Файл: Орлов, Э. Н. Особенности эксплуатации автомобилей УАЗ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
просушить па открытом воздухе в течение 2—3 ч и затем простирать.
Ни в коем случае нельзя засасывать этилированный бензин ртом или продувать ртом топливопроводы, кана лы и жиклеры карбюратора.
П у с к о в а я ж и д к о с т ь . Для пуска холодного дви гателя при низких температурах без его предварительно го разогрева используется пусковая жидкость «Арктика». Пусковая жидкость эффективна при применении для си стемы смазки двигателя маловязких загущенных масел и отрегулированном на оптимальный пуск карбюраторе.
Подробно о применении пусковой жидкости было опи
сано раньше. |
|
С м а з о ч н ы е м а т е р и а л ы и |
с п е ц и а л ь н ы е |
жи д к о с т и . Качество масла — один из |
решающих фак |
торов, определяющих работоспособность того пли иного узла. Характеризуется качество масла многими показате лями. Так, например, масла для двигателей должны отве чать следующим требованиям: сохранять вязкость во всем
диапазоне рабочих температур двигателя, |
достаточную |
для надежной смазки всех деталей двигателя; |
иметь наи |
более низкую температуру застывания для |
надежного |
пуска холодного двигателя в зимний период эксплуатации; обладать хорошими моющими и диспергирующими свой ствами для уменьшения отложений лака, нагара и осад ков на деталях двигателя и для предотвращения пригорания поршневых колец; обладать достаточной стойкостью к окислению для уменьшения накопления в работающей масле продуктов окисления, составляющих основу нагара и отложений; не вызывать коррозии деталей двигателя; уменьшать износ трущихся поверхностей, не вспениваться; не содержать токсичных компонентов; защищать детали двигателя от коррозии при образовании на них влаги (во время длительного хранения автомобиля); иметь доступ ную цену и ряд других требований.
72
Качество современных трансмиссионных масел харак теризуется темн же требованиями, что и масла для двига телей. Они должны обладать высокими эксплуатационны ми свойствами и в первую очередь противозадирными,, противоизносными, противокоррозионными и вязкостными.
Перечисленные требования к маслам обеспечиваются выбором хорошей масляной основы и добавлением в неецелого комплекса присадок (вязкостной, моющей, депрессорной, противоокислительной, противокоррозионной, противопиттинговой, противопенной) в разных количествах в. зависимости от сорта и назначения масла.
Основные требования, которые предъявляют к автомо бильным пластичным (консистентным) смазкам, во мно гом сходны с требованиями к смазочным маслам. Смазки так же, как и масла, должны уменьшать износ трущихся* деталей и снижать трение, защищать металлические дета ли от коррозии, отводить тепло от трущихся поверхностей.
Для |
д в и г а т е л е й рекомендуются следующие |
масла. |
Для |
двигателей модели 451М, имеющих один |
полно |
поточный бумажный масляный фильтр и устанавливаемых на семейство автомобилей УАЗ-469, автомобильным заво дом рекомендуются масла группы Г (ГОСТ 17479—72).
Это масла М-8Г, М-ЮГз и М-12Г (ТУ 38-1-267—69).
Масла группы Г предназначены для высокофорсиро ванных двигателей, содержат в оптимальных количествах высокозольные моющие, беззольные диспергирующие при
садки, |
а также |
противоокислительные, |
противоизносные,. |
||
противопенные |
и другие и |
позволяют |
эксплуатиро |
||
вать |
двигатель |
без смены |
масла |
до |
пробега 6— |
8 тыс. км.
Масло М-ЮГз •—загущенное, имеющее температуру за стывания минус 32°С, рекомендуется как всесезонное. Это масло как всесезонное можно рекомендовать и для райо нов строительства БАМ. Масло М-12Г — летнее н предназ начено в основном для применения при плюсовых темпе ратурах. Температура застывания этого масла минус 20°С..
