Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 529

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Другой вопрос – информация, которую можно добыть посредством телефона. Я наблюдал за разными семьями. В одних ответ на любой вопрос ищут в Интернете. В других – в Большом энциклопедическом словаре. Могу сказать с полной определенностью: работа со словарем способствует развитию интеллекта ребенка гораздо больше. Потому если вы купили дошкольнику телефон, чтобы он был на связи, хотя бы не подключайте Интернет.

Про выбор развлекающего контента, игр и мультиков мы поговорим еще отдельно позже.

6.3.5. Выбор окружения, школы или иного учебного заведения


В главе, посвященной мотивации, мы с вами уже говорили об образе будущего, который формируется под влиянием мнения других людей. Какой бы системы ценностей ни придерживались родители, окружение все равно сыграет свою роль.

Ребенок будет впитывать все, что говорят в школе, во дворе и в гостях. Объясните ему, что мировоззрения бывают разные и истины в последней инстанции не существует.

Наше будущее зависит от картины мира, которую мы себе создаем. Одни верят, что без блата и родственников ничего добиться нельзя. Делать что‑либо бесполезно – они и не пытаются и, соответственно, остаются там же, где и были. Другие считают, что все в их руках. И это тоже срабатывает, потому что такие люди много трудятся и многого добиваются.

Ребенок должен понимать, что выбор у него есть. Он может переключаться между разными системами в поисках наиболее для себя актуальной. Такая работа требует высокого уровня сознательности. Трудно ожидать ее от ребенка, так что основная ответственность остается на родителях.

В 2012 году я репетиторствовал с ребенком, которого родители каждое лето отправляли на месяц к дяде в Одессу. Мой ученик весело проводил время – отдыхал на море с двоюродными братьями и сестрой. Это было очень удобно, к тому же недорого. Если бы не одно. Каждый раз по возвращении у парня сильно сбивались настройки в области обучения. Он видел, что для того, чтобы бывать на море, необязательно зарабатывать на путешествия. Можно работать и сторожем, как дядя, а у моря просто жить. Такие ценности транслировал сам дядя, и они были очень хорошо усвоены его детьми. Регулярные «инъекции» в течение нескольких лет привели к тому, что аккурат в 9‑м классе ребенок полностью потерял мотивацию к учебе. Свое дело сделали страх и неуверенность перед экзаменами. Парень решил, что ему вообще не надо учиться – для него это оказалось самым простым выходом из ситуации.

Смотрите очень внимательно на бабушек и дедушек, на дядей и теть, и даже на домработников, если они есть. Ребенок, конечно, отличает взрослых по статусу, но критическое мышление у него развито слабо. Представьте, что ваша домработница имеет два красных диплома о высшем образовании.
Какую картину будущего она транслирует, даже если рассказывает о пользе образования и искренне любит свою работу? Ребенок может сделать вывод о том, что хорошая учеба – это путь в домработницы. Родители должны предугадывать подобные ситуации, играть на опережение. Поговорите с ребенком о влиянии окружения и о том, что в жизни все не так однозначно.

Расскажу вам еще одну историю.

Родители одного моего друга понимали, что в школе он будет общаться с разными детьми. Чтобы избежать влияния окружения в подростковом возрасте, они распланировали все этапы его взросления и внесли в него элемент игры. Мой знакомый узнал, что, помимо официального совершеннолетия, существуют промежуточные стадии: в 8, 14 и 16 лет. Каждая из этих крупных вех сопровождалась своим набором прав и обязанностей. Например, до 8 лет ребенку было вообще нельзя пить кофе. С 8 до 14 – не больше одной кружки, с молоком и только по выходным. С 12 лет можно было сидеть на переднем сиденье автомобиля, как взрослый. После 14 лет ограничения на кофе снимались. С 16 подростку разрешалось по праздникам пить вино и шампанское вместе со всеми членами семьи. Наконец, после 18 лет алкоголь и сигареты контролировал он сам. Также возраст позволял ложиться спать в разное время: чем взрослее становился мой друг, тем больше получал самостоятельности. Но самое главное заключалось в том, что и зона его ответственности также расширялась. Он в буквальном смысле осуществлял карьерный рост внутри собственной семьи, переходя от примитивных работ к более сложным. Когда в переходном возрасте ему поручали трудные задачи, он не протестовал, а воспринимал их как очередной шаг вперед.

