Файл: Лебедев, В. Г. Шлифование зубчатых колес абразивными, алмазными и эльборовыми кругами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
На основании изложенного можно рекомендовать сле
дующие параметры |
режима |
эльборового шлифования: |
ккр = 15 ч- 18 місек', |
s — до |
100 мм/мин; ѵя = 10 -j- |
4-15 м/мин; t — 0,02 мм. |
|
СНИЖЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ПРИ ШЛИФОВАНИИ ЗАКАЛЕННЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
И ИНТЕНСИФИКАЦИЯ РЕЖИМОВ ОБРАБОТКИ
Снижение температуры обрабатываемой поверхности — один из путей повышения ее качества. Охлаждение поли вом при шлифовании закаленных зубчатых колес не при водит к положительным результатам [28]. Температура обрабатываемой поверхности при этом практически не снижается, уменьшается только общий разогрев детали.
Основой охлаждающих жидкостей является вода. При шлифовании температура поверхности металла значи тельно превышает температуру кипения воды, поэтому, попадая на поверхность нагретого металла, она мгновенно закипает. Существует два различных вида кипения — пузырьковое и пленочное.
При пузырьковом кипении жидкость, обтекающая те ло, омывает поверхность нагрева, причем ее пограничный слой непрерывно разрушается образовывающимися пу зырьками, покидающими его. Кроме того, пузырьки во влекают в основной поток присоединенные частицы жид кости пограничного слоя. При этом обеспечивается ин тенсивный теплообмен между обтекаемой поверхностью, пограничным слоем и основным потоком жидкости.
При пленочном кипении жидкость отделена от поверх ности нагрева слоем пара — паровой пленкой. Вследствие малой теплопроводности парового слоя интенсивность теплоотдачи при режиме пленочного кипения значитель но ниже, чем при пузырьковом кипении. Пленочное ки пение наблюдается при плотностях теплового потока по рядка 700 квтім2 • град [10, 12].
29
При шлифовании, в частности при зубошлифовании, плотность теплового потока значительно выше [28, 16] вследствие того, что значительное количество теплоты выде ляется на чрезвычайно малой площади пятна контакта кру га с деталью, и может достигать 1,65 • ІО4 квтім2, ■ град, а следовательно, при шлифовании должен быть режим пленочного кипения воды, являющейся основой различ ных СОЖ.
Расчеты показывают, что при охлаждении металлов СОЖ, изготовленными на основе воды, с охлаждаемой по верхности должно отводиться 50—55% тепла, т. е. темпе ратура при шлифовании может быть снижена вдвое, чего однако не наблюдается при охлаждении обычным методом полива.
Это происходит потому, что при вращении круга вокруг него образуется тонкий пограничный слой воздуха, ско рость которого равна скорости вращения круга. Поэтому при охлаждении поливом происходит взаимодействие охлаждающей струи и воздушного слоя вблизи круга, причем скоростной напор последнего в большинстве слу чаев больше, чем скоростной напор охлаждающей струи, в результате чего последняя отбрасывается от зоны ре зания.
Имеется еще одна существенная причина, по которой СОЖ не попадает в зону резания.
Исследования показали [36], что при шлифовании в зо не резания образуется воздушный клин, давление в кото ром достигает 19 кПсм2 *. Причина его возникновения за ключается в следующем.
Воздух, заполняющий элементарные объемы между зер нами, проникает в зону контакта круга с деталью. В мо мент контакта зерна под действием больших давлений [28] вдавливаются в поверхность детали и в связку круга.
' * По ГОСТ 9867—61 единица давления—ньютон на квадратный метр (к/лі2). 1 кГ/слі2 = 9,8 • ІО4 к/лі2.
30
В результате этого объем между зернами значительно уменьшается. Как показали опыты [16], для кругов зер нистости 16—40 объем между зернами может уменьшаться в 1,5—3 раза. Кроме того, при шлифовании развиваются высокие температуры в зоне резания, величина которых дос тигает 1500° С. Таким образом, воздух, заполняющий простран ство между зернами в момент контакта круга с деталью, под вергается мгновенному сжатию и нагреву. Это приводит к рез
кому |
повышению |
давления. |
|
|
|
|
|
Расчеты, проведенные по урав |
|
|
|
|
|||
нению |
Клайперона |
[16], пока |
Рис. 13. |
Снижение темпе |
|||
зали, |
что в таких |
условиях в |
|||||
ратуры |
поверхности |
при |
|||||
зоне резания могут возникать |
охлаждении |
скоростной |
|||||
высокие давления, |
изменяющи |
струей (обрабатываемый ма |
|||||
еся в |
зависимости |
от режимов |
териал — сталь |
12Х2Н4А): |
|||
резания от 4 до 20 кГ/см2. |
1 — круг |
ЭБ40МЗК; обработка |
|||||
без охлаждения; ѵКр = 35 м/сек; |
|||||||
Следовательно, |
охлаждаю |
s = 90 ммімип; |
- 10 |
м/мик; |
щая жидкость может проник нуть в зону резания в том слу чае, если скорость ее достаточ на для пробивания воздушного
2 — круг Л16КБ100%; 3 —
круг АСІИ 6КБ100%; 4 — круг ЭБ40МЗК; (»Кр= 15 м/сек; s =
= 90 мм/мин; Сд — 10 м/мин).
