Файл: Баренбаум, М. Г. Оршанское локомотивное депо.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

угольнике» ж елезнодорож ного

участка О рш а — Витебск — Смо­

л е н ск — Орша. Здесь оккупанты

понастроили чуть ли не на каждом

километре доты и дзоты, вырубили вдоль путей лес. Но заслоновцы не переставали спускать под откос фашистские эшелоны, громить

гарнизоны врага.

Богатые троф еи, зерно, муку, сливочное масло, мясо, приготов­

ленные в Германию, захватили партизаны в деревне Горбово. Часть этих продуктов они переправили на свою базу, другую , более зна­

чительную — раздали крестьянам. Фашисты настолько перепугались,

что несколько недель не появлялись не только в этой деревне, но и

в ее окрестностях. Вслед за Горбовом были разгромлены гарнизоны

в Алексеничах, Рясно, М ежево, Немойта, в поселке Осинторфа, на станции Осиновка.

В конце 1942 года партизанские отряды О ршанской зоны вели упорные бои с крупными силами карателей. 13 ноября в деревне Куповать Сенненского района, в доме колхозницы Ф еодосии Гвозде­ вой, собрались на совещание командиры и комиссары. Обстоятель­ но, с учетом всех мельчайших деталей обсуждался план расчлене­

ния и уничтожения гитлеровцев. Утром все разъехались по своим

отрядам. Требовалось еще раз тщательно проверить боевую го­

товность всего

личного состава. Командующий соединением остал­

ся на месте с

небольшим отрядом , чтобы составить доклад на

Большую землю . Партизаны чистили оруж ие, приводили в порядок одежду, ремонтировали вконец разбитую обувь. Кое-кто помогал

крестьянам по хозяйству.

Часов в десять утра в избу, где находился с адъютантом К. С. За­ слонов, влетел командир отряда разведчиков Андрей Агеев и до­

ложил,

что с трех

сторон — от деревень Утрилово, Серкути и Кузь­

м и н о —

наступают

немцы. По всему видать, намерены окружить Ку­

повать.

Схватив автомат, Заслонов выбежал на улицу. Быстро оценив об ­

становку, ком андир приказал партизанам занять

круговую

оборону.

В течение четырех часов небольшая горстка

людей сдерживала

натиск трех батальонов. Заслонов каждый раз

успевал

быть там,

где наиболее нуждались в его помощи бойцы.

Просочившуюся

к

крайним избам группу гитлеровцев он уничтожил метким

огнем

из

33


автомата. За ком бригом неотступно следовал его адъютант Кор-

жень. Вражеская разрывная пуля попала ему в живот.

Константин Сергеевич осторожно взял адъютанта на руки и по­ нес в ближайш ую хату.

— Потерпи, Женя. Потерпи, сынок. Все будет хорош о. М ы не пустим сюда фашистов.

Но слишком уж неравными были силы....

В этом бою смертью храбрых погиб и Заслонов. Умирая, он со­ брал последние силы, снял с плеча командирский планшет с доку­ ментами и забросил его на сук дерева. Потом планшет нашли пар­ тизаны.

Согнав на площадь оставшихся в живых женщ ин, немощных ста­ риков и детей, каратели потребовали указать, где находится труп Заслонова. Еле сдерживая слезы, люди молчали. Тогда офицер выхватил из рук Ф еодосии Гвоздевой ее десятилетнего сына, взвел курок:

Будешь говорить, русиш швайн?..

Не было у нас никакого Заслонова! — сквозь рыдания ответи­

ла женщина.

И в то же мгновение грянул выстрел. Тело ребенка упало на землю .

Но и после этого лю ди молчали. Они не отдали на поругание

тело легендарного партизанского ~вожака.

На следующий день партизаны похоронили Заслонова и его адъ­ ютанта в той же деревне Куповать и дали клятву жестоко мстить фашистским извергам.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1943 го­ да Константину Сергеевичу Заслонову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. После войны останки героя и его адъю­ танта перезахоронены в О рш е. Здесь воздвигнут бронзовый па­ мятник.

Идут годы. Но в памяти народной не м еркнет образ прослав­ ленного партизанского комбрига. Он навсегда вошел в историю Советского государства, как и м'ногие другие национальные герои нашего социалистического Отечества.

