Файл: Мусаев, Б. С. Моделирование процессов товародвижения [обзор].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

заключается в том, что вероятности переходов уц предполагаются независящими от времени.

P.Буш и Ф.Мостеллер [l⅛] предложили несколько вариантов

модели с обучением. Предполагается наличие двух познающих опе­ раторов: "закупающего" и "отвергающего", которые видоизменяют матрицу переходов после каждой покупки.

В Í.20J предложена модификация модели марковского типа.

Произведение W на матрицу S дает вектор

p = (ρj,)

P = W5 j

( 2 )

где Pl - вероятность выбора покупателем сортаАі .

Дальнейший анализ приводит к обычной марковской цепи''или мар­ ковской цепи с обучением.

Весьма важно, что модели поведения отдельного покупателя моіут использоваться для оптимизации процессов торговли.

Поскольку модель поведения дает лишь прогноз вероятностей выбора покупателем различных товаров, то прямой метод определе­ ния тех изменений торговых характеристик товара, которые приве­ дут к желательному объему продаж, указать нельзя. Это можно сделать лишь путем проигрывания различных вариантов на модели. Следовательно, и описанная в общих чертах задача оптимизации деятельности предприятия торговли сводится к имитационной постановке и может быть решена методом машинного моделирования.

Модели управления запасами

Предположив, что в случае текущего и тем более перспек­ тивного планирования процесса товародвижения величину спроса на продукцию по основным группам товаров можно считать извест­ ной ( при заданных доходах и ценах), тем не менее,мы должны признать, что для задач оперативного управления, относящихся

кмалым отрезкам времени, этого недостаточно. При оперативном управлении необходимо считаться с тем, что спрос на многие товары как функция времени является случайным. Этот аспект приводит

кзадачам управления запасами.

Следует подчеркнуть, что теория управления запасами рас­ сматривает задачи, которые (почти без исключений) относятся именно к процессам товародвижения.

Многообразие постановок задач управления запасами объяс-

18

няется в первую очередь тем, что особенности МНОГОЧИСЛѲHHHX потребительских товаров приводят к всевозможным условиям произ­ водства, хранения, спроса и реализации. Важнейшей характери­ стикой экономической ситуации, определяющей выбор постановки задачи управления запасами, на наш взгляд, является спрос.

Задачи управления запасами делятся на три класса (в прос­ тейших постановках):

1.Объем закупочной партии является фиксированным, тре­ буется определить оптимальный интервал между закупками.

2.Фиксирован интервал между закупками, требуется опре­ делить оптимальный размер закупочной парто.

3.Требуется оптимально определить как интервал между закупками, так и объем закупочной партии.

Отметим, что при стационарном опросе эти задачи по сущеотву эквивалентны. Наибольший интерес представляют также их обоб­

щения, когда предполагается, что решения, принимаемые в момент

t ,

влияют на

решение в один или несколько следующих моментов

t+1.

t + 2

,... t + К

(или в непрерывной постановке,

в следующий за моментом t

интервал t + fit ). Подобные задачи

решаются методом динамического программирования [21, 22].

 

 

Задачи управления запасами, неомотря на все многообразие

их постановок,

занимают вполне определенное место в "арсенале

моделей" процессов товародвижения, решая довольно узкий круг. проблем оперативного планирования и управления и формируя в от­ дельных случаях информацию для текущего и перспективного пла­ нирования. Выбор той или иной модели сделать не просто, необходим тщательный анализ упрощающих предположений, которые могут быть приняты без ущерба для ценности результатов. Основное внимание в этом анализе следует уделить свойствам товара, усло­ виям закупок и возможностям реализации.

Модели массового обслуживания

Если различные направления экономико-математического моделирования процессов товародвижения сближать по признаку сходства используемого математического аппарата, то рядом о теорией управления запасами следует поставить теорию массового обслуживания [23-25].

19



Модели массового обслуживания в сфере товародвижения (аналогично моделям управления запасами) следует рассматривать как формальное описание каналов товародвижения определенного типа, именно, каналов, завершающих весь путь товародвижения от производства к потребителѣ.

Рассмотрим основные предпосылки, лежащие в основе моде­ лей массового обслуживания, с точки зрения использования этих моделей в системе планирования и управления процессом товаро­ движения. Модели массового обслуживания основаны на описании опроса как потока требований» являющегося случайной функцией времени (дискретного или непрерывного), о заданными статисти­ ческими характеристиками. Соответственно, основным математи­ ческим аппаратом, используем пл в теории массового обслуживания, являются теория вероятностей и математическая статистика.

