Файл: Короткевич, А. Т. Минский вагоноремонтный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рабочие писали, что они нуждаются не только в постоянных руко­

водителях кружков по физике, математике, черчению, но и в кон­

сультациях при разрешении возникающих в процессе производст­

ва технических вопросов. На заводе скопилось много нового обору­ дования, но его нельзя было использовать без определенных знаний

в области техники. В коллективе родилось много рационализаторов.

Однако их предложения трудно было провести в жизнь из-за

отсутствия квалифицированной технической помощи. На заводе бы­

ли всего 1 инженер и 4 техника.

Коллектив завода рассматривал выполнение плана технической пропаганды частью всего производственно-финансового плана. Он обязался довести количество рабочих, обучающихся в стационарных

технических школах, не менее чем до 100 человек; обучить 300 ра­

бочих через краткосрочные технические кружки; систематически организовывать лекции и беседы по отдельным техническим проб­

лемам, создать кружки рационализаторов, кружки по изучению технологических процессов сварки, закалки металла и т. д.

По решению руководства завода, партийной и комсомольской организаций группа наиболее подготовленных молодых рабочих

направлялась в высшие технические учебные заведения страны.

Большую помощь в укреплении завода руководителями и техни­

ческими кадрами оказала партийная организация Минска.

В 1932 году заводу было присвоено имя революционера и бор­

ца за Советскую

власть

в Белоруссии Александра

Федоровича

Мясникова.

 

 

 

 

Особенно бурный рост вагоноремонтного

завода имени Мясни­

кова наметился в годы второй пятилетки. За

короткий

срок была

проведена реконструкция

всего предприятия,

построены колесный

и котельный цехи,

завод

оснастился новыми

станками

и оборудо­

ванием.

Большой трудовой подъем вызвала у рабочих завода подготовка к 16-й годовщине Великой Октябрьской социалистической револю­

ции. В ходе предоктябрьского социалистического соревнования ко­

личество ударников увеличилось на 25 процентов. На предприятии

была проведена экономическая конференция по уплотнению рабо­ чего дня. Было выявлено, что на заводе ежедневно непроизводи­

25


тельно тратилось 1122 часа, а в месяц — 28 066 часов. Конференция

наметила конкретные мероприятия по улучшению организации производства.

В эти дни был объявлен конкурс на лучшую ударную бригаду

имени 16-й годовщины Октября. Победителями вышли бригады Гарнашевича, Подобеда и Шпилевского.

По результатам соревнования коллектив ВРЗ имени Мясникова

вошел в число лучших коллективов города и завоевал право на ра­

порт Центральному Комитету ВКП(б) о достойной встрече 16-й го­

довщины Великого Октября.

Выполнение плана второй пятилетки потребовало от рабочих

большого напряжения сил. Чтобы успешно справиться с производ­ ственными заданиями, им необходимо было покончить с недостат­

ками, которые еще имели место в работе завода. В конце марта 1934 года на общем партийном собрании коммунисты остро крити­ ковали дирекцию за недостатки в организации труда, канцелярский

метод руководства цехами и отделами, функционалку и за плохое использование командным составом своих прав. На собрании было решено ликвидировать производственно-плановый отдел, как по за­

воду, так и по цехам, и возложить ответственность за планирование

непосредственно на начальника завода. В принятом решении также

говорилось о мерах по ускорению ремонта вагонов, о своевремен­

ном снабжении запчастями обменных пунктов и вагонных участков железной дороги.

В начале октября 1934 года коллектив завода включился в про­ изводственный поход имени VII съезда Советов. Рабочие кузнечно­ го цеха выдвинули встречный план на октябрь. Вместо 56 эллипти­ ческих рессор они решили отремонтировать 65, привести в исправ­ ность сверх задания 70 товарных рессор, 60 тысяч болтогаечных

изделий.

На заводе был объявлен конкурс на лучшую комсомольско-мо­

лодежную бригаду. В конкурс

включились бригады

Данильчика,

Анкима и группы кузнечного

цеха, возглавляемые

Вольфсоном

и Вериго.

 

 

Газета «Звязда» в марте 1935 года сообщала, что коллектив за­ вода имени Мясникова за успешное выполнение промфинплана, хо­

26


рошую постановку массовой работы, успешное развертывание соц­

соревнования и ударничества, резкое снижение прогулов и

улучшение материально-бытовых услозий жизни рабочих, значитель­

ные успехи в шефстве над школой занесен в республиканскую

Красную книгу имени XI Всебелорусского съезда Советов. Этой

чести удостоилось 18 предприятий республики, в том числе 4 пред­

приятия города Минска.

Мясниковцы горячо откликались на все события, происходящие

в стране, подхватывали различные начинания передовиков промыш­

ленных предприятий республики и стрэны, а также сами выступали

инициаторами в соревновании за досрочное выполнение планов

социалистического строительства.

В январе 1936 года на заводе началась активная подготовка к

стахановской декаде, которая проводилась с 1 по 10 февраля. Это­ му вопросу были посвящены партийное собрание, совещание

командного состава и инженерно-технических работников. Стаханов­ ская декада проводилась под лозунгом «Выполним за 10 дней не

менее половины месячного плана, улучшим качество продукции».

