Файл: Каныгин, Ю. М. Научно-производственный цикл (вопросы теории и организации).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
учных доследований и необходимых производственных ресур сов, что позволяет резко сократить сроки производствен ного освоения и практического использования научно-тех нических достижений.
Примером территориального оочленевия науки о произ водством может олужить довооибирокий научный центр. Его влияние на развитие хозяйства Сибири особенно возреотет после завершения строительства вокруг Академгородка системы опытных производств, конструкторских бюро.экспе риментальных баз. Аналогичные территориальные научно-про мышленные комплексы возникают во многих районах нашей страны (Урал, Восточная Сибирь, Северный Кавказ, Дальний
Воо ток). |
|
|
В - ш е |
о т ы х , меняв тоя |
установившийся подход и |
к результатам |
производственной |
деятельности. На первое |
место (и это особенно ярко проявляется в прогрессивных отраслях) выдвигается не ооздание маооы традиционных то варов, а производство новшеотв - новых продуктов, уолуг и технических средств. Целенаправленный и по оущеотву не прерывный перевод технологии на вое более выоокий уро вень становится омыолом деятельности крупных предприятий,
а в условиях капитализма - решающим фактором конкурентной борьбы. В последние годы в промышленности США четко обоз начилась тенденция к снижению серийности в производстве6. Некоторые монополии ежегодно обновляют свою продукцию на 15-25#. Тенденцию к пересмотру уотановившихоя понятий на результат производственной деятельности подтверждает и быстрый рост торговли патентами и лицензиями. Оборот меж дународной торговли новой технологией за последние 10 лет
6 См. "Мировая экономика и международные отношени
1970, fe 10, стр. 105.
10
увеличивался втрое быстрее, чек мировой товарооборот7. Конечно, еоли иметь в виду современное производст во в целом, то нельзя оказать, что отмеченные выше тен
денции (а их перечень можно было бы продолжить) проявля ются о одинаковой силой во воех без исключения его от раслях. Отнюдь нет. Сейчао возрастает дифференциация между прогрессивными (новаторскими) отраслями и "ста рыми", традиционными отраслями и звеньями хозяйства. Превращение научных наследований в стадию производствен ного процеооа и образование научно-производственного цик ла характерно пока лишь для относительно небольшого чис ла отраслей, таких как электротехника и электроника (осо бенно производство ЭВМ), авиастроение, химия, атомная промышленность, оборонные отрасли. Но важны именно тен денции. Научно-производотвенный цикл быотро распростра няется и все больше охватывает такие отраоли, как общее и транопортное машиностроение, станкостроение, фармацев
тическая, текстильная, пищевая промышленность, нефтепе реработка и др. Кроме того, уже сейчао экономический по тенциал в решающей степени оцределяетоя прогрессивными отраслями, в которых технология выступает как форма при ложения науки, а производственный процесс напоминает ко лоссально увеличенный и лабораторный эксперимент.
Возникновение научно-цроизводотвеяного цикла за ставляет искать новые организационные формы, оовершенотвовать систему управления. Извеотно, что капиталисти ческие монополии, вынужденные увеличивать затраты на на учные исследования, в последние годы развернули дихора - дочную деятельность в поисках экономических инструментов,
7 "Мировая экономика и международные отношения", 1968, № 2 , отр. 59.
II
которые позволили бы им эффективно управлять повой обла стью, извлекая щ>и этой вознойно больше прибыли.
Эволюция организационных форм как науки, так и про изводства идет в направлении создания эффективной систе мы организации и управления научно-производственным цик лом, т .е . выработкой новых знаний, их продвижением в про изводстве и воплощением в прогрессивной технике, передо вых технологических процессах и организационных формах, новых продуктах и уолугах. Э ю , в свою очередь, связано о глубокой перестройкой организационной ооновы производ
ства. Стремление уложить научно-производственный цикл в традиционные формы управления хозяйством напоминало бы попытку попользовать паровой котел в качестве агрегата для получения термоядерной энергии.
Организационные формы производства в налей стране, по-видимому, не успевают "приспосабливаться" к быотро ме няющимся уоловиям научно-технического прогреоса и превра щения науки в элемент производственной структуры. Сейчаа быотро нарастает поток предложений производству оо оторонн науки. К примеру, воли институты Сибирокого отделе ния АН СССР 10 дет назад передавали народному хозяйству
не более 20 научных разработок в |
год, то теперь - пример |
||||
но 170. Начиная о 1965 г . , |
здеоь |
выработалоя своеобраз |
|||
ный ритм: каждые 5-6 |
дней ученые |
передавали народному хо |
|||
зяйству одно научное достижение. |
С 1968 г . этот ритм ус |
||||
корился - предложение |
каждые |
2-3 |
дня. Уже одно это |
сви |
|
детельствует о |
ю м , |
что наши предприятия находятся |
в |
||
иных уоловиях с |
точки зрения материализации открытий по |
оравнены» о теми, в каких они были, окажем, в середине 50-х годов.
