Файл: Нирк, А. Д. Пособие машинисту бульдозера Д9G фирмы Катерпиллар.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ном конце вала ротора и роликовом подшипнике на про тивоположном конце.
Регулятор находится в закрытом и запломбированном отсеке. Он определяет степень зарядки аккумулятора и потребность оборудования в токе и в соответствии с этим регулирует напряжение генератора.
Если генератор перезаряжает или недозаряжает акку мулятор, напряжение можно отрегулировать. Для этого нужно снять заглушку с крышки регулятора и при помо щи отвертки поворачивать винт на один или два щелчка для увеличения или уменьшения выдачи генератора.
Состояние и степень зарядки аккумулятора, опреде ляемые при каждой проверке, дают показания о работе системы зарядки. Регулировка необходима, если аккуму лятор всегда находится в недозаряженном состоянии или требует излишней доливки воды (более 0,3 л воды на ба тарею в неделю на каждые 50 маш.-ч работы).
УЗЛЫ СИЛОВОЙ ПЕРЕДАЧИ
1. Распределитель крутящего момента
Мощность двигателя (рис. 17) передается через расп ределитель крутящего момента, карданный узел, транс миссию, коническую шестерню, бортовые фрикционы и бортовые редукторы. Бортовые редукторы передают мощ ность на ведущие зубчатые колеса, которые, в свою оче редь, передают ее на гусеницы.
Распределитель крутящего момента передает мощность двигателя как через планетарную систему шестерен, так и через гидротрансформатор, который увеличивает крутя щий момент двигателя при возрастании нагрузки на трактор.
Трансмиссия имеет три передачи вперед и три назад. Скорость и направление движения машины определяются
31
V,
Рис. 17. Схема силовой передачи:
1 — бортовой фрикцион и тормоз; 2 — коническая шестерня; 3 — гидравлическое управление трансмиссией; 4 — дизельный двигатель; 5 — распределитель крутя щего момента; 6 — карданный узел; 7 —трансмиссия Пауэршифт; 8 — бортовой редуктор
положением золотника клапана гидравлического управле ния трансмиссией, который находится в верхней части корпуса трансмиссии.
Бортовые фрикционы применяются для поворота ма шины. Тормоза применяются дополнительно к бортовым фрикционам для остановки трактора.
Распределитель крутящего момента приводится в дей ствие через вращающийся корпус и солнечную шестерню для направления мощности двигателя по двум направле ниям. Большая часть момента передается вращающимся корпусом и крыльчаткой на статор, который направляет масло для вращения турбины. Турбина закреплена жестко на ступице, так же как и зубчатый, венец, и момент пере-
32
дается через водило сателлитов на выходной вал. Меньшая часть момента поступает на выходной вал от маховика двигателя через солнечную шестерню и водило.
Планетарная передача состоит из солнечной шестерни, которая вращается с маховиком двигателя, водилом са теллитов, жестко соединенным с выходным валом, и са теллитов, которые поддерживаются водилом и входят в зацепление с зубчатым венцом.
Основными деталями гидротрансформатора являются вращающийся корпус, крыльчатка и турбина. Масло для работы гидротрансформатора подается насосом бортфрик ционов и тормозов, а также рециркуляционной частью на соса откачки масла из распределителя крутящего момен та и рециркуляции масла в гидротрансформаторе; масло поступает в корпус, через отверстие в ступице подшипни ка проходит в гидротрансформатор.
Давление масла поддерживается перепускным клапаном на выходе гидротрансформатора. Из гидротрансформато ра масло выходит через выходное отверстие в ступице подшипника.
Далее оно проходит масляный радиатор и возвращает ся в систему смазки трансмиссии.
Энергия, сообщенная крыльчатке, передается на тур
бину и выходной вал. При |
нормальной |
работе масло |
|
проходит гидротрансформатор |
легко |
и быстро, поступая |
|
на каждую лопасть под небольшим |
углом. |
При наличии |
нагрузки скорость турбины уменьшается и масло поступа ет на лопасти турбины под более крутым углом. Это уве личивает крутящий момент, передаваемый выходному ва лу распределителя крутящего момента.
