ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
— установить индекс .18 на деление шкалы 12, равное темпера туре —75°, и против ромбического индекса по шкале И отсчитать величину Д//ц = —750 м (рис. 23);
Рис. 23. Определение поправки ДИ п
— вычислить истинную высоту полета ЯИСт = Я испр— ДЯр + ДЯ„ = 14700 — 270 — 750 = 13680 м.
Приборная высота полета выше 12 000 м по заданной истинной рассчитывается по формуле
Нар = Н ист+ ДЯр — ДЯ„ - > Н Р — А//нн — Ш а.
Пример. Дано: Я ист - 1600 м\ ЛЯр = +120 м\ ДН„„ = —120 м\
ЛЯа = +150 м\ t°0 = +180°, (° = -6 5 ° .
Рассчитать значение приборной высоты Н„р.
П о р я д о к р е ш е н и я (шкалы 11, 12, 13, 14, 15, 17, индек сы 18 и 19):
—найти величину
++ 18° + ( - 65°) = -47°;
—установить индекс 18 на деление шкалы 12, равное —47°, и
против ромбического индекса |
по шкале |
11 отсчитать величину |
ДН п = —150 Л1; |
|
|
— вычислить исправленную высоту |
|
|
Лист + ДЯр — ДЯ„ = |
16000 + 120 + |
150 = 16270 м\ |
— установить индекс 19 против деления шкалы 14, равного зна чению температуры —65°, против деления шкалы 13, равного
43
16 270 м, отсчитать по шкале 17 |
величину Я'пр = 16470 (рис. 24); |
— вычислить приборную высоту |
|
Я пр = Я ’р - ДЯИН4Я , = |
16470 + 120 - 150 = 16440 м. |
Рис. 24. Расчет приборной |
высоты полета выше |
12 0 0 0 |
м |
14. Расчет истинной скорости полета по показаниям аэродинамического указателя воздушной скорости
Истинная скорость полета по показаниям широкой стрелки указателя скорости для заданной высоты рас считывается по формуле
^ист = ^пр + |
Д Р«н + А1/а - |
Д Ксж - |
1/инд ^ |
HP, |
|
где VK„ — расчетная истинная |
воздушная |
скорость по |
|||
лета самолета; |
|
(показания ши |
|||
V'np — приборная скорость полета |
|||||
рокой |
стрелки аэродинамического указа |
||||
теля скорости); |
|
|
|
|
|
ДР,„— инструментальная поправка; |
|
при |
наличии |
||
ДРа— аэродинамическая |
поправка; |
||||
волновой ошибки указателя скорости ДРВ |
|||||
учитывается суммарная поправка |
ДРа,в* |
44
А^сж — поправка на сжимаемость воздуха; Уиал — индикаторная скорость.
Инструментальная ДУ1Ши аэродинамическая ДНа по правки отсчитываются на соответствующих графиках. Волновая поправка обычно учитывается вместе с аэро динамической.
Поправка на сжимаемость воздуха ДУСж опреде ляется на навигационном расчетчике по шкалам 24,.30 и 31. Она не учитывается ввиду ее малого значения, если полет выполняется на скорости менее 400 км/час и вы соте ниже 5000 м.
Для определения поправки ДУс>к необходимо против индекса 25 установить деление шкалы 31, соответствую щее высоте полета по прибору, а против деления шка
лы 24, соответствующего величине V |
отсчитать на |
шкале 30 поправку ДУсш (рис. 25). |
|
Рис. 25. Определение поправки ДУСЖ
Величина ППп+А^ип + ДИа — ДУСж представляет со бой индикаторную скорость Vmm.
Для расчета истинной скорости необходимо знать, кроме того, фактическую температуру воздуха на высоте*
* Для получения более точного значения поправки ее отсчет сле дует ПРОИЗВОДИТЬ ПрОТИВ Значения Увр+ ДУин + ДУа.
полета f H и значение приборной высоты по показаниям
барометрического высотомера.
Перерасчет индикаторной скорости в истинную воз душную осуществляется с помощью шкал 20, 21, 27 и 28 навигационного расчетчика, при этом учитывается мето дическая погрешность указателя скорости, возникающая из-за несоответствия фактической температуры воздуха на высоте полета ее стандартному значению. Указанные шкалы совместно решают формулу
|
(1 — 0,0226Япр)2.е2в > |
|
|
где Тн — фактическое |
значение |
абсолютной |
темпера |
туры воздуха на высоте полета, °К; |
темпера |
||
Т /уст — стандартное |
значение |
абсолютной |
туры воздуха на высоте полета, °К.
Пример. Дано: P np = |
700 км/час, Н пр = 12000 м, t°H = |
—60°, |
||||||
ДНин = —10 км/час, ДКа = |
+50 км/час. |
1/ист. |
|
|
|
|||
Рассчитать |
значение истинной скорости |
30, |
31 |
и ин |
||||
П о р я д о к |
р е ш е н и я (шкалы 20, 21, |
24, |
27, 28, |
|||||
декс 25): |
|
ДКСЖ, |
для чего установить деление шкалы 31, |
|||||
— определить |
||||||||
равное значению Япр=12 000 м, против индекса 25, а |
против |
деле |
||||||
ния шкалы 24, |
равного Vnp= 700 км/час, отсчитать на |
шкале 30 по |
||||||
правку Д1/Сш=76 км/час (рис. 25); |
|
|
|
|
|
|||
— вычислить индикаторную скорость: |
|
|
|
|
|
|||
^инд = |
^пр + |
— AVC!K— 700 — 10 + |
|
|
||||
|
|
+ 50 — 76 = 664 км/час, |
|
|
|
|
||
— установить |
против |
деления шкалы |
21, |
равного |
величине |
ЯПр=12 000 м, деление шкалы 28, равное фактической температуре
наружного |
воздуха t |
—603, и против деления шкалы 27, соответ |
||||
ствующего |
индикаторной скорости Упнд = 664 км/час, |
на |
шкале 20 |
|||
отсчитать |
величину |
истинной скорости |
VnCT = 1320 км/час |
(рис. 26). |
||
П р и м е ч а н и е . |
Если фактическая температура воздуха на вы |
|||||
соте полета неизвестна, |
устанавливается стандартное |
ее |
значение. |
|||
В этом случае деления |
шкал 29 и 21, |
соответствующие |
приборной |
46
высоте полета, совмещаются. При расчете скорости полета для вьт сот более 11 000 м на шкале 29 используется деление, соответствую щее 11 км.
