Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 544
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Николай Александрович Ягодкин Александр Николаевич Згода
Энциклопедия детской мотивации
Николай Ягодкин, Александр Згода
Энциклопедия детской мотивации
Отрицательная и положительная мотивация
Психологические проблемы в жизни ребенка
Вместо предисловия к заключению – пирамида Дилтса
6.4. Дополнительные активности в жизни ребенка
Между тем, что хочет сам ребенок, и тем, что считают полезным для него родители, большая разница. Какими бы благими ни были ваши намерения, призываю вас в первую очередь ориентироваться на желания детей.
Кейс
Один мой знакомый в детстве учился в музыкальной школе по классу баяна. Логика родителей была гениальной: тренируешь слух – тренируй и тело. Мой знакомый ходил играть на баяне два раза в неделю. За те три года, пока продолжались эти мучения, он освоил баян – и возненавидел его. Сломать баян он так и не смог, хотя несколько раз кидал на пол со всей силы (очевидно, задача физического развития так и не была решена). Но давайте отложим шутки в сторону и признаем: будет лучше, если именно ребенок выберет, чем ему заниматься.
В любом новом деле должны быть разумные ограничения. Например: доводим то, что начали, хотя бы до полугодия, а потом решаем, продолжать или нет. Плохо, когда задачу ставят таким образом: закончить любой ценой и только на пятерку.
Кружок – это не приговор и не занятие на всю жизнь. У него есть своя, сугубо утилитарная функция – принести ребенку пользу. Большинство кружков дают базовые навыки за первые полгода или год занятий. Если к этому времени у ребенка не сформировался устойчивый самостоятельный интерес, кружок можно смело менять.
Кейс
У моих друзей есть дочка‑восьмиклассница. Еще в начальной школе родители отвели ее в секцию танцев во Дворце творчества юных. Сразу после танцевальных занятий в том же Дворце начинались тренировки в секции ушу. Ребенок попросился ходить в оба кружка. Все было здорово до пятого класса, когда нагрузка в школе возросла и времени на все уже не хватало. Тогда мои друзья предложили дочери выбрать: оставить танцы или… танцы. Тут нет опечатки. Ушу никак не вписывалось в картину мира родителей. Она же девочка! Профессиональный спорт не для нее. Как только начнутся серьезные тренировки и спарринги, появится риск сильных травм… Аргументов было много, но ребенок все же получил возможность выбора. Ни секунды не сомневаясь, дочка моих знакомых заявила, что танцы выкидывает, а ушу оставляет. Причем сделала это в такой категоричной манере, что стало ясно: дух воина в ней уже проснулся и за свое увлечение она готова серьезно бороться.
Нет возраста, в котором «поздно начинать». Эта формулировка работает только в профессиональном спорте, где в 12 лет ты мастер, в 14 – чемпион мира, в 16 – олимпийский чемпион, а в 18 – ветеран и инвалид с кучей медалей. Такие люди – гордость нашей страны, но их судьба чаще всего трагична. Считаные единицы находят себя потом в другой сфере деятельности. Большинство же, покинув сборную страны, понимают, что все навыки и качества, которые они развивали последние 15–20 лет, никому не нужны. Диплом спортивного вуза, полученный не за учебу, а за соревнования, не котируется в условиях цифровой экономики. А стоимость второго высшего образования очень высока.
Человек, который начал тренироваться пусть поздно, но осознанно, и заслужил звание мастера спорта без отрыва от основной учебы или работы, намного ценнее для работодателя, чем олимпийский чемпион. Он умеет планировать время, распределять его между разными направлениями. И еще он более гибок и может развиваться в постоянно меняющемся мире.
Бывает, что родители отдают ребенка в кружки и секции, опасаясь, что у него будет слишком много свободного времени. Это неправильный подход. Свободное время должно быть у ребенка обязательно – причем как для социальной активности, так и для дополнительного отдыха.
Иногда занятия в 2–3 секциях сразу устраивают ребенка: он занимается с энтузиазмом, но через полгода начинает простужаться и болеть. Ни один из кружков он бросать не хочет: говорит, что ему везде нравятся и педагог, и товарищи. Чтобы не ставить ребенка перед сложным выбором, таких ситуаций лучше избегать изначально. Никогда не начинайте несколько кружков одновременно. Возьмите паузу минимум на три месяца. За это время будет понятно, остались ли у него силы и время на дополнительные занятия. Если он делает домашку в первом часу ночи и не успевает нормально отдыхать, лучше воздержитесь от экспериментов.