пограничного слоя вблизи круга и динамическое дав ление в точке торможения струи превышает давление воздуха в зоне резания.
Расчеты [16] по определению скорости охлаждающей струи, которая отвечала бы предъявляемым требованиям, показали, что для шлифования с глубинами резания до 0,1 мм она должна быть не меньше 33—36 м/сек. Расход жидкости в этом случае через выходное сопло системы охлаждения диаметром 10 мм составит 2,75 л/сек.
В ходе дальнейших экспериментов была получена эмпирическая формула для определения скорости
31
Глубина прижога при охлаждении скоростной струей
Глубина прижога, мк,
Глубина |
ЭБ40МЗК |
|
|
|
|
ЭБ16МЗК |
|
|
|||
резания /, |
ділі |
|
|
|
|
|
|
с подачами |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
50 |
90 |
130 |
180 |
250 |
50 |
90 |
130 |
180 |
250 |
1 |
0,03 |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
40 |
|
0,05 |
— . |
— |
— |
— |
— |
— |
—• |
—, |
—, |
|
|
0,008 |
|
— |
—, |
40 |
64 |
— |
—, |
40 |
82 |
91 |
|
0,11 |
—, |
—, |
56 |
92 |
105 |
—, |
56 |
97 |
110 |
115 |
|
0,14 |
42 |
107 |
120 |
130 |
43 |
107 |
129 |
134 |
140 |
|
|
0,17 |
— |
98 |
123 |
140 |
145 |
100 |
130 |
142 |
150 |
152 |
|
0,2 |
66 |
120 |
145 |
156 |
162 |
130 |
150 |
159 |
164 |
170 |
|
охлаждающей струи: |
= 0,69 |
і>Кр, |
|
|
|
|
(7) |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Исследования показали, что при охлаждении скорост ной струей температура поверхности при шлифовании закаленных зубчатых колес абразивными, алмазными и эльборовыми кругами снижается на 40—50% (рис. 13). Так, например, в процессе обработки без охлаждения при
шлифовании |
кругом |
ЭБ40МЗК; нкр = 15 м/сек-, t — |
|
= 0,05 ям; |
s = 90 мм/мин; |
ѵл = 10 м/мин температура |
|
поверхности в зоне резания |
составляет 550° С. |
||
При охлаждении скоростной струей (рж = 24 м/сек) |
|||
нагрев поверхности до |
той же температуры наблюдается |
при глубине резания 0,15 мм, т. е. глубина резания мо жет быть повышена в три раза.
Аналогичная картина наблюдается при шлифовании алмазными и эльборовыми кругами.
Благодаря значительному снижению температуры по верхности при охлаждении скоростной струей глубина прижогов поверхности значительно уменьшается (табл. 2).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2 |
||
и нанесении пасты на |
круг (Укр=15 м/сек; уд=10 м/мин) |
|
|
|||||||||||
при обработке шлифовальными кругами |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
ЗБ16СМ2К |
|
|
ЭБ16СМ2К |
|
|
ЭБ16СМ2К |
|
||||||
|
|
|
|
(без охлаждения) |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
лии/ліин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50 |
90 |
130 |
180 |
250 |
50 |
90 |
130 |
180 |
250 |
50 |
! 90 |
130 |
180 |
250 |
— |
|
18 |
53 |
18 |
—, |
— |
59 |
18 |
48 |
30 |
38 |
46 |
57 |
71 |
66 |
68 |
68 |
78 |
41 |
50 |
62 |
78 |
96 |
||||||
—, |
82 |
95 |
100 |
37 |
90 |
94 |
108 |
НО |
64 |
86 |
ПО |
137 |
170 |
|
52 |
97 |
ИЗ |
116 |
120 |
92 |
111 |
116 |
120 |
125 |
96 |
120 |
150 |
191 |
234 |
108 |
125 |
138 |
144 |
150 |
132 |
138 |
144 |
150 |
160 |
144 |
176 |
220 |
210 |
320 |
130 |
144 |
150 |
154 |
160 |
144 |
149 |
157 |
161 |
167 |
210 |
260 |
320 |
400 |
490 |
155 |
160 |
168 |
178 |
189 |
160 |
164 |
180 |
190 |
210 |
300 |
361 |
439 |
537 |
656 |
Так, например, |
при скорости вращения круга ЭБ40МЗК |
15 м/сек в процессе шлифования без охлаждения прижоги поверхности возникают при глубине резания 0,03 мм и подаче 56 мм/мин. В случае охлаждения скоростной стру ей прижоги поверхности начинают образовываться лишь при подаче более 250 мм/мин. В процессе шлифования закаленных зубчатых колес алмазными и эльборовыми кру гами прижоги поверхности появляются при глубинах порядка 0,05—0,07 л«л« и при подаче 200—250 мм/мин.
Таким образом, применение охлаждения скоростной струей дает возможность интенсифицировать режимы об работки и существенно повысить производительность шлифования закаленных зубчатых колес без ухудшения ка чества поверхности.
