ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
жайшими товарищами он обучал паровозников и ремонтников под рывному делу. Работу следовало организовать так, чтобы паровозы взрывались не в депо, а где-то на линии и, по возможности, подаль
ше от Орши. |
Подпольщ ики начали изготовлять «угольные |
мины», |
«заслоновки». |
Внешне они почти ничем не отличались от |
обычных |
кусков каменного угля. Но, попав в топку паровоза, взрывались, вы водя его из строя.
Надежные, доверенные люди завозили «продукцию » заслонов-
цев в Смоленск, Борисов, Витебск, Кричев, М огилев.
Подпольщ ики приняли на вооружение и «бесшумный» способ
выведения паровозов из строя: они заглушали трубки маслопрово дов, портили прессаппараты, подсыпали песок в буксы, заморажи вали инжекторы, спускали воду из тендеров и котлов. Рабочие пря тали или уничтожали сотни необходимых, крайне дефицитных де талей. Из толстой проволоки заслоновцы сваривали «ежей». Попа дет колесом на такого «ежа» вражеская автомашина и застопорится в дороге. Подпольщ ики минировали стрелки, повреждали семафоры,
подрывали мосты, убивали, где только можно, вражеских солдат и офицеров.
В донесении Витебскому областному комитету партии К. С. За слонов докладывал: «В ноябре 1941 года разбито 5 автомашин, за поворотным кругом депо свалены два паровоза, заглушены трубки
маслопроводов 30 паровозов и 13 из них уж е вышли из строя по
задирам цилиндров, 11 паровозов, в буксы которых был насыпан песок, вышли из строя.
В декабре 1941 года выведено из строя 7 паровозов с большими повреждениями. Заглушены маслопроводы на 23 паровозах. По
вреждено 80 прессмасленок на паровозах воинского резерва. Раз
м орож ены 23 паровоза. Засыпано песку и соли в буксы 27 парово
зов, 18 из них выведены из строя, |
уничтожена дизельная установка |
в депо. |
|
В январе 1942 года пущ ено под |
откос 3 поезда, использовано |
124 угольные мины, взорвано 8 паровозных топок, 75 поездов бро шены на перегонах из-за недостатка воды. Скинуто и спрятано
5 поршневых дышел, 23 поршневых подшипника, 32 крейцкопф ных валика, 10 кулисных тяг, на 35 паровозах повреждены прессмасленки.
29
В феврале 1942 года выведено из строя 4 снегоочистителя, О рга
низовано крушение у входного семафора ст. Орша-Центральная со стороны Б орисова— расцепили стоявший у семафора поезд, отпу стили тормоза и часть поезда пустили на перегон, навстречу воин ском у эшелону, В результате крушения убито около 600 солдат и офицеров.
Пустили поезд на поезд, повредив семафорные тяги; заложили мины в жаровые трубы 5 паровозов.
Вывели из строя бронепоезд, который был отправлен на ремонт
в Герм анию »8.
Эти лаконичные строки говорят о большой и напряженной, пол ной смертельной опасности подрывной работе железнодорожников.
За три месяца героической борьбы подпольщ ики организовали
98 круш ений поездов, вывели из строя 200 паровозов, взорвали ты
сячи вагонов и цистерн с горю чим , уничтожили сотни вражеских
солдат и офицеров. Это была существенная помощь Красной Армии,
которая героическими усилиями сдерживала фашистские полчища,
рвавшиеся к М оскве.
Кроме диверсий подпольщ ики проводили больш ую политическую
работу среди местного населения. Они распространяли листовки и правдивые сводки о положении на фронтах, призывы не выполнять
приказов гитлеровского командования, уклоняться от работы на немцев, уходить в леса, в партизанские отряды.
Немецкая администрация несколько раз арестовывала Заслоно-
ва. Но всякий раз он умело доказывал свое «алиби», ловко вел вра
га и его пособников по лож ном у следу.
В конце февраля 1942 года создалась такая обстановка, когда Константину Сергеевичу оставаться в депо было слиш ком рискован
но. Он уходит в лес. На узле и в депо остались верные люди.
