Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 528
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Николай Александрович Ягодкин Александр Николаевич Згода
Энциклопедия детской мотивации
Николай Ягодкин, Александр Згода
Энциклопедия детской мотивации
Отрицательная и положительная мотивация
Психологические проблемы в жизни ребенка
Вместо предисловия к заключению – пирамида Дилтса
5. Какими соображениями он руководствуется? Должно быть вкусно? Должно быть полезно? Так делали его родители? Что‑нибудь еще?
6. Часто ли вам приходится готовить из того, что осталось в холодильнике?
7. Готовите ли вы для детей в возрасте до 6 лет отдельно?
8. Как часто дети едят фастфуд и продукты, содержащие усилители вкуса?
9. Ребенок ест, когда хочет и сколько хочет? Или по расписанию, порциями, которые отмерили ему родители?
10. Заставляете ли вы ребенка доедать, если он уже не голоден?
11. Есть ли в вашей семье полные или страдающие ожирением люди?
В вопросах еды не должно быть крайностей. Любая несбалансированная диета дает побочные эффекты. И уж совершенно точно все попытки убрать из рациона ребенка мясо, углеводы или жиры очень быстро приведут к потере энергии. Если в распорядке ребенка присутствует спорт, он должен иметь возможность нормально поесть за 2–3 часа до каждой тренировки. Любая дополнительная активность требует пересмотра режима питания.
Важно помнить, что обмен веществ у всех разный. В том числе это зависит от возраста. Поэтому то, что полезно для родителей, совершенно не обязательно подойдет ребенку.
Если родители – вегетарианцы, то ребенок не обязан разделять их идеологию и вкусовые предпочтения. Мы договорились поддерживать с детьми партнерские отношения, а значит, должны оставить им свободу выбора. Как правило, ребенок ориентируется на пищевые привычки родителей и его рацион вряд ли будет сильно противоречить принятому в семье. Будьте терпеливы, иначе может включиться протестная мотивация и основным источником энергии для него станут шоколад и газировка.
Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка есть. И пить воду – тоже. Миф о том, что человек должен в день выпивать 3 литра воды, уже давно развенчан. Чрезмерное потребление воды приводит к вымыванию солей и микроэлементов, особенно – калия, и негативно влияет на работу почек и сердца.
Наше тело – совершенный механизм. Оно может в считаные мгновения провести химический анализ еды: наши вкусовые рецепторы успевают проанализировать источник ощущений и передать информацию в мозг. Оно восстанавливает поврежденные ткани и адаптируется к нагрузкам – об этом знает каждый, кто регулярно тренируется в зале. Наше тело умеет делать запасы питательных веществ и способно поддерживать работоспособность такого сложнейшего органа, как мозг. Тысячи процессов происходят каждую минуту внутри нашего организма, и при этом мы сомневаемся в его способности регулировать необходимое количество воды и пищи? Где логика?
Если не заставлять ребенка есть порциями, а дать ему возможность накладывать себе самому, то он очень быстро найдет свою норму. Не навязывайте ему свой режим питания: интервалы между приемами пищи, удобные вам, могут ему не подходить. Ориентируйтесь на его чувство голода. Это чувство – тонкая материя. Еда «про запас» может с легкостью ее разрушить.
Не стоит хвалить ребенка за то, что он хорошо поел. Взрослые же не хвалят друг друга за то, что сходили в туалет! Количество съеденного не должно становиться поводом для вашей радости: если он будет есть сверх собственного чувства сытости только для того, чтобы доставить вам удовольствие, то к средней школе обретет лишний вес. И вряд ли скажет вам за это спасибо.
Когда ребенок капризничает, не накладывайте ему побольше. Наоборот – введите «правило пустой тарелки»: следующее блюдо появляется после того, как было съедено предыдущее. Размеры порции пусть определяет сам. А еще лучше, чтобы он и накладывал себе еду сам. Может, пару раз он и разольет суп, но приобретет ценный опыт. Будет чувствовать себя более взрослым и ответственным, а заодно и мелкую моторику разовьет.
У старшего поколения, особенно у тех, кто пережил войну или голод, есть личный травматичный опыт. Он заставляет их доедать всю купленную еду, даже если она засохла и испортилась. Но ребенок не обязан доедать все до конца. Заставляя его, вы не получите ничего, кроме неврозов и психосоматических заболеваний. Если в доме остались неиспользованные продукты, ответственность за это несет тот, кто составлял список покупок.
Отправляясь в путешествие, мы берем с собой запасную канистру бензина, а не цепляем к машине целую цистерну. Так и с едой: лучше дать ребенку с собой бутерброд и яблоко, чем заставлять доедать все, что лежит на тарелке. Во всем должна быть мера.
