Файл: Кондратьев, Е. Т. Термическая обработка в ремонтном деле-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
точке; -поэтому падение не могла быть иным, чем пер пендикулярным. У птицы тяжесть раскладывается
вдоль, а |
голова и грудь, составляя преимущество ве |
са перед |
хвостом, заставляют птицу скользить вперед, |
т. е. горизонтально. Поэтому, применяя крылья, сле дует их прикреплять параллельно или под углом к пле чам, наподобие натуральных. Пренебрежение этим и другими свойствами полета птиц, при недостаточной силе движения, было поводом того, что иным крылья не принесли пользы, а небрежное подражание птицам без предварительного изучения законов их полета было причиной затушевки правды и действительности. Од нако, не обращая внимания на напрасные утверждения ученых о непригодности крыльев, птица летит себе сво бодно, а муха или комар, сев без позволения на нос ученого, не раз напомнят, что и насекомые летают, но не иные, как только крылатые.
Одновременно с Дегеном кто-то другой в Германии пробовал приделать себе крылья, соединенные с руками и ногами, но это не удалось, т. к. сила человеческих рук слишком слаба для придания движения.
В журнале под заглавием Industrie und Geverbeblat
в 1846 году имеется рисунок, названный Driebergs Dedaleon. Вся машина длиной или высотой 17, а ши риной 33 фута. Мне не удалось прочесть ни ее описа ния, ни сведений о пробе. Поэтому могу сказать только то, что крылья Дриберга слишком крупны и соот ветствуют великану весом 4000 фунтов и его силе, а не че ловеку, имеющему в 20 раз меньший вес и силу. Из-за ошибки в расчетах и недостатка двигательной силы про ба не могла удасться, подобно как ласточка не могла бы летать с гусиными крыльями. Некоторые газеты в 1843 году описывали случай из американских ново стей следующего содержания: Вильгельм Туд был по
6 — 973 |
69 |
мощником часовых дел мастера в Филадельфии, где, имея маленький домик с садом, занимался разведе нием разных птиц. Достигнув 32-летнего возраста, влю бился в дочь своего мастера. Не имея возможности по лучить согласия хозяина на брак из-за своей бедности, он получил однако согласие его дочери на то, что она будет ждать его два года. Тогда он закрылся в своем домике, где начал беспрерывно работать, выходя толь ко для покупки продовольствия и разных стальных ве щей. Наконец появилась афиша, приглашающая всех собраться на большую рыночную площадь, с .которой Туд обещал полететь в Нью-Йорк и в тот же день вер нуться обратно. Когда все собрались, появился Туд в большом плаще. Когда он его снял, все увидели два крыла, прикрепленных к плечам, с механизмом, соеди няющим их с грудью и ногами. Несколько пружин на груди приводили механизм в движение. Кроме того, у ног висели поднимающиеся и опускающиеся при же лании гири. Голову он прикрыл шлемом, похожим на орлиную голову. Без долгцх приготовлений он нажал на пружину и поднялся в воздух в горизонтальном по ложении так высоко, что едва его можно было видеть летящим в направлении Нью-Йорка. С этого времени никто его уже не видел, а две недели спустя на рас стоянии 18 миль от Филадельфии нашли его труп, рас терзанный волками. В трупе опознали по остатку сломанных пружин и крыльев Вильгельма Туда с про стреленной пулей головой. Уже позднее один охотник признался, что в сумерки, увидев большую птицу, он за стрелил ее, а узнав, что это был человек, сильно испу гался и удрал, оставив его на съедение волкам.