Рис. 26. Пересчет индикаторной скорости в истинную
Приборная скорость полета по заданной истинной рассчитывается по формуле:
l7np = ^ист -* HP = VHHJl -f Д VClff — Д Vm— A Va.
С помощью навигационного расчетчика по известным величинам истинной скорости V ^ , приборной высоты Нар и фактической (исправленной) температуры наруж ного воздуха t°H определяется значение индикаторной
скорости полета
Пример. Дано: 17ист = 1500 км/час, Я пр = 14000 м, t°H = —70°, ЛРИН = +15 км/час, Л1Л, = +30 км/час.
Рассчитать значение приборной скорости Vnp.
П о р я д о к р е ш е н и я (шкалы 20, 21, 24, 27, 28. 30, 31 и индекс 25):
— установить против деления шкалы 21, равного приборной вы. соте полета //Пр —14 000 м, деление шкалы 28, равное фактической
температуре наружного воздуха t°H= —70°; против деления шкалы 20,
равного значению истинной скорости Рпст = 1500 км/час, на шка ле 27 отсчитать значение индикаторной скорости УПнд=665 км/час,
— определить поправку на сжимаемость воздуха; поскольку шкала поправок навигационного расчетчика рассчитана для прибор
47
ных скоростей, эта поправка при расчете приборной скорости опре деляется по индикаторной в два приема, для чего необходимо уста новить деление шкалы 31, равное # Пр=14 000 против индекса 25 и против деления шкалы 24, равного 1Л,цД= 665 км/час, на шкале 30
отсчитать ЛКСЖ=88 км/час, по сумме УПНд-гАКсш = 753 км/час от-.
считать более точное значение Vc ж =110 км/час;
— вычислить значение приборной скорости
Ипр = 1/инд + - ^ сж - АНин - |
= 665 + 110 - 15 - 30 - |
=730 км/час.
15.Расчет истинной скорости полета по показаниям узкой стрелки комбинированных указателей скорости
Вкомбинированных указателях скорости (КУС) в показания узкой стрелки с помощью анероидного меха низма вводится поправка на изменение плотности воз духа с высотой и поправка на сжимаемость с учетом плотности воздуха у земли. Но так как шкала указателя скорости рассчитана для стандартного распределения температуры по высоте, при определении значения истин ной скорости полета по показаниям узкой стрелки или, наоборот, показаний узкой стрелки по истинной скоро сти, необходимо учитывать методическую погрешность, возникающую из-за несоответствия фактической темпе
ратуры воздуха на заданной высоте-стандартному зна чению. Учет методической погрешности производится на навигационном расчетчике с помощью шкал 20, 22, 27, 28, которые совместно решают формулу:
V = |
/ |
273 + ен |
_ |
V.пр КУС V |
288 — 0,0065Япр |
|
При расчетах, кроме того, необходимо учитывать ин струментальную и аэродинамическую поправки.
48
Пример. Дано: ИпрКуС = 870 км/час, ЛКинКУС = + 1 5 л-.и/чдс,
М7а = +20 к.и!час, Я пр = 7000 м, t°H = —50°.
Рассчитать значение истинной скорости Vi1Ct-
П о р я д о к |
р е ш е н и я |
(шкалы 20, 22, 27, 28): |
— рассчитать |
значение |
исправленной скорости |
^прКУС + ^^инКУс + |
—870 + 15 + 20 -- 905 км/час, |
— установить против деления шкалы 22, равного высоте полета по барометрическому высотомеру Япр=7000 м, деление шкалы 28,
равное фактической температуре воздуха на высоте полета tH —
= —50° (рис. 27); если высота полета более 11 000 м, значение тем пературы устанавливать против деления шкалы 22, соответствую щего 11 км\
Рис. 27. Расчет истинной скорости по показаниям узкой стрел -
ки КУС
—против деления шкалы 27, равного значению неисправленной скорости 905 км/час, на шкале 20 отсчитать величину скорости, ко торую практически можно считать истинной: 1Л1СТ = 870 км/час.
Пример. Дано: |
Кнст = |
900 км/час, |
^Иинкус = —^5 |
км/час, |
||||
ДРа = +20 км/час, |
Н пр = 8000 м, |
t°H = —45°. |
|
|
||||
Рассчитать |
приборную скорость |
по узкой |
стрелке |
У„ркус ■ |
||||
П о р я д о к |
р е ш е н и я |
(шкалы 20, |
22, |
27, 28): |
Я В11 = 8000 м, |
|||
— установить против деления |
шкалы |
22, |
равного |
|||||
деление шкалы |
28, |
равное температуре^ = —45°; против |
деления |
49