Файл: Каныгин, Ю. М. Научно-производственный цикл (вопросы теории и организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

учных доследований и необходимых производственных ресур­ сов, что позволяет резко сократить сроки производствен­ ного освоения и практического использования научно-тех­ нических достижений.

Примером территориального оочленевия науки о произ­ водством может олужить довооибирокий научный центр. Его влияние на развитие хозяйства Сибири особенно возреотет после завершения строительства вокруг Академгородка системы опытных производств, конструкторских бюро.экспе­ риментальных баз. Аналогичные территориальные научно-про­ мышленные комплексы возникают во многих районах нашей страны (Урал, Восточная Сибирь, Северный Кавказ, Дальний

Воо ток).

 

 

В - ш е

о т ы х , меняв тоя

установившийся подход и

к результатам

производственной

деятельности. На первое

место (и это особенно ярко проявляется в прогрессивных отраслях) выдвигается не ооздание маооы традиционных то­ варов, а производство новшеотв - новых продуктов, уолуг и технических средств. Целенаправленный и по оущеотву не­ прерывный перевод технологии на вое более выоокий уро­ вень становится омыолом деятельности крупных предприятий,

а в условиях капитализма - решающим фактором конкурентной борьбы. В последние годы в промышленности США четко обоз­ начилась тенденция к снижению серийности в производстве6. Некоторые монополии ежегодно обновляют свою продукцию на 15-25#. Тенденцию к пересмотру уотановившихоя понятий на результат производственной деятельности подтверждает и быстрый рост торговли патентами и лицензиями. Оборот меж­ дународной торговли новой технологией за последние 10 лет

6 См. "Мировая экономика и международные отношени

1970, fe 10, стр. 105.

10

увеличивался втрое быстрее, чек мировой товарооборот7. Конечно, еоли иметь в виду современное производст­ во в целом, то нельзя оказать, что отмеченные выше тен­

денции (а их перечень можно было бы продолжить) проявля­ ются о одинаковой силой во воех без исключения его от­ раслях. Отнюдь нет. Сейчао возрастает дифференциация между прогрессивными (новаторскими) отраслями и "ста­ рыми", традиционными отраслями и звеньями хозяйства. Превращение научных наследований в стадию производствен­ ного процеооа и образование научно-производственного цик­ ла характерно пока лишь для относительно небольшого чис­ ла отраслей, таких как электротехника и электроника (осо­ бенно производство ЭВМ), авиастроение, химия, атомная промышленность, оборонные отрасли. Но важны именно тен­ денции. Научно-производотвенный цикл быотро распростра­ няется и все больше охватывает такие отраоли, как общее и транопортное машиностроение, станкостроение, фармацев­

тическая, текстильная, пищевая промышленность, нефтепе­ реработка и др. Кроме того, уже сейчао экономический по­ тенциал в решающей степени оцределяетоя прогрессивными отраслями, в которых технология выступает как форма при­ ложения науки, а производственный процесс напоминает ко­ лоссально увеличенный и лабораторный эксперимент.

Возникновение научно-цроизводотвеяного цикла за­ ставляет искать новые организационные формы, оовершенотвовать систему управления. Извеотно, что капиталисти­ ческие монополии, вынужденные увеличивать затраты на на­ учные исследования, в последние годы развернули дихора - дочную деятельность в поисках экономических инструментов,

7 "Мировая экономика и международные отношения", 1968, № 2 , отр. 59.

II


которые позволили бы им эффективно управлять повой обла­ стью, извлекая щ>и этой вознойно больше прибыли.

Эволюция организационных форм как науки, так и про­ изводства идет в направлении создания эффективной систе­ мы организации и управления научно-производственным цик­ лом, т .е . выработкой новых знаний, их продвижением в про­ изводстве и воплощением в прогрессивной технике, передо­ вых технологических процессах и организационных формах, новых продуктах и уолугах. Э ю , в свою очередь, связано о глубокой перестройкой организационной ооновы производ­

ства. Стремление уложить научно-производственный цикл в традиционные формы управления хозяйством напоминало бы попытку попользовать паровой котел в качестве агрегата для получения термоядерной энергии.

Организационные формы производства в налей стране, по-видимому, не успевают "приспосабливаться" к быотро ме­ няющимся уоловиям научно-технического прогреоса и превра­ щения науки в элемент производственной структуры. Сейчаа быотро нарастает поток предложений производству оо оторонн науки. К примеру, воли институты Сибирокого отделе­ ния АН СССР 10 дет назад передавали народному хозяйству

не более 20 научных разработок в

год, то теперь - пример­

но 170. Начиная о 1965 г . ,

здеоь

выработалоя своеобраз­

ный ритм: каждые 5-6

дней ученые

передавали народному хо­

зяйству одно научное достижение.