После гибели К. С. Заслонова деповские подпольщ ики и партиза-

34

ны

продолжили

его священное па­

 

триотическое дело. Не все вернулись

 

с поля боя. Смертью храбрых, не

 

склонив

головы

перед

фашистами,

 

пали В. Сарнов и С. Чебриков, маши­

 

нисты Д. Латко, А. Барковский, А. Ро-

 

доман,

В. Радюк, Н. Лиманский,

 

Л. Проконов, А. Янковский, паровоз­

 

ники

Павел и

Петр Ш урм ины ,

токарь

 

А. Доморацкий, помощ ники машини­

 

стов

Д.

Косачев

и И. Ш иш ков,

слеса­

 

ри

Т.

Докутович и Е. Коржень, бух­

 

галтер

Л. Графутко, счетовод 3. Ку-

 

нова,

дети

машиниста

Назарова —

 

Миша, Леня, Витя и многие другие

 

деповцы.

 

 

 

 

 

В память

о

погибших 26

июля

Владимир Яковлевич

1966 года на средства коллектива

Сарнов.

 

предприятия

на

улице М олокова, ря­

 

дом с музеем К. С. Заслонова, поставлен памятник. На его вершине

сияет изображение ордена Отечественной войны. На мраморной плите золотом высечены слова: «Светлой памяти рабочих и служа­ щих паровозного депо имени К. С. Заслонова, отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечест­

венной войны 1941— 1945 гг.».

Деповцы гордятся подвигами партизан и фронтовиков, славными

делами работников Колонн О собого резерва НКПС — бывшим слеса­

рем, Героем Советского Союза, летчиком-истребителем Иваном Семенюком, бывшим машинистом, участником Сталинградской бит­ вы, Героем Социалистического Труда Александром Янковским, быв­ шим помощ ником машиниста, Героем Социалистического Труда Владимиром Верховодько, работающ ими и поныне машинистами Евгением Бокуц, Дмитрием Белоусовым, Александром Снытко, Кон­ стантином Грищенковым, Николаем Вороновым, Иваном Ереминым,

Михаилом М альчевским, Евгением Венедиктовым, Леонидом Кол-

душко, Григорием Поляковым и многими другим и.

35


Памятник рабочим и служащ им депо, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

В ТРУДЕ, КАК В БОЮ

27 июня 1944 года войска 3-го Белорусского и 1-го Прибалтий­

ского фронтов, при активной помощи партизан, очистили О рш у от

немецко-фашистских оккупантов. Нелегко тогда было смотреть на

истерзанный город, развалины и пепелища.

 

 

 

Вот как вспоминает о том периоде бывший

начальник депо, ны­

не пенсионер Георгий Семенович Вязовский.

 

 

 

«В составе Первой

колонны паровозов О собого резерва

НКПС

я прибыл в О рш у на третий день после ее освобождения.

М ы

д олж ­

ны были обслуживать

прифронтовой участок О рша —

Борисов —

Минск.

 

 

 

 

Все вокруг лежало

в руинах. На каждом

шагу — груды

битого

кирпича, искореж енного металла. Ф ашисты вывезли из депо обору­ дование. На путях лепельского выхода в одном из вагонов был най­ ден токарный станок. Сразу ж е привезли его и установили в цехе.

К нему приспособили движок в три лошадиных силы. Это и был наш первый агрегат.

В октябре 1944 года я получил приказ принять паровозное депо.

Условия работы были весьма сложными. Не хватало паровозов и

бригад для их обслуживания. Недоставало топлива, электроэнергии.

Ф ронт стремительно двигался на Запад, требовал от нас, ж елезно­ дорожников, напряженного, самозабвенного труда».

На второй день после изгнания из О рши врага сюда прибыла

первая группа паровозников во главе с опытным командиром Ива­ ном Степановичем Сорокиным . Примерно в то ж е время в коллектив

влились машинисты Б. Примаков, А. Гедроиц, М. Любецкий, К. Л ю -

бецкий, помощ ники машинистов С. Хацкевич, Д. Верушкин и другие.

Они перешли из военизированной колонны и являли собой образец высокой трудовой дисциплины, подтянутости. Достойное пополнение пришло также из рядов Советской Армии, из партизанских отрядов.

Вчерашние воины стали трудиться там, где преж де всего решался

успех дела.

