Файл: Зиненко, Н. А. Осмотр и проверка пожарных автомобилей практическое пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
боевого расчета и насосном отсеке; в пожар ных автоцистернах на шасси ЗИЛ-131 — ис правность плафонов отсеков кузова, установ ленных над дверными проемами.
На щите приборов в насосном отсеке сле дует проверить:
исправность контрольных ламп указания уровня воды в цистерне; температуру воды в системе охлаждения двигателя; давления мас ла в системе смазки двигателя; включателей плафона и подсвета в вакуум-кране; дистан ционного запуска стартера;
в пожарных автоцистернах на шасси ЗИЛ131 исправность сигнализации системы откры тия двери кузова. Когда дверь открывается, должны сработать концевые выключатели и в кабине водителя загореться контрольная лам па;
проверить крепление прожекторов и фар, а также состояние проводов в системе дополни тельного электрооборудования.
ТРАНСМИССИЯ
В трансмиссию пожарных автомобилей входят: сцепление, коробка'передач, раздаточ ная коробка, коробка отбора мощности, кар данная передача, силовая передача на пожар ный насос, ведущие мосты.
Сцепление
Входе осмотра необходимо проверить:
1)соединение тяг с педалью сцепления действие оттяжных пружин и рычага включе ния сцепления в насосном отделении;
30
2) чистоту и отсутствие подтекания масла из картера сцепления. Попадание масла в кар тер и замасливание фрикционных накладок дисков может быть результатом износа саль ника или маслоотгонного устройства на колен чатом валу: кроме того, на автомобилях мар ки ЗИЛ подтекание масла может быть след ствие)« чрезмерной смазки выжимного под шипника сцепления (за исключением автомо билей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, где подшипник в процессе эксплуатации не смазывается);
3) затяжку болтов крепления картера сцеп ления к блоку цилиндров;
4) величину свободного хода педали сцеп ления и действие возвратной пружины. Вели чина свободного хода педали указывает на правильность регулировки сцепления. Свобод ный ход педали измеряют линейкой (рис. 10). Его величина не должна превышать пределов, указанных в табл. 5.
|
|
|
Таблица 5 |
|
|
|
|
Свободный ход |
|
Марка |
автомобиля |
педали |
сцеп |
|
|
|
|
ления, |
мм |
ГАЗ-51, ГАЗ-63, |
ГАЗ-53А . . . . |
35—45 |
||
Г А З - 6 6 |
.................................................. |
|
30—37 |
|
ЗИЛ-164, |
ЗИЛ-151, ЗИЛ-157 . . . |
20—30 |
||
З И Л -150 |
.................................................. |
|
20—25 |
|
УРАЛ-375 |
............................................. |
|
30—40 |
|
ЗИЛ-130, |
ЗИ Л -131.............................. |
35—50 |
||
МАЗ-200, МАЗ-205 |
32-40 |
31
Если свободный ход педали сцепления больший, сцепление при выжатой педали пол ностью не выключается. При неполном выклю чении сцепления ведущий вал коробки пере'ме-
Рис. 10. Проверка свободного хода педали сцепле ния.
ны передач не разъединяется с коленчатым ва лом двигателя, и переключение передач сопро вождается ударами и сильным износом шесте рен. Если свободный ход педали сцепления меньший, то это приводит к пробуксовке дис ков сцепления, усиленному износу накладок, нагреву деталей сцепления, к снижению тягд-
33
вых качеств автомобиля (так как понижается мощность двигателя) и увеличению расхода горючего из-за больших потерь мощности дви гателя на трение В механизме сцепления.
Свободный ход педали сцепления регули руется изменением длины тяги, соединяющей рычаг на валике педали с механизмом выклю чения сцепления (рис. 11).
Рис. 11. Привод сцепления автомобиля ЗИЛ-130: 1 — контргайка; 2 — сферическая гайка; 3 — рычаг вилки выключения сцепления; 4 — рычаг вала пе дали сцепления; 5 — тяга выключения сцепления; 6 — вал педали сцепления; 7 — масленка втулок ва ла педалей; 8 — педаль сцепления; 9 — масленка для смазки втулок вилки выключения сцепления.
2-М-255 |
33 |
На автомобилях марки ЗИЛ, помимо этого, регулируется полный ход педали сцепления с помощью болта, ограничивающего ее переме щение.
Привод выключения сцепления автомобиля ГАЗ-66 —■ гидравлический; педаль выключе ния — подвесной конструкции. Свободный ход педали сцепления следует регулировать пово ротом эксцентрика, предварительно ослабив его гайку. Если запас регулировки эксцентри ка недостаточен, необходимо сначала сделать более грубую регулировку изменением длины тяги, а затем уже более точную — вращением эксцентрика.
Привод выключения сцепления автомобиля ГАЗ-66 не требует смазки, так как все основ ные его шарниры с пластмассовыми втулками;
5) уровень жидкости в главном цилиндре привода выключения сцепления (в автомобиле ГАЗ-66). Он не должен доходить на 15—20 мм до верхней кромки отверстия под пробку глав ного цилиндра. В гидравлической системе при вода сцепления не должно быть воздуха. Его удаляют через перепускной клапан рабочего цилиндра привода сцепления.