Масло для смазки подшипников распределителя кру тящего момента и планетарной передачи отбирается от масла, требуемого для работы гидротрансформатора. Под шипники работают постоянно в масле. Подшипники и шестерни планетарной передачи и центрирующий подшип ник смазываются через отверстия, просверленные в выход-
33
ном валу. Задний подшипник выходного вала смазывается за счет некоторой утечки масла через уплотнение типа поршневого кольца.
Масло, прошедшее подшипники и уплотнения поршне вого кольца, стекает в нижнюю часть корпуса распреде лителя крутящего момента и отсасывается насосом; оно применяется для охлаждения и смазки тормозов и борто вых фрикционов.
2. Коробка передач
Коробка передач Пауэршифт включает в себя плане тарную передачу и пять гидравлических муфт для обеспе чения трех передних и трех задних передач. Пять муфт трансмиссии многодискового типа находятся в отдельных корпусах, которые окружают зубчатые венцы трансмис сии. В муфтах установлены поочередно диски и пластины. На дисках имеются внутренние зубцы, которые входят в зацепление с наружными зубцами венца. Пластины име ют пазы под штифты в корпусах муфт, которые предот вращают вращение пластин.
Муфты удерживаются в открытом положении при по мощи пружин, имеющихся между корпусом муфт и порш нем. Для включения муфты масло направляется в прост ранство за поршнем. Гидравлическое давление перемеща ет поршень вперед, сближает пластины и диски и не до пускает вращения зубчатого венца.
Две передние муфты (№ 1 и 2) определяют направ ление движения трактора вперед или назад, а три задние (№ 3, 4 и 5) являются муфтами, которые соответственно' обеспечивают вторую, третью и первую передачи трак тора.
Для передачи мощности через трансмиссию должны быть включены две муфты. При движении вперед на пер вой передаче включаются муфты № 1 и 5; второй — № 1
34
и 3; третьей — № 1 и 4. При движении назад на первой передаче включаются муфты № 2 и 5, на второй — № 2 и 3, на третьей — № 2 и 4.
Когда трансмиссия находится в нейтральном положе нии, зубчатый венец муфты № 3 заторможен включенной муфтой № 3. Так как зубчатый венец муфты № 3 соеди нен с водилом муфты № 2 зубцами шестерни, водило муфты № 2 также находится в неподвижном состоянии. Таким образом, если включена только одна муфта, мощ ность через трансмиссию не передается.
3. Бортовые фрикционы
Многодисковые бортовые фрикционы (рис. 18) масля ного типа удерживаются во включенном положении пру жинами и включаются гидравлически.
Зубцы на наружной окружности дисков находятся в зацеплении с зубцами на наружном барабане муфты. Зуб цы на внутренней окружности дисков находятся в зацеп лении с зубцами на внутреннем барабане муфты.
Бортовые фрикционы выключаются под давлением ма сла, которое поступает в пространство за поршнем, двига ет поршень, освобождая нажимной диск из зацепления с дисками для выключения муфты.
4. Бортовые редукторы
Бортовые редукторы передают мощность на ведущие зубчатые колеса и далее на гусеницы трактора. Каждый бортовой редуктор имеет собственную систему смазки. В нее входят сито, шестеренчатый масляный насос, шари ковый обратный клапан, полнопоточный масляный фильтр л трубки для направления масла на подшипники.
35
Насос забирает масло через сито и направляет его на фильтр через обратный клапан, не допускающий грязь из фильтра обратно в насос при заднем ходе трактора.
Из фильтра масло поступает на штуцер, где поток ма сла разделяется на две трубки. Узел фильтра имеет пере пускной клапан во избежание засорения фильтра.
Трубка, которая соединена со штуцером, направляет масло в точку над приводной шестерней бортового редук тора, из которой оно протекает на шестерню и ее подшип ники. По трубке масло от штуцера поступает в сверление на валу и далее в крышку и на подшипник.
