Файл: Зельцер, П. Н. Машинист грейдер-элеватора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

28

чими органами: ножом (дисковым, совковым или системой ножей) и ленточным транспор­ тером, непосредственно приближенным к за­ бою.

Грейдер-элеватор Д-437А выпускают се­ рийно, поэтому подробно рассмотрим его уст­ ройство. Грейдер-элеватор состоит из рамы, транспортера, механизмов привода транспор­ тера, плужной балки с дисковым ножом, гид­ ропривода и ходовой части.

Рама (рис. 7) служит для расположения всех узлов грейдер-элеватора и представляет собой пространственную металлоконструкцию из продольных и поперечных балок, сварен­ ных угловым прокатом. К стойкам рамы с помощью хомутов крепят полуоси ходовых колес. Дышло смещено от центра машины вправо по ходу для более рационального рас­ пределения нагрузок на трактор. На дышле имеется прицепное устройство для сцепления с трактором и буксирный крюк для транспор­ тирования автомобилем. Для повышения устойчивости машины под правой балкой сза­ ди подвешен чугунный противовес. Левая продольная балка имеет в передней части ар­ ку, под которой вмонтирован транспортер. Для стоянки с отцепленным трактором преду­ смотрена откидная подножка, которая уби­ рается вверх и стопорится чекой. Для осво­ бождения подножки от воспринимаемого ею веса грейдер-элеватора используют гидрав­ лический домкрат. Для обслуживания двига­ теля имеется рифленый настил, на который поднимаются по трапу. Для удобства заправ­ ки бака гидросистемы на раме имеется от­ кидная ступенька.

Ходовая часть (рис. 8) состоит из правой

29


1 и левой 2 полуосей с колесами. На левой полуоси имеются два колеса, а на правой по­ луоси имеется одно колесо. На полуосях вы­ полнено по 2 проточки для фиксации их в продольном направлении. При отгрузке с за-

с)

а — положение для перевозок на железнодорожной платформе: I — полуось правая; 2 — полуось левая; 3 — хомут; б — рабочее положение

вода колеса установлены внутрь рамы (рис. 8,а). Перед пуском машины в эксплуа­ тацию необходимо колеса переставить (рис. 8,6) для получения широкой колеи.

Транспортер состоит из рамы, ведущего и ведомого барабанов, роликов, очистительного шнекового механизма, транспортерной ленты и подкосов. Рама транспортера представляет

30

собой сварную решетчатую ферму, состоящую из трех секций: нижней, средней и верхней, жестко соединенных между собой болтами и гайками. Натяжение транспортерной ленты осуществляется за счет перемещения верхней секции транспортера е помощью левого и пра­ вого механизмов натяжения. Для уменьшения просыпания грунта предусмотрены съемные борта с манжетами, лежащими поверх ленты. Нижняя секция оканчивается лыжей. К крон­ штейнам крепят ведомый барабан и очисти­ тельный механизм. Защитная решетка защи­ щает проходящую над ней транспортерную ленту от повреждений. Плужный очиститель очищает внутреннюю поверхность ленты от налипающего грунта и выбрасывает его через окно.

Ведущий барабан представляет собой тру­ бу, облицованную резиной для увеличения силы трения при соприкосновении с транспор­ терной лентой. Ведущий барабан установлен

вконце верхней секции транспортера. Ведомый барабан вращается в двух под­

шипниковых опорах, расположенных в крон­ штейнах нижней секции. В гнездах этих крон­ штейнов вдоль барабана закреплен нож, очи­ щающий барабан от налипшего грунта. Па­ раллельно барабану в желобе расположен шнек, который вращается одноступенчатым коническим редуктором. Снятый с барабана грунт удаляется шнеком.

Ролики транспортера представляют собой трубчатую конструкцию, вращающуюся вок­ руг неподвижной оси, закрепленной в крон­ штейнах рамы транспортера.

Механизм натяжения ленты (рис. 9) со­ стоит из направляющей планки, которая од-

51


ним концом жестко соединена болтами со средней секцией транспортера, а другим кон­ цом свободно скользит в кронштейнах верх­ ней секции транспортера. Винт вращается трещоточным ключом, прикладываемым в

32

комплект ЗИПа. Так как винт вдоль своей оси перемещаться не может, то перемещается верхняя секция транспортера. Для предохра­ нения от самопроизвольного вращения на винт одевается замок.

Привод транспортера состоит из дизеля СМД-14К, двух одинаковых одноступенчатых конических редукторов, промежуточного вала, привода очистительного механизма, кардан­ ных валов и эластичных муфт.

Лента транспортера стыкуется при помо­ щи приспособления (рис. 10). Для соединения ленты необходимо наложить на «ее угольники (левый и правый), подвести под ленту планки и соединить их болтами. Прижимными болта­ ми зажать ленту, после чего затягивать цент­ ральный и затяжные болты до тех пор, пока петли не соединятся.

