Файл: Мусаев, Б. С. Моделирование процессов товародвижения [обзор].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
атацию (независимо от загрузки) оклада типа I в пункте К ,
если его сооружение начинается в году cC. Если t Í ,то
fl*jl(∏/)- приведенные затраты в году t на хранение количества
W товаров из |
агрегата J |
на окладе типа |
I в пункте |
к . |
|
||||||||
.. si |
- мощность склада типа |
I по группе |
|
агрегатов в |
|
||||||||
Γ*l⅛*ξ∙ |
J |
|
|||||||||||
году t , |
если сооружение |
склада началось в году T . |
Если |
, |
|||||||||
то |
заведомо |
= 0 |
, |
|
в году |
і |
на перевозку из пункта/ |
|
|||||
|
C tj (ѵ)~ приведенные |
затраты |
|
||||||||||
|
в пункт }i |
количества V товаров из |
агрегата |
j . |
|
|
|||||||
в |
Wej |
- переходящий оотаток товаров |
агрегата J |
на окладе |
|
||||||||
|
пункте |
к в начале планового периода |
( W0j > 0 |
только для |
|
действующих окладов).
В"этих обозначениях задача оптимального размещения окладов
врегионе может быть сформулирована следующим образом.
I. Ограничения на неотрицательность неизвеотных:
( 3 )
при всех К, і, t,,ΓJ j,l5 .
IL Ограничения на целочисленность неизвестных:
при всех К, |
I,iC . |
|
|
DL Ограничения на объем вывоза с каждого предприятия- |
|||
производителя: |
К |
db |
4 |
дан всех |
fri,} . |
(4 ) |
|
|
|
|
ІУ. Ограничения на удовлетворение спроса во всех пунктах
32
К |
fch |
дая всех h,l>J . |
( 5 ) |
потребления:^ |
ZiJ > Dtj j |
У. Ограничения на мощность складов:
Wti |
|
|
дая всех кj і X1SttS1 |
( 6 ) |
= V√4j÷Σ у”- Σ zt* |
|
|||
УІ. Балансовые |
ограничения по |
окладам: |
|
|
tJ |
1 1'J |
у»4*Ч Ä = / |
*J > |
( 7 ) |
|
|
|
дая всех K,j, t , |
УП. Невозможность реализации нескольких вариантов в
каждом пункте: τ |
τ |
Σ |
∑ X? |
T= 1 |
І»| |
ДНЯ BOSX |
) |
УШ. Критерий оптимальности:
.'Ь
4⅛4<4'
( 9 )
Qo поводу предложенной модели необходимо сделать несколько
замечаний.
I. |
Балансовые ограничения УІ рекурсивно определяют неиз |
||
вестные |
W* |
через другие |
неизвестные и исходные значения |
|
tJ |
К |
Jf |
переходящих запасов Woj . |
Таким образом, неизвестные Wtj |
||
можно исключить из задачи, |
но при атом усложнится запись ограни |
чений ІУ и У и придется ввести отдельной группой ограничения,
требующие неотрицательности переходящих запасов.
33
2, Ограничения У на мощность окладов предотавляют собой очень грубую формализацию естественного экономического требо вания. Дело в том, что ограничения У гарантируют отоутотвие превышения мощнооти оклада в целом за год, но отсюда еде не оледует, что в течение года указанное требование будет выпол- ' иятьоя поотоянйо.
Волучае, если поступление товара на оклад и его отгрузка
врозничную торговую оеть происходят равномерно, ограничения У являются достаточными. В противоположном олучае можно исполь зовать два подхода.’ во-первых, перейти в ограничениях к мень шему интервалу временя (так,что внутри каждого интервала поотупление и отгрузка товара могут считаться равномерными) и, во-
вторых, назначать величины |
о учетом возможной неравно-: |
мерности. |
|
Первый подход безупречен о фориально-математичеокой точки зрения, но не практичен, так как влечет увеличение и без того большой размерности задачи. Второй подход являетоя эвристическим, легко реализуем, но имеет формальную неопределенность и не гарантирует надежных результатов.