В случае большой кружковой занятости ребенка ни в коем случае не берите на себя его домашние или школьные обязанности. Не надо писать за него сочинение и решать математические уравнения – это не помощь, а попытки замаскировать проблему. В этом смысле двойки пусть и неприятная штука, но полезный индикатор, свидетельствующий о том, что расписание надо менять.
На нашем курсе «Учись учиться» однажды оказался один крайне демотивированный пятиклассник. О школе ребенок отзывался в целом положительно, конфликтов с преподавателями у него не было, но оценки за последние две четверти были неудовлетворительные. В разговоре выяснилось, что, помимо школы, тот мальчик еще посещал секцию спортивной гимнастики, художественную и музыкальную школу.
Во всех кружках и секциях он показывал такие высокие результаты, что на него делали ставки и назначали ему тренировки и репетиции каждый день. Здесь я хочу вам напомнить, что для взрослого человека нормальной нагрузкой считается пятидневка с 8‑часовым рабочим днем. Учеба требует гораздо больше ресурсов организма, поскольку школьник не только делает что‑то привычное, но и учится новому. Взрослый намного выносливее пятиклассника, но и он, скорее всего, отказался бы от такого расписания. А ребенок отказаться не может.
У того мальчика были утренние тренировки до школы и вечерние занятия – после. Последние две четверти, когда в его жизни появилась еще и музыка, домашку за него делали родители. Ребенок был выжат как лимон и не успевал по школьной программе. Учителя, к сожалению, заподозрили неладное слишком поздно, и тогда оказалось, что нагнать две четверти обычными средствами почти нереально.
Мы поговорили с родителями. Они признались, что ни спортивную, ни музыкальную, ни художественную карьеру своему ребенку не прочат и водят его в кружки и секции только для общего развития. Непосильное же количество тренировок объяснили перфекционизмом, стремлением все сделать в лучшем виде. После наших рекомендаций либо переходить на экстернат, либо снимать дополнительную учебную нагрузку, родители предложили ребенку выбор. С их стороны это было очень правильным решением. В итоге тот пятиклассник отказался от гимнастики и музыки, оставив художественную и обычную школу. После курса «Учись учиться» он очень быстро нагнал программу. Как только сверхнагрузки исчезли, мальчик стал чувствовать себя намного лучше.
Подводя итоги общим размышлениям про кружки, хочу предложить вам следующее. Попробуйте посмотреть на дополнительные занятия с позиции инвестора. У вашего ребенка после вычета времени на школу остается 5–7 часов свободного времени. Это ресурс, который можно целиком вложить в одно направление деятельности или в несколько, но в меньшем объеме. Важно понимать, какой именно результат вы хотите получить. И помнить, что ваша главная задача – создать фундамент для разностороннего развития ребенка.
Теперь поговорим о разных видах кружков и секций.
6.4.1. Акцент на физические навыки
Спорт
В начале книги мы разбирали вопрос спортивной мотивации. Однако, помимо нее, здесь действуют и другие мотивационные механизмы.
Мы с вами уже говорили, что основной мотивацией у детей до 5‑го класса является процессная. Это надо учитывать при выборе тренера. Если он не сможет увлечь ребенка, мы не получим ничего, кроме детской травмы.
Другой важный вид мотивации – мотивация идентичности. Обычно ребенка отдают в секцию, которая расположена ближе к дому. Или выбирают для него вид спорта, которым занимались родители. В любом случае подготовьте ребенка: расскажите о том, что может дать ему этот вид спорта, поделитесь воспоминаниями.
Дети копируют поведение родителей и их жизненный путь. Это естественный процесс, он происходит неосознанно. Например, вы занимались легкой атлетикой. Это сделало вас сильнее и выносливее. Вы накачали кубики пресса и всю свою студенческую жизнь путешествовали: ездили на сборы и разные соревнования. Вспомните все байки и забавные истории из своей спортивной жизни и в конце предложите ребенку подумать, хочет ли и он пройти похожий путь. Только предупредите его, что сразу весело не бывает, но труд и усилия обязательно дадут свой результат. Помните про зефирный тест? Осознание отложенных последствий – это навык, который у маленьких детей еще не развит. Вряд ли ваш ребенок способен сразу представить себя олимпийским чемпионом: это желание придет к нему позже или не придет никогда. Однако спорт в любом случае поможет ему развить и понять себя.
