Файл: Зиненко, Н. А. Осмотр и проверка пожарных автомобилей практическое пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
Спасательная веревка на автомобиле хра нится в исправном чехле смотанной в клубок так, чтобы ее быстро и легко можно было рас путать. Веревка должна быть чистой, сухой, с правильно заделанными концами и исправ ными коушами, а также без местных утолще ний.
Неисправностью, которая дает основание признать веревку непригодной для дальней шей эксплуатации, является наличие более 15 отрывов нитей.
Испытание пожарных поясов, пожарных по ясных карабинов и спасательных веревок, как и лестниц, производится на станке УСМ-2.
Пояса и карабины испытывают один раз в год. С этой целью за кольцо пояса продева ют карабин, пояс застегивают на пряжку и укрепляют с противоположной от карабина стороны. К карабину с постепенным увеличе нием прикладывается усилие в 350 кГ на пять минут.
После снятия нагрузки на поясе не должно быть никаких разрывов и повреждений пояс ной ленты и пряжек.
Карабин должен не иметь никаких измене ний формы и целостности материала; его зат вор — правильно и свободно становиться на свое место.
Спасательную веревку испытывают на прочность один раз в шесть месяцев. Ее рас пускают, закрепляют и к одному концу при кладывается усилие в 350 кГ на пять минут.
После снятия груза на веревке не должно быть никаких повреждений, удлинение верев-
70
ки не должно превышать 5% первоначальной длины.
ПОЖАРНЫЕ КОЛОНКИ, ГИДРОЭЛЕВАТОРЫ
Необходимо проверить:
]) состояние и исправность пожарной ко лонки. Резьба нижней части корпуса пожар ной колонки должна быть чистой, без вмятин и забоин; вращение шиберных заслонок — лег ким, плавным, без толчков и заеданий; ее бло кирующее устройство — не позволять повер тывать центральный ключ при открытых ши берных заслонках.
Пожарную колонку нужно установить на гидрант и подать в нее воду при закрытых шиберах. Торцевые (рабочие) поверхности уплотнительных колец шибера и фланца дол жны плотно прилегать друг к другу и обеспе чивать герметичность, соединений (не пропус
кать воду).
Сальники и прокладки должны быть ис правными и обеспечивать герметичность узлов
колонки; 3) исправность соединительных головок ко
лонки подключением к ним пожарного рукава. Смыкание и размыкание соединительных голо вок должно производиться усилием одного че
ловека; 4) состояние гидроэлеватора. Поверхность
деталей гидроэлеватора |
должна быть чистой |
и гладкой, без трещин |
и раковин. Соедини |
тельные головки должны иметь исправные эластичные резиновые прокладки и смыкаться усилием одного человека;
71
5) герметичность соединений гидроэлевато ра. С этой целью гидроэлеватор испытывают в течение трех минут гидравлическим давлением 10 кгс/см2. В ходе испытания нужно просле дить, чтобы вода в местах соединений не про сачивалась.
СТВОЛЫ ПОЖАРНЫЕ РУЧНЫЕ, РАЗВЕТВЛЕНИЯ, ГЕНЕРАТОРЫ ВЫСОКОКРАТНОЙ ПЕНЫ, ВСАСЫВАЮЩИЕ СЕТКИ
Входе осмотра проверяют:
1)наружные и внутренние поверхности де талей,. которые должны быть чистыми, глад кими, без раковин и трещин. Резьба на дета лях должна быть без вмятин, забоин, подре зов и сорванных ниток;
2) наличие и состояние прокладок, смыка ние соединительных головок. Резиновые про кладки должны быть без повреждений, смыка ние и размыкание соединительных головок
должно производиться усилием одного чело века;
3)отсутствие забоин на спрысках стволов, наличие и прочность плечевого ремня;
4)запорные устройства разветвлений и на бивки сальников вентилей, которые должны
обеспечивать герметичность, легкость и плав ность хода клапанов;
5) целостность сетки генератора высоко кратной пены, отсутствие на ней ржавчины.
Испытывают генератор на прочность и на дежность работы гидравлическим давлением перед распылителем 9 кгс/м2 в течение време ни, необходимого для его тщательного осмот
72
ра, но не менее двух минут. Прочность присое динения кассеты и сетки, а также сварных и других видов соединений не должна быть на рушена;
6) состояние и исправность клапана всасы вающей сетки. Сетку присоединяют к всасыва ющей линии, забирают воду из водоисточника. При остановке насоса имеющаяся во всасыва ющей линии вода за счет силы веса должна закрыть клапан, опустив его на седло. Вода из всасывающей линии не должна выливаться че рез сетку.
Для того чтобы освободить всасывающую линию от воды, необходимо потянуть за ве ревку, прикрепленную к кольцу рычага клапа на. При этом клапан должен легко припод няться, а Еода из всасывающей линии стечь
вводоисточник;
7)надежность крепления на автомобиле ручных пожарных стволов, разветвления, ге нератора высокократной пены, всасывающей сетки и другого пожарно-технического воору жения.
' ПОЖАРНЫЕ ЛОМЫ И ТОПОРЫ
Осмотром проверяют:
1) состояние пожарных топоров и ломов. Поверхность их металлических частей должна быть гладкой, без трещин, заусениц, глубоких раковин, острых кромок, ржавчины.
2) состояние заточки. Рабочие концы ло мов, лезвия топоров должны быть заточенны ми и непогнутыми, лезвие и кирка топоров —
73
Лежать в плоскости, проходящей через середи ну всада;
3) прочность крепления топора на топори ще, наличие и состояние ремней и колец у лег ких ломов. Топор должен быть плотно и проч но насажен на топорище.
