Файл: Зиненко, Н. А. Осмотр и проверка пожарных автомобилей практическое пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Спасательная веревка на автомобиле хра­ нится в исправном чехле смотанной в клубок так, чтобы ее быстро и легко можно было рас­ путать. Веревка должна быть чистой, сухой, с правильно заделанными концами и исправ­ ными коушами, а также без местных утолще­ ний.

Неисправностью, которая дает основание признать веревку непригодной для дальней­ шей эксплуатации, является наличие более 15 отрывов нитей.

Испытание пожарных поясов, пожарных по­ ясных карабинов и спасательных веревок, как и лестниц, производится на станке УСМ-2.

Пояса и карабины испытывают один раз в год. С этой целью за кольцо пояса продева­ ют карабин, пояс застегивают на пряжку и укрепляют с противоположной от карабина стороны. К карабину с постепенным увеличе­ нием прикладывается усилие в 350 кГ на пять минут.

После снятия нагрузки на поясе не должно быть никаких разрывов и повреждений пояс­ ной ленты и пряжек.

Карабин должен не иметь никаких измене­ ний формы и целостности материала; его зат­ вор — правильно и свободно становиться на свое место.

Спасательную веревку испытывают на прочность один раз в шесть месяцев. Ее рас­ пускают, закрепляют и к одному концу при­ кладывается усилие в 350 кГ на пять минут.

После снятия груза на веревке не должно быть никаких повреждений, удлинение верев-

70

ки не должно превышать 5% первоначальной длины.

ПОЖАРНЫЕ КОЛОНКИ, ГИДРОЭЛЕВАТОРЫ

Необходимо проверить:

]) состояние и исправность пожарной ко­ лонки. Резьба нижней части корпуса пожар­ ной колонки должна быть чистой, без вмятин и забоин; вращение шиберных заслонок — лег­ ким, плавным, без толчков и заеданий; ее бло­ кирующее устройство — не позволять повер­ тывать центральный ключ при открытых ши­ берных заслонках.

Пожарную колонку нужно установить на гидрант и подать в нее воду при закрытых шиберах. Торцевые (рабочие) поверхности уплотнительных колец шибера и фланца дол­ жны плотно прилегать друг к другу и обеспе­ чивать герметичность, соединений (не пропус­

кать воду).

Сальники и прокладки должны быть ис­ правными и обеспечивать герметичность узлов

колонки; 3) исправность соединительных головок ко­

лонки подключением к ним пожарного рукава. Смыкание и размыкание соединительных голо­ вок должно производиться усилием одного че­

ловека; 4) состояние гидроэлеватора. Поверхность

деталей гидроэлеватора

должна быть чистой

и гладкой, без трещин

и раковин. Соедини­

тельные головки должны иметь исправные эластичные резиновые прокладки и смыкаться усилием одного человека;

71


5) герметичность соединений гидроэлевато ра. С этой целью гидроэлеватор испытывают в течение трех минут гидравлическим давлением 10 кгс/см2. В ходе испытания нужно просле­ дить, чтобы вода в местах соединений не про­ сачивалась.

СТВОЛЫ ПОЖАРНЫЕ РУЧНЫЕ, РАЗВЕТВЛЕНИЯ, ГЕНЕРАТОРЫ ВЫСОКОКРАТНОЙ ПЕНЫ, ВСАСЫВАЮЩИЕ СЕТКИ

Входе осмотра проверяют:

1)наружные и внутренние поверхности де­ талей,. которые должны быть чистыми, глад­ кими, без раковин и трещин. Резьба на дета­ лях должна быть без вмятин, забоин, подре­ зов и сорванных ниток;

2) наличие и состояние прокладок, смыка­ ние соединительных головок. Резиновые про­ кладки должны быть без повреждений, смыка­ ние и размыкание соединительных головок

должно производиться усилием одного чело­ века;

3)отсутствие забоин на спрысках стволов, наличие и прочность плечевого ремня;

4)запорные устройства разветвлений и на­ бивки сальников вентилей, которые должны

обеспечивать герметичность, легкость и плав­ ность хода клапанов;

5) целостность сетки генератора высоко­ кратной пены, отсутствие на ней ржавчины.

