Файл: Мусаев, Б. С. Моделирование процессов товародвижения [обзор].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
заключается в том, что вероятности переходов уц предполагаются независящими от времени.
P.Буш и Ф.Мостеллер [l⅛] предложили несколько вариантов
модели с обучением. Предполагается наличие двух познающих опе раторов: "закупающего" и "отвергающего", которые видоизменяют матрицу переходов после каждой покупки.
В Í.20J предложена модификация модели марковского типа.
Произведение W на матрицу S дает вектор |
p = (ρj,) |
P = W5 j |
( 2 ) |
где Pl - вероятность выбора покупателем сортаАі .
Дальнейший анализ приводит к обычной марковской цепи''или мар ковской цепи с обучением.
Весьма важно, что модели поведения отдельного покупателя моіут использоваться для оптимизации процессов торговли.
Поскольку модель поведения дает лишь прогноз вероятностей выбора покупателем различных товаров, то прямой метод определе ния тех изменений торговых характеристик товара, которые приве дут к желательному объему продаж, указать нельзя. Это можно сделать лишь путем проигрывания различных вариантов на модели. Следовательно, и описанная в общих чертах задача оптимизации деятельности предприятия торговли сводится к имитационной постановке и может быть решена методом машинного моделирования.
Модели управления запасами
Предположив, что в случае текущего и тем более перспек тивного планирования процесса товародвижения величину спроса на продукцию по основным группам товаров можно считать извест ной ( при заданных доходах и ценах), тем не менее,мы должны признать, что для задач оперативного управления, относящихся
кмалым отрезкам времени, этого недостаточно. При оперативном управлении необходимо считаться с тем, что спрос на многие товары как функция времени является случайным. Этот аспект приводит
кзадачам управления запасами.
Следует подчеркнуть, что теория управления запасами рас сматривает задачи, которые (почти без исключений) относятся именно к процессам товародвижения.
Многообразие постановок задач управления запасами объяс-
18
няется в первую очередь тем, что особенности МНОГОЧИСЛѲHHHX потребительских товаров приводят к всевозможным условиям произ водства, хранения, спроса и реализации. Важнейшей характери стикой экономической ситуации, определяющей выбор постановки задачи управления запасами, на наш взгляд, является спрос.
Задачи управления запасами делятся на три класса (в прос тейших постановках):
1.Объем закупочной партии является фиксированным, тре буется определить оптимальный интервал между закупками.
2.Фиксирован интервал между закупками, требуется опре делить оптимальный размер закупочной парто.
3.Требуется оптимально определить как интервал между закупками, так и объем закупочной партии.
Отметим, что при стационарном опросе эти задачи по сущеотву эквивалентны. Наибольший интерес представляют также их обоб
щения, когда предполагается, что решения, принимаемые в момент
t , |
влияют на |
решение в один или несколько следующих моментов |
||
t+1. |
t + 2 |
,... t + К |
(или в непрерывной постановке, |
|
в следующий за моментом t |
интервал t + fit ). Подобные задачи |
|||
решаются методом динамического программирования [21, 22]. |
||||
|
|
Задачи управления запасами, неомотря на все многообразие |
||
их постановок, |
занимают вполне определенное место в "арсенале |
моделей" процессов товародвижения, решая довольно узкий круг. проблем оперативного планирования и управления и формируя в от дельных случаях информацию для текущего и перспективного пла нирования. Выбор той или иной модели сделать не просто, необходим тщательный анализ упрощающих предположений, которые могут быть приняты без ущерба для ценности результатов. Основное внимание в этом анализе следует уделить свойствам товара, усло виям закупок и возможностям реализации.
Модели массового обслуживания
Если различные направления экономико-математического моделирования процессов товародвижения сближать по признаку сходства используемого математического аппарата, то рядом о теорией управления запасами следует поставить теорию массового обслуживания [23-25].
19
Модели массового обслуживания в сфере товародвижения (аналогично моделям управления запасами) следует рассматривать как формальное описание каналов товародвижения определенного типа, именно, каналов, завершающих весь путь товародвижения от производства к потребителѣ.
Рассмотрим основные предпосылки, лежащие в основе моде лей массового обслуживания, с точки зрения использования этих моделей в системе планирования и управления процессом товаро движения. Модели массового обслуживания основаны на описании опроса как потока требований» являющегося случайной функцией времени (дискретного или непрерывного), о заданными статисти ческими характеристиками. Соответственно, основным математи ческим аппаратом, используем пл в теории массового обслуживания, являются теория вероятностей и математическая статистика.
C одной стороны задачи* теории массового обслуживания сводятся к определению зависимости между количеством и составом обслуживающих единиц, а о другой стороны - качеством обслуживания. Количество и состав обслуживающих единиц определяют затраты на обслуживание, причем не только текущие, но-и капитальные. Таким образом, модель позволяет решить любую из двух задач;
Ï) определить затраты, необходимые для достижения задан ного качества обслуживания;
2) определить, какой уровень качества обслуживания может быть достигнут при заданном объеме затрат,
Таким образом, модели, массового обслуживания, подобно моделям управления запасами, формируют информацию, использу емую при разработке перспективных и в некоторых случаях текущих планов товародвижения, хотя в оперативном управлении роль моде лей массового обслуживания не столь значительна. Серьезной про блемой является сбор информации о спросе. Ее отсутствие чаото препятствует практическому использованию моделей.