Возглавил ремонтников прославленный партизан Ф. Звонков.

Вновь сф орм ированном у коллективу пришлось работать в исклю ­ чительно тяжелых условиях. Промывка производилась через ин­

37


 

жекторы других локомотивов. По­

 

чти

все

 

операции

выполнялись

 

вручную .

Работали

под

открытым

 

небом. Но паровозы из

ремонта

 

выходили в срок, поезда без за­

 

держ ек шли к фронту.

 

 

 

 

Приближалось

время

победных

 

салютов

в

честь

окончательного

 

разгрома

гитлеризма.

Советские

 

воины добивали фашистского зве­

 

ря в его собственной берлоге.

 

Коллектив депо стал на предмай­

 

скую

трудовую

 

вахту.

В

те

дни

 

многие

рабочие

сменные

нормы

 

выполняли

на

170—

200

и

более

 

процентов. Даже новички пере­

 

крывали плановые задания. Трудо­

 

вой героизм стал поистине массо-

Ф ома Гурьянович Звонков.

вым.

авангард

соревнующ ихся вы­

 

В

 

шла

бригада хозяйственного

цеха,

возглавляемая Коммунистом Михаилом Александровичем Зубковым.

Он уж е дважды участвовал в возрождении депо. Первый раз — еще в годы гражданской войны и второй — после освобождения О рш и от

гитлеровцев. Тем радостней было старому мастеру смотреть на де­ ло своих рук и плоды труда своих товарищей, смотреть на возрожде­

ние предприятия, котором у он отдал свои знания, творческие спо­ собности, весь жар своего сердца.

Вслед за бригадой М. А. Зубкова в предмайское социалистическое соревнование включилась комсомольско-молодежная бригада ме­

ханического цеха во главе

с Ф едором

Гузненко. Она

обязалась

повысить производительность

труда до

170 процентов.

Сварщики

3. Коваленко и П. Власенко, токарь М. Кузьмин выполняли ежеднев­ ные нормы на 200— 300 процентов.

Высоких показателей в труде добились паровозные бригады ко­ лонны имени Героя Советского Союза К. С. Заслонова.

38


 

В мае 1945 года, в ознаменование

Победы советского народа

над

фашистской

Германией, молодой

машинист Ф едор

Ратников

провел на участке

О рша —

Витебск поезд весом 2180 тонн

при нор­

ме

1200

тонн.

 

 

 

 

Еще

больших

трудовых

успехов достиг комсомолец

машинист

Николай Лепешинский. При образцовом содержании своего парово­ за он добился высокой экономии топлива и по итогам социалисти­

ческого соревнования в 1945 году занял первое место на сети ж е ­

лезных дорог страны.

В честь открытия первой послевоенной сессии Верховного Совета

СССР отлично поработала комсомольско-молодежная смена меха­

нического цеха во главе с бригадиром Верой Куцко. Бригада из

смены в смену выполняла производственные задания на 200 и более процентов. По три нормы выполняли токари Михаил Кузьмин и Бо­

рис Велюгин.

После войны м ногие бывшие рабочие депо, сменив солдатские

шинели на рабочую блузу, пришли снова работать на свое родное предприятие. Они начали самоотверженно трудиться на самых от­

ветственных производственных участках. Гвардейцем труда стал

Григорий Барсуков. С горячим энтузиазмом включились в мирный

труд

Дмитрий

Белогуров, Константин

Василенко,

Дмитрий Бело­

усов, Григорий Поляков, Алексей Талай, Яков М аньковский.

В

середине

1946 года вошел в строй

новый

производственный

корпус — цех

подъемочного ремонта,

где

появилось новейшее по

тому времени механическое оборудование, в том числе электрифи­ цированные домкраты, высокопроизводительные продольно-стро­

гальный и бандажный станки.

В обстановке высокой трудовой и политической активности кол­ лектив рабочих и инженерно-технических работников готовился до­

стойно встретить 30-ю годовщ ину Великого О ктября. Включившись

во Всесоюзное социалистическое соревнование в честь всенародного

праздника, деповцы обязались выполнить годовые показатели к

7 ноября.

На открытом партийном собрании были приняты мероприятия по внедрению в производство передовых методов работы по более эффективному использованию локомотивного парка.

39