Файл: Орлов, Э. Н. Особенности эксплуатации автомобилей УАЗ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

просушить па открытом воздухе в течение 2—3 ч и затем простирать.

Ни в коем случае нельзя засасывать этилированный бензин ртом или продувать ртом топливопроводы, кана­ лы и жиклеры карбюратора.

П у с к о в а я ж и д к о с т ь . Для пуска холодного дви­ гателя при низких температурах без его предварительно­ го разогрева используется пусковая жидкость «Арктика». Пусковая жидкость эффективна при применении для си­ стемы смазки двигателя маловязких загущенных масел и отрегулированном на оптимальный пуск карбюраторе.

Подробно о применении пусковой жидкости было опи­

сано раньше.

 

С м а з о ч н ы е м а т е р и а л ы и

с п е ц и а л ь н ы е

жи д к о с т и . Качество масла — один из

решающих фак­

торов, определяющих работоспособность того пли иного узла. Характеризуется качество масла многими показате­ лями. Так, например, масла для двигателей должны отве­ чать следующим требованиям: сохранять вязкость во всем

диапазоне рабочих температур двигателя,

достаточную

для надежной смазки всех деталей двигателя;

иметь наи­

более низкую температуру застывания для

надежного

пуска холодного двигателя в зимний период эксплуатации; обладать хорошими моющими и диспергирующими свой­ ствами для уменьшения отложений лака, нагара и осад­ ков на деталях двигателя и для предотвращения пригорания поршневых колец; обладать достаточной стойкостью к окислению для уменьшения накопления в работающей масле продуктов окисления, составляющих основу нагара и отложений; не вызывать коррозии деталей двигателя; уменьшать износ трущихся поверхностей, не вспениваться; не содержать токсичных компонентов; защищать детали двигателя от коррозии при образовании на них влаги (во время длительного хранения автомобиля); иметь доступ­ ную цену и ряд других требований.

72

Качество современных трансмиссионных масел харак­ теризуется темн же требованиями, что и масла для двига­ телей. Они должны обладать высокими эксплуатационны­ ми свойствами и в первую очередь противозадирными,, противоизносными, противокоррозионными и вязкостными.

Перечисленные требования к маслам обеспечиваются выбором хорошей масляной основы и добавлением в неецелого комплекса присадок (вязкостной, моющей, депрессорной, противоокислительной, противокоррозионной, противопиттинговой, противопенной) в разных количествах в. зависимости от сорта и назначения масла.

Основные требования, которые предъявляют к автомо­ бильным пластичным (консистентным) смазкам, во мно­ гом сходны с требованиями к смазочным маслам. Смазки так же, как и масла, должны уменьшать износ трущихся* деталей и снижать трение, защищать металлические дета­ ли от коррозии, отводить тепло от трущихся поверхностей.

Для

д в и г а т е л е й рекомендуются следующие

масла.

Для

двигателей модели 451М, имеющих один

полно­

поточный бумажный масляный фильтр и устанавливаемых на семейство автомобилей УАЗ-469, автомобильным заво­ дом рекомендуются масла группы Г (ГОСТ 17479—72).

Это масла М-8Г, М-ЮГз и М-12Г (ТУ 38-1-267—69).

Масла группы Г предназначены для высокофорсиро­ ванных двигателей, содержат в оптимальных количествах высокозольные моющие, беззольные диспергирующие при­

садки,

а также

противоокислительные,

противоизносные,.

противопенные

и другие и

позволяют

эксплуатиро­

вать

двигатель

без смены

масла

до

пробега 6—

8 тыс. км.

Масло М-ЮГз •—загущенное, имеющее температуру за­ стывания минус 32°С, рекомендуется как всесезонное. Это масло как всесезонное можно рекомендовать и для райо­ нов строительства БАМ. Масло М-12Г — летнее н предназ­ начено в основном для применения при плюсовых темпе­ ратурах. Температура застывания этого масла минус 20°С..

73


Масло

М-8Г — зимнее,

температура застывания

ми­

нус 30°С.

 

 

 

 

Для районов БАМ с более суровым климатом рекомен­

дуется

применять

универсальное всесезонное маслоМ-бВз

(АСЗп-6) по ТУ

38-1-01-11—70, имеющее температуру

застывания минус 42°С.

 

 

 

Для двигателей модели 451, устанавливаемых на авто­

мобили семейств

УАЗ-452 и УАЗ-451М,

рекомендуются

масла

группы Б

(ГОСТ

17479—72). Представителями этой

группы масел в настоящее время являются

масла

АС-б,

АС-8 и АС-10 (ГОСТ 10541—63). Эти масла предназна­ чены для среднефорсированных двигателей, имеют селек­ тивную очистку и содержат высококачественную противоизносную присадку ВНИИ НП-360.

Температура застывания масла АС-8, рекомендуемого для этих двигателей как всесезонное, минус 25°С. Летнее масло АС-10 и зимнее АС-6 имеют соответственно темпера­ туры застывания минус 15 п минус 30°С.