2 3
Рис. 18. Конструкция бортового фрикциона:
1 — ведомые диски (шестнадцать); 2 — трубки (восемь); 3 — внутренние пру жины (восемь); 4 — ведущие диски (пятнадцать); 5 — внутренний барабану 6 — наружные пружины (восемь); 7 — держатель
36
Высокий уровень масла поддерживается сверлением в опоре. Уплотнение между подшипником и опорой пре дотвращает обратный поток масла в корпус. Масло че рез сверление поступает на подшипник и обратно в масля ную полость в нижней части корпуса бортового редукто ра. Подшипник ступицы, опорный подшипник водила и ролики сателлитов имеют смазку разбрызгиванием.
5. Гусеницы
Узел звена гусеницы (рис. 19) состоит из звеньев, паль цев, уплотнительных шай"о и втулок, іуаждое звено 1 перекрывает следующие,
образуя таким образом непрерывную цепь. Каж дое звено имеет отвер стие в перекрывающей части; конические уплот нительные шайбы 2 меж ду отверстиями звена и втулкой обеспечивают прочное, хорошо уплот ненное соединение, умень шающее попадание абра зивных веществ.
Пальцы 3 и втулки 4 все одинаковые.
Соединительное звено 3 (рис. 20) из двух ча стей и соединительный башмак гусеницы 1 скре плены болтами 2.
1 |
г з |
'< |
Рис. 19. Разрез звена и пальца
Рис. 20. Соединительное звено и
соединительный башмак
37
6. Снятие натяжения гусеницы
Для снятия |
натяжения |
гусеницы удаляют |
всю грязь, |
которая может |
помешать |
перемещению направляющего |
|
колеса. |
|
к разъединению |
гусеницы |
Прежде чем приступить |
и снятию механизма регулировки, нужно убедиться в от сутствии давления в механизме натяжения.
После очистки снимают щиток ходовой части над ме ханизмом натяжения, тщательно очищают отверстия вен тиляции 3 (рис. 21), осторожно снимают давление в ци линдре натяжения гусениц, как указано ниже. Механизм натяжения гусеницы проверяют, не приближая глаза к отверстиям вентиляции и клапанов из-за возможного на личия высокого давления в цилиндре.
Провернув перепускной клапан 1 на один оборот про тив часовой стрелки, дают смазке выйти из отверстия 3 под перепускным клапаном. Если масло не вытекает, по вертывают заправочный клапан на один оборот против ча совой стрелки. Если смазка все же не появляется в вен тиляционных отверстиях, необходимо запустить машину и продвинуть ее вперед и назад. Если смазка не появилась, вставляют лом между гусеницей и ведущим колесом, пе ремещают машину назад так, чтобы гусеница была отве дена вверх.
Этим достигается дополнительное натяжение для пере мещения направляющего колеса и механизма натяжения гусениц.
Если при этом не снижается гидравлическое давление в цилиндре, продолжают отворачивать перепускной клапан 1 до тех пор, пока видна нерезьбовая часть А и нижняя шестигранная часть клапана прилегает к нижней стороне щитка.
В этом случае смазка должна выходить через паз 4 в нижней части резьбы.
38
г
Рис. 21. Перепускной и заправочный клапаны
Если проведенная выше операция не дала положи тельного результата, дополнительно отворачивают запра вочный клапан 2 до тех пор, пока нерезьбовая часть не видна и до упора шестигранной части клапана 2 в ниж нюю сторону щитка. Тогда смазка должна выходить че рез паз 4 в нижней части резьбы.
7. Тормоза
Два ленточных тормоза, которые работают независимо друг от друга, применяются дополнительно к бортовым фрикционам и для остановки машины. Тормоз включается при помощи тормозных усилителей, отдельных для каж дого тормоза. Один или оба тормоза можно зафиксиро вать в закрытом положении при помощи собачек 6 з
39