Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 549

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поговорите с ребенком без присутствия тренера. Скажите, что на тренировки можно ходить и чаще, но на первых местах все равно должны оставаться учеба в школе и часть работ по дому. Составляя расписание на неделю, сначала включайте в него школу и домашние обязанности и лишь потом – спортивную нагрузку. Такой порядок только подчеркнет ответственный статус ребенка.

В целом рабочая загрузка должна составлять половину времени от тренировок, которые ребенок сам хочет себе добавить. При таком подходе все будут в плюсе: ребенку предоставляется выбор, за который он платит вложенными усилиями. Внушения со стороны тренера исключаются. И главное – ребенок получает опыт достижения желаемой цели посредством труда и силы воли.

Не имеет значения, каким именно видом спорта занимается ребенок. Делая выбор, учитывайте его личные физиологические особенности. Склонным к полноте пользу принесут подвижные виды спорта, гиперактивным подойдут те, где ценится умение сконцентрироваться: например, скалолазание или стрельба из лука. Что касается тренера, то здесь на первый план должна выходить его психологическая совместимость с ребенком. Подробнее об этом мы поговорим в приложении.

ТЕСТ

Нужно ли ребенку отдельно заниматься спортом?

1. Умеет ли ваш ребенок:

• Пробегать 3 км без остановок?

• Плавать?

• Ездить на велосипеде?

• Лазать по канату?

2. Боится ли ребенок высоты?

3. Умеет ли он прыгать?

4. Ходит ли в какую‑либо спортивную секцию?

5. Если да, то чем вы руководствовались при выборе: отвели его в ближайшую или судили по отзывам?

6. Как вы выбирали вид спорта? Учитывали ли при этом способности и склонности ребенка?

7. Как ребенок рассказывает про этот вид спорта? Какие эмоции при этом проявляет?

8. Какое выражение лица вы видите у ребенка, когда он готовится к тренировке?

9. С какой целью ребенок занимается спортом? Вы мечтаете вырастить из него профессионала или просто не хотите, чтобы он шатался по двору без дела?

6.4.2. Акцент на речевые навыки


Риторика

Речь – это очень сложный вид интеллектуальной деятельности. Он требует серьезной работы обоих полушарий головного мозга. Тренируя речь, мы одновременно развиваем свой интеллектуальный потенциал.

Из всех видов детского дополнительного образования напрямую влияют на развитие речи уроки риторики и занятия с логопедом.


Курсы риторики чем‑то близки к урокам театрального мастерства, хотя и имеют более узкую направленность – отработку навыков устного выступления. Скороговорки и красноговорки способствуют развитию отделов мозга, отвечающих как за речь, так и за чтение. Однако одного только управления речевым аппаратом недостаточно. Риторика незаменима также для развития социальных навыков. Умение говорить публично, привлекать к себе внимание, быть лидером, воспринимать обратную связь и не бояться при этом осуждения со стороны – все эти качества необходимы для достижения успеха в современном обществе. Речь – это инструмент, который мы используем постоянно. Чем раньше вы начнете его тренировать, тем больше пользы получите.

Как выбрать курсы риторики? Обратите внимание на программу: предусматривает ли она только формат фронтальных выступлений или включает также формат дебатов, аргументации и защиты своего мнения. Это очень важно, поскольку именно эти навыки наиболее востребованы в реальной жизни.

Важно, чтобы процесс обучения не был связан с вербальным насилием. Если оппоненты оскорбляют вашего ребенка или ему дается право делать это, пусть и в шутку, такой формат обучения абсолютно недопустим.

Логопедия

Логопедия – это специальная педагогическая наука, занимающаяся исследованиями нарушений речи. Логопеды владеют богатым арсеналом приемов и методов тренировки речевого аппарата.

Любая тренировка речи способствует развитию мозга. Занятия с логопедом справляются с этой задачей наиболее эффективно. Многие дети, пришедшие к логопеду для коррекции произношения звуков [р] или [л], получили такой импульс в интеллектуальном развитии, что его хватило еще на долгие годы.

