Файл: Кондратьев, Е. Т. Термическая обработка в ремонтном деле-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

точке; -поэтому падение не могла быть иным, чем пер­ пендикулярным. У птицы тяжесть раскладывается

вдоль, а

голова и грудь, составляя преимущество ве­

са перед

хвостом, заставляют птицу скользить вперед,

т. е. горизонтально. Поэтому, применяя крылья, сле­ дует их прикреплять параллельно или под углом к пле­ чам, наподобие натуральных. Пренебрежение этим и другими свойствами полета птиц, при недостаточной силе движения, было поводом того, что иным крылья не принесли пользы, а небрежное подражание птицам без предварительного изучения законов их полета было причиной затушевки правды и действительности. Од­ нако, не обращая внимания на напрасные утверждения ученых о непригодности крыльев, птица летит себе сво­ бодно, а муха или комар, сев без позволения на нос ученого, не раз напомнят, что и насекомые летают, но не иные, как только крылатые.

Одновременно с Дегеном кто-то другой в Германии пробовал приделать себе крылья, соединенные с руками и ногами, но это не удалось, т. к. сила человеческих рук слишком слаба для придания движения.

В журнале под заглавием Industrie und Geverbeblat

в 1846 году имеется рисунок, названный Driebergs Dedaleon. Вся машина длиной или высотой 17, а ши­ риной 33 фута. Мне не удалось прочесть ни ее описа­ ния, ни сведений о пробе. Поэтому могу сказать только то, что крылья Дриберга слишком крупны и соот­ ветствуют великану весом 4000 фунтов и его силе, а не че­ ловеку, имеющему в 20 раз меньший вес и силу. Из-за ошибки в расчетах и недостатка двигательной силы про­ ба не могла удасться, подобно как ласточка не могла бы летать с гусиными крыльями. Некоторые газеты в 1843 году описывали случай из американских ново­ стей следующего содержания: Вильгельм Туд был по­

6 973

69

мощником часовых дел мастера в Филадельфии, где, имея маленький домик с садом, занимался разведе­ нием разных птиц. Достигнув 32-летнего возраста, влю­ бился в дочь своего мастера. Не имея возможности по­ лучить согласия хозяина на брак из-за своей бедности, он получил однако согласие его дочери на то, что она будет ждать его два года. Тогда он закрылся в своем домике, где начал беспрерывно работать, выходя толь­ ко для покупки продовольствия и разных стальных ве­ щей. Наконец появилась афиша, приглашающая всех собраться на большую рыночную площадь, с .которой Туд обещал полететь в Нью-Йорк и в тот же день вер­ нуться обратно. Когда все собрались, появился Туд в большом плаще. Когда он его снял, все увидели два крыла, прикрепленных к плечам, с механизмом, соеди­ няющим их с грудью и ногами. Несколько пружин на груди приводили механизм в движение. Кроме того, у ног висели поднимающиеся и опускающиеся при же­ лании гири. Голову он прикрыл шлемом, похожим на орлиную голову. Без долгцх приготовлений он нажал на пружину и поднялся в воздух в горизонтальном по­ ложении так высоко, что едва его можно было видеть летящим в направлении Нью-Йорка. С этого времени никто его уже не видел, а две недели спустя на рас­ стоянии 18 миль от Филадельфии нашли его труп, рас­ терзанный волками. В трупе опознали по остатку сломанных пружин и крыльев Вильгельма Туда с про­ стреленной пулей головой. Уже позднее один охотник признался, что в сумерки, увидев большую птицу, он за­ стрелил ее, а узнав, что это был человек, сильно испу­ гался и удрал, оставив его на съедение волкам.

Хотя достоверность этого случая подлежит сомне­ нию, как повествование сказочное и романтичное, одна­ ко мысль о применении механики для подражания при-

