Файл: Зиненко, Н. А. Осмотр и проверка пожарных автомобилей практическое пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

боевого расчета и насосном отсеке; в пожар­ ных автоцистернах на шасси ЗИЛ-131 — ис­ правность плафонов отсеков кузова, установ­ ленных над дверными проемами.

На щите приборов в насосном отсеке сле­ дует проверить:

исправность контрольных ламп указания уровня воды в цистерне; температуру воды в системе охлаждения двигателя; давления мас­ ла в системе смазки двигателя; включателей плафона и подсвета в вакуум-кране; дистан­ ционного запуска стартера;

в пожарных автоцистернах на шасси ЗИЛ131 исправность сигнализации системы откры­ тия двери кузова. Когда дверь открывается, должны сработать концевые выключатели и в кабине водителя загореться контрольная лам­ па;

проверить крепление прожекторов и фар, а также состояние проводов в системе дополни­ тельного электрооборудования.

ТРАНСМИССИЯ

В трансмиссию пожарных автомобилей входят: сцепление, коробка'передач, раздаточ­ ная коробка, коробка отбора мощности, кар­ данная передача, силовая передача на пожар­ ный насос, ведущие мосты.

Сцепление

Входе осмотра необходимо проверить:

1)соединение тяг с педалью сцепления действие оттяжных пружин и рычага включе­ ния сцепления в насосном отделении;

30

2) чистоту и отсутствие подтекания масла из картера сцепления. Попадание масла в кар­ тер и замасливание фрикционных накладок дисков может быть результатом износа саль­ ника или маслоотгонного устройства на колен­ чатом валу: кроме того, на автомобилях мар­ ки ЗИЛ подтекание масла может быть след­ ствие)« чрезмерной смазки выжимного под­ шипника сцепления (за исключением автомо­ билей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, где подшипник в процессе эксплуатации не смазывается);

3) затяжку болтов крепления картера сцеп­ ления к блоку цилиндров;

4) величину свободного хода педали сцеп­ ления и действие возвратной пружины. Вели­ чина свободного хода педали указывает на правильность регулировки сцепления. Свобод­ ный ход педали измеряют линейкой (рис. 10). Его величина не должна превышать пределов, указанных в табл. 5.

 

 

 

Таблица 5

 

 

 

Свободный ход

Марка

автомобиля

педали

сцеп­

 

 

 

ления,

мм

ГАЗ-51, ГАЗ-63,

ГАЗ-53А . . . .

35—45

Г А З - 6 6

..................................................

 

30—37

ЗИЛ-164,

ЗИЛ-151, ЗИЛ-157 . . .

20—30

З И Л -150

..................................................

 

20—25

УРАЛ-375

.............................................

 

30—40

ЗИЛ-130,

ЗИ Л -131..............................

35—50

МАЗ-200, МАЗ-205

32-40

31


Если свободный ход педали сцепления больший, сцепление при выжатой педали пол­ ностью не выключается. При неполном выклю­ чении сцепления ведущий вал коробки пере'ме-

Рис. 10. Проверка свободного хода педали сцепле­ ния.

ны передач не разъединяется с коленчатым ва­ лом двигателя, и переключение передач сопро­ вождается ударами и сильным износом шесте­ рен. Если свободный ход педали сцепления меньший, то это приводит к пробуксовке дис­ ков сцепления, усиленному износу накладок, нагреву деталей сцепления, к снижению тягд-

33

вых качеств автомобиля (так как понижается мощность двигателя) и увеличению расхода горючего из-за больших потерь мощности дви­ гателя на трение В механизме сцепления.

Свободный ход педали сцепления регули­ руется изменением длины тяги, соединяющей рычаг на валике педали с механизмом выклю­ чения сцепления (рис. 11).

Рис. 11. Привод сцепления автомобиля ЗИЛ-130: 1 — контргайка; 2 — сферическая гайка; 3 — рычаг вилки выключения сцепления; 4 — рычаг вала пе­ дали сцепления; 5 — тяга выключения сцепления; 6 — вал педали сцепления; 7 — масленка втулок ва­ ла педалей; 8 — педаль сцепления; 9 — масленка для смазки втулок вилки выключения сцепления.

2-М-255

33

На автомобилях марки ЗИЛ, помимо этого, регулируется полный ход педали сцепления с помощью болта, ограничивающего ее переме­ щение.

Привод выключения сцепления автомобиля ГАЗ-66 —■ гидравлический; педаль выключе­ ния — подвесной конструкции. Свободный ход педали сцепления следует регулировать пово­ ротом эксцентрика, предварительно ослабив его гайку. Если запас регулировки эксцентри­ ка недостаточен, необходимо сначала сделать более грубую регулировку изменением длины тяги, а затем уже более точную — вращением эксцентрика.

Привод выключения сцепления автомобиля ГАЗ-66 не требует смазки, так как все основ­ ные его шарниры с пластмассовыми втулками;

5) уровень жидкости в главном цилиндре привода выключения сцепления (в автомобиле ГАЗ-66). Он не должен доходить на 15—20 мм до верхней кромки отверстия под пробку глав­ ного цилиндра. В гидравлической системе при­ вода сцепления не должно быть воздуха. Его удаляют через перепускной клапан рабочего цилиндра привода сцепления.