Обучение в интернатах

В отличие от летнего лагеря, интернат – это история постоянная. По крайней мере, так воспринимает его ребенок.

Существует несколько типов интернатов:

1. Похожие на обычные школы, но с проживанием.

2. Спортивные, военные или иные целевые, с акцентом на определенный вид деятельности.

3. Учебные заведения с повышенным влиянием на психологию ребенка.

Школы с проживанием

Как правило, сюда попадают дети, чьи родители, в силу особенностей своей работы, не могут уделять достаточно времени воспитанию. Сам факт нахождения в интернате оказывает на ребенка определенное воздействие. Но в целом принципиальной разницы между их выпускниками и теми, кто окончил обычную школу, не наблюдается.



Спортивные и военные интернаты, кадетские училища

Главная особенность этих заведений – наличие ярко выраженной идеологии. Целью здесь является не столько обучение, сколько воспитание, и на этом построен весь внутренний уклад. У детей вырабатывают волевые или дисциплинарные качества. Формируют определенную систему ценностей, которая будет соответствовать как самоописанию ребенка, так и его навыкам, действиям, окружению. Пирамида Дилтса, о которой мы с вами еще будем говорить, в таких заведениях выстроена идеально. Проблема в том, что ее логика понятна только тем, кто ее создавал. Но абсолютно чужда ребенку.

Родители, выбирающие интернат такого типа, берут на себя повышенную ответственность. Настоятельно советую им провести с ребенком серьезную профориентацию и психологическое тестирование. И уж точно не стоит принимать подобные решения в надежде, что в спортивном или военном интернате ребенка научат слушаться и быть ответственным. Есть другие, гораздо менее травматичные способы повысить дисциплину – об этом, в частности, рассказывает книга, которую вы сейчас держите в руках. Не надо расписываться в своем бессилии и перекладывать ответственность на учебное заведение. Лучше сходить к семейному психологу.

Единственная причина, по которой ребенка можно отдавать в специализированный интернат, – его собственное непреодолимое желание. И даже в этом случае есть смысл сначала отправить его на день открытых дверей. Или найти пару выпускников, готовых без прикрас, но и без лишнего драматизма рассказать, как выглядит обычный день юного кадета.

Перед началом учебного года обязательно отправьте ребенка в летний лагерь – это поможет ему легче адаптироваться к длительной разлуке с родителями.

Учебные заведения с фокусом на изменения психологии ребенка

Таких учебных заведений немного. Их предназначение выходит далеко за рамки формирования системы ценностей – здесь полностью меняют внутренний мир ребенка. Примером подобных интернатов могут служить татаро‑турецкие лицеи и элитные английские школы.

В основе всей принятой в них системы обучения лежит специфическая психологическая травма, которая наносится ребенку в возрасте 6–7 лет. Он оказывается в частной школе, кардинально меняет среду обитания. Считается, что пережитые в детстве травмы закаляют характер.
Однако человек при этом становится черствым, эмоционально закрытым. Такие люди и получают большие преимущества при построении карьеры в политике или на руководящих должностях. Но насилие над психикой обязательно дает свои последствия. Не случайно в Англии есть даже отдельная категория психотерапевтов, специализирующихся на лечении травм от обучения в частных школах подобного рода.

И все же нельзя отрицать тот факт, что именно там получает образование мировая элита – вот почему не только англичане, но и состоятельные родители из других стран стремятся устроить в такие школы своих детей. Каждый из них по‑своему решает вопрос, каким именно должен вырасти ребенок – успешным или счастливым.