70


роде стоит некоторого внимания. Обратив внимание на то, что Туд прятал крылья под плащом, следует пола­ гать, что они были с шарнирами и вогнутостями, или натуральные, какой-либо большой птицы — пеликана или бенгальского журавля, имеющие длину по 7 футов каждое и, согласно нижеследующим расчетам, могущие поднять в воздух 150 фунтов; крыльями орла или яст­ реба они быть не могли, т. к. самые большие из них, достигающие 5 футов длины, не могли бы поднять больше 90 фунтов. Прикрепить крылья к плечам он мог кожаными шнурами. Для сохранения их в состоянии должной гибкости он должен был получить крылья от живых птиц и бальзамировать их так, чтобы сухожилья не потеряли своей крепости и способности придавать движение при соединении их с механизмом, прикреплен­ ным к груди, который наподобие часов, видимо, был заводим гирями и пружинами. Но изготовление столь сложного механизма требует гениальности и большого мастерства, умения делать автоматы, т. к. механизм должен сопрягать в себе легкость и силу, необходимую для придания крыльям махательных движений, а также возможность придавать крыльям разные уклоны и поло­ жения. Поэтому думаю, что наши умельцы зря бы по­ тратили время на это сооружение и считаю необходи­ мым еще рассмотреть

РАЗНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ

1. Некоторые утверждают, что птица в полете наби­ рает в себя воздух и во время полета не дышит, ибо быстрота полета убила бы ее, а у человека отняла бы дыхание. Однако бег гончей или хорошего коня мало уступает полету ласточки, причем ни собака, ни ло­ шадь, ни человек не теряют способности дышать; впрочем

71

при помощи маски можно дышать заслоненным ртом. Мне кажется, что птица набирает воздух не для дыха­ ния, а для увеличения силы, равно как и человек, ломая что-либо с трудом или подымая, сжимает зубы и задер­ живает дыхание.

2.Утверждают, что человек, падая, обязательно по­ теряет сознание, но ведь при спуске на воздушном ша­ ре или на приспособлении, тормозящем падение, никто сознания не лишается, т. к. это падение из-за сопро­ тивления воздуха не является ускоренным; также и ско­ рость падения с крыльями не будет возрастать, а со­ хранится равномерной.

3.Утверждают, что до сих пор не изобретен доста­ точно крепкий материал для оболочки воздушного ша­ ра, который бы надежно удерживал газ. Ведь через шелковую оболочку, употребляемую до сих пор, газ быстро просочится и улетучится, вследствие чего воз­ душный шар, теряя свою подъемную силу, через не­ сколько часов упадет. По атому вопросу словарь Гелера советует применять металлический шар из плати­ новой или медной жести, причем расчеты говорят, что наименьший шар, подымающий свою тяжесть должен быть диаметром не менее 30 футов, а имеются возмож­ ности доведения размера шара до 200 футов в диамет­ ре. Такой шар способен поднять свыше миллиона фун­ тов. Мне кажется, что столь огромный шар изготовить не представляется возможным, т. к. он сомнется под собственной тяжестью. Однако в проектируемом мною изменении конструкции шара, когда отпадает необходи­ мость в устройстве шара больших размеров, ликвиди­ руются и трудности его изготовления. Причем, когда шар не будет поднимающей силой и когда на него не будет давить тяжесть, опирающаяся на крылья, то

7 2



и газ из шара будет меньше улетучиваться и его утеч­ ку легко восстановить запасными средствами.

При всех этих условиях советую делать шар не толь­ ко из одного шелка, который при его пропитывании те­ ряет крепость, но также и не из одной только жести, т. к. жестяной шар нельзя заполнить газом без предва­ рительного удаления воздуха, а из гроденапла на тон­ кой подкладке из вощаткн, употребляемой для дам­ ских шляп; этим приобретается дополнительная мощ­ ность, исчезнет даже потребность в отдельной сети. Если в жестяной шар вложить другой, немного мень­ ший, из шелка, который наполняется газом, ликвиди­ руется трудность удаления воздуха из жестяного шара. Ч. Борелли, основываясь на силе птиц, доказыва­ ет, что для подъема человека движением крыльев не­ обходима сила в 10000 раз больше собственного веса, что вся сила птицы и ее сухожилия сосредоточены в гру­ ди, которая составляет самую важную мясную часть ту­ ловища. А у человека на груди меньше всего мяса, поэтому, как он утверждает, невозможно изменить при­ роду. Позднейшие физики, опровергая его расчеты, до­ казывают, что для движения крыльев необходима сила в 36 раз больше тяжести. Наконец, Келли в 1846 го­ ду доказывал, что если фунт веса, прикрепленный к бу­ мажному змею площадью в один квадратный фут, па­ дает за секунду на 21 фут, то ворона этого же веса и размера требует для летания силы в 21 раз большей, чем ее тяжесть, а для спуска лишь в 4 раза большей, по­ тому что скорость ее спуска в 4 раза меньше, чем бу­ мажного змея.

