Файл: Нирк, А. Д. Пособие машинисту бульдозера Д9G фирмы Катерпиллар.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 9. Схема циркуляции масла:

1 — канал подачи масла к регулятору; 2 — клапан управления сервоприводом; З — масляный манометр; 4 — регулятор; 5 — магистраль подачи масла от кла­ пана управления к сервоприводу; б — магистраль выхода масла из сервоприво­

да; 7 — вал коромысел; 8 — корпус сервопривода деселератора; 9 — магистА

раль подачи масла к механизму клапанов; 10

магистраль подачи масла

к

турбокомпрессору; 11 — кулачковый вал; 12 — струя масла для

кулачка; 13

возвратная магистраль от турбокомпрессора;

14

— трубка;

15

масляные

фильтры; 16 — канал фильтрованного масла в

корпусе фильтров;

17 — масля­

ный радиатор; 18 — корпус масляных фильтров;

19 — магистраль подачи

не­

фильтрованного масла к смазочному клапану турбокомпрессора; 20 — канал по­ дачи масла к коренным подшипникам коленчатого вала; 21 — сверление в колен­ чатом валу для подачи масла к подшипникам шатунов; 22 — канал нефильтро­ ванного масла в корпусе фильтров; 23 — масляная трубка переднего маслосбор­ ника; 24 — трубка подачи масла от насоса к масляному радиатору; 25 — кла­ пан смазки турбокомпрессора; 26 — магистраль подачи фильтрованного масла на

клапан смазки турбокомпрессора; 27 — масляный

 

.ад —„разбрызгивающая

трубка; 29 — масляная трубка заднего маслосборника;

 

рмасдораспредели-

тельная магистраль

ВЛУЧНО •

ч ’ о<.

 


 

 

 

 

Насос

состоит из

трех

 

 

 

 

секций:

нагнетательной 2,

 

 

 

 

прокачивающей

масло

че­

 

 

 

 

рез двигатель, и двух отса­

 

 

 

 

сывающих секций для мас­

 

 

 

 

лосборников 5 и 6 и картер.

 

 

 

 

Регулирующий

клапан

под­

 

 

 

 

держивает

давление масла

 

 

 

 

в пределах 3,2 кгс/см2.

 

Рис. 10. Масляный насос:

2. Масляные радиаторы

І — шестерня привода насоса; 2 —

 

 

 

 

нагнетательная

секция

насоса; 3 — вал

Масляные

радиаторы

ведущих шестерен; 4 — крышка и вал

ведомых шестерен;

5

откачиваю­

двигателя

и

трансмиссии

щая секция

насоса

для переднего

секция насоса

для

заднего масло-

J

охладительную

маслосборника;

6

откачивающая

ПОЛѴЧЯЮТ

 

 

 

сборника

 

 

 

жидкость

от системы

ох­

 

 

 

 

лаждения

дизельного

дви­

 

 

 

 

гателя. Жидкость поступа­

ет в общий патрубок, из которого она направляется в оба

масляных радиатора

и возвращается в

блок цилинд­

ров.

дизельного двигателя

поступает из

Смазочное масло

корпуса масляного фильтра в масляный радиатор, воз­ вращается в корпус фильтров и фильтруется до поступле­ ния в маслораспределительную магистраль. Масло транс­ миссии подается в заднюю часть масляного радиатора, проходит его и возвращается в циркуляционный насос трансмиссии и в систему смазки.

Насосом 6 (рис. 11) через канал в корпусе фильтров 5 масло подается в масляный радиатор 1. Охладившись, оно поступает через канал в корпусе фильтров на масля­ ные фильтры 4.

При прохождении элементов фильтра 3 масло филь­ труется и через канал 2 подается в двигатель для смазки.

Система регулирующего клапана предусмотрена для того, чтобы обеспечить равномерную подачу масла в

18


маслораспределительную магистраль и турбокомпрессор. Если масляный фильтр засорился, излишнее давление открывает перепускной клапан 7 фильтра, и масло будет направляться мимо фильтров непосредственно в двига­ тель.

7 Ъ

Рис. 11. Путь масла через масляный радиатор, станину фильтров и масляные фильтры

19


При смазке распределительных шестерен масло по­ ступает под давлением от маслораспределительной маги­ страли через каналы в блоке цилиндров.

Подшипники генератора на бульдозерах раннего вы­ пуска смазаны и закрыты на заводе, поэтому не нужда­ ются в дальнейшей смазке. Двигатели с генераторами пе­ ременного тока и клиноременным приводом не имеют под­ шипников.

