Файл: Калашников, М. В. Навигационный расчетчик НРК-2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— установить индекс .18 на деление шкалы 12, равное темпера­ туре —75°, и против ромбического индекса по шкале И отсчитать величину Д//ц = —750 м (рис. 23);

Рис. 23. Определение поправки ДИ п

— вычислить истинную высоту полета ЯИСт = Я испр— ДЯр + ДЯ„ = 14700 — 270 — 750 = 13680 м.

Приборная высота полета выше 12 000 м по заданной истинной рассчитывается по формуле

Нар = Н ист+ ДЯр — ДЯ„ - > Н Р — А//нн — Ш а.

Пример. Дано: Я ист - 1600 м\ ЛЯр = +120 м\ ДН„„ = —120 м\

ЛЯа = +150 м\ t°0 = +180°, (° = -6 5 ° .

Рассчитать значение приборной высоты Н„р.

П о р я д о к р е ш е н и я (шкалы 11, 12, 13, 14, 15, 17, индек­ сы 18 и 19):

найти величину

++ 18° + ( - 65°) = -47°;

установить индекс 18 на деление шкалы 12, равное —47°, и

против ромбического индекса

по шкале

11 отсчитать величину

ДН п = —150 Л1;

 

 

— вычислить исправленную высоту

 

Лист + ДЯр — ДЯ„ =

16000 + 120 +

150 = 16270 м\

— установить индекс 19 против деления шкалы 14, равного зна­ чению температуры —65°, против деления шкалы 13, равного

43

16 270 м, отсчитать по шкале 17

величину Я'пр = 16470 (рис. 24);

— вычислить приборную высоту

Я пр = Я ’р - ДЯИН4Я , =

16470 + 120 - 150 = 16440 м.

Рис. 24. Расчет приборной

высоты полета выше

12 0 0 0

м

14. Расчет истинной скорости полета по показаниям аэродинамического указателя воздушной скорости

Истинная скорость полета по показаниям широкой стрелки указателя скорости для заданной высоты рас­ считывается по формуле

^ист = ^пр +

Д Р«н + А1/а -

Д Ксж -

1/инд ^

HP,

где VK„ — расчетная истинная

воздушная

скорость по­

лета самолета;

 

(показания ши­

V'np — приборная скорость полета

рокой

стрелки аэродинамического указа­

теля скорости);

 

 

 

 

ДР,„— инструментальная поправка;

 

при

наличии

ДРа— аэродинамическая

поправка;

волновой ошибки указателя скорости ДРВ

учитывается суммарная поправка

ДРа,в*

44


А^сж — поправка на сжимаемость воздуха; Уиал — индикаторная скорость.

Инструментальная ДУ1Ши аэродинамическая ДНа по­ правки отсчитываются на соответствующих графиках. Волновая поправка обычно учитывается вместе с аэро­ динамической.

Поправка на сжимаемость воздуха ДУСж опреде­ ляется на навигационном расчетчике по шкалам 24,.30 и 31. Она не учитывается ввиду ее малого значения, если полет выполняется на скорости менее 400 км/час и вы­ соте ниже 5000 м.

Для определения поправки ДУс>к необходимо против индекса 25 установить деление шкалы 31, соответствую­ щее высоте полета по прибору, а против деления шка­

лы 24, соответствующего величине V

отсчитать на

шкале 30 поправку ДУсш (рис. 25).

 

Рис. 25. Определение поправки ДУСЖ

Величина ППп+А^ип + ДИа — ДУСж представляет со­ бой индикаторную скорость Vmm.

Для расчета истинной скорости необходимо знать, кроме того, фактическую температуру воздуха на высоте*

* Для получения более точного значения поправки ее отсчет сле­ дует ПРОИЗВОДИТЬ ПрОТИВ Значения Увр+ ДУин + ДУа.

полета f H и значение приборной высоты по показаниям

барометрического высотомера.

Перерасчет индикаторной скорости в истинную воз­ душную осуществляется с помощью шкал 20, 21, 27 и 28 навигационного расчетчика, при этом учитывается мето­ дическая погрешность указателя скорости, возникающая из-за несоответствия фактической температуры воздуха на высоте полета ее стандартному значению. Указанные шкалы совместно решают формулу

 

(1 — 0,0226Япр)2.е2в >

 

где Тн — фактическое

значение

абсолютной

темпера­

туры воздуха на высоте полета, °К;

темпера­

Т /уст — стандартное

значение

абсолютной

туры воздуха на высоте полета, °К.

Пример. Дано: P np =

700 км/час, Н пр = 12000 м, t°H =

—60°,

ДНин = —10 км/час, ДКа =

+50 км/час.

1/ист.

 

 

 

Рассчитать

значение истинной скорости

30,

31

и ин­

П о р я д о к

р е ш е н и я (шкалы 20, 21,

24,

27, 28,

декс 25):

 

ДКСЖ,

для чего установить деление шкалы 31,

— определить

равное значению Япр=12 000 м, против индекса 25, а

против

деле­

ния шкалы 24,

равного Vnp= 700 км/час, отсчитать на

шкале 30 по­

правку Д1/Сш=76 км/час (рис. 25);

 

 

 

 

 

— вычислить индикаторную скорость:

 

 

 

 

 

^инд =

^пр +

— AVC!K— 700 — 10 +

 

 

 

 

+ 50 — 76 = 664 км/час,

 

 

 

 

— установить

против

деления шкалы

21,

равного

величине

ЯПр=12 000 м, деление шкалы 28, равное фактической температуре

наружного

воздуха t

—603, и против деления шкалы 27, соответ­

ствующего

индикаторной скорости Упнд = 664 км/час,

на

шкале 20

отсчитать

величину

истинной скорости

VnCT = 1320 км/час

(рис. 26).