При зимнем хранении автомобилей в теплых гаражах, а также при пользовании предпусковым разогревом двига­ теля указанные масла могут практически использоваться во всех районах БАМ. При безгаражном хранении автомо­ билей лучшим маслом для зимнего периода на БАМ для двигателей модели 451 является масло АСЗп-10 (ТУ 38-1-

01-267—72),

имеющее температуру замерзания ми­

нус 36°С.

рекомендуемые для двигателей модели 451,

Все масла,

могут использоваться как заменители на двигателях моде­ ли 451М, но в таком случае смену масла в картере двига­ теля необходимо производить не через 6—8 тыс. км про­ бега, а через 3—4 тыс. км с одновременной сменой филь­ трующего элемента.

Для к а р т е р о в к о р о б к и п е р е д а ч , р а з д а т о ч - н о й к о р о б к и , г л а в н о й п е р е д а ч и п е р е д н е г о и

з а д н е г о мостов , к о л е с н ы х

р е д у к т о р о в и

ру­

л е в о г о у п р а в л е н и я для лета

и в переходные

перио-

7-1


ды года автозаводом рекомендуется масло трансмиссион­ ное автомобильное ТАп-15В (ТУ 38. 101. 176—71). Темпе­ ратура его застывания минус 30°С.

Масло — высококачественное, содержит 6% противоизносной п противозадирной присадки ОТП и 1% депрессорной присадки. Вырабатывается взамен трансмиссионного масла ТАп-15.

Для зимы (при температурах ниже минус 20°С) реко­

мендуется северное

трансмиссионное

масло

ТС-Ю-ОТП

(ТУ 38. 101148—71).

Масло содержит

7—9%

присадки

ОТП, депрессатор и антипенную присадку. Вырабатывает­ ся взамен масла ТАп-10. По противозадирным свойствам масло ТС-Ю-ОТП несколько превосходит масло ТАп-15В. Вязкость масла при 100°С не менее 10 сСт, температура застывания не выше минус 40°С. Масло обеспечивает троганне машин при температурах окружающего воздуха до минус 45°С. В районах строительства БАМ это масло мож­ но рекомендовать как всесезонное.

Масла ТАп-15В и ТС-Ю-ОТП совместимы друг с дру­ гом, что позволяет проводить сезонную замену масла без промывки агрегатов. Эти смазки вполне отвечают темпе­ ратурным условиям большинства районов строительства БАМ. Для понижения температуры застывания указанных смазок их можно разбавлять дизельным топливом. Так, при температурах окружающего воздуха до минус 35°С картеры указанных узлов можно заправлять смесью мас­

ла ТАп-15В с 7-10% дизельного топлива ДА

(ДЗ), а при

температурах до —50°С — смесыо масла

ТС-Ю-ОТП с

7—10% дизельного топлива ДА (ДЗ). При этом надо пом­ нить, что при таком разбавлении процентное содержание присадки падает, приводя к ухудшению протпвоизносных характеристик масла.

Для районов БАМ с наиболее суровым климатом луч­ шим трансмиссионным маслом является арктическое мас­ ло ТСз-9 (ТУ 38. 101386—73). Оно содержит около 6% противопзносной п противозадирной присадки ЛЗ-309/2,

75

ингибитор ржавления, депрессатор и антипенную присадку. Это масло обеспечивает трогание автомобиля при тем­ пературе окружающего воздуха до минус 55°С. После про­ бега 6—8 тыс. км вязкость масла необратимо снижается с 9 до 5—6 сСТ при 100°С за счет разрыва молекул поли­ мера. В связи с этим необходимо наблюдение за состоя­ нием сальников и уплотнительных материалов с целью предупреждения вытекания масла.

При отсутствии вышеперечисленных масел можно реко­ мендовать масла ТАп-15 летом и в переходные периоды и ТАп-10 зимой (ГОСТ 8412—67) с температурами засты­ вания соответственно минус 20 и минус 30°С. Масло ТАп-10 может быть заменено смесью масла ТАп-15 с 7—10% ди­ зельного топлива марок ДЗ, ДА или ДСА. При температу­ рах ниже минус 30°С следует разбавлять таким же коли­ чеством дизельного топлива и масло ТАп-10.

В крайнем случае в летний период можно применять автотракторное масло зимнее (ГОСТ 542—67) или авто­ мобильное трансмиссионное масло (ГОСТ 3781—67), имеющие температуру застывания минус 20°С. Можно ис­ пользовать эти масла и в переходные периоды года. Зи­ мой для повышения низкотемпературных свойств их также можно разбавлять дизельным топливом из расчета при­ мерно 10% топлива на 10°С понижения температуры.

Ш а р н и р ы и ш л и ц ы п е р е д н е г о и з а д н е г о к а р д а н н ы х в а л о в до 1976 г. завод рекомендовал сма­ зывать трансмиссионными маслами ТАп-15В иТС-Ю-ОТП. После проведения комплекса испытаний начиная с 1976 г., завод рекомендует для смазки шарниров п шлиц кардан­ ных валов смазку Лптол-24 (ТУ 38. 101139—71). Литол-24 представляет собой литиевую смазку на мылах окспстеа-

риновой кислоты.