По моему личному мнению, подобная система была оправданна в прежние времена. Но сегодня, при наличии огромного количества альтернативных инструментов для развития и самореализации, острой необходимости в ней нет. Более того, сами по себе ценности статуса и власти, которые были так актуальны в прошлом веке, отходят в прошлое. Люди все чаще выбирают удаленную работу, открытый и свободный график и возможность общаться с начальником на ты – или вообще не общаться. Ценности личного счастья и радости от жизни постепенно выходят на первый план, и это сильно влияет в том числе на мотивацию обучения в закрытых элитных школах. Посмотрите, стоит открыть любую страницу в Интернете, и вам тут же зададут вопрос: занимаетесь ли вы тем, что приносит вам счастье?

Нет сомнения в том, что ребенок должен иметь опыт жизни отдельно от семьи. Чтобы он обрел его, начинайте с турпоходов – сначала в сопровождении одного из родителей, а потом – профессионального инструктора. Затем можно переходить к более длительным, на несколько недель, поездкам в лагерь. Но стоит ли отправлять его в интернат до достижения 18 лет – решать не только вам. Это отдельный и очень сложный вопрос, который желательно обсуждать вместе с ребенком.

Домашнее и семейное обучение, экстернат

По разным оценкам, сейчас в России примерно 5 % детей применяют семейное образование или экстернат. Это очень большая цифра. Если общее количество школьников в стране – порядка 15 миллионов, то 5 % – это 750 тысяч человек. Экстернат существовал и в советское время, однако это было скорее исключение из правил. Сегодня домашнее обучение и экстернат становятся нормой, и тому есть несколько причин.


Начнем с конца: вчерашний выпускник приходит на собеседование с работодателем. У нас есть три молодых человека с более или менее одинаковым уровнем знаний. Один окончил школу в обычном режиме: ходил на уроки, делал домашку и т. д. Второй находился на семейном обучении, третий – сдавал экзамены экстерном. Поставьте себя на место работодателя: кто из этих соискателей вам наиболее интересен?

У первого в плюсах будет исполнительность и дисциплина, умение выполнять указания. У второго – навыки к самообразованию. Третий может ставить цели и работать над их достижением. Причем скорость его работы превышает средние показатели по стране. Даже при некоторых пробелах в знаниях те, кто учится дома или экстерном, будут иметь преимущество: результат, полученный при помощи государственной школы, менее ценен, чем тот, которого человек достиг самостоятельно.

Откуда берутся «домашники» и «экстернатники»? Значительная их часть – это двоечники, отчисленные из специализированных школ. У этих детей в жизни происходит парадокс. В шестом классе физматлицея они были двоечниками, но после перехода в обычную школу показывают уровень знаний, который не только превышает средние показатели в классе, но иногда ставит в тупик даже преподавателя математики. Как следствие, они отторгают школу, а школа отторгает их. И вот перед нами человек, который может учиться сам за счет предыдущих лет усиленной подготовки.

Иная категория – дети, имеющие в своей жизни другой локомотив. Например, спорт или творчество. Школа для них – досадная помеха, от которой надо избавиться как можно скорее.
КЕЙС

Помню, как на одном из курсов увидел в группе учеников 9–11‑х классов маленькую хрупкую девочку. Оказалось, что ей всего 11 лет, но она уже учится в 10‑м классе и хочет в текущем году сдать ЕГЭ. Большую часть жизни эта девочка занималась художественной гимнастикой, даже входила в олимпийскую сборную страны. При этом она понимала, что спортивная карьера закончится быстро и после нее понадобится образование.

Спорт развил в ней силу воли, а в Advance она «научилась учиться» и отрабатывала полученные навыки на школьной программе. В целом эта маленькая девочка очень правильно и по‑взрослому осознанно отнеслась к своему развитию. Она поняла, что интеллектуальная подготовка косвенно улучшает ее координацию движений и другие спортивные качества, за которые отвечают мозг и нервная система.

Это очень показательный случай. В нашем Центре учится много талантливых детей, для которых спорт или творчество являются главным в жизни, а школа – второстепенным. Оценивая результаты их тестов, могу с уверенностью сказать, что никакого отставания от сверстников в развитии у них нет. Наоборот, семейники, как правило, имеют более высокий уровень когнитивных навыков, чем учащиеся школ.