Файл: Баренбаум, М. Г. Оршанское локомотивное депо.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

жайшими товарищами он обучал паровозников и ремонтников под­ рывному делу. Работу следовало организовать так, чтобы паровозы взрывались не в депо, а где-то на линии и, по возможности, подаль­

ше от Орши.

Подпольщ ики начали изготовлять «угольные

мины»,

«заслоновки».

Внешне они почти ничем не отличались от

обычных

кусков каменного угля. Но, попав в топку паровоза, взрывались, вы­ водя его из строя.

Надежные, доверенные люди завозили «продукцию » заслонов-

цев в Смоленск, Борисов, Витебск, Кричев, М огилев.

Подпольщ ики приняли на вооружение и «бесшумный» способ

выведения паровозов из строя: они заглушали трубки маслопрово­ дов, портили прессаппараты, подсыпали песок в буксы, заморажи­ вали инжекторы, спускали воду из тендеров и котлов. Рабочие пря­ тали или уничтожали сотни необходимых, крайне дефицитных де­ талей. Из толстой проволоки заслоновцы сваривали «ежей». Попа­ дет колесом на такого «ежа» вражеская автомашина и застопорится в дороге. Подпольщ ики минировали стрелки, повреждали семафоры,

подрывали мосты, убивали, где только можно, вражеских солдат и офицеров.

В донесении Витебскому областному комитету партии К. С. За­ слонов докладывал: «В ноябре 1941 года разбито 5 автомашин, за поворотным кругом депо свалены два паровоза, заглушены трубки

маслопроводов 30 паровозов и 13 из них уж е вышли из строя по

задирам цилиндров, 11 паровозов, в буксы которых был насыпан песок, вышли из строя.

В декабре 1941 года выведено из строя 7 паровозов с большими повреждениями. Заглушены маслопроводы на 23 паровозах. По­

вреждено 80 прессмасленок на паровозах воинского резерва. Раз­

м орож ены 23 паровоза. Засыпано песку и соли в буксы 27 парово­

зов, 18 из них выведены из строя,

уничтожена дизельная установка

в депо.

 

В январе 1942 года пущ ено под

откос 3 поезда, использовано

124 угольные мины, взорвано 8 паровозных топок, 75 поездов бро ­ шены на перегонах из-за недостатка воды. Скинуто и спрятано

5 поршневых дышел, 23 поршневых подшипника, 32 крейцкопф ных валика, 10 кулисных тяг, на 35 паровозах повреждены прессмасленки.

29



В феврале 1942 года выведено из строя 4 снегоочистителя, О рга­

низовано крушение у входного семафора ст. Орша-Центральная со стороны Б орисова— расцепили стоявший у семафора поезд, отпу­ стили тормоза и часть поезда пустили на перегон, навстречу воин­ ском у эшелону, В результате крушения убито около 600 солдат и офицеров.

Пустили поезд на поезд, повредив семафорные тяги; заложили мины в жаровые трубы 5 паровозов.

Вывели из строя бронепоезд, который был отправлен на ремонт

в Герм анию »8.

Эти лаконичные строки говорят о большой и напряженной, пол­ ной смертельной опасности подрывной работе железнодорожников.

За три месяца героической борьбы подпольщ ики организовали

98 круш ений поездов, вывели из строя 200 паровозов, взорвали ты­

сячи вагонов и цистерн с горю чим , уничтожили сотни вражеских

солдат и офицеров. Это была существенная помощь Красной Армии,

которая героическими усилиями сдерживала фашистские полчища,

рвавшиеся к М оскве.

Кроме диверсий подпольщ ики проводили больш ую политическую

работу среди местного населения. Они распространяли листовки и правдивые сводки о положении на фронтах, призывы не выполнять

приказов гитлеровского командования, уклоняться от работы на немцев, уходить в леса, в партизанские отряды.

Немецкая администрация несколько раз арестовывала Заслоно-

ва. Но всякий раз он умело доказывал свое «алиби», ловко вел вра­

га и его пособников по лож ном у следу.

В конце февраля 1942 года создалась такая обстановка, когда Константину Сергеевичу оставаться в депо было слиш ком рискован­

но. Он уходит в лес. На узле и в депо остались верные люди.