Испытывают генератор на прочность и на­ дежность работы гидравлическим давлением перед распылителем 9 кгс/м2 в течение време­ ни, необходимого для его тщательного осмот­

72

ра, но не менее двух минут. Прочность присое­ динения кассеты и сетки, а также сварных и других видов соединений не должна быть на­ рушена;

6) состояние и исправность клапана всасы­ вающей сетки. Сетку присоединяют к всасыва­ ющей линии, забирают воду из водоисточника. При остановке насоса имеющаяся во всасыва­ ющей линии вода за счет силы веса должна закрыть клапан, опустив его на седло. Вода из всасывающей линии не должна выливаться че­ рез сетку.

Для того чтобы освободить всасывающую линию от воды, необходимо потянуть за ве­ ревку, прикрепленную к кольцу рычага клапа­ на. При этом клапан должен легко припод­ няться, а Еода из всасывающей линии стечь

вводоисточник;

7)надежность крепления на автомобиле ручных пожарных стволов, разветвления, ге­ нератора высокократной пены, всасывающей сетки и другого пожарно-технического воору­ жения.

' ПОЖАРНЫЕ ЛОМЫ И ТОПОРЫ

Осмотром проверяют:

1) состояние пожарных топоров и ломов. Поверхность их металлических частей должна быть гладкой, без трещин, заусениц, глубоких раковин, острых кромок, ржавчины.

2) состояние заточки. Рабочие концы ло­ мов, лезвия топоров должны быть заточенны­ ми и непогнутыми, лезвие и кирка топоров —

73


Лежать в плоскости, проходящей через середи­ ну всада;

3) прочность крепления топора на топори ще, наличие и состояние ремней и колец у лег­ ких ломов. Топор должен быть плотно и проч­ но насажен на топорище.

Испытание ломов и топоров производят ударом их рабочих поверхностей о мягкую сталь. При этом не должны появляться трещи­ ны, зазубрины, признаки затупления и выкра­ шивания.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ФОНАРИ

Необходимо проверить:

1)состояние индивидуальных и групповых электрофонарей. Строго запрещается эксплуа­ тация электрофонарей с повреждениями кор­ пуса; батареи фонарей должны быть пол­ ностью заряжены, верхняя поверхность эле­ ментов — залита парафином;

2)надежность крепления и состояние

клемм, перемычек клемм и проводов. Пере­ мычки клемм и провода должны быть прочно закреплены, клеммы — быть чистыми, смазан­ ными тонким слоем вазелина и без признаков окисления;

3) уровень электролита в каждом элементе батареи. Он должен находиться выше слоя пластин на 5—12 мм. Нужно следить, чтобы электролит не проливался на крышки аккуму­ ляторов и в корпус фонаря, так как это при­ ведет к короткому замыканию и саморазрядке;

74

4) нагрузочной вилкой напряжение тока как в батарее в целом, так и в каждом элемен­ те в отдельности.

Напряжение тока в групповом фонаре при включенной лампочке должно быть не менее 6,5 в, а в индивидуальном ■— не менее 2,2 в.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТЫ

СЭЛЕКТРОПРОВОДАМИ

Входе осмотра необходимо проверить:

1)исправность ножниц для резки электро­ проводов, резиновых сапог, бот, перчаток, ковриков.

Ножницы не должны иметь трещин и изло­ мов режущих кромок и изоляции. Резиновые сапоги, боты, перчатки и коврики должны со­ держаться в чистоте, быть без порывов и дру­ гих повреждений;

2) пригодность инструментов к дальнейшей эксплуатации путем их испытания.

Ножницы испытывают переменным током в 50 гц при напряжении 2000 в на стати­ ческом дожде в течение 15 минут. В это время нужно наблюдать, чтобы не пробивалась изо­ ляция ручек. Испытание ножниц производит­ ся каждые 6 месяцев, независимо от того, бы­ ли ли они в работе или нет.