73
Масло |
М-8Г — зимнее, |
температура застывания |
ми |
||
нус 30°С. |
|
|
|
|
|
Для районов БАМ с более суровым климатом рекомен |
|||||
дуется |
применять |
универсальное всесезонное маслоМ-бВз |
|||
(АСЗп-6) по ТУ |
38-1-01-11—70, имеющее температуру |
||||
застывания минус 42°С. |
|
|
|
||
Для двигателей модели 451, устанавливаемых на авто |
|||||
мобили семейств |
УАЗ-452 и УАЗ-451М, |
рекомендуются |
|||
масла |
группы Б |
(ГОСТ |
17479—72). Представителями этой |
||
группы масел в настоящее время являются |
масла |
АС-б, |
АС-8 и АС-10 (ГОСТ 10541—63). Эти масла предназна чены для среднефорсированных двигателей, имеют селек тивную очистку и содержат высококачественную противоизносную присадку ВНИИ НП-360.
Температура застывания масла АС-8, рекомендуемого для этих двигателей как всесезонное, минус 25°С. Летнее масло АС-10 и зимнее АС-6 имеют соответственно темпера туры застывания минус 15 п минус 30°С.
При зимнем хранении автомобилей в теплых гаражах, а также при пользовании предпусковым разогревом двига теля указанные масла могут практически использоваться во всех районах БАМ. При безгаражном хранении автомо билей лучшим маслом для зимнего периода на БАМ для двигателей модели 451 является масло АСЗп-10 (ТУ 38-1-
01-267—72), |
имеющее температуру замерзания ми |
нус 36°С. |
рекомендуемые для двигателей модели 451, |
Все масла, |
могут использоваться как заменители на двигателях моде ли 451М, но в таком случае смену масла в картере двига теля необходимо производить не через 6—8 тыс. км про бега, а через 3—4 тыс. км с одновременной сменой филь трующего элемента.
Для к а р т е р о в к о р о б к и п е р е д а ч , р а з д а т о ч - н о й к о р о б к и , г л а в н о й п е р е д а ч и п е р е д н е г о и
з а д н е г о мостов , к о л е с н ы х |
р е д у к т о р о в и |
ру |
л е в о г о у п р а в л е н и я для лета |
и в переходные |
перио- |
7-1
ды года автозаводом рекомендуется масло трансмиссион ное автомобильное ТАп-15В (ТУ 38. 101. 176—71). Темпе ратура его застывания минус 30°С.
Масло — высококачественное, содержит 6% противоизносной п противозадирной присадки ОТП и 1% депрессорной присадки. Вырабатывается взамен трансмиссионного масла ТАп-15.
Для зимы (при температурах ниже минус 20°С) реко
мендуется северное |
трансмиссионное |
масло |
ТС-Ю-ОТП |
(ТУ 38. 101148—71). |
Масло содержит |
7—9% |
присадки |
ОТП, депрессатор и антипенную присадку. Вырабатывает ся взамен масла ТАп-10. По противозадирным свойствам масло ТС-Ю-ОТП несколько превосходит масло ТАп-15В. Вязкость масла при 100°С не менее 10 сСт, температура застывания не выше минус 40°С. Масло обеспечивает троганне машин при температурах окружающего воздуха до минус 45°С. В районах строительства БАМ это масло мож но рекомендовать как всесезонное.
Масла ТАп-15В и ТС-Ю-ОТП совместимы друг с дру гом, что позволяет проводить сезонную замену масла без промывки агрегатов. Эти смазки вполне отвечают темпе ратурным условиям большинства районов строительства БАМ. Для понижения температуры застывания указанных смазок их можно разбавлять дизельным топливом. Так, при температурах окружающего воздуха до минус 35°С картеры указанных узлов можно заправлять смесью мас
ла ТАп-15В с 7-10% дизельного топлива ДА |
(ДЗ), а при |
температурах до —50°С — смесыо масла |
ТС-Ю-ОТП с |
7—10% дизельного топлива ДА (ДЗ). При этом надо пом нить, что при таком разбавлении процентное содержание присадки падает, приводя к ухудшению протпвоизносных характеристик масла.