На грейдер-элеваторе Д-437А установлен силовой гидропривод объемного действия. Гидропривод работает без совмещения опера­ ций. Управление гидроприводом — электриче­ ское дистанционное, осуществляемое из каби­ ны трактора. Гидросистему заполняют рабо­

чей

жидкостью — «индустриальным маслом

20»

(«веретенным 3») или «индустриальным

маслом 12» («веретенным 2»). Общее количе­ ство заливаемого масла до 50 л. Из них 20 л на заполнение масляного бака до уровня верх­ ней отметки щупа и 30 л на заполнение собст­ венно гидросистемы.

Гидропривод (рис. 11) состоит из гидроци­ линдра подъема верха транспортера; ревер­ сивных золотников с электрическим управле­ нием 6Г73-14; гидроцилиндра подъема плуж­ ной балки, масляного бака, шестеренчатого насоса НШ-32ЭП, установленного на двигате-

33

34

---Дренаж

Рис. 11. Гидропривод

/— рамка в сборе; 2 — гндроцилиндр подъема верха транс­

портера; .

3 — электрогидрозолотник;

4 — гидроцилиндр

подъема

плужной балки;

5 — бак

масляный; 6 — насос ше­

стеренчатый;

7 — фильтр

пластинчатый;

5 — манометр с

вентилем; 9 — клапан предохранительный;

10 — гидрозамок;

// — дроссель;

12 — гидроцилиндр

подъема

низа транспор­

тера;

13 — гидроцилиндр

управления муфтой сцепления

Рис. 12. Плуг с дисковым ножом

/ — проушина; 2 — балка плужная: 3 — диск режущий; 4 — диск соединительный; 5 — болт центральный; 6 — кронштейн ножа; 7 — грук* тоулавливатель; 8 — подкос; 9 — планка: 10 — клин; // — болт стяжной; 12 — угольники

35


ле; фильтра пластинчатого 0,2Г41-42; мано­ метра с демпфером М60Х160, предохрани­ тельного клапана с переливным золотником Г52-13; гидрозамков ГА 88-00-1; дросселей, гидроцилиндра подъема низа транспортера и гидроцилиндра выключения муфты сцепления двигателя.

Плужная балка с дисковым ножом. Плуг в сборе (рис. 12) представляет собой балку ко­ робчатого сечения с укрепленным на ней крон­ штейном, несущим режущий диск. К раме, грейдер-элеватора плуг подсоединяют с по­ мощью оси и проушины и подвешивают с цепью к гидроцилиндру подъема’ плужной балки. Кронштейн ножа крепят к плужной балке тремя стяжными болтами, двумя план­ ками и подкосом. Режущий диск шестью бол­ тами закреплен к соединительному диску, ко­ торый в свою очередь центральным болтом прикреплен к кронштейну ножа. На наружной сферической поверхности ножа крепят грунто­ улавливатель для уменьшения потерь грунта при движении его с режущего диска на транс­ портер. Цепь, приваренная к плужной балке, служит для соединения с лыжей транспорте­ ра с целью устранения отбрасывания низа транспортера назад во время работы.

Регулируя плужную систему (рис. 13), по­ лучают нужные углы резания у, захвата а, a также высоту Н и расстояния L. Угол резания у регулируют при помощи наклона кронштей­ на с ножом в нужную сторону за счет изменения крепления подкоса. Угол резания может быть от 20 до 55°. Меньшие значения рекомендуются для тяжелых грунтов, а боль­ шие— для легких. Угол захвата достигается за счет различных положений двух клиньев.

36

Угол захвата может иметь три значения: 40°, 47°30/ и 55°. Меньшие значения угла захвата рекомендуются для тяжелых грунтов, а боль-

Рлс. 13. Регулировка плужной системы

Я — высота

расположения ножа;

/. — удаление ножа от плуж­

ной балки-,

а — угол захвата;

у — угол резания; ft — глубина

 

резания

шие—для легких. Чтобы диск располагался от­ носительно транспортера так, как показано на рис. 14, расстояние L должно быть пример­ но 450 мм. Это достигается за счет перемеще­ ния кронштейна нож? вдоль балки. В этом случае дорожный просвет будет примерно 370 мм. высота Н должна быть около 800 мм

37


ÈuQ сверху

 

 

Рис.

15.

Электрообору­

 

 

дование управления элек­

Рис. 14. Взаиморасполо­

трогидрозолотниками

жение диска

и ленты

/Г — однофазный . генератор

I — лента;

2 — нож

переменного

токй

І27 н:

ІПР — предохранитель; 1К —

 

 

— кнопки

пульта

управ­

 

 

ления;

1Э—7Э — электрогид-

 

 

 

розолотникк

 

Рис. 16. Электсообооудование двигателя

'СМД-14К

ВМ — выключатель

массы; ІА — аккумулятор­

ная батарея

12 в;

А — амперметр; 21 — гене­

ратор

постоянного

тока

12 в;

РР — реле-регу­

лятор;

СТ — стартер; 2ПР и

ЗПР — предохра­

нители; Л — лампочка

аппаратурного щитка:

и

2Ф — фары;

ВІ,

В2 и

ВЗ — выключате­

ли;

Д і, Д2

и

ДЗ — датчики

температуры

масла, воды

и

давления масла;

УК!, УК2 и

УКЗ — указатели

 

температуры

масла, воды

 

 

и давления масла

 

38