Файл: Нирк, А. Д. Пособие машинисту бульдозера Д9G фирмы Катерпиллар.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

колесо и выходит по направляющему аппарату в впуск­ ную трубу дизельного двигателя.

Подшипники 9 вала турбокомпрессора смазываются под давлением системы смазки двигателя. Масло входит через отверстие 6 и направляется по каналам на подшип- 'ники.

Пройдя подшипники, масло возвращается в картер двигателя через выходное отверстие 12.

На турбинном конце вала установлен маслоотража­ тель для предотвращения утечек масла, а на компрессор­ ном конце имеется уплотнение типа поршневого кольца и спиральный лабиринт. Кроме того, упорная манжета 14 имеет радиальные отверстия, через которые масло посту­ пает обратно в корпус подшипников под влиянием цент­ робежной силы.

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

1. Система охлаждения основного и пускового двигателей

Водяной насос с

шестеренчатым приводом

установлен

с левой стороны дизеля и является приводом

для венти­

лятора. Действующее

от пружины натяжное

устройство

поддерживает равномерное натяжение ремней, что исклю­

чает необходимость периодической проверки натяжения ремней.

Пусковой двигатель, расположенный на левой стороне дизеля, имеет систему охлаждения, общую с системой охлаждения основного двигателя (рис. 14).

При работающем пусковом двигателе нагревшаяся ох­ ладительная жидкость поступает в охлаждающую систе­ му дизеля, нагревает его и этим облегчает пуск дизеля.

24

1

Рис. 14. Схема системы охлаждения:

1 — вторичный охладитель; 2 — головка цилиндров; 3 — водяная труба; 4 — воз­ духоспускной трубопровод; 5 — корпус для термостата; 6 — перепускная линия; 7 — пусковой двигатель; 8 — воздухоспускной трубопровод; 9 — блок цилиндров;

10

— масляный радиатор двигателя; 12 — водяной насос; 13 — спускной кран;

14

спускная линия радиатора; 15 — радиатор

2- Водяной насос

Водяной насос (рис. 15) центробежного типа крепится на переднем торце блока цилиндров. Шестерня 2 водяно­ го насоса приводится в движение от шестерни, располо­ женной на переднем кон-це вспомогательного приводного вала, выступающего за блок цилиндров. Привод вспомо­ гательного вала осуществляется в задней части двигате­ ля от шестерни коленчатого вала. Подшипники 1 в перед­

ней крышке и

подшипник 3 в корпусе насоса

являются

опорами вала

по обеим сторонам приводной

шестерни.

3—2600

 

ос


Опорный подшипник 9, закрепленный болтами изнутри передней крышки 8, обеспечивает рабочую поверхность для осевого упора.

На переднем конце вала 6 насоса установлена муфта трения вентилятора. Уплотнения 7 и 10 препятствуют

Рис. 15. Водяной насос:

1 и 3 — подшипники; 2 — приводная шестерня; 4 — установочные кольца; 5 — ра­

бочее колесо; 6 — вал; 7

и 10

уплотнения; 8 — передняя крышка двигателя;

9 — опорный подшипник;

It

водяное уплотнение; 12 — кольцо; 13 — уплот­

нение

 

 

26

»t

протеканию масла из передней крышки, а набор уплот­ нений 11, 13 и кольцо 12 герметизируют вал со стороны водяного пространства насоса.

Утечка масла в местах за ведущим шкивом вентиля­

тора

указывает на необходимость

заменить

уплотнение

7 в

передней крышке двигателя.

Все утечки

масла или

воды через спускное отверстие между уплотнением 10 и узлом уплотнений И указывают на необходимость заме­ ны масляного или водяного уплотнения.

3. Неисправности системы охлаждения и способы устранения

В результате неисправности системы охлаждения в большинстве случаев возникает перегрев двигателя. В случае перегрева двигателя следует проверить уровень охлаждающей жидкости. Если уровень понизился до та­ кой степени, что ее циркуляция не осуществляется, дви­ гатель следует немедленно остановить, дать ему остыть и пополнить систему жидкостью. Когда охлаждающая жид­ кость циркулирует в системе охлаждения несмотря на недостаточное количество, нужно пополнить систему све­ жей охлаждающей жидкостью, не останавливая двигате­ ля. При этом возможность повреждения головки стано­ вится минимальной.

Недостаточное натяжение ремней вентилятора или за­ сорение радиатора (наружная сторона) могут также вы­ звать перегрев двигателя. Налипшие листья, грязь, пыль и прочее, застрявшие на сотах радиатора, нужно смыть водяной струей или продуть сжатым воздухом с задней стороны радиатора. Необходимо также снять защитную решетку радиатора для тщательной промывки сот.