Для районов БАМ с наиболее суровым климатом луч шим трансмиссионным маслом является арктическое мас ло ТСз-9 (ТУ 38. 101386—73). Оно содержит около 6% противопзносной п противозадирной присадки ЛЗ-309/2,
75
ингибитор ржавления, депрессатор и антипенную присадку. Это масло обеспечивает трогание автомобиля при тем пературе окружающего воздуха до минус 55°С. После про бега 6—8 тыс. км вязкость масла необратимо снижается с 9 до 5—6 сСТ при 100°С за счет разрыва молекул поли мера. В связи с этим необходимо наблюдение за состоя нием сальников и уплотнительных материалов с целью предупреждения вытекания масла.
При отсутствии вышеперечисленных масел можно реко мендовать масла ТАп-15 летом и в переходные периоды и ТАп-10 зимой (ГОСТ 8412—67) с температурами засты вания соответственно минус 20 и минус 30°С. Масло ТАп-10 может быть заменено смесью масла ТАп-15 с 7—10% ди зельного топлива марок ДЗ, ДА или ДСА. При температу рах ниже минус 30°С следует разбавлять таким же коли чеством дизельного топлива и масло ТАп-10.
В крайнем случае в летний период можно применять автотракторное масло зимнее (ГОСТ 542—67) или авто мобильное трансмиссионное масло (ГОСТ 3781—67), имеющие температуру застывания минус 20°С. Можно ис пользовать эти масла и в переходные периоды года. Зи мой для повышения низкотемпературных свойств их также можно разбавлять дизельным топливом из расчета при мерно 10% топлива на 10°С понижения температуры.
Ш а р н и р ы и ш л и ц ы п е р е д н е г о и з а д н е г о к а р д а н н ы х в а л о в до 1976 г. завод рекомендовал сма зывать трансмиссионными маслами ТАп-15В иТС-Ю-ОТП. После проведения комплекса испытаний начиная с 1976 г., завод рекомендует для смазки шарниров п шлиц кардан ных валов смазку Лптол-24 (ТУ 38. 101139—71). Литол-24 представляет собой литиевую смазку на мылах окспстеа-
риновой кислоты. |
|
положительные качества |
||
как |
Эта смазка сочетает в себе |
|||
натриевых (1-13, |
ЯНЗ-2), так и кальциевых |
(соли |
||
дол |
С, прессолидол С) |
консистентных смазок, т. е. |
имеет |
|
высокую температуру |
плавления |
и почти не растворяется |
76
в воде. Кроме того, Литол-24 имеет хорошие низкотемпера турные свойства.
Дефицитность сырья для производства этой смазки по ка препятствует широкому ее использованию на автомо билях, и поэтому она рекомендована к применению толь
ко на легковых автомобилях. Смазки ТС-Ю-ОТП |
и |
|
Ли- |
||||||||||
тол-24 можно применять всесезонно. |
|
|
|
и |
з а д |
||||||||
Для п о д ш и п н и к о в |
с т у п и ц п е р е д н и х |
||||||||||||
них |
колес , |
п о д ш и п н и к о в |
в о д я н о г о |
н а с о с а , |
пе |
||||||||
р е д н е г о п о д ш и п н и к а п е р в и ч н о г о в а л а |
|
ко |
|||||||||||
р о б к и п е р е д а ч , |
п о д ш и п н и к а |
в ы к л ю ч е н и я |
|||||||||||
с ц е п л е н и я , |
п о д ш и п н и к а |
в а л а |
|
р у л е в о г о |
|||||||||
к оле с а , |
в а л и к а |
п е д а л е й |
с ц е п л е н и я |
и т о р м о |
|||||||||
за, о с е й п р о м е ж у т о ч н ы х |
р ы ч а г о в п р и в о д а |
||||||||||||
к о р о б к и |
п е р е д а ч и с ц е п л е н и я , |
оси |
р ы ч а г о в |
||||||||||
п е р е к л ю ч е н и я р а з д а т о ч н о й |
к о р о бк и , |
|
ша р |
||||||||||
н ир о в р у л е в ы х |
т яг |
(кроме |
шарниров |
автомобиля |
|||||||||
УАЗ-469) |
и б у к с и р н о г о п р и б о р а |
всесезонно |
реко |
||||||||||
мендуется смазка Литол-24. |
|
|
вышеперечислен |
||||||||||
Заменителями смазки Литол-24 для |
|||||||||||||
ных точек смазки всесезонно |
в |
районах |
строительства |
||||||||||
БАМ |
рекомендуется |
пресс-солидол |
С |
и |
солидол |
С |
(ГОСТ 4366—67) для шарниров рулевых тяг, буксирного прибора, валика педалей тормоза и сцепления, осей про межуточных рычагов привода коробки передач и сцепле ния; осп рычагов переключения раздаточной коробки и смазка автомобильная ЯНЗ-2 (ГОСТ 9432—60) или смаз ка 1-13 жировая (ГОСТ 1631—68) для остальных точек.