Отдельная история – кормление маленьких детей. Вам знакома ситуация, когда еда находится где угодно: на полу, на стенах, на одежде, но только не во рту у ребенка? Как в таких случаях поступают «умные» родители? Они включают мультики. Играют, рассказывают сказки. Одним словом, делают все возможное, чтобы отвлечь ребенка от процесса приема пищи. Это приводит к тому, что он перестает осознавать, сколько он ест и почему. Так настройки в области питания сбиваются с самого детства.
Когда младенец голоден, он показывает это. Другое дело, что родители зачастую так вымотаны присмотром за чадом, что лишний раз просыпаться ночью не хочется – вот и стараются его накормить с запасом. Пару раз это получается без труда. Потом ребенок начинает сопротивляться, потому что это расходится с его внутренними ощущениями. В ответ родители начинают отвлекать его мультиками или игрушками, чтобы впихнуть на пару ложек больше. Будем честны: родители в этот момент заботятся не о ребенке, а о себе. А для ребенка это просто вредно.
По статистике, гиперопека о сытости ребенка больше свойственна мамам. В результате в момент кормления включаются защитные механизмы, и ребенок начинает капризничать. С папой дела обстоят по‑другому: раз он не заставляет ребенка есть, то и защищаться не от чего. Мамы на это обижаются: как же так? Ведь она его вынашивала, рожала, значит, любить ее ребенок должен больше и капризничать меньше.
Но любить и набивать едой полный желудок – это разные вещи. Любить – значит еще и уважать. Если мама любит ребенка, она даст ему свободу выбора, в том числе в том, что касается размера порций.
6.3.3. Режим дня и сон
Любые виды дополнительной активности, будь то кружки или занятия спортом, требуют много энергии. К режиму дня в этом случае надо подходить с особой ответственностью.
Научите ребенка планировать. Начните с плана на неделю. Возьмите лист бумаги формата А4 или А3, начертите на нем таблицу. По горизонтали обозначьте дни недели, по вертикали – время. Занесите в таблицу все виды занятости: школа, кружки, походы в кино и т. д. Прикрепите лист на видное место – например, на холодильник, чтобы он постоянно находился в поле зрения ребенка. Такой простой прием будет развивать в нем чувство времени. Он будет учиться использовать визуальный канал для планирования.
Примерно с 5‑го класса к листу «неделя» желательно добавить лист «месяц» и выделять на нем особо важные события.
Начиная с 8‑го класса надо будет вывешивать уже три листа: день, месяц и год. Дверца холодильника такого объема информации вместить не сможет – используйте пробковую или магнитную доску.
Если ваш ребенок уже учится в 10‑м классе, а вы только начинаете вводить систему планирования, не стоит вешать все три листа сразу. Сделайте это с интервалами примерно в месяц, чтобы он успевал привыкнуть к изменению масштаба.
Сделайте планирование еженедельным ритуалом: это поможет сфокусировать внимание на долгосрочных целях. Сначала распишите учебу, потом – работу, в том числе по дому. В третью очередь запланируйте отдых ребенка. И только после этого – всевозможные походы в гости или визиты к бабушкам‑дедушкам, которые сам ребенок в качестве отдыха не воспринимает.
Заполнение листов планирования дисциплинирует. Но, что не менее важно, оно показывает взаимосвязь всех предстоящих дел. Ребенок увидит, что, кроме спорта и учебы, существует, например, такая элементарная, но обязательная вещь, как чистка зубов. Знаете, какую основную задачу ставят перед вожатыми в летних лагерях? Они должны в течение смены научить учеников 3–4‑х классов без напоминаний чистить зубы и следить за количеством чистого белья. Ничего удивительного в этом нет: многие дети уверены, что все появляется в шкафу само собой, причем сразу чистым и выглаженным. Формирование целостной картины мира в голове ребенка положительно скажется на всех сторонах его жизни, в том числе на мотивации.
Еще одна важная тема – сон. Как говорится, кто я такой, чтоб противостоять одеялку и кроватке? Количество анекдотов про то, что сон – для слабаков, а панды вообще никогда не спят, зашкаливает. Причем больше всего они нравятся школьным отличникам и… студентам медицинских вузов.
Не знаю, что там с пандами, но для человека недостаток сна может оказаться фатальным. Научно доказано, что люди, которые спят меньше 7 часов в сутки, имеют более слабую память, внимание, силу воли и иммунитет. И как следствие – низкую эффективность и высокую утомляемость.
