Файл: Зиненко, Н. А. Осмотр и проверка пожарных автомобилей практическое пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

будь цилиндре стук пальца в нем прекраща­ ется, так как рабочие газы перестают действо­ вать на поршень.

Износ поршня определяется по глухому щелкающему звуку, определяемому с помощью, стетоскопа, приложенного к блоку против со­ ответствующего цилиндра. Звук усиливается при резком уменьшении оборотов двигателя.

Стук клапанов при чрезмерно увеличенном зазоре звонкий, резкий и хорошо прослушива­ ется против клапанной коробки.

Если зазоры слишком малы, клапаны не­ плотно закрывают впускные и выпускные от­ верстия. Уменьшение зазоров можно опреде­ лить по вспышкам в карбюраторе и взрывам в цилиндрах горючей смеси.

Зубья распределительных шестерен изна­ шиваются по профилю, поэтому по мере увели­ чения пробега автомобиля зазор между зубь­ ями увеличивается. Предельный износ шесте­ рен устанавливают по стуку во время их рабо­ ты прослушиванием стетоскопом через кожух распределительных шестерен.

При большом износе цилиндра, а также при непрогретом двигателе возникает слабый щел­ кающий стук поршня;

2)проверить, не просачивается ли топливо, масло, вода через прокладки и в местах сое­ динения узлов и деталей;

3)проверить исправность водяного насоса. Для этого необходимо на работающем дви­

гателе снять с радиатора пробку и наблюдать за поверхностью воды в горловине радиатора. Если водяной насос исправен и лопасти крыль­

80

чатки целы, вода в горловине будет колебать­ ся, «дышать», если же водяной насос не испра­ вен, поверхность воды будет спокойна;

4) проверить показания контрольно-измери­ тельных приборов, работу звукового сигнала, стеклоочистителей, приборов освещения и сиг­ нала торможения.

На средних оборотах двигателя показате­ ли на приборах должны указывать:

стрелка указателя уровня топлива — коли­ чество топлива в баке;

масляный манометр — давление в системах смазки у автомобилей: ГАЗ-51, ГАЗ-52 и ГАЗ66 — не менее 2,0 кг/см2\ ЗИЛ-150, ЗИЛ-151, ЗИЛ-164, УРАЛ-375, МАЗ-200 и МАЗ-205 —

не менее 2,0 кг/см2\у автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66 — лампочка сигнализатора давления масла не должна гореть;

манометр — давление в пневматических си­ стемах тормозов автомобилей: ЗИЛ и МАЗ — в пределах 5,6—7,4 кг/см2; УРАЛ-375 — не ни­ же 4 кг/см2-,

манометр пневматической системы регули­ ровки давления воздуха в шинах — показывать давление у автомобилей ГАЗ-66 — 2,8 кг!см2\

ЗИЛ-131 и ЗИЛ-157 — 3,0—3,5; УРАЛ-375 — 2,5—3,2 кг!см2\

термометр — показывать температуру во­ ды в системе охлаждения двигателя;

5) прогретый двигатель должен иметь ми­ нимальные обороты холостого хода. На малых оборотах лопасти вентилятора должны про­ сматриваться. Прогретый двигатель должен легко запускаться без пользования подсосом.

81


Если при последующем запуске прогретый и нормально работающий на всех режимах дви­ гатель запускается с трудом, необходимо про­ верить компрессию в цилиндрах двигателя и правильность установки зажигания.

Величину компрессии проверяют компрессометром (рис. 25). Свечи из всех цилиндров двигателя нужно вывернуть, полностью от-

Рис. 25. Определение величины компрес­ сии в цилиндрах двигателя коыпрессометром,

82

крыть дроссельную и воздушную заслонки карбюратора, после чего плотно прижать ко­ ническую пробку шланга к отверстию для све­ чи первого цилиндра. Включив стартер, про­ вернуть коленчатый вал на 10—12 оборотов и отметить показания манометра. То же проде­ лать со всеми цилиндрами.

Компрессия в цилиндрах исправного про­ гретого двигателя при 500 об/мин коленчатого вала автомобилей марки ЗИЛ и ГАЗ состав­ ляет не менее 6,5 кг/см2. Разница давлений в отдельных цилиндрах у исправного двигателя не должна превышать 0,7 кг/см2.

Если компрессия ниже нормы или разность в величине компрессии в отдельных цилиндрах намного превышает допустимую, выясняется причина неисправности. С этой целью от шлан­ га компрессометра отсоединяют коническую пробку, соединяют ее со шлангом компрессора и нагнетают поочередно в каждый цилиндр сжатый воздух под давлением 7—9 атм. Если воздух выходит через сапун, значит, износи­ лись поршневые кольца и зеркало цилиндров. Утечка воздуха через карбюратор свидетельст­ вует о неплотной посадке впускного клапана в седло.