Модели линейного программирования и их обобщения
Рассмотренные выше классы экономико-математических моде лей базировались на теории вероятностей и математической отатиотжкѳ (массовое обслуживание, модели поведения отдельного потребжтеля) или на аналитических и численных методах, примыкающих
20
к динамическому программированию и неклассическому вариацион ному иочислению (управление запасами). Остальные модели, необходи мые для построения системы планирования и управления товародви жением, базируются на методах линейного програіжирования и его обобщений на случай нелинейных и частично целочисленных задач.
Методы линейного программирования являются теоретической основой экономико-математического анализа.
Прежде чем рассматривать отдельные модели процессов товародвижения, приводящие к задачам линейного, нелинейного и целочисленного программирования, необходимо сделать несколько замечаний общего характера.
Экономически требования линейности означают, что харак теристики процессов производства, потребления и другие предпо лагают пропорциональные интенсивности этих процессов. Все исполь зуемые в модели показатели составных процессов и систем могут быть вычислены как алгебраические суммы аналогичных показателей элементов, составляющих эти процессы и системы. Кроме того, все неизвестные должны быть непрерывными.
Условия линейности во многих случаях приемлемы, ПОСКОЛЬКУ часто элементами нелинейности, всегда наличествующими, можно
пренебречь.' Однако бывают случаи, когда нелинейность существенна [2б]і
При этом могут нарушаться оба условия линейности: пропорциональ ность и суммируемость. В частности, анализ процессов товародви жения позволяет без труда указать подобные примеры: издержки на транспорт непропорциональны интенсивности грузооборота, зат раты на содержание торговых автоматов непропорциональны их ко личеству, при создании и функционировании крупных торговых центров проявляется эффект агломерации и т.д.
Модели оптимизации текущей деятельности торговых предприятий
Казалось бы, вопросы оптимизацо текущей деятельности предприятий торговли должны быть широко освещены в экономической литературе. Достаточно вспомнить, как много статей и монографий имеется по оптимизации текущего планирования в промышленности и в сельском хозяйстве.
21
К сожалению, в экономике торговли положение иное. В оте чественной литературе нам известна только одна попытка [27] решить проблему текущего планирования деятельности предприятия розничной торговли о точки зрения теории оптимального функциони рования.
Прежде чем предложить одно из возможных решений задачи оптимального текущего планирования для розничного торгового предприятия, необходимо определить условия его фукционирования.
Исходя из специализации предприятия, заданным Ассортимен том товаров считается такой ассортимент, которым предприятие может торговать. Кроме того, в некоторых случаях задается также обязательный ассортиментный минимум, т.е. ассортимент товаров, которые всегда должны быть в наличии.
Далее можно выделить несколько типов ограничений, которым должна подчиняться деятельность предприятия розничной торговли, имеющих очевидное оходотво о ограничениями,составляющими осно ву всякой модели оптимального текущего планирования производ ственного предприятия. Сюда можно отнести ограничения по тру довым реоурсам (в профессионально-квалификационном разрезе), по фондам для отдельных товаров, по лимиту товарооборота и по
площадям торговых залов и складских помещений. При этом следует учитывать, что торговое предприятие часто имеет возможность арендовать дополнительные площади под складские помещения (в от ношении торговых залов такой возможности практически нет).
Экономические характеристики деятельности предприятия розничной торговли определяются двумя группами показателей: размерами торговых скидок (в процентах к цене) по всем видам товаров и потоварныии издержками (в том же измерении), включа ющими затраты на доставку, хранение , реализацию, рекламу и т.д. Здесь мы сталкиваемся с очень сложным вопросом: в современной практике планирования нормативы потоварных издержек практически отсутствуют.
Имеются две возможности определять подобные нормативы:
по бухгалтерским данным [28] и методом выборочных обследований [,29]. Однако, не всегда следует ориентироваться на устойчивые
нормативы. Часто они входят в противоречие с применением современных методев торговли. Потоварные издержки часто являются существенно переменной величиной, так.как зависят от используешх средств рекламы, автоматизации и т.д.
Методологически правильная постановка вопроса об исчис лении потоварных издержек приводит к проблеме, на наш взгляд, являющейся ключевой в оптимизации текущей деятельности пред приятий розничной торговли. Проблемой етой считается опреде ление аналога понятия "производственный способ".
В производственном планировании имеется несколько альтер нативных подходов к конкретизации этого понятия. В торговле же решению этой проблемы внимание не уделялось.
