Файл: Нирк, А. Д. Пособие машинисту бульдозера Д9G фирмы Катерпиллар.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ном конце вала ротора и роликовом подшипнике на про­ тивоположном конце.

Регулятор находится в закрытом и запломбированном отсеке. Он определяет степень зарядки аккумулятора и потребность оборудования в токе и в соответствии с этим регулирует напряжение генератора.

Если генератор перезаряжает или недозаряжает акку­ мулятор, напряжение можно отрегулировать. Для этого нужно снять заглушку с крышки регулятора и при помо­ щи отвертки поворачивать винт на один или два щелчка для увеличения или уменьшения выдачи генератора.

Состояние и степень зарядки аккумулятора, опреде­ ляемые при каждой проверке, дают показания о работе системы зарядки. Регулировка необходима, если аккуму­ лятор всегда находится в недозаряженном состоянии или требует излишней доливки воды (более 0,3 л воды на ба­ тарею в неделю на каждые 50 маш.-ч работы).

УЗЛЫ СИЛОВОЙ ПЕРЕДАЧИ

1. Распределитель крутящего момента

Мощность двигателя (рис. 17) передается через расп­ ределитель крутящего момента, карданный узел, транс­ миссию, коническую шестерню, бортовые фрикционы и бортовые редукторы. Бортовые редукторы передают мощ­ ность на ведущие зубчатые колеса, которые, в свою оче­ редь, передают ее на гусеницы.

Распределитель крутящего момента передает мощность двигателя как через планетарную систему шестерен, так и через гидротрансформатор, который увеличивает крутя­ щий момент двигателя при возрастании нагрузки на трактор.

Трансмиссия имеет три передачи вперед и три назад. Скорость и направление движения машины определяются

31

V,

Рис. 17. Схема силовой передачи:

1 — бортовой фрикцион и тормоз; 2 — коническая шестерня; 3 — гидравлическое управление трансмиссией; 4 — дизельный двигатель; 5 — распределитель крутя­ щего момента; 6 — карданный узел; 7 —трансмиссия Пауэршифт; 8 — бортовой редуктор

положением золотника клапана гидравлического управле­ ния трансмиссией, который находится в верхней части корпуса трансмиссии.

Бортовые фрикционы применяются для поворота ма­ шины. Тормоза применяются дополнительно к бортовым фрикционам для остановки трактора.

Распределитель крутящего момента приводится в дей­ ствие через вращающийся корпус и солнечную шестерню для направления мощности двигателя по двум направле­ ниям. Большая часть момента передается вращающимся корпусом и крыльчаткой на статор, который направляет масло для вращения турбины. Турбина закреплена жестко на ступице, так же как и зубчатый, венец, и момент пере-

32


дается через водило сателлитов на выходной вал. Меньшая часть момента поступает на выходной вал от маховика двигателя через солнечную шестерню и водило.

Планетарная передача состоит из солнечной шестерни, которая вращается с маховиком двигателя, водилом са­ теллитов, жестко соединенным с выходным валом, и са­ теллитов, которые поддерживаются водилом и входят в зацепление с зубчатым венцом.

Основными деталями гидротрансформатора являются вращающийся корпус, крыльчатка и турбина. Масло для работы гидротрансформатора подается насосом бортфрик­ ционов и тормозов, а также рециркуляционной частью на­ соса откачки масла из распределителя крутящего момен­ та и рециркуляции масла в гидротрансформаторе; масло поступает в корпус, через отверстие в ступице подшипни­ ка проходит в гидротрансформатор.

Давление масла поддерживается перепускным клапаном на выходе гидротрансформатора. Из гидротрансформато­ ра масло выходит через выходное отверстие в ступице подшипника.

Далее оно проходит масляный радиатор и возвращает­ ся в систему смазки трансмиссии.

Энергия, сообщенная крыльчатке, передается на тур­

бину и выходной вал. При

нормальной

работе масло

проходит гидротрансформатор

легко

и быстро, поступая

на каждую лопасть под небольшим

углом.