 

положительные качества

как

Эта смазка сочетает в себе

натриевых (1-13,

ЯНЗ-2), так и кальциевых

(соли­

дол

С, прессолидол С)

консистентных смазок, т. е.

имеет

высокую температуру

плавления

и почти не растворяется

76


в воде. Кроме того, Литол-24 имеет хорошие низкотемпера­ турные свойства.

Дефицитность сырья для производства этой смазки по­ ка препятствует широкому ее использованию на автомо­ билях, и поэтому она рекомендована к применению толь­

ко на легковых автомобилях. Смазки ТС-Ю-ОТП

и

 

Ли-

тол-24 можно применять всесезонно.

 

 

 

и

з а д ­

Для п о д ш и п н и к о в

с т у п и ц п е р е д н и х

них

колес ,

п о д ш и п н и к о в

в о д я н о г о

н а с о с а ,

пе­

р е д н е г о п о д ш и п н и к а п е р в и ч н о г о в а л а

 

ко­

р о б к и п е р е д а ч ,

п о д ш и п н и к а

в ы к л ю ч е н и я

с ц е п л е н и я ,

п о д ш и п н и к а

в а л а

 

р у л е в о г о

к оле с а ,

в а л и к а

п е д а л е й

с ц е п л е н и я

и т о р м о ­

за, о с е й п р о м е ж у т о ч н ы х

р ы ч а г о в п р и в о д а

к о р о б к и

п е р е д а ч и с ц е п л е н и я ,

оси

р ы ч а г о в

п е р е к л ю ч е н и я р а з д а т о ч н о й

к о р о бк и ,

 

ша р ­

н ир о в р у л е в ы х

т яг

(кроме

шарниров

автомобиля

УАЗ-469)

и б у к с и р н о г о п р и б о р а

всесезонно

реко­

мендуется смазка Литол-24.

 

 

вышеперечислен­

Заменителями смазки Литол-24 для

ных точек смазки всесезонно

в

районах

строительства

БАМ

рекомендуется

пресс-солидол

С

и

солидол

С

(ГОСТ 4366—67) для шарниров рулевых тяг, буксирного прибора, валика педалей тормоза и сцепления, осей про­ межуточных рычагов привода коробки передач и сцепле­ ния; осп рычагов переключения раздаточной коробки и смазка автомобильная ЯНЗ-2 (ГОСТ 9432—60) или смаз­ ка 1-13 жировая (ГОСТ 1631—68) для остальных точек.

Применять смазки солидол С и пресс-солидол С вместо

смазок ЯНЗ-2 и 1-13 и наоборот нельзя, так как они

об­

ладают разными качествами. Солидолы нерастворимы

в

воде, хорошо защищают от коррозии металлические дета­ ли в условиях высокой влажности и при контакте с водой. Однако при температуре 65—75°С происходит необрати­ мое разрушение солидола. Смазки ЯНЗ-2 и 1-13, наоборот, разрушаются в воде, но сохраняют работоспособность при

77


температурах до 100°С. Поэтому солидолы рекомендуются для смазки узлов, которые не нагреваются в процессе ра­ боты и не защищены от попадания воды, а смазки ЯНЗ-2

и 1-13 — для узлов, которые

имеют значительные рабочие

температуры и защищены от влаги.

 

 

 

 

 

Ш а р н и р ы

р у л е в ы х

т я г

автомобиля УАЗ-469 гер­

метически

уплотнены,

и рекомендуемая для

них

все­

сезонно

консистентная

смазка

ВНИИ

в

НП-212'

(МРТУ 38-1-153—64)

обеспечивает

работу

течение

1—2 лет или пробег 50 тыс. км без смены

и

добавления

смазки. Необходимо

периодически

проверять

 

состояние-

резиновых уплотнительных чехлов н при разрушении

за­

менять их.

 

 

 

 

НП-242

для

шарниров

Заменителями смазки ВНИИ

рулевых

тяг

автомобиля

УАЗ-469 являются

смазки

ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267—74) и УНИОЛ-Зм

 

(ТУ 38-4-

.0М 4—74). Смазку

ЦИАТИМ-201

готовят

 

загущением

маловязкого масла МВП литиевыми мылами. Смазка ра­ ботоспособна при температурах от минус 60 до плюс 80—90°С. Имеет очень хорошие низкотемпературные свойства, влагостойка. Смазка УНИОЛ-Зм является уни­

версальной многофункциональной,

способной обеспечить

работу практически всех узлов трения

автомобиля. Уни­

версальность

этой смазке

придает

загуститель,

которым

являются

комплексные

соединения

(мыла)

жирных кис­

лот. Из-за дефицитности сырья эта

смазка

вырабатыва­

ется

в

ограниченных

количествах

и

рекомендуется

только

для

автомобилей,

эксплуатирующихся

на -Се­

вере.

Для передних и задних рессор используется специаль­ ная графитная смазка УСсА (ГОСТ 3333—68). При отсут­

ствии графитной смазки ее

можно приготовить,

добавив

в нагретый до температуры

50°С синтетический

солидол

30% графита «П» и 40% любого трансмиссионного авто­ мобильного масла. Смазываются рессоры при появлении скрипа.

78