Это мероприятие, как и многие другие, рабочие восприняли как

свое родное, кровное дело. Они трудились не покладая рук, чтобы

успешно выполнить и перевыполнить производственный план. Число передовиков на предприятии росло с каждым днем. Почетом и уважением за свой самоотверженный труд были окружены мастер столярных работ П. Т. Лишай, станочники А. С. Камейко и Д. С. Камейко, А. Ф. Платонов — ныне пенсионер, И. И. Довнар — слесарь вагоносборочного цеха, кузнец М. Я. Фельдман и многие другие

рабочие завода.

Минский ВРЗ имени Мясникова накануне войны производил ка­ питальный и средний ремонт пассажирских вагонов, ремонт со сме­

ной элементов колесных пар и изготовлял запасные части для под­

вижного состава железнодорожного транспорта. Годовая производ­

ственная программа включала ремонт 300 пассажирских вагонов,

3000 колесных пар со сменой элементов и нового формирования,

изготовление 500 тысяч запасных частей для подвижного состава. Стоимость товарной продукции завода составила 7,5— 8 миллионов рублей в год.

27

Завод имел 85 единиц металлорежущего оборудования, 10 еди­

ниц для обработки дерева, котельную с

площадью нагрева

600 квадратных метров, свою электростанцию.

Объем промышлен­

ных зданий составлял 60 тысяч кубометров.

 

На заводе в предвоенные годы работало 650— 800 рабочих.

ВО ИМЯ ПОБЕДЫ

Вероломное нападение фашистской Германии на нашу страну

прервало мирный созидательный труд советских людей.

Весь народ поднялся на защиту своей Родины. Однако под на­

тиском превосходящих сил противника в первые месяцы войны на­ ши войска с боями вынуждены были отступить. Из Минска началась эвакуация населения, промышленного оборудования в глубь страны. В ночь на 27 июня ушел на восток и эшелон с рабочими вагоно­

ремонтного завода имени Мясникова и их семьями. Однако эвакуи­ рована была только часть рабочих. Часть из них прибыла на вагоно­

ремонтный завод в Куйбышеве, другая часть — на станцию Батраки

Куйбышевской железной дороги. Мясниковцы сразу же включились

в работу. Занимались привычным делом — ремонтировали вагоны,

паровозы, так необходимые для перевозки воинских частей и военных грузов. Война потребовала от людей большого напряже­ ния сил и энергии, переключаться с привычного мирного труда на груд для обеспечения фронта, во имя спасения социалистической Родины от гитлеровских захватчиков. Находясь в советском тылу, минские вагоноремонтники ремонтировали танки, доставленные с поля боя. Самоотверженно трудились на ремонте военной техни­ ки А. А. Савельев, В. В. Протопович, С. В. Точилин, А. В. Хмелев-

ский, Л. А. Грабовский, Доманов, Вардомская, Камейко, Смактуно-

вич, Бурак,

Довнар,

Б. Жданович, В.

Жданович, Темляк, Рак, Левин

и другие.

 

 

 

По зову

партии

многие рабочие

и инженерно-технические ра­

ботники завода встали с оружием в руках на защиту Родины. Среди

них были М.

А. Гордеев, С.

А. Маковский,

X. Э. Завелевич,

А. Ф. Платонов,

М. Ф. Клочек,

В. И. Шпилевский,

Н. А. Гончаров,

28


6. И. Машин,

М. В. Медведь,

А. И.

ШкредОв, М. И. Березин,

С. А. Верило,

А. Д. Гоц, Л. С. Слаук.

 

Однако

не

всем удалось попасть на фронт или эвакуироваться

на восток,

в

советский тыл.

Большая

часть рабочих осталась в

Минске. Многие из них с первых дней искали возможности, чтобы

вступить на путь борьбы с оккупантами.

Оккупанты сразу же настроили против себя народ,— вспо­

минает дни черной

оккупации

Тимофей Акимович Кузьмич, один

из ветеранов

завода.

 

 

 

Военный

комендант города

приказал

немедленно собраться

всем мужчинам на

главной площади. За

неявку— расстрел! Фа­

шисты долго не уговаривали. Помучив голодом, угрожая плетью за

саботаж, приказали немедленно выходить на работу. Угроза голода и смерти заставила некоторых пойти в родные цехи завода, но никто не хотел работать на врага, каждый задумывался над тем,

как стать полезным для Родины, как помочь ей в трудную годину выстоять в борьбе с сильным и коварным врагом!

В первые месяцы фашистской оккупации в Минске начинает ра­ ботать партийное подполье. По призыву партии коммунисты и ком­ сомольцы, оказавшиеся на оккупированной врагом территории, объединялись в небольшие подпольные группы.

На Минском железнодорожном узле и вагоноремонтном заводе

имени

Мясникова были

созданы диверсионные

группы,

которые

активно действовали

на

протяжении

трех

лет —

с июля

1941 по

июль

1944 года. По

призыву партии

они

мужественно

боролись

против врага.

Одна из первых групп сложилась из железнодорожников. В нее входили А. Д. Балашов, Ф. С. Кузнецов, О. Куприянова, К. А. Павличенко, И. Г. Степуро и другие подпольщики. В первые дни своей

деятельности они приняли решение начать борьбу с врагом с орга­

низации саботажа всех его мероприятий и с диверсий в депо, на товарной и пассажирской станциях и на вагоноремонтном заводе.

Созданные на Минском железнодорожном узле небольшие ди­

версионно-подрывные группы наносили существенный урон про­ тивнику. Они засыпали песок в подбивки букс паровозов и тенде­ ров, замораживали цилиндры, устраивали поджоги потолков

29