С 1968 г . этот ритм ус­

корился - предложение

каждые

2-3

дня. Уже одно это

сви­

детельствует о

ю м ,

что наши предприятия находятся

в

иных уоловиях с

точки зрения материализации открытий по

оравнены» о теми, в каких они были, окажем, в середине 50-х годов.

12

С начала 60-х годов, как показывает анализ ооотояния внедрения, начал увеличиваться разрыв между количе­ ством научных разработок, предлагаемых для реализации,и количеством реализуемых. Так, если 10 лет назад из всех предлагаемых оибирокими учеными разработок 20-30% остава­ лось "за бортом" производства, то теперь эта доля повы­ силась до 40%. Упомянем и о том, что многие предприятия проявляют олишком олабый спрос на новые знания, в резуль­ тате чего нередко заведомо ценные открытия приходитоя "проталкивать", прибегая к власти вышестоящих инстанций. Причины такого положения кроются, по нашему мнению, не столько в наличии и8веотного психологического берьера, сколько в организационных недостатках.

Превращение научных исследований в стадию производ­ ства и образование научно-производственного цикла харак­ терно как для социалистических, так и для индустриально развитых капиталистических отран. Однако социальные пос­ ледствия этого процеооа, как и вообще технического прог­ ресса, при социализме и при капитализме - разные.

При капитализме научно-технический прогресс ведет к росту неравномерности в развитии различных стран, усили­ вает рост безработицы, инфляции, неустойчивости темпов развития экономики. В условиях социалистического хозяйст­ ва научно-техничеокий прогреос служит задачам повышения материального и культурного уровня жизни трудящихся. От­ сюда и в поисках путей сближения науки с производством важно исходить из противоположности двух мировых социаль­ но-экономических систем. Это, конечно, не означает, что нужно отказываться от использования капиталистического опыта в организации производства и науки, если он прием-

15


хан

о точки зрения содиалиотичаоких производствен­

ных

отношений.

 

Проблема организации научно-яройзводственяого цикла

очень сложна в теоретическом и практическом отношении, и

ее решение не сводится исключительно к

перестройке

уп­

равления звеньями народного хозяйства.

Эта проблема

не

только экономическая, но и социальная, и мы в данном слу­ чае коснемся лишь некоторых ее аспектов.

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕНННЫЙ циня КАН СИСТЕМА

Фундаментальные исследования

Оотановимоя коротко на функциональной роли и мес­ те фундаментальных исследований в системе общественно­ го производства. Деление научных исследований на фун­ даментальные, ориентированные "на знания", и приклад­ ные, ориентированные "на проект", как мы уже говорили, характерно для науки нашего столетия. Такого деления не было (или оно не имело принципиального значения) в эпоху клаосичеокого еотеотвознания.

Внешне теоретические науки чаото кажутся далеки­ ми от запросов практики. И поистине знаменательно то, что неомотря на кажущувоя бесполезность для практики фундаментальных наук, каждый образованный человек по­ нимает великув их значимость в общеотвенно-экономиче- ском развитии. Видный французский историк науки Рене Татон говорит: "История науки учит об опасности жерт­ вовать чистым исследованием в пользу прикладного, не-

15

о

посредственно более рентабельного" .

Фундаментальные исследования (математика, физика высоких энергий, коомос, молекулярная биология и т .д . ) выступают как "бескорыстные" в коротком интервале вре­ мени. И действительно, для сегодняшнего дня, как гово­

рит Бруно Понтекорво,

вопрос о практическом

применении

в народном хозяйстве

физики высоких энергий

- вопроо

почти незаконный98 . Но в длительном интервале огромная экономическая значимость общих "бескорыстных" исследо­ ваний сейчас не вызывает сомнения. Поэтому в развитии фундаментальных наук мы должны руководствоваться науч­ ными соображениями, понимая, что именно здесь рождают­ ся импульсы "цепной реакции" ускорения производительно­

сти труда, радикального

изменения техники, технологии

и оргсистем в перспективе.

 

 

 

Область фундаментальной науки полна неожиданнос­

тей. Нужен вероятностный подход в определении

сроков

открытий и их реализации в

практике. В самом деле,

к

какому периоду отнести, например, начало тех затрат,ко­

торые дают производственный

эффект в виде атомных элек­

тростанций, конкурирующих с тепловыми? Кто может точно

назвать

период полной реализации эффекта нынешних

за ­

трат на строительство атомных реакторов?

 

 

Наиболее существенная

особенность функционирования

теоретической науки в системе общественного производст­

ва состоит в том, что она выступает как фактор перспек­

тивного

(преимущественно

дальнеперспективного)

роста.

8

К е n е

T a t o

n .L 'H isto rié des sciences

e t l a

science

actuelle."Oprganon",Warszawn,1965,N? 2 ,CTp.223-224.

9

См. Б.Г. Кузнецов.

Наука в 2000 году,

а . ,

"Нау­

ка", 1969, стр.