Коробка передач, раздаточная коробка, коробка отбора мощности
Необходимо проверить:
1) внешнее состояние и крепление коробок перемены передач, раздаточной (если она есть)
иотбора мощности;
2)крепление гибкого вала спидометра к коробке передач (у автомобиля ГАЗ-66 к раз
34
даточной коробке); крышек подшипников ко робки передач и раздаточной коробки;
3) работу механизма переключения пере дач, раздаточной коробки и включение короб ки отбора мощности. Шариковые фиксаторы с пружинами должны обеспечивать четкое включение рычагом соответствующих передач, а замочное устройство — предохранять от од новременного включения двух передач;
4)не протекает ли масло через сальники валов, крышки, заглушки и сливные пробки;
5)уровень и качество масла. Масло долж но доходить до уровня наливного отверстия. Недостача масла приводит к преждевремен ному износу и выходу из строя Шестерен и подшипников коробок; избыток — к выдавли
ванию масла через сальники и преждевремен ному выходу их из строя.
Масло в картерах коробок не должно иметь механических примесей и воды. Для заливки в коробки используют масло только того сор та, который указан в заводской инструкции на данный автомобиль;
6) воздушные каналы сапуна, засорение которых способствует повышению давления в картере коробки и приводит к течи масла.
Карданная передача
При осмотре проверяют:
1) состояние и крепление карданных валов, шарниров силовой и дополнительной передачи на насос.
На карданных валах не должно быть вмя
тин, погнутостей и других повреждений, спо собных нарушить балансировку валов.
Исправность карданных шарниров опреде ляют резким поворачиванием руками вала в одну, а затем в другую сторону (рис. 12). Если при этом нет люфта и не слышно стука, зна чит, карданные шарниры исправны.
Рис. 12. Проверка карданного вала.
Скользящая вилка и вилка, приваренная к карданному валу, располагаются в одной плос кости, что проверяется по совпадению стрелок на карданном валу и скользящей вилке. Не правильная установка вилок приводит к преж девременному износу карданных сочленений и главной передачи;
2)крепление промежуточных опор силово
идополнительной передачи на насос.
Уровень масла в картере промежуточной опоры должен соответствовать высоте кон трольного отверстия;
36
3) надежность герметизации сальников карданных шарниров. С этой целью жидкую смазку нагнетают в крестовину — излишек масла должен выходить только через отвер стие клапана крестовины, но не через сальни ки.
Игольчатые подшипники смазывают толь ко жидким маслом через пресс-масленку;
4) наличие и исправность защитных чехлов (защитной-муфты), предназначенных для пре дохранения шлицевых соединений от попада ния пыли. Порча или отсутствие чехлов явля ется причиной быстрого вывода из строя кар данного вала и скользящей вилки.
Задний и передний мосты
Входе осмотра проверяют:
1)затяжку гаек, шпилек или болтов креп ления фланцев полуосей к ступицам колес; наличие и затяжку гаек крепления колес.
Колеса с левой стороны по ходу автомобиля крепятся гайками с левой резьбой, а с правой стороны — с правой резьбой. На гранях гаек
слевой резьбой сделаны проточки;
2) исправность сальников ступиц колес. В случае неисправности или износа сальников масло попадает в тормозные барабаны, и в ре зультате этого тормоза не держат автомобиль при торможении.
Необходимо иметь в виду, что в автомоби лях ГАЗ-53А и ГАЗ-66 без централизованной системы подкачки шин подшипники ступиц смазываются гипоидным маслом, поступаю щим из картера главной передачи. При смене
37
Масла в заднем мосту надо поочередно под нять домкратом правое и левое колеса не ме нее чем на 200 мм, чтобы наполнить маслом обе ступицы;
3) уровень масла в картере главной пере дачи. Для этого надо отвернуть пробку И ЗЛ И В ; ного отверстия.
Недостаточный уровень масла в картере способствует ускоренному износу деталей зад него моста, а его избыток — утечке и преж девременному выходу из строя сальников. Причиной утечки масла может являться и за сорение воздушных каналов сапуна картера ведущего моста;
4) люфт заднего моста, который образует ся от износа его подшипников и шестерен. Его определяют люфтом вывешенного колеса, ко торый при затянутом ручном тормозе не дол жен превышать 45 мм на ободе (рис. 13).
Очень большой люфт устраняют регулиров кой подшипников ведущей шестерни главной передачи;
5)исправность дифференциала. Для этого домкратом поднимают задний мост, ставят в нейтральное положение рычаг переключения коробки передач и рукой вращают левое зад нее колесо. Если правое заднее колесо будет свободно вращаться в обратном направлении, то значит, что сателлиты • не заклинивают и дифференциал исправный;
6)зазор в подшипниках ступиц передних колес. С этой целью передние колеса вывеши вают и каждое из них покачивают в верти-
38
Рис. 13. Определение суммарного люфта заднего моста.
кальном направлении. Колесо не должно ка чаться на подшипниках (рис. 14).
Однако при тугой затяжке гаек ступицы подшипник перегревается, смазка плавится и выдавливается через неплотности, а подшип ник выходит из строя. С увеличением зазора в подшипниках появляются дополнительные ударные нагрузки, что приводит к его разру шению.
При правильной регулировке подшипников ступицы колесо от сильного толчка рукой дол жно совершить не менее 8—10 оборотов;
7) отсутствие зазоров между втулками шкворнями поворотных кулаков.
93