Мне кажется, что подобные вычисления не отвеча­ ют истине, ибо, хотя сила птицы зависит от силы удара ее крыльев, она не может быть настолько больше, как утверждает Каллей, из-за которого не обращено вни­

73

мание на существующую разницу между сжатым воз­ духом и простым его сопротивлением. Вследствие это­ го, если полет птицы основывается на упругости сжи­ маемого воздуха, то и для ее взлета требуется только столько силы, сколько нужно для сжатия воздуха, охва­ тываемого крыльями при сильном взмахе. Вследствие того, что сжатие воздуха происходит в свободном про­ странстве и не одним, а многими ударами крыльев, ви­ димо, не требуется для этого большей силы, чем тя­ жесть поднимаемого тела; для падения же, кроме раз­ маха крыльев, никакой силы не требуется. Принимая во внимание относительный вес, человеческая сила явля­ ется меньшей, чем сила крыльев; однако имеются многие, которые в состоянии поднять более тысячи фун­ тов, а при помощи механических средств — и в сто раз больше; поэтому вся трудность заключается в приме­

нении

и использовании механики.

Раскинутые руки,

т. е.

в таком положении, в каком

находятся крылья,

не могут действовать, т. к. в таком положении их сила является самой меньшей, ахв отталкивании от груди — самой большой, как действующая вместе с тяжестью. Поэтому механику движения лучше всего разместить на груди и так устроить, чтобы от отталкивания на руки крылья ударяли бы по воздуху, находящемуся снизу, а поднятие их происходило от сопротивления воздуха при падении тяжести. . Что касается быстроты ударов крыльями, то чем,, птица больше или крылья длиннее, тем быстрота меньше;. итак, если за секунду ворона взмахнет крыльями пять раз, гусь — три, то пеликан — лишь только один раз; видимо, и человеку хватило бы

одного взмаха в секунду,

а после

взлета — гораздо

меньше.

 

 

5. Обоснованного расчета размера крыльев мне еще

не приходилось встречать;

одни

основываются на

74


расчетах бумажных змеев, и, не считаясь с разницей между сжатием воздуха и простым его сопротивлением, впадают в заблуждение, другие доказывают, что если гусь весит 10 фунтов, а крылья его длиной в локоть, то человеку, весящему 100 фунтов, необходимы были бы крылья длиной 20 локтей, а иные считают, что если во­ рона весит I 1/2 фунта, а поверхность обоих крыльев равняется 1 кв. футу, то поверхность крыльев чело­ века должна была бы иметь 133 фута. Эти вычисления подобны машине Дриберга и, кажется, подлежат прави­ лу трех. Однако ошибка состоит в том, что 2, 3, 4, 5 «п» составляют в квадрате 4, 9, 16, 25 «п2», а в кубе составят 8, 27, 64, 125 «п3». Следовательно, желая уве­ личить птицу в 2, 3, 4, 5 «п» раз. и поверхность уве­ личится в квадрате, а тело или масса увеличатся в ку­ бе, т. е. в длину, ширину и толщину. О правильности такого увеличения убеждает действительность и откры­ тая мною следующая относительность между птицами:

Длина обоих распро­

Щегол

Ворона

Гусь

 

 

 

 

 

стертых крыльев

10 дюймов

30 дюймов

53-60 дюймов

Ширина у груди

2

6

9-11

Тяжесть птицы

15Д лота

1 '/2

фунта

7-13

фунтов

Такое отношение

величины

крыльев

к

тяжести

птицы показывает, что, умножая-. длину и ширину на отдельные цифры, а тяжесть' на. •т.й- 'же числе в кубе, т, е. щегла на 3, ворону на 2, то-по' тяжести щегол ста­ нет вороной, в ворона гусем, ибо' тяжесть 13/4 лота,

умноженная на 3 в кубе,

т. е. на 27, равна 47'/2 лота или

1 7 г фунта, а 17 2 фунта,

умноженные на 2 в кубе, т. е.

8—12 фунтов; то, что размер домашнего гуся меньше, чем удвоенный размер вороны, влечет за собой труд­ ности в его полете. Таким путем, умножая щегла на 16,

75