Испытание ломов и топоров производят ударом их рабочих поверхностей о мягкую сталь. При этом не должны появляться трещи ны, зазубрины, признаки затупления и выкра шивания.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ФОНАРИ
Необходимо проверить:
1)состояние индивидуальных и групповых электрофонарей. Строго запрещается эксплуа тация электрофонарей с повреждениями кор пуса; батареи фонарей должны быть пол ностью заряжены, верхняя поверхность эле ментов — залита парафином;
2)надежность крепления и состояние
клемм, перемычек клемм и проводов. Пере мычки клемм и провода должны быть прочно закреплены, клеммы — быть чистыми, смазан ными тонким слоем вазелина и без признаков окисления;
3) уровень электролита в каждом элементе батареи. Он должен находиться выше слоя пластин на 5—12 мм. Нужно следить, чтобы электролит не проливался на крышки аккуму ляторов и в корпус фонаря, так как это при ведет к короткому замыканию и саморазрядке;
74
4) нагрузочной вилкой напряжение тока как в батарее в целом, так и в каждом элемен те в отдельности.
Напряжение тока в групповом фонаре при включенной лампочке должно быть не менее 6,5 в, а в индивидуальном ■— не менее 2,2 в.
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТЫ
СЭЛЕКТРОПРОВОДАМИ
Входе осмотра необходимо проверить:
1)исправность ножниц для резки электро проводов, резиновых сапог, бот, перчаток, ковриков.
Ножницы не должны иметь трещин и изло мов режущих кромок и изоляции. Резиновые сапоги, боты, перчатки и коврики должны со держаться в чистоте, быть без порывов и дру гих повреждений;
2) пригодность инструментов к дальнейшей эксплуатации путем их испытания.
Ножницы испытывают переменным током в 50 гц при напряжении 2000 в на стати ческом дожде в течение 15 минут. В это время нужно наблюдать, чтобы не пробивалась изо ляция ручек. Испытание ножниц производит ся каждые 6 месяцев, независимо от того, бы ли ли они в работе или нет.
Диэлектрические перчатки при испытании погружают в сосуд с водой при температуре 15—30°С. Вода не должна доходить до конца перчатки на 5 см.
Внутрь перчаток наливают воду и вводят один электрод. Второй электрод погружают в сосуд. Включают переменный ток в 50 гц на-
75
Пряжением 2500 в на одну минуту. При этом сила тока утечки не должна превышать 2.5 ма. Испытание на утечку тока должно про изводиться через каждые 6 месяцев, независи мо, от того, были ли перчатки в эксплуатации.
Диэлектрические боты испытывают так же, как и перчатки, переменным током 50 гц при напряжении 1500 в в течение одной мину ты. Сила тока утечки не должна превышать
7.5 ма.
Резиновые коврики испытывают перемен ным током в 50 гц при напряжении 5000 в. Си ла тока утечки не должна превышать 5 ма.
УГЛЕКИСЛОТНЫЕ ОГНЕТУШИТЕЛИ
При осмотре проверяют:
1)углекислотные баллоны, вентили, кол лекторы, шланги, раструбы на предмет ком плектности и наличия дефектов (таких, как вмятины, трещины, качество покраски, повреж дения мембраны). Детали огнетушителя не. должны иметь трещин, надрывов, заусениц, забоев и ржавчины. Резьба деталей должна быть чистой, без подрезов и вмятин.
2)наличие пломбы на маховичке. Махови чок вентиля должен пломбироваться так, что бы исключалась возможность его поворота и открытия клапана без повреждения пломбы;
3)полностью ли заряжен огнетушитель уг лекислотой. Для этого огнетушители взвеши вают. Наименьший вес углекислоты должен быть: в огнетушителях ОУ-2—1,25 кг, ОУ-5— 2,85 кг, в ОУ-8 — 4,7 кг. Вес углекислоты оп
76
ределяется разностью взвешенного огнетуши теля и его весом, указанным в паспорте;
4) дата последнего испытания огнетушите лей.
Корпуса углекислотных огнетушителей дол жны испытываться гидравлическим давлением в 225 атм в течение одной минуты. Испытанию подлежат все огнетушители по истечении пяти лет со дня ввода их в эксплуатацию. Испыта ние углекислотных огнетушителей производит ся местными органами Госгортехнадзора (кот лонадзора) .
II. ПРОВЕРКА ПОЖАРНОГО АВТОМОБИЛЯ
ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ
ДВИГАТЕЛЬ
Для определения исправного состояния двигателя и качества ухода за ним необходи мо:
I) запустить и прогреть двигатель, прослу шав его работу на разных оборотах. Перед его запуском обязательно нужно подсоединить вы пускной трубопровод к газоотводу. Двигатель должен легко запускаться стартером, устойчи во работать на различных оборотах без пере боев и стука. Работа двигателя проверяется прослушиванием с помощью стетоскопа. Не исправность механизма обнаруживается по стукам, которые отличаются от шумов, харак терных для работы исправного механизма
(рис. 24).
При увеличенном зазоре между шейкой коленчатопАвала и коренным подшипником в плоскости разъема картера двигателя слышен сильный глухой звук низкого тона. Он появля
78
ется при резком изменении числа оборотов ко ленчатого вала двигателя.
Изношенным шатунный подшипник издает обычно более слабый стук по сравнению с ко ренным подшипником. "Стук прослушивается
Рис. 24. Места прослушивания работы дви гателя:
/ — толкателей и клапанов; 2 — поршней, поршневых пальцев н колец, шатунных подшипников; 3 — распределительных шес терен; 4 — коренных и шатунных подшип ников.
через стенку блока по оси цилиндра поршня, в зоне, соответствующей верхнему и нижнему положениям поршневого пальца.
Звонкий металлический стук появляется, если увеличивается зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна или между пальцем и отверстиями в бобышках поршня. При отключении запальной свечи в каком-ни
79