Хотя достоверность этого случая подлежит сомне нию, как повествование сказочное и романтичное, одна ко мысль о применении механики для подражания при-
70
роде стоит некоторого внимания. Обратив внимание на то, что Туд прятал крылья под плащом, следует пола гать, что они были с шарнирами и вогнутостями, или натуральные, какой-либо большой птицы — пеликана или бенгальского журавля, имеющие длину по 7 футов каждое и, согласно нижеследующим расчетам, могущие поднять в воздух 150 фунтов; крыльями орла или яст реба они быть не могли, т. к. самые большие из них, достигающие 5 футов длины, не могли бы поднять больше 90 фунтов. Прикрепить крылья к плечам он мог кожаными шнурами. Для сохранения их в состоянии должной гибкости он должен был получить крылья от живых птиц и бальзамировать их так, чтобы сухожилья не потеряли своей крепости и способности придавать движение при соединении их с механизмом, прикреплен ным к груди, который наподобие часов, видимо, был заводим гирями и пружинами. Но изготовление столь сложного механизма требует гениальности и большого мастерства, умения делать автоматы, т. к. механизм должен сопрягать в себе легкость и силу, необходимую для придания крыльям махательных движений, а также возможность придавать крыльям разные уклоны и поло жения. Поэтому думаю, что наши умельцы зря бы по тратили время на это сооружение и считаю необходи мым еще рассмотреть
РАЗНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ
1. Некоторые утверждают, что птица в полете наби рает в себя воздух и во время полета не дышит, ибо быстрота полета убила бы ее, а у человека отняла бы дыхание. Однако бег гончей или хорошего коня мало уступает полету ласточки, причем ни собака, ни ло шадь, ни человек не теряют способности дышать; впрочем
71
при помощи маски можно дышать заслоненным ртом. Мне кажется, что птица набирает воздух не для дыха ния, а для увеличения силы, равно как и человек, ломая что-либо с трудом или подымая, сжимает зубы и задер живает дыхание.
2.Утверждают, что человек, падая, обязательно по теряет сознание, но ведь при спуске на воздушном ша ре или на приспособлении, тормозящем падение, никто сознания не лишается, т. к. это падение из-за сопро тивления воздуха не является ускоренным; также и ско рость падения с крыльями не будет возрастать, а со хранится равномерной.
3.Утверждают, что до сих пор не изобретен доста точно крепкий материал для оболочки воздушного ша ра, который бы надежно удерживал газ. Ведь через шелковую оболочку, употребляемую до сих пор, газ быстро просочится и улетучится, вследствие чего воз душный шар, теряя свою подъемную силу, через не сколько часов упадет. По атому вопросу словарь Гелера советует применять металлический шар из плати новой или медной жести, причем расчеты говорят, что наименьший шар, подымающий свою тяжесть должен быть диаметром не менее 30 футов, а имеются возмож ности доведения размера шара до 200 футов в диамет ре. Такой шар способен поднять свыше миллиона фун тов. Мне кажется, что столь огромный шар изготовить не представляется возможным, т. к. он сомнется под собственной тяжестью. Однако в проектируемом мною изменении конструкции шара, когда отпадает необходи мость в устройстве шара больших размеров, ликвиди руются и трудности его изготовления. Причем, когда шар не будет поднимающей силой и когда на него не будет давить тяжесть, опирающаяся на крылья, то
7 2
и газ из шара будет меньше улетучиваться и его утеч ку легко восстановить запасными средствами.
При всех этих условиях советую делать шар не толь ко из одного шелка, который при его пропитывании те ряет крепость, но также и не из одной только жести, т. к. жестяной шар нельзя заполнить газом без предва рительного удаления воздуха, а из гроденапла на тон кой подкладке из вощаткн, употребляемой для дам ских шляп; этим приобретается дополнительная мощ ность, исчезнет даже потребность в отдельной сети. Если в жестяной шар вложить другой, немного мень ший, из шелка, который наполняется газом, ликвиди руется трудность удаления воздуха из жестяного шара. Ч. Борелли, основываясь на силе птиц, доказыва ет, что для подъема человека движением крыльев не обходима сила в 10000 раз больше собственного веса, что вся сила птицы и ее сухожилия сосредоточены в гру ди, которая составляет самую важную мясную часть ту ловища. А у человека на груди меньше всего мяса, поэтому, как он утверждает, невозможно изменить при роду. Позднейшие физики, опровергая его расчеты, до казывают, что для движения крыльев необходима сила в 36 раз больше тяжести. Наконец, Келли в 1846 го ду доказывал, что если фунт веса, прикрепленный к бу мажному змею площадью в один квадратный фут, па дает за секунду на 21 фут, то ворона этого же веса и размера требует для летания силы в 21 раз большей, чем ее тяжесть, а для спуска лишь в 4 раза большей, по тому что скорость ее спуска в 4 раза меньше, чем бу мажного змея.