Однако не все зубошлифовальные станки приспособле ны для работы с охлаждением, а некоторые из них в силу своих конструктивных особенностей вообще не могут быть приспособлены для работы с охлаждением. Температуру поверхности при работе на таких станках можно снизить
32 |
33 |
за счет уменьшения мощности теплового источника путем снижения коэффициента трения. Это достигается при вве дении в зону обработки различных смазочных веществ. Вязкость смазочных веществ во много раз превосходит вязкость охлаждающих жидкостей, поэтому при подаче
смазочного вещества в зону резания с |
большой скоростью |
|||||||
|
|
|
|
в зоне контакта круга с деталью мо |
||||
|
|
|
|
жет появиться гидравлический клин |
||||
|
|
|
|
[34], давление в котором будет ока |
||||
|
|
|
|
зывать дополнительную нагрузку на |
||||
|
|
|
|
некоторые |
узлы станка. Гидравли |
|||
|
|
|
|
ческий клин не возникает, если |
||||
|
|
|
|
вводить смазочное вещество в зону |
||||
|
|
|
|
обработки в виде паст. |
|
|||
|
|
|
|
Пасты |
должны |
иметь хорошие |
||
Рис. 14. |
Схема |
при |
смазочные свойства, |
обеспечивающие |
||||
способления |
для |
на |
значительное снижение коэффициен |
|||||
несения |
пасты |
на |
та трения при обработке, при их ис |
|||||
круг: |
|
|
|
пользовании должны возникать зна |
||||
1 — круг; 2 — патрубок; |
||||||||
3 — цилиндр; |
4 — пор- |
чительные |
силы |
сцепления |
пасты |
|||
шень. |
|
|
|
с кругом, |
достаточные для удержи |
|||
|
|
|
|
вания пасты на |
круге при |
зубо- |
шлифовании, они должны быть удобны в применении и иметь низкую стоимость.
Одной из наиболее удобных является паста, в которой смазочным веществом является турбинное масло, а напол нителем — мел или графит (15—25% масла и 75—85% мела или графита). Графит и мел должны быть мелко размолоты и просеяны [16].
Нанесение пасты на поверхность круга производится при помощи приспособления, схема которого приведена на рис. 14.
Паста заполняет верхнюю полость цилиндра, который соединен шлангом с выходным патрубком. В нижнюю по лость цилиндра подается масло при помощи насоса. Ско рость слива масла регулируется дросселем. Меняя скорость
34
слива, можно менять интенсивность выдавливания пасты че рез выходной патрубок. Выходное отверстие патрубка по мещается на расстоянии 0,5—1 мм от рабочей поверх ности круга. При вращении круга паста наносится на его
поверхность. Так как си |
т°с |
|
лы сцепления пасты |
с по |
torn |
верхностью круга |
доста |
1 |
1 |
І |
..... |
/ |
|
|
|
точно велики, она хорошо |
|
|
|
|
|
|
||||
ложится на его поверхность, |
|
|
2/¿ |
|
о |
|
||||
обволакивает абразивные зер |
WO |
|
|
V |
|
|||||
на и непрерывно поступает в |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
||||||
зону обработки. |
экспери |
200 |
|
|
|
|
|
|||
Как |
показали |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|||||
менты, применение паст поз |
о |
0,02 |
0,00 0,06 0,08 |
OJO |
0J2 |
t,uu |
||||
воляет значительно снизить |
Рас. 15. Снижение температу |
|||||||||
температуру |
при |
обработке |
||||||||
ры поверхности при нанесении |
||||||||||
(рис. 15). Так, в результате |
пасты на круг (обрабатываемый |
|||||||||
применения графитовой пас |
материал — сталь |
12Х2Н4А; |
||||||||
ты температура поверхности |
г>д = 10 л«/ліггн; s = 90 |
|
|
|||||||
1 — крут ЭБ40МЗК; |
обработка |
без |
||||||||
снижается на40—50%,а в ре |
||||||||||
пасты; |
®Кр =а 35 |
м/сек; |
2 — |
|||||||
зультате применения меловой |
крут |
Л16КБ100%; |
|
3 — круг |
||||||
пасты — на |
40%. |
Несмотря |
|
АСП16КБ100%; |
4 — круг |
|||||
ЭБ40МЗК; ѵКр — 15 м/сек; паста |
||||||||||
на то, что графитовая паста |
меловая; 5 —круг ЭБ40МЗК; икр = |
|||||||||
больше |
снижает |
темпера |
|
= 15 м/сек; паста графитовая. |
||||||
туру, рациональнее приме |
|
|
|
|
|
|
||||
нять для |
смазки меловую пасту, |
которая дешевле и про |
||||||||
ще в изготовлении. |
|
|
|
|
|
|
|
Обычно расход пасты составляет 20 г/мин. Для умень шения расхода наносить пасту на поверхность круга сле дует только в период машинного времени, когда проис ходит процесс обработки, а не в течение всего времени работы станка.
Образование прижогов при шлифовании с пастами на чинается при значительно более интенсивных режимах, чем без них. При использовании пасты можно назначить примерно такие же режимы обработки, как и при
85