Файл: Корниевский, Р. П. Новые способы определения экономической эффективности производства методические рекомендации в помощь руководящим работникам и специалистам предприятий отрасли.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
процесса. Для полного же представления об экономической эффективности производства нужна совокупность показате лей — частных и общих.
Наиболее употребительными из традиционных общих по казателей эффективности являются рентабельность, сравни тельный коэффициент относительной эффективности капи тальных вложений и срок окупаемости единовременных зат рат на новую технику, внедрение организационно-техничес ких и иных мероприятий.
Как известно, существует различие между общей рента бельностью всего предприятия и рентабельностью какого-ли бо вида изделия. Первая определяется по формуле:
|
г |
100 М |
( П ) |
|
|
Ф + С06и |
|||
|
|
|
||
где М — прибыль от реализации всей продукции, тыс. |
||||
руб- |
|
|
|
|
С„б — нормируемые |
оборотные средства, |
тыс. руб. |
||
Остальные |
обозначения прежние. Рентабельность |
отдельно |
||
го вида изделия определяется по формуле: |
|
|||
|
бил |
100 |
|
( 12) |
|
|
|
||
где |
МИЗд — прибыль от реализации данных изделий, |
|||
F„3e — их суммарная |
полная фактическая |
себестои |
||
мость. |
|
|
|
|
Может быть использована и такая формула: |
|
|||
|
|
= |
100 |
(13) |
|
|
|
f |
|
где I |
— затраты на рубль товарной продукции по дан |
|
ному изделию. |
|
|
Сравнительный коэффициент относительной эффектив |
|||
ности определяется по формуле: |
|
||
/ |
Q2 (f. — fP |
(14) |
|
К |
|||
|
|
где 1, затраты на рубль товарной продукции до внедрения новой, техники или проведения оргтехмероприятий, 1г — то же, но после внедрения новой техники или
проведения оргтехмероприятий,
20
Q2 — стоимостный объем продукции (в оптовых ценах предприятий) после внедрения новой техники или проведения оргтехмероприятий,
К — общая сумма капиталовложений (единовре менных затрат), необходимая для внедрения данной техники или проведения оргтехмеро приятий.
При этом, как известно, должно быть выдержано условие: / > Е„ = 0 ,1 2 - 0,30,
где Е „ — нормативный коэффициент эффективности, диф ференцированный по отраслям.
При наличии ряда вариантов использования выделенных
капиталовложений из них выбнра'ется такой, |
у которого / = |
/ п а х . |
(дополнитель |
Срок окупаемости единовременных затрат |
ных капитальных вложений) есть величина, оборотная срав
нительному |
коэффициенту эффективности: |
|
|
К |
(15) |
|
t = |
|
|
|
П) |
При этом t |
с,. 3 г 8 лет |
= t„ |
где tH — нормативный срок окупаемости, дифференци рованный по отраслям.
Показатель рентабельности является основным из общих. Его значение возросло в ходе экономической реформы. Он служит для общей оценки хозяйственной деятельности пред приятия, для определения экономической целесообразности производства той или иной продукции- В деле материально го стимулирования показатель рентабельности играет роль одного из важнейших фондообразующих факторов.
Коэффициент эффективности и срок окупаемости служат в настоящее время главными, а в большинстве случаев и единственными средствами для определения экономической эффективности капитальных вложений и новой -техники, для обоснования целесообразности организационно-технических мероприятий, для технико-экономического обоснования про ектор, для отбора наилучших вариантов предлагаемых образ цов новой техники и новых технологических процессов, для сравнительной оценки различных вариантов строительства новых и реконструкции действующих предприятий.
Таким образом, эти показатели служат основой при оцен ке полной экономической эффективности производства в це
21
лом на различных уровнях внутри отрасли и при межотрас левых сравнениях. Они используются в качестве критериев
при |
многовариантных проектных и плановых |
расчетах, |
слу- |
'ж ат |
основанием для принятия хозяйственных решений. |
|
|
Тем не менее этим традиционным показателям, в особен |
|||
ности рентабельности, присущ и ряд недостатков. |
от |
||
Во-первых, рентабельность непосредственно |
зависит |
уровня цен на готовую^ продукцию. При прочих равных усло виях эта зависимость прямо пропорциональная: во сколько раз повышается или снижается оптовая цена изделия, во столько же увеличивается или уменьшается выручка от реа лизации, а вместе с ней прибыль и, следовательно, рента бельность. Это изменение рентабельности может происхо дить вне всякой зависимости от истинного изменения экономической эффективности. Следовательно, в данном случае движение рентабельности не будет отражать усилий коллектива,-направленных на развитие и совершенствование производства. Если же изменение цены и изменение эффек тивности совпадут по направлению, то динамика показате.. ля рентабельности будет отражать изменение эффективности, но не адекватно,, а искаженно. Эти искажения отразятся неизбежно на материальном стимулировании, незаслуженно преувеличив или, наоборот, преуменьшив его размеры.
Во-вторых, рентабельность зависит также от уровня цен на средства производства, прежде всего на предметы - труда, повышение указанных цен увеличивает себестоимость про дукции. Тем самым уменьшается прибыль, а вместе с ней и рентабельность. Зависимость эта более сложная, чем преды дущая. По характеру она также линейная и выражается сле дующей формулой:
1 - TF0 |
Ос'- 1) + О |
|
1Г(1): |
|
( 16) |
|
-IЖО |
|
где 1г(|) — индекс |
рентабельности, зависящий от индекса |
|
цен на |
средства производства, |
7г0 — удельный вес себестоимости в стоимости товар
ной продукции до изменения цен на сырье, ма териалы и другие предметы труда и средства труда,
Усо — удельный вес материальных затрат в себестои мости товарной продукции до указанного изме
нения цен,
22
lc — средневзвешенный индекс цен на средства производства.
В сельхозмашиностроении удельный вес материальных затрат в себестоимости составляет в среднем 75°/о, а удель ный вес себестоимости в стоимости — 80%. Если цены на сырье, материалы и другие средства производства возрастут на 10% то нетрудно подсчитать по формуле (16), что рен табельность снизится на 30% (наир., если она составляла 20%, то уменьшится до 14%). Напротив, если цены на сред ства производства понизятся на 10%, то рентабельность уве личится на 30%.
Этот пример весьма поучителен. Он говорит о том, что поскольку материальные затраты занимают большую часть себестоимости, а себестоимость — большую часть стоимости, постольку изменение цен на средства производства влияет на рентабельность гораздо сильнее, чем изменение цен на готовую продукцию.
В-третьих, рентабельность зависит.от номенклатуры про дукции, от-соотношения между долями «выгодной» и «невы годной» продукции. Эта зависимость выражается следующей формулой:
2 |
гчтри |
(17) |
|
Ir(2) = |
---------- |
||
П0 |
|
|
|
t ~ |
A |
0 |
|
где Ir(!) — индекс рентабельности, зависящий от измене ния структуры продукции,
В„и т-1{ — рентабельность i-ro вида продукции, соответст
венно, до изменения номенклатуры и после из менения,
Ti' jo и |
_ удельный вес себестоимости годовой програм |
|
|
мы i-ro вида продукции в себестоимости всей |
|
|
товарной продукции, |
соответственно, до изме |
|
нения номенклатуры |
и после изменения, |
П0 и п, — число видов продукции, входящих в'номенкла туру до изменения последней и после изменения.
Возьмем простейший примерЗавод выпускает два вида ■изделий. Первое имеет рентабельность 10% и занимает 70%
23