C нашей точки зрения, в сфере товародвижения аналог по нятия "производственный способ", т.е."способ торговли" следует увязывать о позицией в ассортименте товаров, расширив этот ассор тимент путем присвоения каждому фактическому товару столько позиций, сколько имеется вариантов его рекламирования, фасовки, упаковки и т.д.
Далее в термин "ассортимент товаров" будет экладаватьоя именно такое расширенное понимание. Для формулировки модели
введем необходимые обозначения.
ɔ' - ассортимент (множество номеров) товаров;
3-s- |
агрегат товаров, взаимозаменяемых в обязательном |
|||
ассортиментном минимуме (У< Э |
); |
|
||
|
- агрегат товаров, различающихся лишь "опособом тор |
|||
говли" (рекламой, фасовкой и т.д.),√⅜ɑ Э ; |
, реали |
|||
JCj |
- количество (в денежном выражении) товара J |
|||
зуемого по плану предприятием (j⅛3f ); |
|
|||
5j |
- торговая скидка для товара j ; |
нашего |
||
g |
- издержки по товару j |
(с учетом "дробности" |
ассортимента отмеченные выше трудности о определением нормати вов в значительной степени сни^аютоя);
ζ |
- |
трудоемкость товара^ |
по |
профессии і |
(IеI ); |
|||
ут |
- |
"емкость"товара |
j |
по |
площади торгового зала; |
|||
ц/j |
- |
"емкость’ товара J |
|
по площади складского помещения; |
||||
щ - |
фонд для товарной группы |
<⅝ |
; |
|
||||
f )s |
- ' объем продаж товаров группы |
'Ji , вытекающий из тре |
||||||
бований обязательного ассортиментного минимума; |
|
|||||||
V |
- площадь торговых залов; |
|
|
|
||||
V - площадь складских помещений; |
|
; |
||||||
L1 |
- объем трудовых ресурсов по профессии C |
|||||||
U |
- лимит товарооборота. |
|
|
|
|
23
В этих обозначениях задача на максимум прибыли от текущей деятельности предприятия розничной торговли записывается в об щей постановке следующим образом. Необходимо найти неизвестные объемы реализации товаров Xj , максимизирующие критерий оптималь-
В00ТЖ: |
Σ (Sj-Cj)Xj-max |
|
При ограничениях: je |
неизвестных: |
|
1) |
на неотрицательность> |
|
|
Xj ⅛ 0 |
j & 3~ |
2) по выделенным фонда» товаров для каждой фондируемой |
||
группы. |
ɪвсех . |
3) на Обязательный ассортиментный минимум:
Jc J, |
. |
|
для воех $ ; |
4) на имеющийся объем трудовых ресурсов по профессиям:
ɪG*i*Li,
JeJ ty j |
для всех L ; |
5)на площадь торговых залов:
6)на площадь складских помещений:
∑r, UTjXj ⅛ UT
JeSt
7) на минимум товарооборота:
Мы не отразили здесь возможности аренды новых складских помещений, так как, на наш взгляд, в каждом варианте реализации такой возможности следует рассчитать соответствующий новый ва риант поставленной задачи: потому, что таких вариантов заведомо немного и их учет привел бы к целочисленной постановке. Это в данном случае неоправдано с вычислительной точки зрения.
Модели транспортировки грузов
К числу моделей, наиболее важных для системы товародвижения,
24
относятся модели транспортировки грузов. Наибольшее практическое раопроотране.іше получила транспортная задача линейного программирования, позволяющая определять оптимальное прикрепление поставщиков к потребителям в предположении, что ватратн на перевозку пропорциональны объему перевозимого груза. Это предположение не всегда приемлемо, даже если имеется в виду массовый груз. Поэтому используются многочисленные усовершенст вования транспортной задачи путем введения дополнительных ограничений, нелинейного критерия и т.д.'
Выделение транопортной задачи предполагает, что уже известия некоторые проблемы производственного планирования (объем или верхние границы выпуска в ассортименте и т.д.). В какой мере допустимо последовательное, а не совместное рассмотрение произ водственного и транспортного аспектов - это вопрос, требующий в каждом конкретном случае специального экономического анализа. Однако прикрепление поставщиков к потребителям, как бы оно ни
было вычислено, еще не решает всех проблем, связанных с планиро ванием транспортировок в товародвижении.
Даже наиболее общий вариант задачи развозки формулируется при следующих существенных предположениях:
1.Производится развозка однородного груза.
2.Поставщик груза является единственным.
3.Суммарная производительность поставщика за весь плано вый период не меньше суммарной потребности всех пунктов потреб ления в том же периоде.
Остальные предположения являются формально техническими и по существу не ограничивают общности в том смысле, что формаль
ными преобразованиями воякую конкретную Задачу можно привести к требуемому виду.
Исходная информация включает:
1.Описание транопортной сети с указаниями поставщика и потребителей. Становится известным кратчайшее расстояние от каждого пункта,
2.Задание производительности поставщика как ступенчатой функции времени (дискретного)і
3.Задание потребностей всех потребителей с указанием до пустимого интервала доставки груза.
4.Описание транспортных средств и процессов транспорти
25