12
С начала 60-х годов, как показывает анализ ооотояния внедрения, начал увеличиваться разрыв между количе ством научных разработок, предлагаемых для реализации,и количеством реализуемых. Так, если 10 лет назад из всех предлагаемых оибирокими учеными разработок 20-30% остава лось "за бортом" производства, то теперь эта доля повы силась до 40%. Упомянем и о том, что многие предприятия проявляют олишком олабый спрос на новые знания, в резуль тате чего нередко заведомо ценные открытия приходитоя "проталкивать", прибегая к власти вышестоящих инстанций. Причины такого положения кроются, по нашему мнению, не столько в наличии и8веотного психологического берьера, сколько в организационных недостатках.
Превращение научных исследований в стадию производ ства и образование научно-производственного цикла харак терно как для социалистических, так и для индустриально развитых капиталистических отран. Однако социальные пос ледствия этого процеооа, как и вообще технического прог ресса, при социализме и при капитализме - разные.
При капитализме научно-технический прогресс ведет к росту неравномерности в развитии различных стран, усили вает рост безработицы, инфляции, неустойчивости темпов развития экономики. В условиях социалистического хозяйст ва научно-техничеокий прогреос служит задачам повышения материального и культурного уровня жизни трудящихся. От сюда и в поисках путей сближения науки с производством важно исходить из противоположности двух мировых социаль но-экономических систем. Это, конечно, не означает, что нужно отказываться от использования капиталистического опыта в организации производства и науки, если он прием-
15
хан |
о точки зрения содиалиотичаоких производствен |
ных |
отношений. |
|
Проблема организации научно-яройзводственяого цикла |
очень сложна в теоретическом и практическом отношении, и
ее решение не сводится исключительно к |
перестройке |
уп |
равления звеньями народного хозяйства. |
Эта проблема |
не |
только экономическая, но и социальная, и мы в данном слу чае коснемся лишь некоторых ее аспектов.
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕНННЫЙ циня КАН СИСТЕМА
Фундаментальные исследования
Оотановимоя коротко на функциональной роли и мес те фундаментальных исследований в системе общественно го производства. Деление научных исследований на фун даментальные, ориентированные "на знания", и приклад ные, ориентированные "на проект", как мы уже говорили, характерно для науки нашего столетия. Такого деления не было (или оно не имело принципиального значения) в эпоху клаосичеокого еотеотвознания.
Внешне теоретические науки чаото кажутся далеки ми от запросов практики. И поистине знаменательно то, что неомотря на кажущувоя бесполезность для практики фундаментальных наук, каждый образованный человек по нимает великув их значимость в общеотвенно-экономиче- ском развитии. Видный французский историк науки Рене Татон говорит: "История науки учит об опасности жерт вовать чистым исследованием в пользу прикладного, не-
15
о
посредственно более рентабельного" .
Фундаментальные исследования (математика, физика высоких энергий, коомос, молекулярная биология и т .д . ) выступают как "бескорыстные" в коротком интервале вре мени. И действительно, для сегодняшнего дня, как гово
рит Бруно Понтекорво, |
вопрос о практическом |
применении |
в народном хозяйстве |
физики высоких энергий |
- вопроо |
почти незаконный98 . Но в длительном интервале огромная экономическая значимость общих "бескорыстных" исследо ваний сейчас не вызывает сомнения. Поэтому в развитии фундаментальных наук мы должны руководствоваться науч ными соображениями, понимая, что именно здесь рождают ся импульсы "цепной реакции" ускорения производительно
сти труда, радикального |
изменения техники, технологии |
|||||
и оргсистем в перспективе. |
|
|
|
|||
Область фундаментальной науки полна неожиданнос |
||||||
тей. Нужен вероятностный подход в определении |
сроков |
|||||
открытий и их реализации в |
практике. В самом деле, |
к |
||||
какому периоду отнести, например, начало тех затрат,ко |
||||||
торые дают производственный |
эффект в виде атомных элек |
|||||
тростанций, конкурирующих с тепловыми? Кто может точно |
||||||
назвать |
период полной реализации эффекта нынешних |
за |
||||
трат на строительство атомных реакторов? |
|
|
||||
Наиболее существенная |
особенность функционирования |
|||||
теоретической науки в системе общественного производст |
||||||
ва состоит в том, что она выступает как фактор перспек |
||||||
тивного |
(преимущественно |
дальнеперспективного) |
роста. |
|||
8 |
К е n е |
T a t o |
n .L 'H isto rié des sciences |
e t l a |
||
science |
actuelle."Oprganon",Warszawn,1965,N? 2 ,CTp.223-224. |
|||||
9 |
См. Б.Г. Кузнецов. |
Наука в 2000 году, |
а . , |
"Нау |
||
ка", 1969, стр. |
161. |
|
|
|
|
16
Эхо связано о большой продолжительностью периода выра ботки знаний, который в науке оказывается обычно боль шим, чем даже в капитальном строительстве, а также с длительностью практического использования идей, которая превосходит ороки олужбы обычных факторов производства, включая рабочую силу.
