ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
действовавшим расценкам. Но и новые расцен ки устанавливаются, как известно, с таким рас четом, чтобы от технического прогресса была выгода и обществу, и тому, кто внес предло жение. Кроме того, с каждым новым усовер шенствованием растет моя квалификация. А по ней в первую очередь ценится у нас работа человека.
А. И. СОЛДАТЕНКО,
токарь Ростовского машино строительного завода
ЗА ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ТРУДА
Я поступил в ремесленное училище в 1947 году, окончил его в 1949. Училище было тесно связано с заводом «Красный Аксай», и там мы проходили производственную прак тику — непосредственно в бригаде станочни ков. Так началась моя трудовая биография.
Преподавание в училище хорошо сочета лось с рабочей педагогикой в заводском це хе. Годы учения не прошли даром. Выпущен я был токарем пятого разряда и по этому разряду стал работать в той же бригаде, в которой проходил практику. Я сразу почув ствовал себя токарем на всю жизнь. Другой профессии мне не надо.
Как-то моя трудовая книжка попала в руки товарищей. Полистали ее. Один токарь гово рит: «Смотри, за 20 лет в ней только две пе
79
чати». Да, я не' бегал с места на место. Толь ко один раз по семейным обстоятельствам сменил завод: до военной службы токарил на «Красном Аксае», а после увольнения из ря дов Советской Армии поступил на Ростовский машиностроительный, где тружусь уже 14 лет.
Почему я начал свой рассказ именно с этого? Потому что нередко слышишь упреки в адрес того или иного выпускника училища, мол, пришел с третьим-четвертым разрядом, а делом подтвердить его не смог. Работу по квалификации, записанной в дипломе, ему доверить нельзя... Уязвлено самолюбие моло дого рабочего, обмануты его надежды на ма териальную самостоятельность, он разочаро вывается в своей специальности, иногда начи нает искать новую профессию или хотя бы новое место. Мастер из него не. скоро полу чится.
На мой взгляд, надо, чтобы учащиеся про фессионально-технических учебных заведений еще до выпуска проходили настоящую «об катку» на заводе — и ребятам будет легче пеу реходить от положения школьника к положе нию рабочего, и промышленность получит бо-- лее подготовленные молодые кадры...
Что я посоветую тем токарям, которые хо тят преуспеть в своей профессии? Это, прежде всего, следить за опытом передовиков, за тем:
80
новым, что появляется в практике лучших рабочих как на своем, так и на других заво дах. Для этого у нас есть огромные возможно, сти. Часто организуются школы • передового опыта, периодически проводятся выставки тех нического творчества новаторов; на предпри ятиях действует система научно-технической информации, вывешиваются листки о новин ках производства, имеются технические каби неты и библиотеки. Стоит проявить хоть не много любознательности—и узнаешь столько полезного, что если захочешь сам дойти до всего этого, то всей жизни не хватит.
Я имею рационализаторские предложения, которые помогли многим рабочим. Но и сам я многими своими достижениями обязан опы ту других. Опыт нужно применять творчески, приспосабливать его к условиям своего про изводства и не останавливаться на достигну том, а совершенствовать его.
Однажды на ВДНХ в Москве я присутство вал во время показа ленйнградским новато ром новой заточки крупных сверл Р18. Это меня очень заинтересовало. Суть дела в том, что, как известно, отверстия больших диамет ров просверливают на токарных станках обычно, в несколько приемов, постепенно уве личивая размер сверла. Не нужно долго объ яснять, насколько выгоднее выполнять - эту
81
операцию одним приемом, одним сверлом. Осуществить такое желание обычно мешает недостаточные стойкость инструмента и мощ ность станка.