Если термометр дает неправильные показания, следу­ ет поставить новый и установить действительную темпе­ ратуру охлаждающей жидкости.

3*

27

 


Термостаты могут выйти из строя и не открываться, поэтому необходимо проверить рабочую температуру открытия термостатов. При проверке нужно обратить вни­ мание на отложение накипи, которая препятствует точной работе термостатов. При снятом термостате работа дви­ гателя запрещается.

Сильно поврежденный коррозией водяной насос, изно­ шенное или расшатанное рабочее колесо на валу насоса

необходимо заменить.

 

и

осадков

При наличии больших отложений накипи

в радиаторах, головке цилиндров и

блоке

могут

быть

серьезные повреждения двигателя,

так как

накипь

пре­

пятствует отдаче тепла от головки

и цилиндров

двигате­

ля охлаждающей жидкости. В этих случаях температура охлаждающей жидкости может находиться в нормальных пределах, но свободно плавающие в жидкости отложения накипи могут скопиться в каналах системы охлаждения, затруднить циркуляцию, в результате чего температура охлаждающей жидкости поднимется выше допустимой.

Для проверки системы охлаждения на наличие извест­ ковых отложений и накипи надо снять одну из предкамер и проверить ее поверхность, контактирующуюся с охлаж­ дающей жидкостью.

Работа трактора на постоянной перегрузке двигателя вызывает понижение числа оборотов двигателя за преде­ лы нормального режима, что может привести к перегреву двигателя. В этом случае необходимо понизить нагрузку и ввести обороты двигателя в нормальный режим.

При перегреве двигателя нужно всегда учитывать, что его мощность с увеличением высоты над уровнем моря уменьшается, а точка кипения воды понижается.

Скопления пыли, грязи служат изоляцией и могут вы­ звать повышение температуры картерного или гидро­ трансформаторного масла до такой степени, что подни­ мется температура охлаждающей жидкости, результатом чего может возникнуть перегрев двигателя.

28


ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Электрооборудование бульдозера состоит из системы зарядки аккумуляторов, пусковой системы и освещения. Каждая из них имеет общие элементы, в том числе акку­ муляторную батарею, разъединитель, автоматический вы­ ключатель цепи, амперметр, кабели от аккумуляторной батареи, соединительные провода.

Схема соединений элементов электрооборудования представлена на рис. 16. Цепи электрооборудования вы­ полнены электропроводами различных цветов. Сокраще­ ния обозначений, а также условные знаки цвета проводов на схеме приведены в табл. 1.

Рис. 16. Схема электрооборудования с генератором переменного тока напряжением 24 В:

I — индикатор фильтра трансмиссии; 2 — выключатель тока;

3

амперметр;

4 — включатель стартера; 5 — лампы подсветки щитка приборов;

6 — включа­

тель освещения; 7 — коробка предохранителей; S — генератор переменного тока;

3— передние

фары; ¡0 — задние фары; 11 — свечи накаливания;

12 — выключа­

тель массы;

13 — аккумуляторные батареи; 14 — стартер; 15

реле стартера;

15 — выключатель давления трансмиссии

29


 

 

 

Таблица 1

Сокращенное

Цвет электропровода

Сокращенное

Цвет электропровода

обозначение цвета

обозначение цвета

к

Красный

ч

Черный

о

Оранжевый

ББелый

Внимание!

3

к

п

сз

тз

Зеленый

Коричневый

Пурпурный Светло-зеленый Темно-зеленый

Главный выключатель должен быть в положении «включен», для того чтобы любая из отдельных цепей электросистемы могла работать. Некоторые детали системы зарядки могут быть повреждены, если дви­ гатель работает при главном выключателе, находящемся в положении «выключен».

Зарядка аккумулятора происходит при работающем двигателе. Генератор переменного тока обеспечивает по­ дачу электроэнергии для зарядки. Регулятор, включенный в цепь, следит за степенью зарядки аккумулятора и регу­ лирует величину зарядного тока для обеспечения полной зарядки.

Пусковая цепь работает только при том

условии,

что

главный выключатель и включатель запуска

включены.

В цепь непосредственного пуска двигателя

входят

све­

чи накала для каждого цилиндра дизельного двигателя. Свечи являются небольшими нагревательными элемента­ ми в форкамерах, которые улучшают условия зажигания топлива при запуске двигателя при низких температурах. Цепи освещения и зарядки подключены к одной стороне амперметра, а пусковая цепь к другой.

Трехфазный, самовыпрямляющийся, бесщеточный с встроенным регулятором напряжения генератор перемен­ ного тока приводится в действие клиноременной переда­ чей. Движущейся частью в генераторе является ротор, который установлен в шариковом подшипнике на привод-

30