161.

 

 

 

 

16


Эхо связано о большой продолжительностью периода выра­ ботки знаний, который в науке оказывается обычно боль­ шим, чем даже в капитальном строительстве, а также с длительностью практического использования идей, которая превосходит ороки олужбы обычных факторов производства, включая рабочую силу.

Когда говорят, что срок оозревания идей равен 3-5 годам, то имеют в виду скорее всего прикладные исследо­ вания. Однако вое это относится лишь к финишной отадии научного цикла. Ей предшествует более или менее длитель­ ный период разработки теории, а еще раньше - концепции и гипотезы. Полный период производственной реализации современных тенденций научно-технического прогреоса исчиоляется примерно в 30 лет1®. Причем, цифра эта явдяет-

оя

ориентировочной,

приблизительной.

 

 

Что хе

касается

срока службы такого ресурса,

как

знание, то

о ней можно

говорить, лишь выражаяоь фигураль­

но:

одна и

та же общая

идея мржет быть реализована в

не­

скольких поколениях вое более совершенных машин. Более то­ го , воли раооматривать новое знание как элемент объектив­ ной иотины, то ему вообще "нет износа" - оно так или ина­ че лежит в основе грядущих открытий и промышленных ново - введений.

То хе самое можно сказать о системе образования - об­ щего и специального. Развитие средней и высшей школы нель­ зя "жеотко" подчинить потребностям текущего производства.

Непосредственно сфера образования ориентирована на повы­ шение культуры общества, расширение слоя интеллигенции. И

Д) См. £. Г. К у а н е ц о в .

Наука в 2000 году,

 

отр. 4.

 

 

;

Гос, лу«1)ичч,

|

А *

Н Э у Ч г ч Ч у -Т в Х ''- “ ’-- ■

| б ' -.’ И. Т

ОХ


лишь в конечной счете оказывается, что в этой афере вы­ рабатывается важнейший производственный ресурс - "живые знания". Образование, как и фундаментальная наука, об­ служивает производство, создает общую основу его роота

в перспективе.

Характер и темпы современного научно-технического прогресса таковы, что еоли страна отремитоя на равных участвовать в мировом техническом соревновании, она дол­ жна построить системы образования и науки, отвечающие некоторым достаточно жеотким критериям. Одним из таких критериев является объем ассигнований не развитие фунда­ ментальной науки и образования. При этом принципиальное значение имеет понимание экономической природы затрат на

науку

и образование. В краткосрочном интервале (до

5

лет)

эти затраты

выступают как потребительские издержки.

Но в

среднесрочном

(6-10 лет) и особенно в долгосрочном

интервале они выступают как производительные издержки об­ щества и по своей природе могут быть приравнены к капита­ ловложениям. а длительном интервале речь идет о большой оиотеме общественного производства, в которой теоретичес­ кая наука и образование выступают как элементы инфраструк­ туры, т .е . общей основы нестроения и расширения производ­ ства конечных продуктов и уолуг.

Таким образом, если мы говорим о науке как предвари­ тельной стадии производства, то это относится не к фунда­ ментальным исследованиям, а к прикладным исследованиям и разработкам.

Фундаментальные исследования нельзя включить в систе­ му научно-производственного цикла из-за неопределенности их результата и неясности способов его приложения к прак-

18

тике. Вое это можно лишь предсказать, причем, о такой отепенью достоверноохи, которая для промышленности не может считаться достаточной. Но реоуроы не могут отно­ ситься к производственным, если они затрачивается в ус­ ловиях неопределенности. Конечно,можно привеохи немало примеров интеграции промышленности не только с приклад­ ными, но и с фундаментальными исследованиями (производ­ ство ЭВМ, ракетостроение, атомная промышленность;. Но такие примеры нельзя считать характерными для производ­ ства в целом. Не только сейчас, но, видимо, и в обозри­ мом будущем программы типа "Коомоо" или "Аполлон" будут уникальными, непосредственно направленными на решение научных и экспериментальных, а не производственных за­ дач. Характерно, что капиталистические компании прини­ мают весьма скромное участие в фундаментальных наследо­ ваниях (да и то при условии, что львиная доля затрат на них покрываетоя за очет оубоидий государства). В основном теоретическими изысканиями занимаются так называемые бес­ прибыльные организации (выоаие учебные заведения, нацио­ нальные научные центры и т . д . ). Зато на промышленные ком­ пании приходится исключительно высокая доля разработок11.

Научно-производственный цикл начинается о разработ­ ки и использования в целях производства новых идей, рож­ денных фундаментальной наукой. "Созревшие" для промышлен­ ной разработки знания - это всегда комплекс идей, способ

I I

См. подробнее "Экономическое положение капитали-

отических

и развивающихся отран. Обзор за 1969 и начало

1970 г . " ,

стр. 15-20.

19