксплуатацию обязательно промыть систему охлаждения сильной струей чистой воды, подаваемой из водопровода. Двигатель и ра­

диатор промываются

раздельно, чтобы ржавчина, накипь

и осадок из рубашки

охлаждения двигателя не засоряли

радиатор. Перед промывкой двигателя необходимо вынуть

из патрубка термостат и вывернуть сливной

краник

из

блока цилиндров вместе со штуцером. Воду в

двигатель

подавать через патрубок термостата.

 

 

Использовать для промывки рубашки охлаждения

двигателя щелочные растворы запрещается, так как

они

вызывают коррозию алюминиевого сплава головки и бло­ ка цилиндров.

Радиатор промывают при закрытой пробке, подводя воду сначала к верхнему патрубку, чтобы удалить в пер­ вую очередь всю грязь, скопившуюся в нижнем бачке, а затем к нижнему патрубку. Промывать рубашку охлажде-

22