Файл: Корниевский, Р. П. Новые способы определения экономической эффективности производства методические рекомендации в помощь руководящим работникам и специалистам предприятий отрасли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

процесса. Для полного же представления об экономической эффективности производства нужна совокупность показате­ лей — частных и общих.

Наиболее употребительными из традиционных общих по­ казателей эффективности являются рентабельность, сравни­ тельный коэффициент относительной эффективности капи­ тальных вложений и срок окупаемости единовременных зат­ рат на новую технику, внедрение организационно-техничес­ ких и иных мероприятий.

Как известно, существует различие между общей рента­ бельностью всего предприятия и рентабельностью какого-ли­ бо вида изделия. Первая определяется по формуле:

 

г

100 М

( П )

 

Ф + С06и

 

 

 

где М — прибыль от реализации всей продукции, тыс.

руб-

 

 

 

 

С„б — нормируемые

оборотные средства,

тыс. руб.

Остальные

обозначения прежние. Рентабельность

отдельно­

го вида изделия определяется по формуле:

 

 

бил

100

 

( 12)

 

 

 

где

МИЗд — прибыль от реализации данных изделий,

F„3e — их суммарная

полная фактическая

себестои­

мость.

 

 

 

 

Может быть использована и такая формула:

 

 

 

=

100

(13)

 

 

 

f

 

где I

— затраты на рубль товарной продукции по дан­

 

ному изделию.

 

Сравнительный коэффициент относительной эффектив­

ности определяется по формуле:

 

/

Q2 (f. — fP

(14)

К

 

 

где 1, затраты на рубль товарной продукции до внедрения новой, техники или проведения оргтехмероприятий, 1г — то же, но после внедрения новой техники или

проведения оргтехмероприятий,

20


Q2 — стоимостный объем продукции (в оптовых ценах предприятий) после внедрения новой техники или проведения оргтехмероприятий,

К — общая сумма капиталовложений (единовре­ менных затрат), необходимая для внедрения данной техники или проведения оргтехмеро­ приятий.

При этом, как известно, должно быть выдержано условие: / > Е„ = 0 ,1 2 - 0,30,

где Е „ — нормативный коэффициент эффективности, диф­ ференцированный по отраслям.

При наличии ряда вариантов использования выделенных

капиталовложений из них выбнра'ется такой,

у которого / =

/ п а х .

(дополнитель­

Срок окупаемости единовременных затрат

ных капитальных вложений) есть величина, оборотная срав­

нительному

коэффициенту эффективности:

 

К

(15)

 

t =

 

 

П)

При этом t

с,. 3 г 8 лет

= t„

где tH — нормативный срок окупаемости, дифференци­ рованный по отраслям.

Показатель рентабельности является основным из общих. Его значение возросло в ходе экономической реформы. Он служит для общей оценки хозяйственной деятельности пред­ приятия, для определения экономической целесообразности производства той или иной продукции- В деле материально­ го стимулирования показатель рентабельности играет роль одного из важнейших фондообразующих факторов.

Коэффициент эффективности и срок окупаемости служат в настоящее время главными, а в большинстве случаев и единственными средствами для определения экономической эффективности капитальных вложений и новой -техники, для обоснования целесообразности организационно-технических мероприятий, для технико-экономического обоснования про­ ектор, для отбора наилучших вариантов предлагаемых образ­ цов новой техники и новых технологических процессов, для сравнительной оценки различных вариантов строительства новых и реконструкции действующих предприятий.

Таким образом, эти показатели служат основой при оцен­ ке полной экономической эффективности производства в це­

21


лом на различных уровнях внутри отрасли и при межотрас­ левых сравнениях. Они используются в качестве критериев

при

многовариантных проектных и плановых

расчетах,

слу-

'ж ат

основанием для принятия хозяйственных решений.

 

Тем не менее этим традиционным показателям, в особен­

ности рентабельности, присущ и ряд недостатков.

от

Во-первых, рентабельность непосредственно

зависит

уровня цен на готовую^ продукцию. При прочих равных усло­ виях эта зависимость прямо пропорциональная: во сколько раз повышается или снижается оптовая цена изделия, во столько же увеличивается или уменьшается выручка от реа­ лизации, а вместе с ней прибыль и, следовательно, рента­ бельность. Это изменение рентабельности может происхо­ дить вне всякой зависимости от истинного изменения экономической эффективности. Следовательно, в данном случае движение рентабельности не будет отражать усилий коллектива,-направленных на развитие и совершенствование производства. Если же изменение цены и изменение эффек­ тивности совпадут по направлению, то динамика показате.. ля рентабельности будет отражать изменение эффективности, но не адекватно,, а искаженно. Эти искажения отразятся неизбежно на материальном стимулировании, незаслуженно преувеличив или, наоборот, преуменьшив его размеры.

Во-вторых, рентабельность зависит также от уровня цен на средства производства, прежде всего на предметы - труда, повышение указанных цен увеличивает себестоимость про­ дукции. Тем самым уменьшается прибыль, а вместе с ней и рентабельность. Зависимость эта более сложная, чем преды­ дущая. По характеру она также линейная и выражается сле­ дующей формулой:

1 - TF0

Ос'- 1) + О

1Г(1):

 

( 16)

 

-IЖО

где 1г(|) — индекс

рентабельности, зависящий от индекса

цен на

средства производства,

7г0 — удельный вес себестоимости в стоимости товар­

ной продукции до изменения цен на сырье, ма­ териалы и другие предметы труда и средства труда,

Усо — удельный вес материальных затрат в себестои­ мости товарной продукции до указанного изме­

нения цен,

22


lc — средневзвешенный индекс цен на средства производства.

В сельхозмашиностроении удельный вес материальных затрат в себестоимости составляет в среднем 75°/о, а удель­ ный вес себестоимости в стоимости — 80%. Если цены на сырье, материалы и другие средства производства возрастут на 10% то нетрудно подсчитать по формуле (16), что рен­ табельность снизится на 30% (наир., если она составляла 20%, то уменьшится до 14%). Напротив, если цены на сред­ ства производства понизятся на 10%, то рентабельность уве­ личится на 30%.

Этот пример весьма поучителен. Он говорит о том, что поскольку материальные затраты занимают большую часть себестоимости, а себестоимость — большую часть стоимости, постольку изменение цен на средства производства влияет на рентабельность гораздо сильнее, чем изменение цен на готовую продукцию.

В-третьих, рентабельность зависит.от номенклатуры про­ дукции, от-соотношения между долями «выгодной» и «невы­ годной» продукции. Эта зависимость выражается следующей формулой:

2

гчтри

(17)

Ir(2) =

----------

П0

 

 

t ~

A

0

 

где Ir(!) — индекс рентабельности, зависящий от измене­ ния структуры продукции,

В„и т-1{ — рентабельность i-ro вида продукции, соответст­

венно, до изменения номенклатуры и после из­ менения,

Ti' jo и

_ удельный вес себестоимости годовой програм­

 

мы i-ro вида продукции в себестоимости всей

 

товарной продукции,

соответственно, до изме­

 

нения номенклатуры

и после изменения,

П0 и п, — число видов продукции, входящих в'номенкла­ туру до изменения последней и после изменения.

Возьмем простейший примерЗавод выпускает два вида ■изделий. Первое имеет рентабельность 10% и занимает 70%

23