Коробка передач, раздаточная коробка, коробка отбора мощности

Необходимо проверить:

1) внешнее состояние и крепление коробок перемены передач, раздаточной (если она есть)

иотбора мощности;

2)крепление гибкого вала спидометра к коробке передач (у автомобиля ГАЗ-66 к раз­

34


даточной коробке); крышек подшипников ко­ робки передач и раздаточной коробки;

3) работу механизма переключения пере­ дач, раздаточной коробки и включение короб­ ки отбора мощности. Шариковые фиксаторы с пружинами должны обеспечивать четкое включение рычагом соответствующих передач, а замочное устройство — предохранять от од­ новременного включения двух передач;

4)не протекает ли масло через сальники валов, крышки, заглушки и сливные пробки;

5)уровень и качество масла. Масло долж­ но доходить до уровня наливного отверстия. Недостача масла приводит к преждевремен­ ному износу и выходу из строя Шестерен и подшипников коробок; избыток — к выдавли­

ванию масла через сальники и преждевремен­ ному выходу их из строя.

Масло в картерах коробок не должно иметь механических примесей и воды. Для заливки в коробки используют масло только того сор­ та, который указан в заводской инструкции на данный автомобиль;

6) воздушные каналы сапуна, засорение которых способствует повышению давления в картере коробки и приводит к течи масла.

Карданная передача

При осмотре проверяют:

1) состояние и крепление карданных валов, шарниров силовой и дополнительной передачи на насос.

На карданных валах не должно быть вмя­

тин, погнутостей и других повреждений, спо­ собных нарушить балансировку валов.

Исправность карданных шарниров опреде­ ляют резким поворачиванием руками вала в одну, а затем в другую сторону (рис. 12). Если при этом нет люфта и не слышно стука, зна­ чит, карданные шарниры исправны.

Рис. 12. Проверка карданного вала.

Скользящая вилка и вилка, приваренная к карданному валу, располагаются в одной плос­ кости, что проверяется по совпадению стрелок на карданном валу и скользящей вилке. Не­ правильная установка вилок приводит к преж­ девременному износу карданных сочленений и главной передачи;

2)крепление промежуточных опор силово

идополнительной передачи на насос.

Уровень масла в картере промежуточной опоры должен соответствовать высоте кон­ трольного отверстия;

36

3) надежность герметизации сальников карданных шарниров. С этой целью жидкую смазку нагнетают в крестовину — излишек масла должен выходить только через отвер­ стие клапана крестовины, но не через сальни­ ки.

Игольчатые подшипники смазывают толь­ ко жидким маслом через пресс-масленку;

4) наличие и исправность защитных чехлов (защитной-муфты), предназначенных для пре­ дохранения шлицевых соединений от попада­ ния пыли. Порча или отсутствие чехлов явля­ ется причиной быстрого вывода из строя кар­ данного вала и скользящей вилки.

Задний и передний мосты

Входе осмотра проверяют:

1)затяжку гаек, шпилек или болтов креп­ ления фланцев полуосей к ступицам колес; наличие и затяжку гаек крепления колес.

Колеса с левой стороны по ходу автомобиля крепятся гайками с левой резьбой, а с правой стороны — с правой резьбой. На гранях гаек

слевой резьбой сделаны проточки;

2) исправность сальников ступиц колес. В случае неисправности или износа сальников масло попадает в тормозные барабаны, и в ре­ зультате этого тормоза не держат автомобиль при торможении.

Необходимо иметь в виду, что в автомоби­ лях ГАЗ-53А и ГАЗ-66 без централизованной системы подкачки шин подшипники ступиц смазываются гипоидным маслом, поступаю­ щим из картера главной передачи. При смене

37


Масла в заднем мосту надо поочередно под­ нять домкратом правое и левое колеса не ме­ нее чем на 200 мм, чтобы наполнить маслом обе ступицы;

3) уровень масла в картере главной пере­ дачи. Для этого надо отвернуть пробку И ЗЛ И В ; ного отверстия.

Недостаточный уровень масла в картере способствует ускоренному износу деталей зад­ него моста, а его избыток — утечке и преж­ девременному выходу из строя сальников. Причиной утечки масла может являться и за­ сорение воздушных каналов сапуна картера ведущего моста;

4) люфт заднего моста, который образует­ ся от износа его подшипников и шестерен. Его определяют люфтом вывешенного колеса, ко­ торый при затянутом ручном тормозе не дол­ жен превышать 45 мм на ободе (рис. 13).

Очень большой люфт устраняют регулиров­ кой подшипников ведущей шестерни главной передачи;

5)исправность дифференциала. Для этого домкратом поднимают задний мост, ставят в нейтральное положение рычаг переключения коробки передач и рукой вращают левое зад­ нее колесо. Если правое заднее колесо будет свободно вращаться в обратном направлении, то значит, что сателлиты • не заклинивают и дифференциал исправный;

6)зазор в подшипниках ступиц передних колес. С этой целью передние колеса вывеши­ вают и каждое из них покачивают в верти-

38

Рис. 13. Определение суммарного люфта заднего моста.

кальном направлении. Колесо не должно ка­ чаться на подшипниках (рис. 14).

Однако при тугой затяжке гаек ступицы подшипник перегревается, смазка плавится и выдавливается через неплотности, а подшип­ ник выходит из строя. С увеличением зазора в подшипниках появляются дополнительные ударные нагрузки, что приводит к его разру­ шению.

При правильной регулировке подшипников ступицы колесо от сильного толчка рукой дол­ жно совершить не менее 8—10 оборотов;

7) отсутствие зазоров между втулками шкворнями поворотных кулаков.

93