Файл: С. Ю. Воробьев Бюджетирование и управление денежными потоками в коммерческих организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

|
94
www.ipbr.org
+7 (495) 720-54-55
info@ipbr.org
Подводя итог рассмотрению темы составления бюджетов, отметим, что технология бюджетирования не теряет актуальности, она продолжает эволюционировать. Новые методы и техники помогают компаниям быстрее адаптироваться к изменениям внешней среды. Кроме того, поскольку результаты компании достигаются на уровне линейного персонала, происходит ярко выраженный сдвиг в сторону более активного включения исполнителей в процессы составления и обсуждения бюджетов.
Каждая компания выбирает собственный подход к совершенствованию технологии бюджетирования с учетом своих особенностей и целей. Финансовая служба компании регулярно оценивает актуальность методик планирования и выступает инициатором изменений бюджетного процесса, что является выражением ее современной роли ключевого бизнес-партнера.
2.3.
Бизнес-планирование
Решения руководителей организации должны всегда вести к достижению стратегических целей. Процесс принятия управленческих решений можно облегчить с помощью ясного и понятного бизнес-плана. Этот документ направлен на конкретизацию стратегии бизнеса с помощью конкретных действий и операционных показателей на основе тщательного анализа рыночных потребностей и доступных ресурсов. Утвержденный бизнес-план является базой для оценки эффективности работы команды руководителей.
Важно!
Бизнес-план – план создания и развития бизнеса, отражающий
стратегические цели организации, механизм их достижения, потребности
в ресурсах, а также результаты бизнеса. С другой стороны, это документ
инвестиционного проекта, описывающий суть бизнеса, его характеристики,
финансовые показатели, эффективность для инвесторов.
Бизнес-план выполняет две функции для организации: внешнюю и внутреннюю. Внешняя функция – помощь в привлечении финансирования для роста и развития бизнеса. Внутренняя функция бизнес-плана – он выступает планом для стратегического корпоративного развития, создает ориентиры для собственников и руководителей.
Международная ассоциация бухгалтеров IFAC определяет следующие задачи бизнес-плана в организации
11
:

план действий – детализированный перечень задач и этапов работ на ближайшие двенадцать месяцев с указанием конкретных сроков и ответственных лиц. Это позволяет систематически подойти к решению проблем и достижению целей;
11
Business planning guide: practical application for SMEs, IFAC, 2006.


|
95
www.ipbr.org
+7 (495) 720-54-55
info@ipbr.org

дорожная карта – бизнес-план задает направление развития организации на 2-3 года, что позволяет при выполнении ежедневных задач сохранить фокус на достижении стратегических целей;

инструмент оценки результативности – позволяет установить реалистичные цели и задачи в отношении эффективности деятельности, дает основу для оценки и контроля результативности в будущем;

инструмент привлечения финансирования – бизнес-план является необходимым документом при переговорах с инвесторами и кредиторами о привлечении дополнительного финансирования на развитие бизнеса.
Принципы составления бизнес-планов помогают составить конкретный и полезный план для различных групп пользователей. Рассмотрим их подробнее.
Бизнес-план должен быть отформатированным и легко читаемым документом. Этот принцип ярко проявляется при подготовке резюме (executive summary) бизнес-плана. Резюме является ключевым разделом, который суммирует содержание бизнес-плана и предоставляет пользователю главную информацию для принятия решений. Использование понятного и лаконичного стиля повысит качество восприятия документа пользователями.
Бизнес-план должен включать анализ рынка, на котором действует организация. Инвесторы и клиенты заинтересованы в понимании рыночной ситуации, а также реакции рынка на продукты и услуги организации. Анализ рынка основывается на маркетинговых исследованиях, демонстрируя полезность и ценность продукции для потребителей. Также следует проанализировать модель дистрибуции компании, то есть методы логистики, складирования и доставки товара клиентам.
В бизнес-плане важно отразить уникальность бизнеса и формулировать его
конкурентные преимущества. Такими преимуществами могут быть, например, патенты, авторские права, торговые марки, стратегические альянсы, новые технологии.
Также важно подчеркнуть сильные стороны команды руководителей организации. Профессионализм менеджеров следует отразить на основе их квалификации и опыта работы в отрасли. Кроме того, необходимо раскрыть наличие системы корпоративного управления, регламентов и процедур, позволяющих руководителям работать эффективно, в единой слаженной команде.
Бизнес-план должен включать реалистичные прогнозы и исходные предположения. Расчеты следует делать обоснованно, целевые показатели бизнеса должны быть достижимыми.
Необходимо подготовить различные версии бизнес-планов для различных групп пользователей. Кредиторов в первую очередь заинтересует стабильность, безопасность бизнеса и наличие достаточных ресурсов для погашения обязательств. В то же время венчурный инвестор готов нести повышенный риск и увеличить долговую нагрузку с целью максимизации прибыли. Руководители должны понимать систему вознаграждения при достижении целей бизнес-плана и т.д. Таким образом, структура бизнес-плана будет варьироваться в зависимости от интересов конкретных пользователей.