Мне кажется, что подобные вычисления не отвеча ют истине, ибо, хотя сила птицы зависит от силы удара ее крыльев, она не может быть настолько больше, как утверждает Каллей, из-за которого не обращено вни
73
мание на существующую разницу между сжатым воз духом и простым его сопротивлением. Вследствие это го, если полет птицы основывается на упругости сжи маемого воздуха, то и для ее взлета требуется только столько силы, сколько нужно для сжатия воздуха, охва тываемого крыльями при сильном взмахе. Вследствие того, что сжатие воздуха происходит в свободном про странстве и не одним, а многими ударами крыльев, ви димо, не требуется для этого большей силы, чем тя жесть поднимаемого тела; для падения же, кроме раз маха крыльев, никакой силы не требуется. Принимая во внимание относительный вес, человеческая сила явля ется меньшей, чем сила крыльев; однако имеются многие, которые в состоянии поднять более тысячи фун тов, а при помощи механических средств — и в сто раз больше; поэтому вся трудность заключается в приме
нении |
и использовании механики. |
Раскинутые руки, |
т. е. |
в таком положении, в каком |
находятся крылья, |
не могут действовать, т. к. в таком положении их сила является самой меньшей, ахв отталкивании от груди — самой большой, как действующая вместе с тяжестью. Поэтому механику движения лучше всего разместить на груди и так устроить, чтобы от отталкивания на руки крылья ударяли бы по воздуху, находящемуся снизу, а поднятие их происходило от сопротивления воздуха при падении тяжести. . Что касается быстроты ударов крыльями, то чем,, птица больше или крылья длиннее, тем быстрота меньше;. итак, если за секунду ворона взмахнет крыльями пять раз, гусь — три, то пеликан — лишь только один раз; видимо, и человеку хватило бы
одного взмаха в секунду, |
а после |
взлета — гораздо |
меньше. |
|
|
5. Обоснованного расчета размера крыльев мне еще |
||
не приходилось встречать; |
одни |
основываются на |
74
расчетах бумажных змеев, и, не считаясь с разницей между сжатием воздуха и простым его сопротивлением, впадают в заблуждение, другие доказывают, что если гусь весит 10 фунтов, а крылья его длиной в локоть, то человеку, весящему 100 фунтов, необходимы были бы крылья длиной 20 локтей, а иные считают, что если во рона весит I 1/2 фунта, а поверхность обоих крыльев равняется 1 кв. футу, то поверхность крыльев чело века должна была бы иметь 133 фута. Эти вычисления подобны машине Дриберга и, кажется, подлежат прави лу трех. Однако ошибка состоит в том, что 2, 3, 4, 5 «п» составляют в квадрате 4, 9, 16, 25 «п2», а в кубе составят 8, 27, 64, 125 «п3». Следовательно, желая уве личить птицу в 2, 3, 4, 5 «п» раз. и поверхность уве личится в квадрате, а тело или масса увеличатся в ку бе, т. е. в длину, ширину и толщину. О правильности такого увеличения убеждает действительность и откры тая мною следующая относительность между птицами:
Длина обоих распро |
Щегол |
Ворона |
Гусь |
||
|
|
|
|
|
|
стертых крыльев |
10 дюймов |
30 дюймов |
53-60 дюймов |
||
Ширина у груди |
2 |
6 |
„ |
9-11 |
|
Тяжесть птицы |
15Д лота |
1 '/2 |
фунта |
7-13 |
фунтов |
Такое отношение |
величины |
крыльев |
к |
тяжести |
птицы показывает, что, умножая-. длину и ширину на отдельные цифры, а тяжесть' на. •т.й- 'же числе в кубе, т, е. щегла на 3, ворону на 2, то-по' тяжести щегол ста нет вороной, в ворона гусем, ибо' тяжесть 13/4 лота,
умноженная на 3 в кубе, |
т. е. на 27, равна 47'/2 лота или |
1 7 г фунта, а 17 2 фунта, |
умноженные на 2 в кубе, т. е. |
8—12 фунтов; то, что размер домашнего гуся меньше, чем удвоенный размер вороны, влечет за собой труд ности в его полете. Таким путем, умножая щегла на 16,
75