Файл: Каныгин, Ю. М. Научно-производственный цикл (вопросы теории и организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

приложения которого к практике, если и не вполне очеви­ ден, то, во воякой олучае, прогнозируется о достаточной отепеньв достоверности12.31

То, что походным пунктои научно-производственного цикла выступает прикладные исследования и разработки, нисколько не уиаляет роди теоретической науки как долговреыенного фактора экономического роста. Фундаменталь­ ные науки выполняют по отношение к научно-производствен­ ному циклу роль инфраструктуры, т .е . общего "тыла","фун­ дамента", без которого немыслимо развитие технического прогреоса. Они выступают как внешняя структура по отно- ■енив к структурный элементам научно-производственного цикда1^ . От уровня теоретических наук гавиоит не только "урожай" идей прикладного характера, но и успех их реа­ лизации в производстве, фундаментальные науки питает на­ учио-производотвевные циклы в различных отраслях хозяй­

ства. Важно, чтобы

резервуар фундаментальных знаний

о

мире был достаточно

полон. Но важно, чтобы

из него

дос­

таточно интенсивно

вычерпывались идеи, которые ложатоя

в оонову научно-производственного цикла.

 

 

Поскольку речь

идет о большой оистеме

производства,

в которой фундаментальная наука и образование выполняет

роль инфраструктуры, важно количественно

установить

про­

порции между затратами, которые общество

направляет

в

12Вопрос о том, какув степень достоверности прогно­ зов оледует считать приемлемой для производственного при­ менения открытий, требует специального анализа.

13Точно такой же внешней структурой по отношение к производству выотупает и сфера образования.

20


"сферу знаний", и затратами в сфере материального произ­ водства. Вопроо о целесообразном объеме ассигнований на теоретическую науку и образование 1как, впрочем, и на развитие инфраструктуры вообще), а также о доле этих ас­ сигнований в национальном доходе, при всей овоей значимо­

сти,

до оих пор не разработан. В наиболее развитых в ин­

дустриальной

отношении страивх

мире < СССР,

РДР,

США,

Англии,

Франции, ФРГ, Японии)

доля затрат

на

образование (школьное, среднее специальное и высшее), в национальном доходе, как иввеотно, колеблется от 5 до 9$, на фундаментальную науку - от 0 ,5 до 1,9 $ . Причем для атран социализма характерны высшие из названных пределов.

Так,

в СССР норма затрат на образование в национальном

доходе в

1969 г .

составляла

7 ,3 $ ,

на фундаментальную нау­

ку -

приблизительно. 1 , 9 ^ .

В США соответствующие

показа­

тели

ооотавлялн

приблизительно 6,1

$ в 1965 г .

и 0,5$ -

в 1969 г . 1654

 

 

 

 

 

 

14

Иочисдено по данным: "Народное хозяйство СССР в

1969

г ."

¡1., 1970, отр. 559, 771;

"Наука и жизнь",

1969,

Н» I ,

стр.

19.

 

 

 

 

 

 

15

Национальный доход взят в

исчислении

по методу

американской статистики.

Подсчитано по данным:"The N atio­

n a l lniome and Product accounts

fo the U nited S ta te s,

1929-1965", стр. 2,12,13 .

 

 

16

Национальный доход вз:«

в исчислении по

методу

американской статистики.

Подсчитано по материалам:

"На­

родное хозяйство СССР в

1969 г ." , отр. 97; "Экономическое

положение капиталистических и развивающихся стран

за 1969

и начало

1970 г . " , отр.

16,20.

 

 

21


 

Однако

нет оснований

очихать, ч ю

эта

доля оптималь­

на.

Просто на данном этапе

сложилась такая

практика. По­

скольку еще нет обоснованных

критериев

определения целе­

сообразного

уровня

затрат

на

образование

и науку, боль­

шое

значение

имеет

статистический анализ динамики такого

важного параметра большой оиотены производства, как ассиг­ нования на развитие оферы выработки и распространения зна­ ний. Такой анализ позволяет (асобенно при построении дол­ говременных статистических рядов) количественно определить

тенденции развития науки и образования на

перспективу в

их овязи с экономическим ростом отраны.

 

 

Но еще более важно для практики определить рациональ­

ные овязи фундаментальной науки и образования с производ­

ством. Проблема взаимоотношения теоретической науки и об­

разования

о производством

особенно сложна

именно потому,

что

они не

могут выотупать

элементом научно-производохвен-

ного

цикла

Скак мы ухе говорили, они выотупают по отношению

к научно-производственному циклу как внешняя структура).По­ этому фундаментальную науку и образование нельзя организа­ ционно включить в систему промышленных предприятий или да­

же министерств промышленности. £сли такое включение

и

встречается,

то оно не может, стать типичным для организации

теоретических

исследований и образования^. На практике

про­

блема связи фундаментальной науки о производством в нашей отране решается тремя основными путями.17

17 В данном случае речь идет о школьном, среднем с циальном и высшем образовании. Вопрос о ремесленном, фабрич­ но-заводском образовании, о сиотеме повышения квалификации и переподготовки кадров стоит иначе, о чем будет сказано ниже

22


Интеграция фундаментальных исследований о производ­ ством обеспечивается деятельностью Государственного Коми­ тета по науке и технике при Совете Министров СССР.Этот Комитет, во-первых, выступает как орган, координирующий исследовательскую работу в отране, направляющий ее в русло решения наиболее актуальных народнохозяйственных проблем; во-вторых, выотупает как организатор крупномас­ штабных научно-исследовательских программ, в-третьих,вы­ ступает крупнейшим заказчиком по отношению к Академии наук, отраслевым институтам и вузам.

Связь теоретических исследований с производством обеспечивается также путем наращивания базы прикладных разработок при институтах фундаментального профиля. К примеру, в настоящее время реализуется распоряжение Со­

вета

Министров

СССР о

создании в

системе

це­

лого

ряда

министерств

и

ведомств

конструктор­

ских

и технологических бюро,

опытных участков и

экспе­

риментальных производств в соответствии с профилем инсти­

тутов Сибирского отделения АН СССР. Эти учреждения при­ кладного профиля, образно говоря, являются путепроводом, по которому идеи ученых будут передаваться промышленно­ сти. Двойное руководство этими учреждениями (научное -за академичеокими институтами, административное - за мини­ стерствами) отражает "дуалистическое" положение фундамен­ тальных исследований в системе общественного производст­ ва, при котором они, не будучи элементом научно-производ­ ственного цикла, в то же время выступают как его необхо - димая "питательная среда".

Наконец, соединение фундаментальных исследований с научно-производственным циклом достигается путем установ­ ления прямых связей между научными учреждениями теорети-

23