П р и м е ч а н и е .

Если фактическая температура воздуха на вы­

соте полета неизвестна,

устанавливается стандартное

ее

значение.

В этом случае деления

шкал 29 и 21,

соответствующие

приборной

46


высоте полета, совмещаются. При расчете скорости полета для вьт сот более 11 000 м на шкале 29 используется деление, соответствую­ щее 11 км.

Рис. 26. Пересчет индикаторной скорости в истинную

Приборная скорость полета по заданной истинной рассчитывается по формуле:

l7np = ^ист -* HP = VHHJl -f Д VClff — Д Vm— A Va.

С помощью навигационного расчетчика по известным величинам истинной скорости V ^ , приборной высоты Нар и фактической (исправленной) температуры наруж­ ного воздуха t°H определяется значение индикаторной

скорости полета

Пример. Дано: 17ист = 1500 км/час, Я пр = 14000 м, t°H = —70°, ЛРИН = +15 км/час, Л1Л, = +30 км/час.

Рассчитать значение приборной скорости Vnp.

П о р я д о к р е ш е н и я (шкалы 20, 21, 24, 27, 28. 30, 31 и индекс 25):

— установить против деления шкалы 21, равного приборной вы. соте полета //Пр —14 000 м, деление шкалы 28, равное фактической

температуре наружного воздуха t°H= —70°; против деления шкалы 20,

равного значению истинной скорости Рпст = 1500 км/час, на шка­ ле 27 отсчитать значение индикаторной скорости УПнд=665 км/час,

— определить поправку на сжимаемость воздуха; поскольку шкала поправок навигационного расчетчика рассчитана для прибор­

47

ных скоростей, эта поправка при расчете приборной скорости опре­ деляется по индикаторной в два приема, для чего необходимо уста­ новить деление шкалы 31, равное # Пр=14 000 против индекса 25 и против деления шкалы 24, равного 1Л,цД= 665 км/час, на шкале 30

отсчитать ЛКСЖ=88 км/час, по сумме УПНд-гАКсш = 753 км/час от-.

считать более точное значение Vc ж =110 км/час;

— вычислить значение приборной скорости

Ипр = 1/инд + - ^ сж - АНин -

= 665 + 110 - 15 - 30 -

=730 км/час.

15.Расчет истинной скорости полета по показаниям узкой стрелки комбинированных указателей скорости

Вкомбинированных указателях скорости (КУС) в показания узкой стрелки с помощью анероидного меха­ низма вводится поправка на изменение плотности воз­ духа с высотой и поправка на сжимаемость с учетом плотности воздуха у земли. Но так как шкала указателя скорости рассчитана для стандартного распределения температуры по высоте, при определении значения истин­ ной скорости полета по показаниям узкой стрелки или, наоборот, показаний узкой стрелки по истинной скоро­ сти, необходимо учитывать методическую погрешность, возникающую из-за несоответствия фактической темпе­

ратуры воздуха на заданной высоте-стандартному зна­ чению. Учет методической погрешности производится на навигационном расчетчике с помощью шкал 20, 22, 27, 28, которые совместно решают формулу:

V =

/

273 + ен

_

V.пр КУС V

288 — 0,0065Япр

 

При расчетах, кроме того, необходимо учитывать ин­ струментальную и аэродинамическую поправки.

48


Пример. Дано: ИпрКуС = 870 км/час, ЛКинКУС = + 1 5 л-.и/чдс,

М7а = +20 к.и!час, Я пр = 7000 м, t°H = —50°.

Рассчитать значение истинной скорости Vi1Ct-

П о р я д о к

р е ш е н и я

(шкалы 20, 22, 27, 28):

— рассчитать

значение

исправленной скорости

^прКУС + ^^инКУс +

—870 + 15 + 20 -- 905 км/час,

— установить против деления шкалы 22, равного высоте полета по барометрическому высотомеру Япр=7000 м, деление шкалы 28,

равное фактической температуре воздуха на высоте полета tH —

= —50° (рис. 27); если высота полета более 11 000 м, значение тем­ пературы устанавливать против деления шкалы 22, соответствую­ щего 11 км\

Рис. 27. Расчет истинной скорости по показаниям узкой стрел -

ки КУС

против деления шкалы 27, равного значению неисправленной скорости 905 км/час, на шкале 20 отсчитать величину скорости, ко­ торую практически можно считать истинной: 1Л1СТ = 870 км/час.

Пример. Дано:

Кнст =

900 км/час,

инкус = —^5

км/час,

ДРа = +20 км/час,

Н пр = 8000 м,

t°H = —45°.

 

 

Рассчитать

приборную скорость

по узкой

стрелке

У„ркус

П о р я д о к

р е ш е н и я

(шкалы 20,

22,

27, 28):

Я В11 = 8000 м,

— установить против деления

шкалы

22,

равного

деление шкалы

28,

равное температуре^ = —45°; против

деления

49