Противоречие это иногда удается устранить различными способами, главным образом, с помощью изменения углов резания. Нет, на верно, ни одного станочника, который не вел бы поиска в этом направлении. Ленинградцы предложили следующее изменение в заточке инструмента (рис. 1). Они сделали на поверх ности обоих перьев 50-миллиметрового спи рального сверла симметрично оси поперечную канавку 1, разделив таким образом режущую кромку на две части. Одна— меньшая — слу жит как бы направляющим сверлом, другая—■ большая — основным. Нагрузка на станок при сверлении значительно уменьшилась.
Операций сверления на нашем заводе мно го. Поэтому, возвратившись из Москвы, решил
использовать ленинградскую геометрию за точки инструмента, но с одним усовершен ствованием (рис. 2). На 75-миллиметровом спиральном сверле я сместил одну из кана вок так, что она заняла положение 2. Что это дало? Одно сверло стало работать уже не как два, а как три, стружка дробится на три ча сти, нагрузка на станок еще больше уменьши лась. Отмечу, что канавки — расширяющиеся:
■82
у режущей кромки имеют ширину 3—4 милли метра, а у затылочной части — до 7. При та кой форме канавки стружка легче сходит со сверла.
Все шло хорошо, если бы не один недоста ток. В конце операции сверло рывком выхо дило из отверстия, и режущая кромка при этом выкрашивалась. Ленинградский пред ставитель говорил, что этот недостаток ему известен, но как устранить его, еще неясно. «Работаем, ищем», — заявил он.
Задумался и я над ним. В конце концов решил сделать на концах режущей кромки вырез 3. При этом образовалась вспомога тельная режущая кромка 4, которая притор маживает сверло на выходе из отверстия. Пер вый же опыт прошел удачно. Сверло стало ра
83
ботать безупречно, давая сразу 75-миллимет ровое отверстие под растачивание.
Подошли товарищи по смене. Смотрят, и не сразу до них доходит. «Что у тебя полу чилось?— спрашивают. — Почему стружка не сливная, а идет мелкой крошкой? А ну, по ставь сталь 3». Понятно, почему предложили именно,эту сталь. Она вязкая. Не застрянет ли ;В ней сверло? Нет, оно отлично взяло и этот сорт металла. Заточка инструмента вы держала экзамен.
Работаю я на станке 1К62. Токарям извест ны его возможности. Когда я как-то для про бы поставил обычное 75-миллиметровое свер ло и пытался им сверлить, то самоход выби вало. А стрелка амперметра, фиксирующего электрическую нагрузку на станок, чуть не вылетела за ограничитель. Сверло же с новой геометрией заточки оказалось «по плечу» станку, он легко работал. Я взглянул на ам перметр. Его стрелка вела, себя спокойно, электрическая нагрузка резко уменьшилась.
Теперь этот инструмент используют даже сверловщики. Я наблюдал за Иваном Ивано вичем Хахоней, когда он впервые поставил его, желая получить с одного прохода отвер стие диаметром 75 миллиметров. Он сверлил и улыбался. До того неожиданно и приятно ему было видеть, как легко справлялся его
84
не очень мощный станок с такой операцией. Покупая ту или иную вещь, мы хотим, что бы она была высокого качества, красивая, прочная, надежная. Но откуда возьмутся хо рошие вещи, если каждый из нас не будет отлично делать свою работу? В конце концов качество любого изделия рождается на рабо
чем месте.
В 1969 году коллектив нашего завода одер жал большую трудовую победу. Две выпускае мые нами машины получили государственный Знак качества. Мы долго боролись за это, много важных технических мероприятий про бели. Но главное то, что люди поняли значе^- ние борьбы за качество. В цехах возникло движение под девизом «За Знак качества на каждом рабочем месте».
Инициатором его стал наш известный нова тор зуборезчик Алексеи Петрович Исаев. Вы ступая на собраниях, беседуя с товарищами, он пропагандировал такую мысль: на каждую деталь дается допуск в определенных преде лах. Так вот, давайте стремиться изготавли вать детали по размерам, близким к номина лу, с минимальным допуском.