Выход воздуха через глушитель указывает на неисправность выпускного клапана. При повреждении прокладки головки блока цилин­ дров воздух выходит в виде пузырьков в гор­ ловину радиатора (через охлаждающую жид­ кость) или же в соседний цилиндр;

6) если при нормальной компрессии в ци­ линдрах двигателя и при бесперебойной пода­ че горючего двигатель но запускается или за­

83

пускается с трудом, необходимо проверить правильность установки зажигания. Для этого необходимо подключить звукоконтактную или другую лампочку параллельно контактам пре­ рывателя. Затем вывернуть свечу первого ци­ линдра, зажать пальцем отверстие и поворачи­ вать коленчатый вал до начала выхода сжато­ го воздуха из-под пальца. Выход воздуха по­ казывает, что в первом цилиндре осуществля­ ется ход сжатия. Затем нужно медленно вра­ щать коленчатый вал двигателя до тех пор, пока не загорится лампочка. Она должна за­ гореться в момент, когда поршень будет нахо­ диться в верхней «мертвой» точке (в. м. т.), т. е. когда совместятся метки. На автомоби­ лях:

ГАЗ-51 и ГАЗ-63 — риски метки располо­ жены на картере маховика и маховике;

ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ЗИЛ-151, ЗИЛ-157 —

метка на маховике ВМТ с риской на картере маховика (рис. 26);

ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 — отверстие на шкиве коленчатого вала с меткой в. м. т. на указате­ ле установки зажигания 1 (рис. 27), располо­ женном на датчике ограничителя максималь­ ных чисел оборотов;

ГАЗ-53А — метка на шкиве коленчатого вала с указателем на крышке распределитель­ ных шестерен (рис. 28);

ГАЗ-66 — шарик, запрессованный в махо­ вик с указателем, установленным в окне кар­ тера сцепления (рис. 29);

7) на автомобилях ГАЗ-53А, ГАЗ-66, ЗИЛ-

84


130, 311Л-131 и УРАЛ-375 на слух проверить работу центробежного фильтра тонкой очист­ ки масла (центрифуга). При остановке двига­ теля исправная центрифуга продолжает вра­ щаться еще две-три минуты, слышно своеоб­ разное гудение;

8) проверить действие сигнала-сирены.

Рис. 26. Установка зажигания V автомо­ билей ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ЗИЛ-151, ЗИЛ-157.

85

Рис 27 Установка зажигания у автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131.

Рис. 28. Установка зажигания у авто­ мобиля ГАЗ'5;А.

86

Рис. 29. Установка зажигания у авто­ мобиля ГАЗ-66.

СЦЕПЛЕНИЕ, КОРОБКА ПЕРЕДАЧ И РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА

Для определения исправного состояния сцепления нужно проверить:

1) полностью ли выключается (не «ведет») сцепление. Для этого двигателю сообщают средние обороты и, выключив сцепление, про­ буют переключать передачи в коробке пере­ дач. Если переключение передач происходит без шума, значит, сцепление полностью вы­

ключается; 2) нет ли пробуксовки в сцеплении. Необ­

ходимо предварительно затормозить автомо­ биль, дать двигателю средние обороты, вклю­ чить прямую передачу и постепенно отпускать педаль сцепления. Если двигатель заглохнет, то, следовательно, сцепление не пробуксовы­

вает; 3) исправность выжимного подшипника.

Выключить сцепление и прислушаться к шу­ мам, которые появляются при нажатии на пе­ даль и исчезают при отпущенной педали и ха-

87

рактерпзуюг неисправность выжимного под­ шипника, что может привести к выходу из строя механизма сцепления;

4) не просачивается ли масло в картер сцепления, через сальники коробки передач и раздаточной коробки, из-под пробок, крышек, заглушек;

5) работу коробки передач и раздаточной коробки с помощью 'стетоскопа. Работа изно­ шенного механизма сопровождается стуком и сильным шумом.

ПОЖАРНЫЙ НАСОС

При проверке насоса на герметичность не­ обходимо:

1)закрыть все вентили водопенопроводо

исливной краник насоса;

плотно закрыть всасывающий патрубок на­ соса;

не включая насоса, включить вакуум-систе­ му, повернув рукоятки вакуум-крана и газо­ струйного вакуумаппарата «на себя» и, повы­ шая число оборотов двигателя, довести разре­ жение в насосе до 550—570 мм рт. ст. по мановакуумметру, после чего выключить вакуумсистему, (повернув рукоятки «от себя».