Диэлектрические перчатки при испытании погружают в сосуд с водой при температуре 15—30°С. Вода не должна доходить до конца перчатки на 5 см.

Внутрь перчаток наливают воду и вводят один электрод. Второй электрод погружают в сосуд. Включают переменный ток в 50 гц на-

75


Пряжением 2500 в на одну минуту. При этом сила тока утечки не должна превышать 2.5 ма. Испытание на утечку тока должно про­ изводиться через каждые 6 месяцев, независи­ мо, от того, были ли перчатки в эксплуатации.

Диэлектрические боты испытывают так же, как и перчатки, переменным током 50 гц при напряжении 1500 в в течение одной мину­ ты. Сила тока утечки не должна превышать

7.5 ма.

Резиновые коврики испытывают перемен­ ным током в 50 гц при напряжении 5000 в. Си­ ла тока утечки не должна превышать 5 ма.

УГЛЕКИСЛОТНЫЕ ОГНЕТУШИТЕЛИ

При осмотре проверяют:

1)углекислотные баллоны, вентили, кол­ лекторы, шланги, раструбы на предмет ком­ плектности и наличия дефектов (таких, как вмятины, трещины, качество покраски, повреж­ дения мембраны). Детали огнетушителя не. должны иметь трещин, надрывов, заусениц, забоев и ржавчины. Резьба деталей должна быть чистой, без подрезов и вмятин.

2)наличие пломбы на маховичке. Махови­ чок вентиля должен пломбироваться так, что­ бы исключалась возможность его поворота и открытия клапана без повреждения пломбы;

3)полностью ли заряжен огнетушитель уг­ лекислотой. Для этого огнетушители взвеши­ вают. Наименьший вес углекислоты должен быть: в огнетушителях ОУ-2—1,25 кг, ОУ-5— 2,85 кг, в ОУ-8 — 4,7 кг. Вес углекислоты оп­

76

ределяется разностью взвешенного огнетуши­ теля и его весом, указанным в паспорте;

4) дата последнего испытания огнетушите лей.

Корпуса углекислотных огнетушителей дол­ жны испытываться гидравлическим давлением в 225 атм в течение одной минуты. Испытанию подлежат все огнетушители по истечении пяти лет со дня ввода их в эксплуатацию. Испыта­ ние углекислотных огнетушителей производит­ ся местными органами Госгортехнадзора (кот­ лонадзора) .

II. ПРОВЕРКА ПОЖАРНОГО АВТОМОБИЛЯ

ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ

ДВИГАТЕЛЬ

Для определения исправного состояния двигателя и качества ухода за ним необходи­ мо:

I) запустить и прогреть двигатель, прослу­ шав его работу на разных оборотах. Перед его запуском обязательно нужно подсоединить вы­ пускной трубопровод к газоотводу. Двигатель должен легко запускаться стартером, устойчи­ во работать на различных оборотах без пере­ боев и стука. Работа двигателя проверяется прослушиванием с помощью стетоскопа. Не­ исправность механизма обнаруживается по стукам, которые отличаются от шумов, харак­ терных для работы исправного механизма

(рис. 24).

При увеличенном зазоре между шейкой коленчатопАвала и коренным подшипником в плоскости разъема картера двигателя слышен сильный глухой звук низкого тона. Он появля­

78


ется при резком изменении числа оборотов ко­ ленчатого вала двигателя.

Изношенным шатунный подшипник издает обычно более слабый стук по сравнению с ко­ ренным подшипником. "Стук прослушивается

Рис. 24. Места прослушивания работы дви­ гателя:

/ — толкателей и клапанов; 2 — поршней, поршневых пальцев н колец, шатунных подшипников; 3 — распределительных шес­ терен; 4 — коренных и шатунных подшип­ ников.

через стенку блока по оси цилиндра поршня, в зоне, соответствующей верхнему и нижнему положениям поршневого пальца.

Звонкий металлический стук появляется, если увеличивается зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна или между пальцем и отверстиями в бобышках поршня. При отключении запальной свечи в каком-ни­

79