Файл: Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования южноуральский государственный гуманитарнопедагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Задачи исследования:

Теоретическая значимость исследования:

Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Выводы по первой главе

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности программы психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего

Программа психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Анализ и обсуждение результатов исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Приложение 2

Приложение 3

Педагогические условия психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста



В рамках гипотезы исследования мы отметили следующее: разработанная программа психолого-педагогической коррекции будет способствовать снижению тревожности детей дошкольного возраста, если:

  • включить в работу с детьми методы арт-терапии;

  • проводить работу с родителями по проблеме коррекции тревожности детей дошкольного возраста по проблеме коррекции тревожности детей дошкольного возраста.

Рассмотрим каждое условие более подробно. Первое условие включение в работу с детьми методов арт-терапии.

Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять в лучшую сторону дидактические подходы к процессу воспитания, развития и обучения личности. Одним из ведущих направлений, используемых в практике дошкольных учреждений, является арт-терапия.

Арт-терапия это сравнительно новый метод психокоррекции. Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление в 1938 г. Андриан Хилл.

В современной науке под арт-терапией понимают использование всех видов искусства. Этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Арт- терапия это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и
видов искусства [13, с. 48].

Коррекционные возможности арт-терапии связаны, прежде всего, с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества.

Коррекционный и лечебный эффект использования разных видов арт-терапии подтверждается широким спектром работ по музыкотерапии (Л.С. Брусиловский, И.М. Гринева, В.И. Петрушин), изотераиии (М.Е. Бурно, А.И. Захаров, Р.Б. Хайкин), имаготерапии (И.Е. Вольперт, Н.С. Говоров). Использование арт-терапии в образовании в качестве эффективного развивающего средства изучают Т.А. Добровольская, Л.Н. Комиссарова, Л.Д. Лебедева, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева, А.В. Сизова и др.

Педагогическое направление арт-терапии имеет неклиническую направленность и рассчитано как на потенциально здоровую личность, так

и личность с особенностями в развитии. Многочисленные зарубежные и отечественные исследования отмечают, что арт-терапия не имеет противопоказаний. Л.Д. Лебедева пишет о том, что любой человек, независимо от культурного опыта и художественных способностей, может быть участником арт-терапевтического процесса [1].

Любое творческое занятие благоприятно влияет на внутренний мир ребенка дошкольного возраста. Развитие происходит в деятельности, что лежит в основе арт-терапевтического воздействия, состоящего из [8, c. 74]:

      1. изотерапия вид терапии, который связан с изобразительным творчеством, зачастую с рисованием;

      2. игротерапия это психокоррекционное использование игры, оказывающее значительное влияние на развитие личности. Данные игры способствуют созданию более близких отношений между детьми, помогают снять напряженность, повышают самооценку, позволяют поверить в себя в различных ситуациях общения, поскольку в процессе игры снимается опасность социально значимых последствий;

      3. фототерапия это вид терапии, который основывается на применении слайдов или фотографии, которые способствуют решению психологических проблем, а также гармонизации и развитию личности;

      4. песочная терапия – развивающий психокоррекционный, метод с использованием песка, способствующий снятию внутреннего напряжения, разрешению личностных проблем;

      5. сказкотерапия – метод, в основе которого лежит сказка как форма, способствующая расширению сознания, развитию творческих способностей, совершенствованию взаимодействия с окружающей действительностью;

      6. музыкотерапия это вид арт-терапии, который предполагает использование звуков и музыки. В рамках данного вида арт-терапии деятельность включает в себя: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных


музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений;

      1. танцевальная терапия представляет собой психотерапевтическое использование движения и танца как процесса, который способствует интеграции физического и эмоционального состояния личности;

      2. цветотерапия является немедикаментозным методом лечения, который основан на том, что каждая из биологических активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему и др.

Арт-терапия решает следующие задачи в дошкольной образовательной организации [9, c. 67]:

  • развивать познавательно-речевую активность, коррекция поведения;

  • гармонизировать эмоциональное состояние детей;

  • расширять кругозор через приобщение к культурному наследию (литература, театр, музыка, живопись, скульптура, фотография);

  • раскрывать творческий потенциал;

  • развивать оригинальность мышления;

  • улучшать внимание и память;

  • формировать активную жизненную позицию;

  • повышать самооценку;

  • развивать коммуникативные умения.

Каждый ребенок может принимать участие в арт-терапии, в связи с тем, что данная методика не требует специальных художественных способностей и навыков. Поделки и рисунки отражают настроение и мысли детей, позволяют диагностировать психологические отклонения в развитии (неврозы, стресс).

На занятиях по арт-терапии ребенок свободно может проявлять свою фантазию, использовать подручные
материалы (гуашь, глина, нитки,

камни, макароны и песок), тем самым развивая мелкую моторику. Занятия с использованием музыки, пения и танцев способствуют снятию напряжения, избавлению от негативных эмоций, преодолению своих глубинных страхов (боязнь воды, собак, темноты и насекомых). В процессе проведения занятия ребенок дошкольного возраста осваивает умения общения со сверстниками, приобретает веру в себя, получает новые знания об окружающем мире.

Стоит отметить, что арт-терапия имеет три основные формы, к которым относятся [17]:

  1. Пассивная форма ребенок использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

  2. Активная форма – ребенок сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры, истории, музыкальные композиции, спонтанные танцы.

  3. Смешанная форма ребенок использует имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, картины, сказки и т. п.) для создания своих продуктов творчества.

Арт-терапию как средство работы с детьми характеризует ряд особенностей [5]

  • метафоричность искусство как метафора, использование метафоры как исцеляющего, обучающего и социализирующего механизма;

  • ресурсность – развитие креативных черт личности, как постоянно присутствующего внутрипсихического ресурса личности;

  • триадичность – наличие нетрадиционной для психотерапии триады: специалист, педагог, психолог ребёнок произведение искусства (творческий продукт), позволяющий переживать болезненные моменты менее остро.


Процесс арт-терапии предполагает следование следующим основополагающим принципам [27, c. 98]:

  • занятия арт-терапией подразумевают под собой использование ребенком разнообразных изобразительных материалов с целью выражения с их помощью содержания своего внутреннего мира;

  • работа ребёнка с изобразительными материалами протекает в присутствии специалиста, обладающего достаточным знанием природы художественного творчества и способного принимать психологическое содержание рисунков клиента и выступать в качестве посредника в

«диалоге» клиента со своим рисунком;

  • работа ребёнка с изобразительными материалами протекает в определенных условиях, помогающих создать у него ощущение безопасности и способствовать свободному выражению содержания своего внутреннего мира;

  • арт-терапевтическая деятельность предполагает использование терапевтом определенных приемов, помогающих ребёнку осознать отраженные в его рисунке содержания его внутреннего мира.

Таким образом, арт-терапия является одним эффективных средств развития детей дошкольного возраста. Данная методика широко используется в психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста. В качестве основных видов арт-терапии, которые используются в коррекционной работе с детьми выделяют такие как: изотерапии, игротерапии, фототерапии, песочной терапии, сказкотерапии, музыкотерапии, танцевальной терапии, цветотерапии.

Второе педагогическое условие проведение работы с родителями.