Плотность соединения насоса и коммуника­ ции к нему должна быть такой, чтобы скорость падения вакуума составляла не более 100 мм рт. ст. за две с половиной минуты.

Обнаружение мест неплотного соединения насоса и коммуникации можно производить путем опрессовки водой под давлением 8—10 кг!см2 или воздухом под давлением 2—3 кг!см2.

88


Воздух для этого Можно брать от рессивера автомобиля.

До опрессовки необходимо нанести кистью слой мыльной пены на поверхность насоса и коммуникаций; особенно тщательно покрыть места соединений. При опрессовке на поверх­ ности испытываемых агрегатов в слабо затяну­ тых местах выступят мыльные пузыри;

2)заполнить водой насос от цистерны и включить его в работу. Проверить, работают ли мановакуум-метр на напорном патрубке и тахометр. Стрелки указанных приборов дол­ жны соответственно показывать давление во­ ды в напорном патрубке и обороты вала на­ соса;

3)установить, не вибрируют ли трансмис­ сия и насос при пуске и изменении числа обо­ ротов двигателя.

Вибрация трансмиссии возникает при сле­ дующих обстоятельствах:

ослаблении крепления коробки отбора мощности, промежуточной опоры, фланцев карданных валов;

срабатывании подшипника промежуточной

опоры; износе игольчатых подшипников карданных

шарниров; погнутых или поврежденных карданных ва­

лах; ослаблении крепления насоса к раме;

4) проверить исправность сальникового уп­ лотнения полости насоса.

Признаком неисправности сальникового уп­ лотнения в насосах ПН-ЗОК, ПН-ЗОКФ, ПН40У является течь воды из дренажного отвер­

89


стия, расположенного Между третьим и четвер­ тым манжетом уплотнения;

5) определить правильность регулировки тяг управления газоструйным вакуум-аппара­ том, сцеплением и газом двигателя.

При повороте рычага газоструйного ваку­ ум-аппарата «от себя» заслонка должна пере­ крыть движение газов по основному выхлопно­ му трубопроводу, направляя их к соплу. При повороте рычага в обратном направлении за­ слонка должна перекрыть движение газов к соплу и направить их по основному выхлопно­ му трубопроводу.

При повороте рычага сцепления «на себя» сцепление должно выключиться. Включение сцепления производится в обратной последо­ вательности.

При повороте рычага управления газом «на себя» дроссельная заслонка должна пол­ ностью открываться; в положении «от себя» дроссельная заслонка должна закрываться (малые обороты двигателя).»

В крайних и промежуточных положениях рычаг управления газом должен надежно фик­ сироваться с храповым механизмом.

Тяги не должны иметь случайных прогибов, кронштейны качалок должны быть надежно за­ креплены, а оси вращения и другие трущиеся места — смазаны;

6) в необходимых случаях пожарные насо­ сы испытывают на производительность. С этой целью:

а) пожарный автомобиль нужно установить для забора воды из открытого водоисточника с высотой всасывания (зам-у'шноп от поверх-

90

иоети воды до оси насоса) 1,0—3,5 м. Всасызающая линия должна состоять из двух рука­ вов (8 м) со всасывающей сеткой на конце;

б) собрать и проложить рукавные линии из прорезиненных рукавов диаметром 66 мм, со­ гласно данным табл. 8.

Таблица 8

Тип насоса

ПН-20 . . .

ПН-25А . .

ПН-30, ПН-ЗОК, ПН-ЗОКФ . .

Длина рукавной Диаметр насадки линии от задвиж­ на линии, мм

ки, м

левой

правой

правой

левой

20

20

19

19

40

Г

25

13

 

О

 

 

 

-'

 

 

20

20

19

25

в) засосать воду в насос и установить мак­ симальные обороты двигателя. Двигателям, вышедшим из капитального ремонта, не разре­ шается работать на максимальных оборотах более одной—двух минут.

При полностью открытых обеих задвижках выкидных патрубков давление в насосе, изме­ ренное по манометру, должно быть в пределах 8,4—8,6 атм, а показания тахометра для на­

соса:

-г-3250

об/мин.-,

ПН-20 .................... 3150

ПН-25А.................... 2750

-г-2850

об/мин.-,

ПН-30, ПН-ЗОК

-4-2650

об/мин.,

и ПН-ЗОКФ . ■ • 2550

что соответствует номинальной производитель­ ности насосов.

При этом меньшее давление, развиваемое