Файл: Орлов, Э. Н. Особенности эксплуатации автомобилей УАЗ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а также температурные пределы работоспособности дви­ гателей на этих топливах.

Как видно из таблицы, температурные пределы рабо­ тоспособности двигателей довольно значительно изменя­ ются при применении летнего или зимнего сортов бензи­ на, имеющих разный фракционный состав.

При применении летнего бензина зимой при темпера­ турах воздуха ниже —15°С двигатель практически не пускается без подогрева топлива и впускного коллектора. На зимнем же сорте бензина двигатель уверенно пускает­ ся при температурах до —25°С. Если же летом применя­ ется зимний сорт топлива, то при движении ' автомобиля по тяжелым дорогам в топливопроводах образуются па­ ровые пробки, которые приводят к прекращению подачи топлива и остановке двигателя.

Помимо этого, если бензин по фракционному составу не отвечает сезону, то увеличивается время разогрева дви­ гателя. При этом двигатель работает неустойчиво, с пере­ боями и останавливается.

Оптимальная приемистость двигателя достигается в том случае, если испаряемость топлива обеспечивает создание топливо-воздушной смеси в отношении 1:12. При таком соотношении двигатель развивает наибольшую мощность. При применении зимой летнего сорта бензина, имеющего худшую испаряемость, образуется более бедный состав топливо-воздушной смеси, в результате мощность двига­ теля понижается, а время разгона увеличивается. Кроме того применение бензина с плохой испаряемостью приво­ дит к повышенному износу деталей двигателя из-за смы­ вания смазки с трущихся поверхностей неиспарившимся топливом.

Из всего сказанного видно, насколько важно своев­

ременно переходить на сорт бензина, соответствующий се­ зону.

То же относится и к маслам. Своевременный переход с летних на зимние сорта масел и, наоборот, с зимних на

66

летние позволит не только поддерживать автомобиль в технической готовности и снизить износы основных тру­ щихся деталей, но и сэкономить топливо. Применение зимних сортов масел в жаркий летний период, а летних сортов зимой крайне нежелательно, так как в первом случае из-за чрезмерного понижения вязкости масел при нагревании ухудшается смазка подшипников (что может привести к выходу их из строя), а вс втором •— затрудня­ ется или становится невозможным пуск двигателя, трогание с места автомобиля и его движение. Например, при снижении температуры воздуха с плюс 5°С до минус 20°С у автомобилей 4X4 сопротивление движению на лет­

нем трансмиссионном масле

возрастает примерно в 10

раз.

при эксплуатации автомо­

Значительные осложнения

билей в условиях низких температур связаны с образова­ нием в бензинах кристалликов льда. Вода в бензине мо­ жет находиться в растворенном и свободном состоянии. Количество воды в бензине в растворенном состоянии не­ большое и зависит от температуры и влажности воздуха, от атмосферного давления. Изменения температуры бен­ зина и воздуха, влажности воздуха и атмосферного дав­ ления приводит к изменению содержания воды в бензине. При недостатке воды в бензине происходит поглощение влаги из воздуха, а, в свою очередь, излишняя влага из

бензина переходит в воздух.

Если охлаждение бензина происходит очень быстро и при отрицательных температурах, то вода не успевает пе­ рейти из бензина в воздух и выделяется в виде кристал­ ликов льда. Эти кристаллики оседают на фильтрующих элементах топливных фильтров и ухудшают подачу топ­ лива в карбюратор. Иногда подача топлива совсем пре­ кращается.

Для предотвращения подобных случаев в эксплуата­ ции можно рекомендовать следующее: чаще сливать от­ стой из топливных баков и фильтров; при возвращении из

67


рейса полностью заправлять топливные баки во избежа­ ние инееобразования на их внутренних стенках; заправ­ лять баки закрытой струей с помощью шланга и установ­ ленным фильтром; утеплять топливные баки с помощью асбестового полотна толщиной 4 — 6 мм или термоизоля­ ционной обмазки. Обмазку'готовят на воде из следующих компонентов: жидкое стекло 5%, огнеупорная глина 20, сухие древесные опилки 40 и мука или асбестовая крош­ ка 35%.

Особое внимание

при

низких температурах

следует

уделять содержанию

и

обслуживанию

аккумуляторной

батареи.

с завода автомобилях

УАЗ

устанав­

На отгружаемых

ливаются аккумуляторные батареи с одинаковой в любое время года плотностью электролита, равной 1,270. Для районов строительства БАМ, имеющих резко континен­ тальный климат с температурой зимой ниже минус 40°С, рекомендуется зимой поддерживать плотность электроли­ та 1,310, а летом 1,270. Для районов с температурой до минус 40°С рекомендуется поддерживать круглый год плотность 1,290.

Доведение плотности электролита до рекомендуемых величин производят доливкой электролита плотностью 1,4 или дистиллированной воды. Доливать электролит плот­ ностью 1,4 можно только в том случае, если батарея пол­ ностью заряжена и плотность электролита достигла пос­ тоянной величины. Измерять плотность электролита в ак­ кумуляторах сразу после долива в них воды или элект­ ролита нельзя; в этом случае батарею надо подвергнуть непродолжительной зарядке небольшим током или дать ей постоять 1 — 2 ч для того, чтобы плотность электроли­ та во всех банках стала одинаковой.

Плотность электролита характеризует степень зара­ женности батареи. В зависимости от степени разрядки ба­ тареи плотность электролита (приведенная к 15°С) будет следующая:

68

Полностью заряженная

 

1,310

1,290

1,030

Разряженная на 25%

 

1,270

1,250

1,6Ю

Разряженная на 50%

 

1,230

1,210

1,722

Таким образом, зная исходную плотность электролита,

можно приблизительно

определить,

на сколько

процен­

тов разряжена батарея.