Какими бы ни были результаты, не вешайте на ребенка ярлыки. Всегда говорите ему, что сравнивать себя можно только с самим собой. И не забывайте главное: спорт должен быть для ребенка, а не ребенок – для спорта.
Профессиональный детский спорт требует особого разговора. Причем все сказанное на тему спорта высоких достижений можно в равной степени отнести ко всем дополнительным занятиям, которые из обычного увлечения перешли в разряд соревнования, – музыке, рисованию и т. д.
Занятия спортом «затачивают» ребенка под определенный профиль. До какого‑то момента ребенку это идет на пользу. Однако затем начинает калечить. Качества, необходимые для профессионального спорта, далеко не всегда совместимы с нормальной человеческой жизнью.
Профессиональные спортсмены – это люди, «собранные» по особой комплектации. Вы хоть раз видели болиды «Формулы‑1» на улицах города? Нет! На соревнования их возят самолетами и автовозами, потому что для езды в обычных условиях они не предназначены. Более того, болид «Формулы‑1» может быть опасен для других водителей: в боковое зеркало его не видно, скорость – высока, а динамика непредсказуема. Да и пассажирских мест в нем нет. В общем, эта машина не для города.
Возьмем другой пример: строительная или военная техника. Трактор, бульдозер или танк – это тоже машины, только на гусеничном ходу. Для улиц они слишком велики. Добавьте сюда еще повышенный, по сравнению с городскими автомобилями, вес и низкую скорость движения. Для специфических задач, которые они призваны решать, все эти характеристики, может, и хороши, но они превращаются в существенный недостаток
, если вам надо съездить в магазин или отвезти детей в школу.
В некоторых видах спорта решение о переходе на профессиональный уровень необходимо принять в первые 2–3 года занятий. Однако последствий такого решения ребенок пока еще оценить не может.
Свободное время должно быть у ребенка обязательно – как для социальной активности, так и для дополнительного отдыха.
Тысячи родителей, чьи дети занимаются в спортивных секциях, слышат от тренеров: «У вашего ребенка талант, его надо развивать, давайте еще больше заниматься». В этот момент надо остановиться и подумать: кому надо, чтобы талант развивался? Тренеру, родителям или ребенку? Ребенка можно сразу исключить из этого списка: до 12–15 лет он слабо понимает, чего хочет, – ответственные за это зоны мозга еще не сформировались. Остаются родители и тренер.
Из тысяч детей, занятых в каждом виде спорта, только трое станут чемпионами страны и один – чемпионом мира. Есть ли смысл делать ставку на спортивную карьеру? На какой итог этой карьеры мы рассчитываем? Вы хотите, чтобы ваш ребенок стал учителем физкультуры в школе?
Если вы не метите в чемпионы, а скромно рассчитываете, что ваш ребенок станет первым в городе, 87‑м в стране и 22 857‑м в мире, что вы скажете ему после того, как он поставит все завоеванные кубки на полку? Будет ли он вам благодарен, когда на первый план выйдут проблемы с образованием, социализацией и здоровьем? Вот о чем надо помнить, прежде чем превращать спортивные победы в главную цель жизни.
Две‑три тренировки в неделю – это норма, принятая в любительском спорте. Каждый раз, когда количество тренировочных часов увеличивается, спросите себя: профессиональная спортивная карьера входит в наши планы? Если ответ «нет» – отказывайтесь от дополнительных нагрузок. Сколько бы ни рассказывали тренеры о том, что у ребенка талант именно к этому виду спорта и трех тренировок в неделю недостаточно, чтобы его раскрыть, – не поддавайтесь. Ваша задача как родителя – не сделать карьеру ребенка спортивной, коммерческой, профессиональной или любой другой. Вы должны подготовить его к тому, чтобы он прожил свою самостоятельную жизнь и имел для этого максимальный потенциал. Не надо обеспечивать ему «портфель достижений» к совершеннолетию.
Рабочая загрузка должна составлять половину времени от тренировок, которые ребенок сам хочет себе добавить.