C одной стороны задачи* теории массового обслуживания сводятся к определению зависимости между количеством и составом обслуживающих единиц, а о другой стороны - качеством обслуживания. Количество и состав обслуживающих единиц определяют затраты на обслуживание, причем не только текущие, но-и капитальные. Таким образом, модель позволяет решить любую из двух задач;

Ï) определить затраты, необходимые для достижения задан­ ного качества обслуживания;

2) определить, какой уровень качества обслуживания может быть достигнут при заданном объеме затрат,

Таким образом, модели, массового обслуживания, подобно моделям управления запасами, формируют информацию, использу­ емую при разработке перспективных и в некоторых случаях текущих планов товародвижения, хотя в оперативном управлении роль моде­ лей массового обслуживания не столь значительна. Серьезной про­ блемой является сбор информации о спросе. Ее отсутствие чаото препятствует практическому использованию моделей.

Модели линейного программирования и их обобщения

Рассмотренные выше классы экономико-математических моде­ лей базировались на теории вероятностей и математической отатиотжкѳ (массовое обслуживание, модели поведения отдельного потребжтеля) или на аналитических и численных методах, примыкающих

20

к динамическому программированию и неклассическому вариацион­ ному иочислению (управление запасами). Остальные модели, необходи­ мые для построения системы планирования и управления товародви­ жением, базируются на методах линейного програіжирования и его обобщений на случай нелинейных и частично целочисленных задач.

Методы линейного программирования являются теоретической основой экономико-математического анализа.

Прежде чем рассматривать отдельные модели процессов товародвижения, приводящие к задачам линейного, нелинейного и целочисленного программирования, необходимо сделать несколько замечаний общего характера.

Экономически требования линейности означают, что харак­ теристики процессов производства, потребления и другие предпо­ лагают пропорциональные интенсивности этих процессов. Все исполь­ зуемые в модели показатели составных процессов и систем могут быть вычислены как алгебраические суммы аналогичных показателей элементов, составляющих эти процессы и системы. Кроме того, все неизвестные должны быть непрерывными.

Условия линейности во многих случаях приемлемы, ПОСКОЛЬКУ часто элементами нелинейности, всегда наличествующими, можно

пренебречь.' Однако бывают случаи, когда нелинейность существенна [2б]і

При этом могут нарушаться оба условия линейности: пропорциональ­ ность и суммируемость. В частности, анализ процессов товародви­ жения позволяет без труда указать подобные примеры: издержки на транспорт непропорциональны интенсивности грузооборота, зат­ раты на содержание торговых автоматов непропорциональны их ко­ личеству, при создании и функционировании крупных торговых центров проявляется эффект агломерации и т.д.

Модели оптимизации текущей деятельности торговых предприятий

Казалось бы, вопросы оптимизацо текущей деятельности предприятий торговли должны быть широко освещены в экономической литературе. Достаточно вспомнить, как много статей и монографий имеется по оптимизации текущего планирования в промышленности и в сельском хозяйстве.

21


К сожалению, в экономике торговли положение иное. В оте­ чественной литературе нам известна только одна попытка [27] решить проблему текущего планирования деятельности предприятия розничной торговли о точки зрения теории оптимального функциони­ рования.

Прежде чем предложить одно из возможных решений задачи оптимального текущего планирования для розничного торгового предприятия, необходимо определить условия его фукционирования.

Исходя из специализации предприятия, заданным Ассортимен­ том товаров считается такой ассортимент, которым предприятие может торговать. Кроме того, в некоторых случаях задается также обязательный ассортиментный минимум, т.е. ассортимент товаров, которые всегда должны быть в наличии.

Далее можно выделить несколько типов ограничений, которым должна подчиняться деятельность предприятия розничной торговли, имеющих очевидное оходотво о ограничениями,составляющими осно­ ву всякой модели оптимального текущего планирования производ­ ственного предприятия. Сюда можно отнести ограничения по тру­ довым реоурсам (в профессионально-квалификационном разрезе), по фондам для отдельных товаров, по лимиту товарооборота и по

площадям торговых залов и складских помещений. При этом следует учитывать, что торговое предприятие часто имеет возможность арендовать дополнительные площади под складские помещения (в от­ ношении торговых залов такой возможности практически нет).

Экономические характеристики деятельности предприятия розничной торговли определяются двумя группами показателей: размерами торговых скидок (в процентах к цене) по всем видам товаров и потоварныии издержками (в том же измерении), включа­ ющими затраты на доставку, хранение , реализацию, рекламу и т.д. Здесь мы сталкиваемся с очень сложным вопросом: в современной практике планирования нормативы потоварных издержек практически отсутствуют.

Имеются две возможности определять подобные нормативы:

по бухгалтерским данным [28] и методом выборочных обследований [,29]. Однако, не всегда следует ориентироваться на устойчивые

нормативы. Часто они входят в противоречие с применением современных методев торговли. Потоварные издержки часто являются существенно переменной величиной, так.как зависят от используешх средств рекламы, автоматизации и т.д.

Методологически правильная постановка вопроса об исчис­ лении потоварных издержек приводит к проблеме, на наш взгляд, являющейся ключевой в оптимизации текущей деятельности пред­ приятий розничной торговли. Проблемой етой считается опреде­ ление аналога понятия "производственный способ".

В производственном планировании имеется несколько альтер­ нативных подходов к конкретизации этого понятия. В торговле же решению этой проблемы внимание не уделялось.

