Файл: Орлов, Э. Н. Особенности эксплуатации автомобилей УАЗ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
а также температурные пределы работоспособности дви гателей на этих топливах.
Как видно из таблицы, температурные пределы рабо тоспособности двигателей довольно значительно изменя ются при применении летнего или зимнего сортов бензи на, имеющих разный фракционный состав.
При применении летнего бензина зимой при темпера турах воздуха ниже —15°С двигатель практически не пускается без подогрева топлива и впускного коллектора. На зимнем же сорте бензина двигатель уверенно пускает ся при температурах до —25°С. Если же летом применя ется зимний сорт топлива, то при движении ' автомобиля по тяжелым дорогам в топливопроводах образуются па ровые пробки, которые приводят к прекращению подачи топлива и остановке двигателя.
Помимо этого, если бензин по фракционному составу не отвечает сезону, то увеличивается время разогрева дви гателя. При этом двигатель работает неустойчиво, с пере боями и останавливается.
Оптимальная приемистость двигателя достигается в том случае, если испаряемость топлива обеспечивает создание топливо-воздушной смеси в отношении 1:12. При таком соотношении двигатель развивает наибольшую мощность. При применении зимой летнего сорта бензина, имеющего худшую испаряемость, образуется более бедный состав топливо-воздушной смеси, в результате мощность двига теля понижается, а время разгона увеличивается. Кроме того применение бензина с плохой испаряемостью приво дит к повышенному износу деталей двигателя из-за смы вания смазки с трущихся поверхностей неиспарившимся топливом.
Из всего сказанного видно, насколько важно своев
ременно переходить на сорт бензина, соответствующий се зону.
То же относится и к маслам. Своевременный переход с летних на зимние сорта масел и, наоборот, с зимних на
66
летние позволит не только поддерживать автомобиль в технической готовности и снизить износы основных тру щихся деталей, но и сэкономить топливо. Применение зимних сортов масел в жаркий летний период, а летних сортов зимой крайне нежелательно, так как в первом случае из-за чрезмерного понижения вязкости масел при нагревании ухудшается смазка подшипников (что может привести к выходу их из строя), а вс втором •— затрудня ется или становится невозможным пуск двигателя, трогание с места автомобиля и его движение. Например, при снижении температуры воздуха с плюс 5°С до минус 20°С у автомобилей 4X4 сопротивление движению на лет
нем трансмиссионном масле |
возрастает примерно в 10 |
раз. |
при эксплуатации автомо |
Значительные осложнения |
билей в условиях низких температур связаны с образова нием в бензинах кристалликов льда. Вода в бензине мо жет находиться в растворенном и свободном состоянии. Количество воды в бензине в растворенном состоянии не большое и зависит от температуры и влажности воздуха, от атмосферного давления. Изменения температуры бен зина и воздуха, влажности воздуха и атмосферного дав ления приводит к изменению содержания воды в бензине. При недостатке воды в бензине происходит поглощение влаги из воздуха, а, в свою очередь, излишняя влага из
бензина переходит в воздух.
Если охлаждение бензина происходит очень быстро и при отрицательных температурах, то вода не успевает пе рейти из бензина в воздух и выделяется в виде кристал ликов льда. Эти кристаллики оседают на фильтрующих элементах топливных фильтров и ухудшают подачу топ лива в карбюратор. Иногда подача топлива совсем пре кращается.
Для предотвращения подобных случаев в эксплуата ции можно рекомендовать следующее: чаще сливать от стой из топливных баков и фильтров; при возвращении из
67
рейса полностью заправлять топливные баки во избежа ние инееобразования на их внутренних стенках; заправ лять баки закрытой струей с помощью шланга и установ ленным фильтром; утеплять топливные баки с помощью асбестового полотна толщиной 4 — 6 мм или термоизоля ционной обмазки. Обмазку'готовят на воде из следующих компонентов: жидкое стекло 5%, огнеупорная глина 20, сухие древесные опилки 40 и мука или асбестовая крош ка 35%.
Особое внимание |
при |
низких температурах |
следует |
|
уделять содержанию |
и |
обслуживанию |
аккумуляторной |
|
батареи. |
с завода автомобилях |
УАЗ |
устанав |
|
На отгружаемых |
ливаются аккумуляторные батареи с одинаковой в любое время года плотностью электролита, равной 1,270. Для районов строительства БАМ, имеющих резко континен тальный климат с температурой зимой ниже минус 40°С, рекомендуется зимой поддерживать плотность электроли та 1,310, а летом 1,270. Для районов с температурой до минус 40°С рекомендуется поддерживать круглый год плотность 1,290.
Доведение плотности электролита до рекомендуемых величин производят доливкой электролита плотностью 1,4 или дистиллированной воды. Доливать электролит плот ностью 1,4 можно только в том случае, если батарея пол ностью заряжена и плотность электролита достигла пос тоянной величины. Измерять плотность электролита в ак кумуляторах сразу после долива в них воды или элект ролита нельзя; в этом случае батарею надо подвергнуть непродолжительной зарядке небольшим током или дать ей постоять 1 — 2 ч для того, чтобы плотность электроли та во всех банках стала одинаковой.
Плотность электролита характеризует степень зара женности батареи. В зависимости от степени разрядки ба тареи плотность электролита (приведенная к 15°С) будет следующая:
68
Полностью заряженная |
|
1,310 |
1,290 |
1,030 |
Разряженная на 25% |
|
1,270 |
1,250 |
1,6Ю |
Разряженная на 50% |
|
1,230 |
1,210 |
1,722 |
Таким образом, зная исходную плотность электролита, |
||||
можно приблизительно |
определить, |
на сколько |
процен |
|
тов разряжена батарея. |
Батарею, |
разряженную |
более |
чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, необходимо поставить на подзарядку.