Подшипники шестерни привода масляного насоса сма­ зываются разбрызгиванием. Когда двигатель нагрет и ра­ ботает на нормальных оборотах, стрелка указателя дав­ ления масла должна находиться на рабочем участке шка­ лы. Более низкое давление является нормальным при ма­ лых холостых оборотах. Если указатель не дает показания, необходимо немедленно остановить двигатель и устранить неисправность. Небольшое отверстие в штуцере указателя предотвращает быстрое колебание стрелки. Если указа­ тель не работает, следует проверить, не закупорено ли это отверстие.

Когда указатель фиксирует низкое давление масла или вообще не дает показаний, необходимо проверить уровень масла, засоренность фильтров, исправность дав­ ления масла и трубки к указателю. Одновременно прове­ ряется чистота сита масляного насоса, течь в соединени­ ях, износ клапана регулировки давления и шестерен мас­ ляного насоса, люфты подшипников, и температура масла.

СИСТЕМА ПИТАНИЯ ВОЗДУХОМ И ВЫПУСКА ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ

Энергия, обычно теряемая с отработанными газами дизельного двигателя, применяется в данном двигателе для привода компрессора.

Когда двигатель запускается, поток отработанных га­ зов от выпускной трубы 1 (рис. 12) направляется через

20

Рис. 12. Система питания воздухом и выпуска

направляющие пластины сопла на турбину 4 турбокомп­ рессора. Турбина и рабочее колесо 6 компрессора уста­ новлены на общем валу. Отработанные газы проходят турбину, заставляя ее и рабочее колесо вращаться. После этого отработанные газы выходят через выходное отвер­ стие 5.

Вращающееся рабочее колесо сжимает воздух, вса^ сываемый через заборное отверстие 7, нагнетает его че­ рез конечный охладитель 2 и впускную трубу 3 в цилиндр двигателя 8.

Когда нагрузка двигателя повышается, топлива пода­ ется в цилиндры двигателя больше, и количество отрабо­ танных газов увеличивается. Это повышает обороты тур­ бокомпрессора, который, в свою очередь, нагнетает боль­ ше воздуха .в цилиндры двигателя.

21


1. Воздухоочиститель

Двигатель оборудован двухступенчатым воздухоочисти­ телем сухого типа. Циклонные трубки установлены гори­ зонтально в первой ступени корпуса. Автоматический пы­ леотсасывающий эжектор с приводом от выхлопных газов непрерывно удаляет пыль из корпуса первой ступени и выбрасывает ее в атмосферу. Вторая ступень воздухоочи­ стителя содержит как первичный, так и вторичный эле­ мент.

Элементы воздухоочистителя следует заменить, когда красная метка появляется в окошке указателя воздухо­ очистителя, установленного на панели приборов, или ре­ гулярно через определенное время в зависимости от усло­ вий эксплуатации.

2. Турбокомпрессор

Турбокомпрессор (рис. 13) предназначен для увеличе­ ния мощности дизельного двигателя. Он приводится в действие энергией выхлопных газов. Эта энергия враща­ ет колесо турбины турбокомпрессора, которое, в свою очередь, вращает рабочее колесо компрессора. Турбо­ компрессор нагнетает дополнительный воздух в камеры сгорания дизельного двигателя. Этот дополнительный воздух обеспечивает сгорание большего количества топ­ лива, увеличивая этим мощность.

Турбокомпрессор состоит из четырех основных частей: корпуса 4, станины 5, корпуса 7 турбины и вращающего­

ся

узла.

плавающих подшипника

9

поддер­

 

Два свободно

живают вращающийся узел, который состоит

из

колеса

8 турбины, вала 11,

колеса 3 компрессора, гайки 2 коле­

са,

распорной втулки 13 и упорной манжеты 14.

 

22

7

Рис. 13. Турбокомпрессор (в разрезе):

1 _ упорная плита; 2 — гайка крепления рабочего колеса; 3 — рабочее колесо компрессора; 4 — корпус; 5 — станина; 6 — вход смазочного масла; 7 —, корпус турбины; 8 — колесо турбины; 9 — подшипники; 10 — дренажный канал мас­

ла; 11 — вал; 12 — выход смазочного масла; 13 — распорная

втулка;

14 — упор­

ная манжета; 15 — упорная шайба; 16 и П — уплотнительные кольца

 

Выхлопные газы поступают в турбокомпрессор по на­

ружной окружности колеса турбины.

Газы

заставляют

турбину вращаться и выходят через

среднее

отверстие в

корпусе 4 турбины.

 

находится

на

Так как рабочее колесо 3 компрессора

одном валу с колесом турбины, оно

вращается с

той

же

скоростью. Вследствие этого воздух

всасывается

в цент­

ральную часть корпуса компрессора,

проходит

рабочее

23