В марте 1942 года Заслонов создал партизанский отряд. Он быст
ро рос численно, укреплялся |
за счет |
оршанских ж елезнодорож ни |
ков, день ото дня набирал |
боевую |
мощ ь, становясь грозой для |
захватчиков. Удары по фашистам следовали один за другим . Засло-
новцы подрывали поезда, уничтожали фашистов |
и их пособников, |
выводили из строя военную технику врага, |
громили волостные |
управы. |
|
30
В середине |
1942 |
года |
на |
базе |
|
|||
отряда |
Заслонова |
была |
создана |
|
||||
партизанская |
бригада. |
Работники |
|
|||||
депо, в том числе Денис Косачев, Ва |
|
|||||||
силий |
Лазорский, |
Сергей |
Чебри- |
|
||||
ков, Николай Лиманский и многие |
|
|||||||
другие, стали командирами и комис |
|
|||||||
сарами |
отрядов. |
|
|
|
|
|
||
В период жестоких боев с прево |
|
|||||||
сходящими силами карательных эк |
|
|||||||
спедиций К. С. Заслонов подал заяв |
|
|||||||
ление |
в |
партийную |
организацию |
|
||||
отряда «Быстрый»: «Прошу принять |
|
|||||||
меня |
кандидатом |
в |
члены ВКП(б). |
|
||||
О бещ аю Устав нашей партии |
вы |
|
||||||
полнять честно и полноценно, вы |
|
|||||||
полнять любые |
партийные и государ- |
Сергеи Иванович Чебриков. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
„ |
|
ственные задания, не щадя ни соб |
|
|||||||
ственных |
сил, |
ни |
жизни». 2 |
сентября |
|
1942 года в жизни славного командира бригады произошло важней шее событие. В этот день, в Адамовском лесу, он стал коммунистом.
А через три дня радист бригады принял ш иф ровку: «За активные действия в борьбе с фашистскими захватчиками Президиум Верхов ного Совета СССР наградил К. С. Заслонова орденом Ленина». Это была огромная радость не только для самого Константина С ергее
вича, но и для всего личного состава его бригады.
Партия и правительство оказывали всемерную поддерж ку и по мощ ь заслоновцам. В партизанскую зону с Большой земли на са молетах доставлялось все необходимое. Проявляя мужество, совет ские асы производили посадку самолетов на подготовленные пар тизанами небольшие площадки в глубоком тылу врага. Быстро раз грузив оруж ие, боеприпасы, медикаменты, забрав тяжелораненых бойцов-партизан, детей и женщин, краснозвездные соколы взмыва ли в ночную темноту. А сколько ценнейшего груза было сброшено на парашютах!
В духе безграничной любви к матери-Родине воспитывал своих
31
|
боевых товарищей К. С. Заслонов. |
||||||
|
Для партизан он был образцом отваги |
||||||
|
и стойкости. |
|
|
|
|
|
|
|
«В редкие часы отдыха,— |
вспоми |
|||||
|
нают бывшие партизаны,— |
Дядя Костя |
|||||
|
любил посидеть у костра, помечтать |
||||||
|
вслух, как будем жить, водить поезда |
||||||
|
после войны, как снова зацветет наша |
||||||
|
родная |
земля. А |
под конец |
скажет: * |
|||
|
«Пока же, хлопцы, надо бить фашиста. |
||||||
|
Бить так, чтобы у него навсегда отпа |
||||||
|
ла охота прогуливаться по нашей |
||||||
|
русской земельке» 9. |
|
|
|
|||
|
Константин |
Сергеевич |
был одним |
||||
|
из наиболее |
видных |
и |
талантливых |
|||
|
партизанских командиров Белоруссии. |
||||||
|
5 октября 1942 года решением ЦК |
||||||
Анатолий |
Евгеньевич Андреев. КПБ и Центрального |
штаба партизан |
|||||
|
ского |
движения |
он |
назначается ко |
|||
м андующ им партизанскими соединениями всей О рш анской зоны. |
|||||||
М ощ ь |
и сила ударов народных мстителей по |
ненавистному врагу |
росли с каждым днем. Фашисты предпринимали попытки заслать в бригаду лазутчиков и провокаторов, обещали всякому, кто доставит немецким властям, живым или мертвым, К. С. Заслонова, крупное денежное вознаграждение, железный крест, обеспеченную жизнь в Германии. Но все было тщетным.
Партизаны, руководим ые своим бесстрашным вожаком , парали зовали Оршанский узел и прилегающ ие к нему участки. В те дни штаб армий «Центр» доносил Адольф у Гитлеру: «Умножаются слу чаи налетов на железные д ороги в дневное время. Партизаны уби вают охрану. О собенно больш ое количество подрывов проходит на тех участках железных дорог, которые являются нашими главными
путями |
подвоза и снабжения... Участок железной дороги М инск — |
О рш а — |
Смоленск был выведен из строя на 28 часов и вторично на |
35часов» 10.
Особенно большой урон несли гитлеровцы в важнейшем «тре
32