Меня эта идея очень увлекла. Я давно уже имел личное клеймо, мои детали контролер не проверял. И я укладывался в нормативы качества; не допускал ни нарушений техноло-
85
сии, ни отступлений от чертежа. Детали сда вал с первого предъявления, без дефектов. Но то, что предлагал Исаев, заставило меня поновому взглянуть на свои результаты. Что, меня убавится, если сделаю деталь,-скажем, не по пятому классу чистоты, а по шесто му? Ведь для этого нужно лишь получше за точить инструмент.
Если чертежом разрешается сместить ось отверстия на 0,1 миллиметра, то постараюсь добиться, чтобы смещения вовсе не было или было значительно меньше. Чем точнее и чище сделана деталь, тем работоспособнее, долго вечнее, красивее все изделие, вся машина. Приятно, когда у тебя получаются такие де тали.
Моральный стимул у нас подкрепляется ма териальным. По условиям соревнования рабо чий, который завоюет право на Знак качест ва, получает доплату в размере 10 процентов стоимости обработки деталей.
Чтобы твое рабочее место 'удостоили Знака качества, нужно выполнить ряд условий. Главное из них — не иметь в течение трех месяцев ни одного возврата деталей с конт роля. Это нелегко. У нас был такой случай. Токарь Борис Момжиян уверенно шел к фи нишу соревнования за Знак качества. Вдруг за четыре дня до окончания трехмесячного
86
срока диски, которые он точил, при проверке оказались не шестого, а пятого класса чи стоты.
Это случайность. Всем известно, что Бо рис — прекрасный специалист. Но жюри со ревнования и его правила неумолимы. Одна оплошность зачеркнула трехмесячные стара ния Момжияна. Интересно, что сам он, как ни был огорчен, не протестовал.
— Что заслужил, то и получил, — сказал Борис. — Начнем борьбу сначала.
Уверен, что он добьется цели. Но уже и сей час, хотя Знака качества еще не завоевал, детали обрабатывает лучше, чем раньше.
Я тоже участвую в этом соревновании. Оно заставило меня мобилизовать все свои силы, всю свою производственную смекалку. Благо даря этому мне удалось выполнить все его условия. Я стал обладателем первого клейма, свидетельствующего о том, что мне присвоен Знак качества. Это клеймо «ЗК. № 1» я имею право ставить на обработанных мною дета лях сам. О том, как заслужил его, сейчас расскажу. Те новшества, которые я применил, могут быть полезны и на других предприя тиях.
За последнее время на нашем заводе зна чительно возросло использование нержавею щей стали Х13 и Х18Н9Т. В машинах для пи-
87
-щевой промышленности, которые мы выпуска ем, она лучше* чем. какой-либо другой мате риал, годится для деталей, в процессе экс плуатации подвергающихся воздействию аг рессивных сред. Но вследствие своей вязкости нержавеющая сталь нелегка для токарей. Обычная геометрия резцов ВК8 оказалась для
еечистовой обработки малопригодна, особен но для марки Х18Н9Т.
Уменя возникли большие трудности в рабо
те. Резцы «съедались» нержавеющей сталью. Получить заданную чистоту можно было толь ко. ценой таких усилий, которые приводили к падению производительности труда. Мы, ста ночники, жаловались в те дни друг другу: «Замучила нержавейка».
Я стал искать новую геометрию для заточ- 'Ки резцов, поставив себе задачу обеспечить не только их стойкость и производительность,
.но и повышенную чистоту обработки. Пере пробовал много вариантов, пока нашел то, что искал. У обычного покупного подрезного рез- -ца с пластинкой Т15К6 уменьшил передний угол до 5—8 градусов, что делает более жест- -кой режущую кромку. Канавку выбрал радиу сом 3 и глубиной 1 миллиметр. Она форми-
.рует . стружку малого диаметра, которая сплошной спиралью сразу сходит с передней поверхности резца, детали не касается,, це
8&