Файл: Каныгин, Ю. М. Научно-производственный цикл (вопросы теории и организации).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
приложения которого к практике, если и не вполне очеви ден, то, во воякой олучае, прогнозируется о достаточной отепеньв достоверности12.31
То, что походным пунктои научно-производственного цикла выступает прикладные исследования и разработки, нисколько не уиаляет роди теоретической науки как долговреыенного фактора экономического роста. Фундаменталь ные науки выполняют по отношение к научно-производствен ному циклу роль инфраструктуры, т .е . общего "тыла","фун дамента", без которого немыслимо развитие технического прогреоса. Они выступают как внешняя структура по отно- ■енив к структурный элементам научно-производственного цикда1^ . От уровня теоретических наук гавиоит не только "урожай" идей прикладного характера, но и успех их реа лизации в производстве, фундаментальные науки питает на учио-производотвевные циклы в различных отраслях хозяй
ства. Важно, чтобы |
резервуар фундаментальных знаний |
о |
|
мире был достаточно |
полон. Но важно, чтобы |
из него |
дос |
таточно интенсивно |
вычерпывались идеи, которые ложатоя |
||
в оонову научно-производственного цикла. |
|
|
|
Поскольку речь |
идет о большой оистеме |
производства, |
в которой фундаментальная наука и образование выполняет
роль инфраструктуры, важно количественно |
установить |
про |
порции между затратами, которые общество |
направляет |
в |
12Вопрос о том, какув степень достоверности прогно зов оледует считать приемлемой для производственного при менения открытий, требует специального анализа.
13Точно такой же внешней структурой по отношение к производству выотупает и сфера образования.
20
"сферу знаний", и затратами в сфере материального произ водства. Вопроо о целесообразном объеме ассигнований на теоретическую науку и образование 1как, впрочем, и на развитие инфраструктуры вообще), а также о доле этих ас сигнований в национальном доходе, при всей овоей значимо
сти, |
до оих пор не разработан. В наиболее развитых в ин |
|||
дустриальной |
отношении страивх |
мире < СССР, |
РДР, |
|
США, |
Англии, |
Франции, ФРГ, Японии) |
доля затрат |
на |
образование (школьное, среднее специальное и высшее), в национальном доходе, как иввеотно, колеблется от 5 до 9$, на фундаментальную науку - от 0 ,5 до 1,9 $ . Причем для атран социализма характерны высшие из названных пределов.
Так, |
в СССР норма затрат на образование в национальном |
||||||
доходе в |
1969 г . |
составляла |
7 ,3 $ , |
на фундаментальную нау |
|||
ку - |
приблизительно. 1 , 9 ^ . |
В США соответствующие |
показа |
||||
тели |
ооотавлялн |
приблизительно 6,1 |
$ в 1965 г . |
и 0,5$ - |
|||
в 1969 г . 1654 |
|
|
|
|
|
||
|
14 |
Иочисдено по данным: "Народное хозяйство СССР в |
|||||
1969 |
г ." |
¡1., 1970, отр. 559, 771; |
"Наука и жизнь", |
1969, |
|||
Н» I , |
стр. |
19. |
|
|
|
|
|
|
15 |
Национальный доход взят в |
исчислении |
по методу |
американской статистики. |
Подсчитано по данным:"The N atio |
|||
n a l lniome and Product accounts |
fo the U nited S ta te s, |
|||
1929-1965", стр. 2,12,13 . |
|
|
||
16 |
Национальный доход вз:« |
в исчислении по |
методу |
|
американской статистики. |
Подсчитано по материалам: |
"На |
||
родное хозяйство СССР в |
1969 г ." , отр. 97; "Экономическое |
|||
положение капиталистических и развивающихся стран |
за 1969 |
|||
и начало |
1970 г . " , отр. |
16,20. |
|
|
21
|
Однако |
нет оснований |
очихать, ч ю |
эта |
доля оптималь |
||
на. |
Просто на данном этапе |
сложилась такая |
практика. По |
||||
скольку еще нет обоснованных |
критериев |
определения целе |
|||||
сообразного |
уровня |
затрат |
на |
образование |
и науку, боль |
||
шое |
значение |
имеет |
статистический анализ динамики такого |
важного параметра большой оиотены производства, как ассиг нования на развитие оферы выработки и распространения зна ний. Такой анализ позволяет (асобенно при построении дол говременных статистических рядов) количественно определить
тенденции развития науки и образования на |
перспективу в |
|||
их овязи с экономическим ростом отраны. |
|
|||
|
Но еще более важно для практики определить рациональ |
|||
ные овязи фундаментальной науки и образования с производ |
||||
ством. Проблема взаимоотношения теоретической науки и об |
||||
разования |
о производством |
особенно сложна |
именно потому, |
|
что |
они не |
могут выотупать |
элементом научно-производохвен- |
|
ного |
цикла |
Скак мы ухе говорили, они выотупают по отношению |
к научно-производственному циклу как внешняя структура).По этому фундаментальную науку и образование нельзя организа ционно включить в систему промышленных предприятий или да
же министерств промышленности. £сли такое включение |
и |
|
встречается, |
то оно не может, стать типичным для организации |
|
теоретических |
исследований и образования^. На практике |
про |
блема связи фундаментальной науки о производством в нашей отране решается тремя основными путями.17
17 В данном случае речь идет о школьном, среднем с циальном и высшем образовании. Вопрос о ремесленном, фабрич но-заводском образовании, о сиотеме повышения квалификации и переподготовки кадров стоит иначе, о чем будет сказано ниже
22
Интеграция фундаментальных исследований о производ ством обеспечивается деятельностью Государственного Коми тета по науке и технике при Совете Министров СССР.Этот Комитет, во-первых, выступает как орган, координирующий исследовательскую работу в отране, направляющий ее в русло решения наиболее актуальных народнохозяйственных проблем; во-вторых, выотупает как организатор крупномас штабных научно-исследовательских программ, в-третьих,вы ступает крупнейшим заказчиком по отношению к Академии наук, отраслевым институтам и вузам.
Связь теоретических исследований с производством обеспечивается также путем наращивания базы прикладных разработок при институтах фундаментального профиля. К примеру, в настоящее время реализуется распоряжение Со
вета |
Министров |
СССР о |
создании в |
системе |
це |
||
лого |
ряда |
министерств |
и |
ведомств |
конструктор |
||
ских |
и технологических бюро, |
опытных участков и |
экспе |
риментальных производств в соответствии с профилем инсти
тутов Сибирского отделения АН СССР. Эти учреждения при кладного профиля, образно говоря, являются путепроводом, по которому идеи ученых будут передаваться промышленно сти. Двойное руководство этими учреждениями (научное -за академичеокими институтами, административное - за мини стерствами) отражает "дуалистическое" положение фундамен тальных исследований в системе общественного производст ва, при котором они, не будучи элементом научно-производ ственного цикла, в то же время выступают как его необхо - димая "питательная среда".
Наконец, соединение фундаментальных исследований с научно-производственным циклом достигается путем установ ления прямых связей между научными учреждениями теорети-
23