При наличии

нагрузки скорость турбины уменьшается и масло поступа­ ет на лопасти турбины под более крутым углом. Это уве­ личивает крутящий момент, передаваемый выходному ва­ лу распределителя крутящего момента.

Масло для смазки подшипников распределителя кру­ тящего момента и планетарной передачи отбирается от масла, требуемого для работы гидротрансформатора. Под­ шипники работают постоянно в масле. Подшипники и шестерни планетарной передачи и центрирующий подшип­ ник смазываются через отверстия, просверленные в выход-

33

ном валу. Задний подшипник выходного вала смазывается за счет некоторой утечки масла через уплотнение типа поршневого кольца.

Масло, прошедшее подшипники и уплотнения поршне­ вого кольца, стекает в нижнюю часть корпуса распреде­ лителя крутящего момента и отсасывается насосом; оно применяется для охлаждения и смазки тормозов и борто­ вых фрикционов.

2. Коробка передач

Коробка передач Пауэршифт включает в себя плане­ тарную передачу и пять гидравлических муфт для обеспе­ чения трех передних и трех задних передач. Пять муфт трансмиссии многодискового типа находятся в отдельных корпусах, которые окружают зубчатые венцы трансмис­ сии. В муфтах установлены поочередно диски и пластины. На дисках имеются внутренние зубцы, которые входят в зацепление с наружными зубцами венца. Пластины име­ ют пазы под штифты в корпусах муфт, которые предот­ вращают вращение пластин.

Муфты удерживаются в открытом положении при по­ мощи пружин, имеющихся между корпусом муфт и порш­ нем. Для включения муфты масло направляется в прост­ ранство за поршнем. Гидравлическое давление перемеща­ ет поршень вперед, сближает пластины и диски и не до­ пускает вращения зубчатого венца.

Две передние муфты (№ 1 и 2) определяют направ­ ление движения трактора вперед или назад, а три задние (№ 3, 4 и 5) являются муфтами, которые соответственно' обеспечивают вторую, третью и первую передачи трак­ тора.

Для передачи мощности через трансмиссию должны быть включены две муфты. При движении вперед на пер­ вой передаче включаются муфты № 1 и 5; второй — № 1

34


и 3; третьей — № 1 и 4. При движении назад на первой передаче включаются муфты № 2 и 5, на второй — № 2 и 3, на третьей — № 2 и 4.

Когда трансмиссия находится в нейтральном положе­ нии, зубчатый венец муфты № 3 заторможен включенной муфтой № 3. Так как зубчатый венец муфты № 3 соеди­ нен с водилом муфты № 2 зубцами шестерни, водило муфты № 2 также находится в неподвижном состоянии. Таким образом, если включена только одна муфта, мощ­ ность через трансмиссию не передается.

3. Бортовые фрикционы

Многодисковые бортовые фрикционы (рис. 18) масля­ ного типа удерживаются во включенном положении пру­ жинами и включаются гидравлически.

Зубцы на наружной окружности дисков находятся в зацеплении с зубцами на наружном барабане муфты. Зуб­ цы на внутренней окружности дисков находятся в зацеп­ лении с зубцами на внутреннем барабане муфты.

Бортовые фрикционы выключаются под давлением ма­ сла, которое поступает в пространство за поршнем, двига­ ет поршень, освобождая нажимной диск из зацепления с дисками для выключения муфты.

4. Бортовые редукторы

Бортовые редукторы передают мощность на ведущие зубчатые колеса и далее на гусеницы трактора. Каждый бортовой редуктор имеет собственную систему смазки. В нее входят сито, шестеренчатый масляный насос, шари­ ковый обратный клапан, полнопоточный масляный фильтр л трубки для направления масла на подшипники.

35

Насос забирает масло через сито и направляет его на фильтр через обратный клапан, не допускающий грязь из фильтра обратно в насос при заднем ходе трактора.

Из фильтра масло поступает на штуцер, где поток ма­ сла разделяется на две трубки. Узел фильтра имеет пере­ пускной клапан во избежание засорения фильтра.

Трубка, которая соединена со штуцером, направляет масло в точку над приводной шестерней бортового редук­ тора, из которой оно протекает на шестерню и ее подшип­ ники. По трубке масло от штуцера поступает в сверление на валу и далее в крышку и на подшипник.