¿^Аналогичные замечания можно сделать и относительно ограничений Ш, ІУ, УІ, но указанный недостаток здесь проявляется олабее. Если выбор Интервала времеія удовлетворяет требованию равномерности для ограничений ІУ, то для остальных ограничений он также может быть приемлем.
4. Частичная целочисленность задачи, как и во всех вариан тных моделях размещения, усложняет поиск решения. Однако прак тика показывает, что в олучае "длинных" задач оптимизации, т.ѳ. когла число неизвестных значительно превосходит число ограни чений (таков и наш случай), непрерывное решение имеет очень мало нецелых компонент. На X^ в этом случае налагаются Ограни-
чения 0 « X<c ≤ -f i |
при в оех K7 Í , rC , и для подавля |
ющего большинства неизвестных решение дает нулевой значение,
а почти все оотальныѳ достигают верхнего предела I. Это позволяет использовать решение непрерывной задачи, округляя его до цело численного при соблюдении всех ограничений ; если при этом значе ние критерия оптимальности изменяется незначительно (по отноше нию к критерию непрерывной задачи), полученное решение оледует считать очень близким к оптимальному.
34
Общая охема моделей оптимального планирования и управления процеооом товародвижения
Автоматизированные оиотемы комплексной оптимизации процессов товародвижения должны нооить региональный характер, охватывая территории, соответствующие облаотному членению.. Такое утверждение означает лишь то, что связи систем товаро движения двух облаотей (пусть деже сооедних) менее существен ны, чем овязи любой ив них о системами иного характера, напри мер, пищевой или легкой промышленности.
Автономность региональных систем товародвижения не только не исключает, но предполагает наличие общих информационных входов в такие оиотемы, как типовые проекты предприятий рознич ной торговой оети, типовые проекты торговых окладов и баз, размещение и ассортимент выпуока предприятий - производителей конечной продукции, имеющих межрегиональное значение, план распределения продукции втих предприятий. Указанная входная информация поступает в региональные оиотемы планирования про цесса товародвижения из разных источников: проектно-сметная документация - из проектных институтов, размещение и ассорти мент выпуска предприятий сообщается соответствующими отраслями, план распределения продукции - оиотемой материально-технического снабжения.
Система оптимального планирования и управления процеооом товародвижения в регионе должна решать вопрооы перспективного планирования, текущего планирования и оперативного управления.
Следует заметить, что формированию отдельных подсистем должен предшествовать целостный анализ проблемы, позволяющий выполнить рациональную разбивку на подзадачи и правильно охарак теризовать их взаимосвязи. Примером такого анализа может служить разделение функций оистем текущего планирования и оперативного управления в [IIJ.
Применительно к региональной оистеме оптимального планиро вания и управления процессом товародвижения необходимый анализ частично проведен нами в предыдущих разделах. Оотаѳтоя сформу лировать основные выводы.
1. Сфера перспективного планирования включает размещение, расширение и реконструкцию предприятий розничной торговой сети и торговых складов и баз.
35
2.Сфера текущего планирования включает прежде всего задачи оптимизации деятельности предприятий розничной торговой оети и общественного питания, а также задачи оптимального управления запасами хранимых товаров как в торговой сети, так
ина складах и базах. .
3.Сфера оперативного управления включает задачи опти мальной транспортировки грувов и оптимального управления запасами нехранимнх и скоропортящихоя продуктов, а также, мно гочисленные задачи, которые, на наш взгляд, целесообразно решать без использования экономико-математических моделей и ЭВМ, например, раостаяовка продавцов в зависимости от опера
тивной ситуации, выбор очередности при разгрузке товаров и т.д, ! 4. Модели массового обслуживания и поведения отдельного ' потребителя имеют значения как инструменты анализа, поставляя информацию для перспективного и текущего планирования.