Когда говорят, что срок оозревания идей равен 3-5 годам, то имеют в виду скорее всего прикладные исследо вания. Однако вое это относится лишь к финишной отадии научного цикла. Ей предшествует более или менее длитель ный период разработки теории, а еще раньше - концепции и гипотезы. Полный период производственной реализации современных тенденций научно-технического прогреоса исчиоляется примерно в 30 лет1®. Причем, цифра эта явдяет-
оя |
ориентировочной, |
приблизительной. |
|
||
|
Что хе |
касается |
срока службы такого ресурса, |
как |
|
знание, то |
о ней можно |
говорить, лишь выражаяоь фигураль |
|||
но: |
одна и |
та же общая |
идея мржет быть реализована в |
не |
скольких поколениях вое более совершенных машин. Более то го , воли раооматривать новое знание как элемент объектив ной иотины, то ему вообще "нет износа" - оно так или ина че лежит в основе грядущих открытий и промышленных ново - введений.
То хе самое можно сказать о системе образования - об щего и специального. Развитие средней и высшей школы нель зя "жеотко" подчинить потребностям текущего производства.
Непосредственно сфера образования ориентирована на повы шение культуры общества, расширение слоя интеллигенции. И
Д) См. £. Г. К у а н е ц о в . |
Наука в 2000 году, |
|
отр. 4. |
|
|
; |
Гос, лу«1)ичч, |
| |
А * |
Н Э у Ч г ч Ч у -Т в Х ''- “ ’-- ■ |
‘ |
| б ' -.’ И. Т |
ОХ |
■ |
лишь в конечной счете оказывается, что в этой афере вы рабатывается важнейший производственный ресурс - "живые знания". Образование, как и фундаментальная наука, об служивает производство, создает общую основу его роота
в перспективе.
Характер и темпы современного научно-технического прогресса таковы, что еоли страна отремитоя на равных участвовать в мировом техническом соревновании, она дол жна построить системы образования и науки, отвечающие некоторым достаточно жеотким критериям. Одним из таких критериев является объем ассигнований не развитие фунда ментальной науки и образования. При этом принципиальное значение имеет понимание экономической природы затрат на
науку |
и образование. В краткосрочном интервале (до |
5 |
|
лет) |
эти затраты |
выступают как потребительские издержки. |
|
Но в |
среднесрочном |
(6-10 лет) и особенно в долгосрочном |
интервале они выступают как производительные издержки об щества и по своей природе могут быть приравнены к капита ловложениям. а длительном интервале речь идет о большой оиотеме общественного производства, в которой теоретичес кая наука и образование выступают как элементы инфраструк туры, т .е . общей основы нестроения и расширения производ ства конечных продуктов и уолуг.
Таким образом, если мы говорим о науке как предвари тельной стадии производства, то это относится не к фунда ментальным исследованиям, а к прикладным исследованиям и разработкам.
Фундаментальные исследования нельзя включить в систе му научно-производственного цикла из-за неопределенности их результата и неясности способов его приложения к прак-
18
тике. Вое это можно лишь предсказать, причем, о такой отепенью достоверноохи, которая для промышленности не может считаться достаточной. Но реоуроы не могут отно ситься к производственным, если они затрачивается в ус ловиях неопределенности. Конечно,можно привеохи немало примеров интеграции промышленности не только с приклад ными, но и с фундаментальными исследованиями (производ ство ЭВМ, ракетостроение, атомная промышленность;. Но такие примеры нельзя считать характерными для производ ства в целом. Не только сейчас, но, видимо, и в обозри мом будущем программы типа "Коомоо" или "Аполлон" будут уникальными, непосредственно направленными на решение научных и экспериментальных, а не производственных за дач. Характерно, что капиталистические компании прини мают весьма скромное участие в фундаментальных наследо ваниях (да и то при условии, что львиная доля затрат на них покрываетоя за очет оубоидий государства). В основном теоретическими изысканиями занимаются так называемые бес прибыльные организации (выоаие учебные заведения, нацио нальные научные центры и т . д . ). Зато на промышленные ком пании приходится исключительно высокая доля разработок11.
Научно-производственный цикл начинается о разработ ки и использования в целях производства новых идей, рож денных фундаментальной наукой. "Созревшие" для промышлен ной разработки знания - это всегда комплекс идей, способ
I I |
См. подробнее "Экономическое положение капитали- |
отических |
и развивающихся отран. Обзор за 1969 и начало |
1970 г . " , |
стр. 15-20. |
19