Некоторые родители забывают, что просмотр футбола на полной громкости, шумные гости и поздние возвращения домой сбивают ребенку режим. Постарайтесь ввести железное правило: ночью в доме должны быть тишина и покой.
Перекос в обратную сторону тоже ни к чему хорошему не ведет. Есть дети, которые спят чутко, а проснувшись среди ночи, устраивают концерт. Чтобы обеспечить ребенку тишину, родители ходят на цыпочках и буквально не издают ни звука. В итоге ребенок на протяжении всей своей жизни вообще не может спать в условиях сколько‑нибудь существенного шумового и светового загрязнения. Есть люди, которые спокойно спят под включенный телевизор, другие страдают, если в углу комнаты на зарядке от телефона светится маленький светодиод.
Когда ребенок станет взрослым и создаст свою семью, эти индивидуальные особенности будут влиять не только на него, но и на его спутника жизни. Давайте пожалеем обоих и постараемся придерживаться следующих принципов:
1. Без фанатизма относиться к условиям, в которых происходит засыпание.
2. В целом стремиться к свето‑ и шумоизоляции места отдыха.
3. Оставлять себе право на нормальную бытовую деятельность, когда ребенок спит.
4. Обеспечивать ребенку периоды тишины вне времени сна.
Про последний пункт поговорим отдельно, поскольку он напрямую связан не только с образованием, но и с воспитанием личности.
Под тишиной мы будем понимать время, проведенное наедине с собой. Причем в этот момент человека могут окружать другие люди. Такая тишина бывает, например, в библиотеке: все вокруг читают, но никто даже не перешептывается. Согласно некоторым исследованиям, нахождение в тишине – один из важных факторов воспитания элиты. Об этом, в частности, пишет Сергей Кара‑Мурза25 в книге «Манипуляция сознанием».
Только в тишине и при отсутствии внешних раздражителей человек может встретиться с самим собой и погрузиться в свой внутренний мир. Подавляющему большинству это чувство незнакомо. Оставаясь в одиночестве, они сразу же стараются заполнить пустоту общением, чтением, гаджетами, перепиской с друзьями. Настоящая тишина исключает все виды коммуникации. Вектор внимания переносится с внешних объектов на внутренние. Ребенок, например, может использовать это время, чтобы разобраться в своих желаниях. Привычку к тишине необходимо прививать с детства. Но делать это надо на собственном примере, а не принудительно, отбирая у ребенка телефон.
В некоторых семьях есть традиция вести совместный дневник. На то, чтобы вспомнить главные события прошедших двух недель, выделяется час. Это время каждый проводит в полной тишине, наедине с собой. Затем все собираются и делятся друг с другом своими мыслями и наблюдениями. Пока дети еще маленькие, родители могут делать это по очереди. Ребенок поймет, что они тоже работают над собой.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие навыки полезно развивать всем людям в XXI веке?
2. Как вы относитесь к питанию вашего ребенка? Заставляете ли вы его есть что‑то полезное?
3. Почему не стоит хвалить ребенка за то, что он хорошо поел?
4. Пользуетесь ли вы ритуалом планирования недели? Если да, то как это происходит?
5. Каким принципам нужно следовать в отношении сна ребенка?
6.3.4. Родительский контроль
Тотальное распространение гаджетов создало новую среду обитания. Согласно ряду исследований, человек сегодня проводит перед экраном от 8 до 12 часов. Это означает, что гаджеты стали частью нашей жизни – даже большей, чем сон, работа и еда.
Родительский контроль в этой сфере может быть разным. Одни следят за наличием у ребенка самого гаджета, другие – за тем, как он его использует.
Сделайте планирование еженедельным ритуалом: это поможет сфокусировать внимание на долгосрочных целях.
Мы не рекомендуем давать мобильный телефон ребенку младше 4 лет, ведь он и так постоянно находится под присмотром родителей, значит, телефон ему просто не нужен. Чтобы не дразнить малыша запретной игрушкой, родителям стоит держать свои телефоны подальше от него. Официальной статистики, которая доказывала бы однозначный вред столь раннего знакомства с виртуальным миром, пока нет. Но число детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) растет год от года.
Когда первый телефон все же появится в жизни ребенка, пусть он будет простым. Нет смысла покупать гаджеты последних моделей, иначе ему не к чему будет стремиться. А раз так, не будет и мотивации. Зачем напрягаться, если все уже есть? Родители прокормят, оденут и до пенсии на своей шее вытянут. Если вы решили положить себя на этот алтарь без остатка, не удивляйтесь, что ваш ребенок будет думать именно так.