Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 540

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наконец, сторонниками семейного образования часто становятся люди с особыми взглядами на воспитание детей – религиозными, национальными и т. д. Как правило, они хотят научить ребенка думать иначе, чем это делается в общеобразовательной системе. Таких случаев пока немного, но их число неизменно растет.

Давайте подведем итог.

Домашнее образование и экстернат имеют ряд бесспорных преимуществ:

1. Ребенок больше времени проводит в семье, особенно если родители тоже работают на дому.

2. Снимаются вопросы логистики и безопасности при походах в школу.

3. Можно ездить в отпуск на море не только летом и в каникулы, но и в несезон и экономить таким образом на стоимости путевок.

4. Решен вопрос физической и психологической безопасности ребенка в школе: все, что связано с буллингом, физическим насилием со стороны сверстников и издевательствами.

5. Исключены конфликты с преподавателями.

6. Ребенок становится более самостоятельным и учится планировать свою жизнь.

Но есть и трудности, с которыми придется столкнуться:

1. Весь непонятный и сложный материал придется объяснять родителям или нанимать репетитора.

2. Ответственность за обучение ребенка полностью перемещается на плечи родителей. Не все оказываются к этому готовы.

3. Время, проводимое с ребенком, резко увеличивается. Родители, которые рассматривают школу как «ребенкохранилище», испытывают по этому поводу настоящие панические атаки.

4. У ребенка появляется много свободного времени, и надо придумать, чем его занять. А для этого придется напрячь мозги.

Вопросы социализации, которые часто беспокоят родителей, решаются очень просто. По факту, ребенок общается даже больше, чем в школе, – с друзьями по кружкам и секциям, с гостями и коллегами родителей. Принципиальная разница в том, что это почти всегда общение по интересам. В отличие от коммуникации в классе, где дети собраны по территориальному признаку. Но и с семейным образованием много своих тонкостей, поэтому прежде чем принять такое решение обязательно познакомьтесь с семейным обучением ближе, благо в Интернете есть множество блогов хоумскулеров всех возрастов. Собственно переход тоже не стоит делать резко. Есть такой термин – «расшколивание». Посмотрите, что он означает и какие советы даются к этому периоду, чтобы резкая смена учебной среды не навредила вашему ребенку.

В завершение – скучная, но полезная юридическая памятка про семейное обучение. Вы можете прочесть ее или пропустить, если тема домашнего образования для вас неактуальна.

ПАМЯТКА

по переходу на семейную форму обучения или самообразование

В России на момент 2019 года среднее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, – школах, гимназиях, лицеях, так и самостоятельно – в форме семейного образования или самообразования.

Отличие семейного образования от самообразования заключается в том, что при семейном образовании за получение образования ответственны родители, при самообразовании – сам ребенок. На самообразование учащийся может перейти только после получения основного общего образования, в 10‑м и 11‑м классе, согласия родителей при этом не требуется.

Как оформить ребенка на семейное образование

1. Уведомление органа местного самоуправления о переходе на семейное образование.

Для перехода на семейное образование в первую очередь необходимо подать заявление в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых он проживает. Для Санкт‑Петербурга это отделы образования администрации района (например, отдел образования администрации Центрального района Санкт‑Петербурга). При подаче уведомления о переходе на семейное образование родителей должны проинформировать о перечне образовательных учреждений, в которых они могут пройти промежуточную (экзамены или другая форма контроля успеваемости) и итоговую государственную аттестацию (ГИА, ЕГЭ). Если родители хотят, чтобы их ребенок проходил аттестацию не по его месту жительства, для получения перечня им надо дополнительно обратиться в администрацию желаемого района.

2. Заявление об отчислении из образовательного учреждения в связи с переходом на семейное образование.

Если ребенок уже учится в школе – пишется заявление на имя директора школы об отчислении из образовательного учреждения в связи с его переходом на семейное образование. Перейти на семейное образование можно в любое время учебного года, не дожидаясь его конца или начала. Точно так же в любое время родители могут перейти с семейной формы обучения на обучение в общеобразовательном учреждении. На основании заявления образовательная организация в течение 3 (трех) рабочих дней издает распорядительный акт об отчислении обучающегося.

Законодательно не определены ни периодичность изменения формы получения образования и формы обучения, ни максимальное количество этих изменений, поэтому никто не вправе ограничить в этом учащихся и (или) их законных представителей (родителей или тех, кто их заменяет).