C нашей точки зрения, в сфере товародвижения аналог по­ нятия "производственный способ", т.е."способ торговли" следует увязывать о позицией в ассортименте товаров, расширив этот ассор­ тимент путем присвоения каждому фактическому товару столько позиций, сколько имеется вариантов его рекламирования, фасовки, упаковки и т.д.

Далее в термин "ассортимент товаров" будет экладаватьоя именно такое расширенное понимание. Для формулировки модели

введем необходимые обозначения.

ɔ' - ассортимент (множество номеров) товаров;

3-s-

агрегат товаров, взаимозаменяемых в обязательном

ассортиментном минимуме (У< Э

);

 

 

- агрегат товаров, различающихся лишь "опособом тор­

говли" (рекламой, фасовкой и т.д.),√⅜ɑ Э ;

, реали­

JCj

- количество (в денежном выражении) товара J

зуемого по плану предприятием (j⅛3f );

 

5j

- торговая скидка для товара j ;

нашего

g

- издержки по товару j

(с учетом "дробности"

ассортимента отмеченные выше трудности о определением нормати­ вов в значительной степени сни^аютоя);

ζ

-

трудоемкость товара^

по

профессии і

(IеI );

ут

-

"емкость"товара

j

по

площади торгового зала;

ц/j

-

"емкость’ товара J

 

по площади складского помещения;

щ -

фонд для товарной группы

<⅝

;

 

f )s

- ' объем продаж товаров группы

'Ji , вытекающий из тре­

бований обязательного ассортиментного минимума;

 

V

- площадь торговых залов;

 

 

 

V - площадь складских помещений;

 

;

L1

- объем трудовых ресурсов по профессии C

U

- лимит товарооборота.

 

 

 

 

23


В этих обозначениях задача на максимум прибыли от текущей деятельности предприятия розничной торговли записывается в об­ щей постановке следующим образом. Необходимо найти неизвестные объемы реализации товаров Xj , максимизирующие критерий оптималь-

В00ТЖ:

Σ (Sj-Cj)Xj-max

При ограничениях: je

неизвестных:

1)

на неотрицательность>

 

Xj ⅛ 0

j & 3~

2) по выделенным фонда» товаров для каждой фондируемой

группы.

ɪвсех .

3) на Обязательный ассортиментный минимум:

Jc J,

.

 

для воех $ ;

4) на имеющийся объем трудовых ресурсов по профессиям:

ɪG*i*Li,

JeJ ty j

для всех L ;

5)на площадь торговых залов:

6)на площадь складских помещений:

∑r, UTjXj ⅛ UT

JeSt

7) на минимум товарооборота:

Мы не отразили здесь возможности аренды новых складских помещений, так как, на наш взгляд, в каждом варианте реализации такой возможности следует рассчитать соответствующий новый ва­ риант поставленной задачи: потому, что таких вариантов заведомо немного и их учет привел бы к целочисленной постановке. Это в данном случае неоправдано с вычислительной точки зрения.

Модели транспортировки грузов

К числу моделей, наиболее важных для системы товародвижения,

24

относятся модели транспортировки грузов. Наибольшее практическое раопроотране.іше получила транспортная задача линейного программирования, позволяющая определять оптимальное прикрепление поставщиков к потребителям в предположении, что ватратн на перевозку пропорциональны объему перевозимого груза. Это предположение не всегда приемлемо, даже если имеется в виду массовый груз. Поэтому используются многочисленные усовершенст­ вования транспортной задачи путем введения дополнительных ограничений, нелинейного критерия и т.д.'

Выделение транопортной задачи предполагает, что уже известия некоторые проблемы производственного планирования (объем или верхние границы выпуска в ассортименте и т.д.). В какой мере допустимо последовательное, а не совместное рассмотрение произ­ водственного и транспортного аспектов - это вопрос, требующий в каждом конкретном случае специального экономического анализа. Однако прикрепление поставщиков к потребителям, как бы оно ни

было вычислено, еще не решает всех проблем, связанных с планиро­ ванием транспортировок в товародвижении.

Даже наиболее общий вариант задачи развозки формулируется при следующих существенных предположениях:

1.Производится развозка однородного груза.

2.Поставщик груза является единственным.

3.Суммарная производительность поставщика за весь плано­ вый период не меньше суммарной потребности всех пунктов потреб­ ления в том же периоде.

Остальные предположения являются формально техническими и по существу не ограничивают общности в том смысле, что формаль­

ными преобразованиями воякую конкретную Задачу можно привести к требуемому виду.

Исходная информация включает:

1.Описание транопортной сети с указаниями поставщика и потребителей. Становится известным кратчайшее расстояние от каждого пункта,

2.Задание производительности поставщика как ступенчатой функции времени (дискретного)і

3.Задание потребностей всех потребителей с указанием до­ пустимого интервала доставки груза.

4.Описание транспортных средств и процессов транспорти­

25