Батарею,

разряженную

более

чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, необходимо поставить на подзарядку.

С понижением температуры электролита

емкость ак­

кумуляторной батареи понижается.

Например,

емкость

батареи при минус 18°С и большом

разрядном токе (пуск

двигателя) будет в 4 раза меньше,

чем

при

темпера­

туре электролита плюс 30°С. Это приводит к затруднени­ ям пуска двигателя, особенно холодного. Поэтому акку­ муляторную батарею зимой утепляют, помещая ее в ме­ таллический ящик с выложенными войлоком стенками, и обогревают, подводя к ним теплый воздух из подкапот­ ного пространства. Можно также рекомендовать установ­ ку двух аккумуляторных батарей, соединяя их параллель­ но, как это делается Ульяновским автозаводом на север­ ном санитарном автомобиле УАЗ-452АС. Разогревать ак­ кумуляторную батарею с целью повышения ее емкости и расплавлять мастику открытым пламенем запрещается. Это может привести к взрыву газов, которые скапливают­ ся внутри бака. Устранять трещины в мастике, появляю­ щиеся от воздействия низкой температуры, можно нагре­ той металлической лопаткой или паяльником.

В условиях особо низких температур сильно ухудшают­ ся упругие свойства резины. При температуре минус 45°С резина практически теряет эластичность и сравнительно легко разрушается под действием ударных нагрузок. Особенно страдают от этого шины, ремень привода гене­ ратора и водяного насоса, гибкие шланги тормозов, бу­ фера рессор, уплотнители дверей и другие детали.

Поэтому при эксплуатации автомобилей при темпера­ турах ниже минус 45°С рекомендуется:

69


применять по возможности резиновые детали, изготов­ ленные из специальных морозостойких смесей;

после

длительной

стоянки

автомобиля

на открытом

воздухе

движение начинать

плавно, в течение первых

15—20 мин двигаться

с малой

скоростью

(10—20 км/ч),

объезжая дорожные препятствия, а затем постепенно уве­ личивать скорость;

при стоянке автомобиля на открытом воздухе во время

очередного прогрева двигателя

перемещать

 

автомобиль

на 30—40 см для предотвращения образования

на шинах

деформированного участка;

прогреть

ремень

вентилято­

перед пуском двигателя

ра любым доступным способом

(горячей водой и т. п.);

движение автомобиля

начинать

после

прогрева

не

только двигателя, но и салона автомобиля.

 

бездорожья

При эксплуатации автомобиля

в

условиях

и плохих дорог (весной и осенью),

когда узлы

шасси авто­

мобиля постоянно находятся под воздействием

влаги

и

грязи, особое значение приобретает

периодичность и

ре­

гулярность смазки узлов шасси. Всякий раз после возвра­ щения автомобиля из длительного рейса его необходимо вымыть (включая и тормозные барабаны) и тщательно прошприцевать все точки согласно указаниям карты смазки автомобиля. Кроме того, необходимо проверить, нет ли в агрегатах шасси воды. При попадании воды в аг­ регаты смазка становится более светлой. Смазку, содер­ жащую воду, необходимо заменить.

Применяемые эксплуатационные материалы

Отличие климатических условий в районах строитель­ ства БАМ от районов с умеренным климатом и своеобра­ зие организации эксплуатации и хранения автомобилей требуют применения специальных северных сортов топ­ лив, масел и жидкостей.

70



Т о п л и в о . Для двигателей автомобилей

УАЗ

реко­

мендуется бензин А-72 или А-76 зимние и

летние

сорта.

В тяжелых дорожных условиях следует применять

только

бензин А-76, обладающий лучшими антпдетонацноннымн качествами.

В зимний период, когда пуск холодного двигателя зат­ руднен из-за повышения вязкости моторного масла и по­ нижения емкости аккумуляторной батареи, необходимо применять только зимние (северные) сорта бензинов по ГОСТ 2084—67, которые имеют лучшие пусковые качества. Фракционный состав зимних сортов бензинов обеспечивает

не только большую полноту испарения

и нужную скорость

образования топливо-воздушной смеси,

но и лучший

про­

цесс сгорания. Допускается при необходимости

смешива­

ние зимнего и летнего сортов бензина,

а также

использо­

вание зимних сортов бензина всесезонно. Однако в

райо­

нах, где в летний период температура воздуха поднимает­

ся выше плюс 25°С, применять

всесезонно зимние

сорта

топлива не рекомендуется вследствие того,

что на

зим­

них

топливах

значительно

ухудшается

пуск

горя­

чего

двигателя

после непродолжительной

его

оста­

новки.

 

 

 

слу­

Бензин А-76 может быть этилированным; в таком

чае он окрашен в

зеленый

цвет. Э т и л и р о в а н н ы й

б е н з и н я д о в и т ,

и поэтому при пользовании им требу­

ются особая осторожность и соблюдение следующих

пра­

вил. Необходимо избегать попадания бензина на

поверх­

ность тела (особенно лица),

в рот, в органы дыхания,

на

одежду, на обивку и окраску автомобиля. Нельзя

пользо­

ваться этилированным бензином для мойки деталей, чист­ ки одежды и т. п. Следует помнить, что этилированный бензин вызывает очень тяжелые отравления, лечение ко­ торых затруднено и длительно.

Если бензин попал на кожу, необходимо немедленно смыть его керосином или теплой водой с мылом. Облитую этилированным бензином одежду надо сразу же снять,

71