Применять смазки солидол С и пресс-солидол С вместо
смазок ЯНЗ-2 и 1-13 и наоборот нельзя, так как они |
об |
ладают разными качествами. Солидолы нерастворимы |
в |
воде, хорошо защищают от коррозии металлические дета ли в условиях высокой влажности и при контакте с водой. Однако при температуре 65—75°С происходит необрати мое разрушение солидола. Смазки ЯНЗ-2 и 1-13, наоборот, разрушаются в воде, но сохраняют работоспособность при
77
температурах до 100°С. Поэтому солидолы рекомендуются для смазки узлов, которые не нагреваются в процессе ра боты и не защищены от попадания воды, а смазки ЯНЗ-2
и 1-13 — для узлов, которые |
имеют значительные рабочие |
|||||||||
температуры и защищены от влаги. |
|
|
|
|
|
|||||
Ш а р н и р ы |
р у л е в ы х |
т я г |
автомобиля УАЗ-469 гер |
|||||||
метически |
уплотнены, |
и рекомендуемая для |
них |
все |
||||||
сезонно |
консистентная |
смазка |
ВНИИ |
в |
НП-212' |
|||||
(МРТУ 38-1-153—64) |
обеспечивает |
работу |
течение |
|||||||
1—2 лет или пробег 50 тыс. км без смены |
и |
добавления |
||||||||
смазки. Необходимо |
периодически |
проверять |
|
состояние- |
||||||
резиновых уплотнительных чехлов н при разрушении |
за |
|||||||||
менять их. |
|
|
|
|
НП-242 |
для |
шарниров |
|||
Заменителями смазки ВНИИ |
||||||||||
рулевых |
тяг |
автомобиля |
УАЗ-469 являются |
смазки |
||||||
ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267—74) и УНИОЛ-Зм |
|
(ТУ 38-4- |
||||||||
.0М 4—74). Смазку |
ЦИАТИМ-201 |
готовят |
|
загущением |
маловязкого масла МВП литиевыми мылами. Смазка ра ботоспособна при температурах от минус 60 до плюс 80—90°С. Имеет очень хорошие низкотемпературные свойства, влагостойка. Смазка УНИОЛ-Зм является уни
версальной многофункциональной, |
способной обеспечить |
||||||||
работу практически всех узлов трения |
автомобиля. Уни |
||||||||
версальность |
этой смазке |
придает |
загуститель, |
которым |
|||||
являются |
комплексные |
соединения |
(мыла) |
жирных кис |
|||||
лот. Из-за дефицитности сырья эта |
смазка |
вырабатыва |
|||||||
ется |
в |
ограниченных |
количествах |
и |
рекомендуется |
||||
только |
для |
автомобилей, |
эксплуатирующихся |
на -Се |
вере.
Для передних и задних рессор используется специаль ная графитная смазка УСсА (ГОСТ 3333—68). При отсут
ствии графитной смазки ее |
можно приготовить, |
добавив |
в нагретый до температуры |
50°С синтетический |
солидол |
30% графита «П» и 40% любого трансмиссионного авто мобильного масла. Смазываются рессоры при появлении скрипа.
78