В марте 1942 года Заслонов создал партизанский отряд. Он быст­

ро рос численно, укреплялся

за счет

оршанских ж елезнодорож ни­

ков, день ото дня набирал

боевую

мощ ь, становясь грозой для

захватчиков. Удары по фашистам следовали один за другим . Засло-

новцы подрывали поезда, уничтожали фашистов

и их пособников,

выводили из строя военную технику врага,

громили волостные

управы.

 

30


В середине

1942

года

на

базе

 

отряда

Заслонова

была

создана

 

партизанская

бригада.

Работники

 

депо, в том числе Денис Косачев, Ва­

 

силий

Лазорский,

Сергей

Чебри-

 

ков, Николай Лиманский и многие

 

другие, стали командирами и комис­

 

сарами

отрядов.

 

 

 

 

 

В период жестоких боев с прево­

 

сходящими силами карательных эк­

 

спедиций К. С. Заслонов подал заяв­

 

ление

в

партийную

организацию

 

отряда «Быстрый»: «Прошу принять

 

меня

кандидатом

в

члены ВКП(б).

 

О бещ аю Устав нашей партии

вы­

 

полнять честно и полноценно, вы­

 

полнять любые

партийные и государ-

Сергеи Иванович Чебриков.

 

 

 

 

 

 

 

ственные задания, не щадя ни соб­

 

ственных

сил,

ни

жизни». 2

сентября

 

1942 года в жизни славного командира бригады произошло важней­ шее событие. В этот день, в Адамовском лесу, он стал коммунистом.

А через три дня радист бригады принял ш иф ровку: «За активные действия в борьбе с фашистскими захватчиками Президиум Верхов­ ного Совета СССР наградил К. С. Заслонова орденом Ленина». Это была огромная радость не только для самого Константина С ергее­

вича, но и для всего личного состава его бригады.

Партия и правительство оказывали всемерную поддерж ку и по­ мощ ь заслоновцам. В партизанскую зону с Большой земли на са­ молетах доставлялось все необходимое. Проявляя мужество, совет­ ские асы производили посадку самолетов на подготовленные пар­ тизанами небольшие площадки в глубоком тылу врага. Быстро раз­ грузив оруж ие, боеприпасы, медикаменты, забрав тяжелораненых бойцов-партизан, детей и женщин, краснозвездные соколы взмыва­ ли в ночную темноту. А сколько ценнейшего груза было сброшено на парашютах!

В духе безграничной любви к матери-Родине воспитывал своих

31


 

боевых товарищей К. С. Заслонов.

 

Для партизан он был образцом отваги

 

и стойкости.

 

 

 

 

 

 

«В редкие часы отдыха,—

вспоми­

 

нают бывшие партизаны,—

Дядя Костя

 

любил посидеть у костра, помечтать

 

вслух, как будем жить, водить поезда

 

после войны, как снова зацветет наша

 

родная

земля. А

под конец

скажет: *

 

«Пока же, хлопцы, надо бить фашиста.

 

Бить так, чтобы у него навсегда отпа­

 

ла охота прогуливаться по нашей

 

русской земельке» 9.

 

 

 

 

Константин

Сергеевич

был одним

 

из наиболее

видных

и

талантливых

 

партизанских командиров Белоруссии.

 

5 октября 1942 года решением ЦК

Анатолий

Евгеньевич Андреев. КПБ и Центрального

штаба партизан­

 

ского

движения

он

назначается ко­

м андующ им партизанскими соединениями всей О рш анской зоны.

М ощ ь

и сила ударов народных мстителей по

ненавистному врагу

росли с каждым днем. Фашисты предпринимали попытки заслать в бригаду лазутчиков и провокаторов, обещали всякому, кто доставит немецким властям, живым или мертвым, К. С. Заслонова, крупное денежное вознаграждение, железный крест, обеспеченную жизнь в Германии. Но все было тщетным.

Партизаны, руководим ые своим бесстрашным вожаком , парали­ зовали Оршанский узел и прилегающ ие к нему участки. В те дни штаб армий «Центр» доносил Адольф у Гитлеру: «Умножаются слу­ чаи налетов на железные д ороги в дневное время. Партизаны уби­ вают охрану. О собенно больш ое количество подрывов проходит на тех участках железных дорог, которые являются нашими главными

путями

подвоза и снабжения... Участок железной дороги М инск —

О рш а —

Смоленск был выведен из строя на 28 часов и вторично на

35часов» 10.

Особенно большой урон несли гитлеровцы в важнейшем «тре­

32