|
96
www.ipbr.org
+7 (495) 720-54-55
info@ipbr.org
Финансовый раздел бизнес-плана должен включать направления использования привлекаемого финансирования, а также показатели финансовой
эффективности. Пользователи документа желают знать, куда будут направлены финансовые ресурсы бизнеса, а также, насколько быстро и эффективно эти ресурсы начнут приносить выгоду. Традиционно рассчитываются показатели рентабельности, деловой активности, ликвидности, окупаемости, дисконтированной приведенной стоимости и т.д.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   24

Участниками процесса составления бизнес-плана в организации являются: генеральный директор, руководители отделов развития, производства, продаж, маркетинга, а также финансовый директор.
Генеральный директор несет главную ответственность за результаты составления и исполнения бизнес-плана. Он также руководит процессом бизнес- планирования.
Функциональные руководители участвуют в составлении и исполнении своих частей бизнес-плана а именно плана продаж, производства, графика разработки и внедрения новых продуктов, плана капитальных вложений и т.д.
Финансовый директор несет ответственность за расчет форм финансового раздела бизнес-плана, определение потребности в финансовых ресурсах, а также показателей его финансовой эффективности. Если процесс составления и контроля исполнения бизнес-планов является регулярным, целесообразно создать сектор бизнес-планирования в рамках финансовой службы организации.
Процесс составления бизнес-плана состоит из девяти шагов, представленных на схеме:
Бизнес-идея
Разработка стратегии
(бизнес-модели)
Выбор пользователя
Выбор структуры
Сбор внешних данных
Формирование содержания
Редактирование
Внедрение
Актуализация
Составление бизнес-плана начинается с формулирования бизнес-идеи.
Бизнес идея – концепция бизнеса, связанная с пониманием ценности (value), предлагаемой клиенту. Формулирование жизнеспособной и привлекательной для инвесторов бизнес-идеи является краеугольным камнем стратегии компании,

|
97
www.ipbr.org
+7 (495) 720-54-55
info@ipbr.org а значит – качественного бизнес-плана. При этом важно оценить степень рисков, связанных с осуществлением такой идеи.
Например, идеи могут быть оригинальными или заимствованными (уже реализованными другой компанией). Заимствованные идеи являются менее рискованными для реализации, поскольку имеется возможность проанализировать результаты ее реализации другой компанией, однако защита авторских прав и наличие фактической конкуренции могут затруднить осуществление такой идеи.
Бизнес-идеи могут быть связаны, как с новыми, так и с существующими на рынке продуктами, а также новыми или существующими рынками. Очевидно, что вывод абсолютно нового продукта на новый рынок может быть потенциально выгодным, но сопряженным с крайне высокими рисками, неприемлемыми для инвесторов и кредиторов.
Разработка
бизнес-модели включает формирование системы стратегических целей и операционных планов по их достижению. Бизнес-модель показывает, каким образом бизнес-идея будет реализована с выгодой для компании. Элементы бизнес-модели (план маркетинга, план производства, план финансирования и т.д.) отражаются в структуре и содержании бизнес-плана, формируемых на следующих этапах.
Выбор пользователя – определение, кому предназначена данная редакция бизнес-плана. Поскольку у разных пользователей могут быть разные интересы и требования, их необходимо учитывать при подготовке бизнес-планов.
Выбор структуры – определение последовательности и содержания разделов бизнес-плана. Существуют различные стандарты и методики составления бизнес-планов (наиболее распространенные подходы будут рассмотрены ниже), поэтому важно определиться, какой из них соответствует интересам организации и ожиданиям пользователей.
Сбор внешних данных – получение и анализ данных, оказывающих значительное влияние на бизнес организации, так что их следует учесть при составлении бизнес-плана.
Обычно это предполагает проведение исследования рынка, изучение поведения потребителей, анализ конкурентной среды, оценку макроэкономических параметров и др.
Формирование содержания – подготовка текста, таблиц и иллюстраций для каждого из разделов бизнес-плана. Содержание разделов на примере методики составления бизнес-планов консультационной компании PwC будет рассмотрен далее.
Редактирование – совершенствование структуры и содержания бизнес- плана в рамках следующих версий документа. Редактирование проводится при выявлении ошибок и неточностей, а также на основе замечаний, обратной связи пользователей документа.
Внедрение – фактическое исполнение бизнес-плана в соответствии с его целями, задачами и графиком этапов его реализации. Важно распределить обязанности и ответственность за исполнение между руководителями различных подразделений организации, а также производить регулярный контроль исполнения, который возлагается на специалистов финансовой службы.