Ниже приведена блок-схема региональной системы моделей оптимального планирования и управления процессом товародвиже ния и потоков информации в ней. Данная блок-схема может быть применима при постановке и анализе частных задач планирования и управления товародвижением, при выделении отдельных каналов товародвижения в качестве объектов ѳкономикоматематического моделирования. Используя общую блок-схему, легче определить
взаимосвязи различных каналов товародвижения и, соответственно/ информационные связи частных моделей.
Элементы блок-схемы "население района" и "производство предметов потребления" являются как бы полюсами, между которыми расположены все остальные элементы. Соответственно, те или инне их последовательности соответствуют различным каналам товаро движения (или их участкам, звеньям), соединяющим полюса, или же подсистемам общей системы планирования и управления. Например, подсистеме текущего планирования соответствует контур, который ■ образует блоки "население", "модели оптимизации текущей дея тельности предприятий розничной торговой оети", "модели транс
портировки грузов" и "производство предметов потребления"(см.схему) Выделяя из схемы этот контур, мы разрываем информационные связи его элементов с другими элементами блок-схемы и тем самым опре деляем состав информации, которая должна поступать на вход под системы текущего планирования, а также информации, получаемой
36
на выходе этой подсистемы для использования в других подоиотемах.
Особая роль блоков "население района" и "производство предметов потребления" обусловлена тем, что именно через них проходят внешние связи сферы товародвижения, связи о той со циально-экономической подсистемой, которая определяет требо вания к товародвижению как одному из влементов народнохозяй ственного процѳооа производства и распределения.
Через блок "производство предметов потребления" система моделей товародвижения связана с моделями, составляющими сектор "производство" в общей народнохозяйственной системе. Двусто ронний характер этой связи очевиден. C одной стороны, потреби тельский спрос и, соответственно, заказы торговых предприятий ориентированы на структуру выпуока потребительских благ, с другой стороны, эта структура постоянно мѳняетоя под влиянием заказов торговли, отображающих изменение покупательского опроса. При этом следует особо отметить, что между системой моделей товародвижения и сектором "производство" овязи дифференцированы В соответствии о разбиением на подсистемы перспективного и текущего планирования и оперативного управления.
Агрегированный прогноз спроса на достаточно длительные периоды планирования, составляемый не только по данным торговой статистики, но также с использованием данных бюджетных обследо ваний, поступает в подсистему перспективного планирования производства. Эту связь мы отобразили стрелкой, окаймляющей блоксхему справа. Аналогично показатели перспективных планов произ водства необходимы дая входа в модели оптимального размещения торговых складов и баз. Что же касается текущего планирования, то дезагрегированные данные о спросе и, соответственно, о вы пуске поступают в информационные каналы, непосредственно свя зывающие модели опт;імизации текущей деятельности торговых пред приятий (а также транспортировки грузов) с моделями текущего планирования производства. Это справедливо и по отношению к оперативной информации.
На блок "население региона" замыкаются не полностью формализованные данные о качестве обслуживания в розничной 'орговой сети. Отдельные показатели такого типа формируются г блоках "модели массового обслуживания", "модели оптимиза-
37
циж текущей деятельности предприятий розничной торговой сети” я "модели оптимального управления запасами розничной торго вой сети", Эти вопросы были рассмотрены в предыдущих разделах. Соответствующий аопект функционирования системы моделей това родвижений приводит к необходимости иопользования экспертных методов в силу причин, подробно изложенных выше.
Обзор имеющихся подходов к моделированию процессов товародвижения свидетельствует о том, что каждый элемент блоксхемы системы оптимального планирования и управления товародви жением в регионе оам по себе, взятый в отдѳльнооти, подкреплен ! значительным количеством теоретических разработок и опытом их практического применения (или, в отдельных случаях, эксперимен тальной проверкой на реальной информации). Это свидетельствует
о возможности перехода к практическому построению я использова нию общих оиотем моделей оптимизации товародвижения.
Однако, как уже отмечалось, значение подобных блок-схем втиіі не исчерпывается. Увязывая в единую систему разрозненные ¡ теоретические представления и практические разработки, они позволяет более четко отавить и частные задачи, яснее іюнимать нх взаимосвязь, место в общей оиотеме и разумные границы прак тического использования.