2 3

Рис. 18. Конструкция бортового фрикциона:

1 — ведомые диски (шестнадцать); 2 — трубки (восемь); 3 — внутренние пру­ жины (восемь); 4 — ведущие диски (пятнадцать); 5 — внутренний барабану 6 — наружные пружины (восемь); 7 — держатель

36


Высокий уровень масла поддерживается сверлением в опоре. Уплотнение между подшипником и опорой пре­ дотвращает обратный поток масла в корпус. Масло че­ рез сверление поступает на подшипник и обратно в масля­ ную полость в нижней части корпуса бортового редукто­ ра. Подшипник ступицы, опорный подшипник водила и ролики сателлитов имеют смазку разбрызгиванием.

5. Гусеницы

Узел звена гусеницы (рис. 19) состоит из звеньев, паль­ цев, уплотнительных шай"о и втулок, іуаждое звено 1 перекрывает следующие,

образуя таким образом непрерывную цепь. Каж­ дое звено имеет отвер­ стие в перекрывающей части; конические уплот­ нительные шайбы 2 меж­ ду отверстиями звена и втулкой обеспечивают прочное, хорошо уплот­ ненное соединение, умень­ шающее попадание абра­ зивных веществ.

Пальцы 3 и втулки 4 все одинаковые.

Соединительное звено 3 (рис. 20) из двух ча­ стей и соединительный башмак гусеницы 1 скре­ плены болтами 2.

1

г з

'<

Рис. 19. Разрез звена и пальца

Рис. 20. Соединительное звено и

соединительный башмак

37

6. Снятие натяжения гусеницы

Для снятия

натяжения

гусеницы удаляют

всю грязь,

которая может

помешать

перемещению направляющего

колеса.

 

к разъединению

гусеницы

Прежде чем приступить

и снятию механизма регулировки, нужно убедиться в от­ сутствии давления в механизме натяжения.

После очистки снимают щиток ходовой части над ме­ ханизмом натяжения, тщательно очищают отверстия вен­ тиляции 3 (рис. 21), осторожно снимают давление в ци­ линдре натяжения гусениц, как указано ниже. Механизм натяжения гусеницы проверяют, не приближая глаза к отверстиям вентиляции и клапанов из-за возможного на­ личия высокого давления в цилиндре.

Провернув перепускной клапан 1 на один оборот про­ тив часовой стрелки, дают смазке выйти из отверстия 3 под перепускным клапаном. Если масло не вытекает, по­ вертывают заправочный клапан на один оборот против ча­ совой стрелки. Если смазка все же не появляется в вен­ тиляционных отверстиях, необходимо запустить машину и продвинуть ее вперед и назад. Если смазка не появилась, вставляют лом между гусеницей и ведущим колесом, пе­ ремещают машину назад так, чтобы гусеница была отве­ дена вверх.

Этим достигается дополнительное натяжение для пере­ мещения направляющего колеса и механизма натяжения гусениц.

Если при этом не снижается гидравлическое давление в цилиндре, продолжают отворачивать перепускной клапан 1 до тех пор, пока видна нерезьбовая часть А и нижняя шестигранная часть клапана прилегает к нижней стороне щитка.

В этом случае смазка должна выходить через паз 4 в нижней части резьбы.

38


г

Рис. 21. Перепускной и заправочный клапаны

Если проведенная выше операция не дала положи­ тельного результата, дополнительно отворачивают запра­ вочный клапан 2 до тех пор, пока нерезьбовая часть не видна и до упора шестигранной части клапана 2 в ниж­ нюю сторону щитка. Тогда смазка должна выходить че­ рез паз 4 в нижней части резьбы.

7. Тормоза

Два ленточных тормоза, которые работают независимо друг от друга, применяются дополнительно к бортовым фрикционам и для остановки машины. Тормоз включается при помощи тормозных усилителей, отдельных для каж­ дого тормоза. Один или оба тормоза можно зафиксиро­ вать в закрытом положении при помощи собачек 6 з

39