С понижением температуры электролита |
емкость ак |
||
кумуляторной батареи понижается. |
Например, |
емкость |
|
батареи при минус 18°С и большом |
разрядном токе (пуск |
||
двигателя) будет в 4 раза меньше, |
чем |
при |
темпера |
туре электролита плюс 30°С. Это приводит к затруднени ям пуска двигателя, особенно холодного. Поэтому акку муляторную батарею зимой утепляют, помещая ее в ме таллический ящик с выложенными войлоком стенками, и обогревают, подводя к ним теплый воздух из подкапот ного пространства. Можно также рекомендовать установ ку двух аккумуляторных батарей, соединяя их параллель но, как это делается Ульяновским автозаводом на север ном санитарном автомобиле УАЗ-452АС. Разогревать ак кумуляторную батарею с целью повышения ее емкости и расплавлять мастику открытым пламенем запрещается. Это может привести к взрыву газов, которые скапливают ся внутри бака. Устранять трещины в мастике, появляю щиеся от воздействия низкой температуры, можно нагре той металлической лопаткой или паяльником.
В условиях особо низких температур сильно ухудшают ся упругие свойства резины. При температуре минус 45°С резина практически теряет эластичность и сравнительно легко разрушается под действием ударных нагрузок. Особенно страдают от этого шины, ремень привода гене ратора и водяного насоса, гибкие шланги тормозов, бу фера рессор, уплотнители дверей и другие детали.
Поэтому при эксплуатации автомобилей при темпера турах ниже минус 45°С рекомендуется:
69
применять по возможности резиновые детали, изготов ленные из специальных морозостойких смесей;
после |
длительной |
стоянки |
автомобиля |
на открытом |
воздухе |
движение начинать |
плавно, в течение первых |
||
15—20 мин двигаться |
с малой |
скоростью |
(10—20 км/ч), |
объезжая дорожные препятствия, а затем постепенно уве личивать скорость;
при стоянке автомобиля на открытом воздухе во время
очередного прогрева двигателя |
перемещать |
|
автомобиль |
||||
на 30—40 см для предотвращения образования |
на шинах |
||||||
деформированного участка; |
прогреть |
ремень |
вентилято |
||||
перед пуском двигателя |
|||||||
ра любым доступным способом |
(горячей водой и т. п.); |
||||||
движение автомобиля |
начинать |
после |
прогрева |
не |
|||
только двигателя, но и салона автомобиля. |
|
бездорожья |
|||||
При эксплуатации автомобиля |
в |
условиях |
|||||
и плохих дорог (весной и осенью), |
когда узлы |
шасси авто |
|||||
мобиля постоянно находятся под воздействием |
влаги |
и |
|||||
грязи, особое значение приобретает |
периодичность и |
ре |
гулярность смазки узлов шасси. Всякий раз после возвра щения автомобиля из длительного рейса его необходимо вымыть (включая и тормозные барабаны) и тщательно прошприцевать все точки согласно указаниям карты смазки автомобиля. Кроме того, необходимо проверить, нет ли в агрегатах шасси воды. При попадании воды в аг регаты смазка становится более светлой. Смазку, содер жащую воду, необходимо заменить.
Применяемые эксплуатационные материалы
Отличие климатических условий в районах строитель ства БАМ от районов с умеренным климатом и своеобра зие организации эксплуатации и хранения автомобилей требуют применения специальных северных сортов топ лив, масел и жидкостей.
70
Т о п л и в о . Для двигателей автомобилей |
УАЗ |
реко |
мендуется бензин А-72 или А-76 зимние и |
летние |
сорта. |
В тяжелых дорожных условиях следует применять |
только |
бензин А-76, обладающий лучшими антпдетонацноннымн качествами.
В зимний период, когда пуск холодного двигателя зат руднен из-за повышения вязкости моторного масла и по нижения емкости аккумуляторной батареи, необходимо применять только зимние (северные) сорта бензинов по ГОСТ 2084—67, которые имеют лучшие пусковые качества. Фракционный состав зимних сортов бензинов обеспечивает
не только большую полноту испарения |
и нужную скорость |
||
образования топливо-воздушной смеси, |
но и лучший |
про |
|
цесс сгорания. Допускается при необходимости |
смешива |
||
ние зимнего и летнего сортов бензина, |
а также |
использо |
|
вание зимних сортов бензина всесезонно. Однако в |
райо |
нах, где в летний период температура воздуха поднимает
ся выше плюс 25°С, применять |
всесезонно зимние |
сорта |
|||
топлива не рекомендуется вследствие того, |
что на |
зим |
|||
них |
топливах |
значительно |
ухудшается |
пуск |
горя |
чего |
двигателя |
после непродолжительной |
его |
оста |
новки. |
|
|
|
слу |
Бензин А-76 может быть этилированным; в таком |
||||
чае он окрашен в |
зеленый |
цвет. Э т и л и р о в а н н ы й |
||
б е н з и н я д о в и т , |
и поэтому при пользовании им требу |
|||
ются особая осторожность и соблюдение следующих |
пра |
|||
вил. Необходимо избегать попадания бензина на |
поверх |
|||
ность тела (особенно лица), |
в рот, в органы дыхания, |
на |
||
одежду, на обивку и окраску автомобиля. Нельзя |
пользо |
ваться этилированным бензином для мойки деталей, чист ки одежды и т. п. Следует помнить, что этилированный бензин вызывает очень тяжелые отравления, лечение ко торых затруднено и длительно.
Если бензин попал на кожу, необходимо немедленно смыть его керосином или теплой водой с мылом. Облитую этилированным бензином одежду надо сразу же снять,
71