3. Заявление о прохождении промежуточной и (или) итоговой государственной аттестации.

Со школой ребенка, получающего семейное образование, в первую очередь связывает промежуточная и итоговая государственная аттестация. Для их прохождения требуется написать заявление в желаемую школу из перечня образовательных учреждений, предоставленного отделом образования. Срок подачи заявления экстерном для прохождения государственной итоговой аттестации по образовательной программе среднего общего образования не может быть позже 1 февраля, по образовательной программе основного общего образования – не позже 1 марта. Заявления на прохождение аттестаций рекомендуется подавать в начале учебного года: это позволяет точно знать, когда и какой именно предмет будет сдавать ребенок. Заявление на прохождение промежуточной и (или) итоговой государственной аттестации может быть подано одновременно с заявлением на отчисление.

Заявление может быть подано как на весь срок обучения, так и на меньший срок, вплоть до периода прохождения конкретной аттестации. По истечении срока, указанного в заявлении и распорядительном акте, обучающийся будет подлежать отчислению.

После получения заявления учебное учреждение в течение 7 (семи) рабочих дней издает распорядительный акт о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации. Отказать в зачислении образовательное учреждение может только в случае отсутствия в нем свободных мест. Для получения аттестата об общем среднем образовании или полном среднем образовании прохождение промежуточных и итоговых государственных аттестаций обязательно.

При этом у школы должен быть принят локальный нормативный акт, которым регулируется прохождение детьми на семейной форме обучения и самообразовании промежуточной и итоговой государственной аттестации. Это может быть устав, в котором прописано прохождение экстернами аттестаций, либо отдельный документ. Такой документ стоит изучить перед подачей заявления в школу, чтобы понимать, когда и сколько надо будет сдавать аттестаций. Он должен вывешиваться образовательным учреждением на своем сайте в Интернете для общего доступа. По заявлению экстерна образовательная организация вправе установить индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации, предусмотреть возможность ускоренного обучения в пределах осваиваемой образовательной программы.


Ответственность родителей за обеспечение образования.

При семейном обучении родители обязаны обеспечить образование ребенка, а при наличии академической задолженности – ее ликвидацию. При непогашении академической задолженности в установленный срок ребенок продолжит обучение в образовательном учреждении. Для Санкт‑Петербурга такой срок равен одному году, в течение которого обучающийся вправе пройти промежуточную аттестацию не более двух раз. Родители ребенка на семейном обучении могут не подавать заявление на аттестацию, но в таком случае они не получат документы, подтверждающие получение образование. Учитывая, что получение основного общего образования является обязательным, отказ от прохождения аттестаций может повлечь признание действий родителями ненадлежащим исполнением ими родительской обязанности и административную ответственность по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ (предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей).

Права экстерна

На время зачисления в образовательное учреждение для прохождения аттестации ребенок становится экстерном. Экстернат сейчас – форма зачисления в школу, когда ребенок принят в образовательное учреждение только для прохождения аттестации без посещения уроков. Экстерном может быть лицо, получающее семейное образование, занимающееся самообразованием или получающее образование по не имеющей государственной аккредитации программе. Получающий семейное образование имеет статус экстерна, только когда зачислен в школу для прохождения аттестаций. Во все остальное время статусом экстерна он не будет обладать. При этом школа является ответственной за организацию промежуточных и итоговых аттестаций и обеспечение академических прав обучающихся, но не за образовательный процесс.

Экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся статьей 34 Федерального закона «Об образовании в РФ». В частности,

• экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе Всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях (на основании отдельных заявлений);

• экстерны имеют право на получение в пользование на время прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации учебников и учебных пособий как в организации, в которой проходят аттестацию, так и в созданных для этого библиотечных фондах;


• экстерны имеют право на освоение дополнительных образовательных программ (на основании отдельных заявлений);

• экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально‑педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого‑медико‑педагогической коррекции.
Вопросы для самопроверки:

1. Сколько часов в день ваш ребенок проводит у экрана гаджета? Сколько времени проводите у экрана вы?

2. Как вы относитесь к интернатам? Какие плюсы и минусы такого вида обучения вы видите?

3. Что вы думаете о домашнем и семейном обучении?