|
98
www.ipbr.org
+7 (495) 720-54-55
info@ipbr.org
Актуализация – обновление содержания бизнес-плана при значительном изменении характера деятельности или факторов внешней среды организации.
Стоит помнить, что бизнес-план является документом, обеспечивающим достижение стратегических целей, поэтому он должен оставаться актуальным в текущих условиях бизнеса. Задача отслеживания актуальности и инициирования обновления бизнес-плана возлагается на специалистов финансовой службы организации.
Составление бизнес-плана опирается на стандартную структуру, описанную в отечественных и зарубежных стандартах и методиках бизнес- планирования, которые приведены в следующем разделе.
Современные методики составления бизнес-планов
Наиболее распространенные стандарты и методики составления бизнес- планов или их частей представлены на схеме:
Стандарты и методики
бизнес-планирования
IFAC
UNIDO
ЕБРР
PwC
МЭРТ
Рассмотрим эти методики подробнее:
Комитет профессиональных бухгалтеров в бизнесе Международной
Федерации бухгалтеров (IFAC) разработал стандарт по практическому использованию бизнес-планирования
12
как инструмента управления и привлечения финансирования предприятиями малого и среднего бизнеса.
Целью разработки инструкции является помощь предприятиям в оценке потенциала своего бизнеса и связанных с ним рисков. Методика IFAC включает описание:

принципов и техник подготовки бизнес-планов;

обязательных элементов структуры бизнес-плана;

практических примеров составления бизнес-плана.
Структура бизнес-плана согласно стандарту IFAC:

резюме;

описание бизнеса: обзор бизнеса, видение, миссия, ценности компании, стратегические цели и задачи, стратегический план, риск менеджмент, сценарии деятельности;
12
Business Planning Guide: Practical Application for SMEs, IFAC, 2006

|
99
www.ipbr.org
+7 (495) 720-54-55
info@ipbr.org

организационная структура и управление: структура, ключевые компетенции организации, резюме и способности менеджеров;

план операций;

анализ рынка и отрасли: описание целевого рынка, сегментация рынка и позиционирование товаров и услуг компании, анализ конкурентов;

продукты и услуги: анализ продуктового портфеля;

маркетинговая стратегия;

финансовое положение и прогнозы: отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет о финансовом положении (баланс), базовые предположения, ключевые коэффициенты и критерии эффективности;

приложения.
Организация ООН по промышленному развитию (UNIDO) опубликовала методику по подготовке бизнес-планов
13
в рамках проекта технической поддержки привлечения финансовых ресурсов компаниями из развивающихся стран. Целью документа является обучение менеджмента бизнес планированию, а также использование методики в качестве инструкции по разработке планов для внешних пользователей. Методика UNIDO предназначена широкому кругу предприятий: от стартапов до акционерных обществ и международных холдингов.
Особо отмечается, что методика не является исчерпывающей, компания может изменять и дополнять содержание своего бизнес-плана в соответствии с собственными потребностями и особенностями деятельности.
Структура бизнес-плана согласно методике UNIDO:

резюме;

описание предприятия и отрасли;

описание продукции (услуг);

маркетинг и сбыт продукции (услуг);

производственный план;

организационный план;

финансовый план;

направленность и эффективность проекта;

риски и гарантии;

приложения.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) представил рекомендации по составлению бизнес-планов для компаний, претендующих на банковское кредитное финансирование долгосрочных проектов. Данные рекомендации отражают взгляд кредитора на бизнес-план, как документ, в первую очередь, раскрывающий финансовое состояние компании, подробности использования и гарантии возврата финансирования. Структура бизнес-плана по стандарту ЕБРР:

титульный лист;

меморандум о конфиденциальности;

резюме;
13
How to Prepare Your Business Plan, UNITED NATIONS, 2002.