Руководствуясь этим простым наблюдением, родители начинают искать хороших специалистов в области логопедии заранее. Даже если у ребенка нет явно выраженных проблем с произношением, занятия дают хороший результат. Единственное, о чем не следует забывать: логопед – это серьезная специальность, так что, помимо отзывов, просите документы о профильном образовании.

6.4.3. Акцент на психологические навыки


О проблемах психологического развития мы будем говорить в следующей части книги. А сейчас остановимся только на группах психологической подготовки. Зачем она нужна ребенку и чему его могут научить на подобных курсах?

Существует несколько направлений психологической подготовки. У каждого из них своя задача.



Эмоциональный интеллект

Развитие эмоционального интеллекта важно для каждого человека. Умение сопереживать – замечательное качество, которое к тому же дает своему обладателю сильное конкурентное преимущество. Понимая людей, можно общаться с ними на глубоком уровне, и такое общение чрезвычайно эффективно.

Помимо этого, существует еще один приятный бонус физиологического характера: навык сопереживания связан с развитием зеркальных нейронных сетей. Они позволяют нам не просто понимать поведение других людей, но интуитивно просчитывать и предсказывать его. Невозможно быть мудрым человеком и не обладать при этом душевной добротой, принятием и пониманием.

Психологическая подготовка в области развития эмоционального интеллекта очень важна. Во время тренингов развивается также способность к саморефлексии и самосознанию. Человек должен уметь меняться и адаптироваться к реальности, и без этих навыков ему не обойтись.

Группы и тренинги личностного роста

Личностный рост – понятие весьма расплывчатое. Чаще всего под этим подразумевается умение осознать себя и критически оценить свое поведение. Дальнейшее развитие идет в любой из выбранных областей: отношения, здоровье и т. д.

Лидерские группы и тренинги

Лидерами не рождаются – ими становятся. Эту поговорку знают все. Однако на самом деле лидерами именно рождаются, причем все без исключения. Просто большинство из нас теряет эти навыки в первые же годы жизни из‑за избытка негативной мотивации и минус‑подкреплений.

Во время лидерских тренингов ребенок учится брать на себя ответственность за себя и других. При этом он опирается на личный опыт и в процессе работы получает обязательные плюс‑подкрепления.

Коммуникативные группы и тренинги

Во время тренингов отрабатывается навык понимания собственных ценностей и ценностей человека, с которым мы общаемся. Если такого понимания не происходит, общение не будет эффективным. Один из самых популярных приемов в коммуникационной психологической подготовке – замена «ты‑сообщений» на «я‑сообщения». Ребенок привыкает говорить только о своих чувствах и эмоциях, вместо того чтобы манипулировать собеседником.

Допустим, вам наступили на ногу. «Ты‑сообщение» в этом случае будет звучать так: «Ты наступил мне на ногу!» Но можно сказать иначе: «Я испытал боль и страдаю от того, что произошло». Такая постановка вопроса вызовет сочувствие, а поскольку в ней отсутствует прямой упрек, собеседник не проявит ответной агрессии.


Взрослым такой прием тоже пригодится. Представьте себе картину: муж опоздал к ужину. Можно сказать ему: «Ты опять опоздал, ты меня не любишь», – и услышать в ответ нечто агрессивно‑защитное. «Я‑сообщение» прозвучит так: «Я тебя ждала, и мне больно оттого, что мои ожидания не оправдались». В этом случае защищаться не нужно, и реакция будет совсем другой. Подобные приемы не являются секретом, и наверняка многие из вас слышали о них. Но одно дело – знать, и совсем другое – уметь этим пользоваться. Отработкой этих умений и занимаются на коммуникативных психологических тренингах.

6.4.4. Акцент на социальные навыки


Летний лагерь

В советские времена детей летом отправляли в лагерь. Некоторые проводили там всего одну смену, другие – все каникулы. Одни не хотели уезжать, другие – возвращаться.

У детских лагерей есть несколько несомненных плюсов:

1. Лагерь решает задачу развития самостоятельности, так как ребенок получает опыт жизни без родителей.

2. Он демонстрирует степень готовности детей жить без взрослых.

3. Ребенок получает новые контакты и знакомства, опыт жизни в других декорациях.

4. А также учится решать бытовые вопросы: например, чистить зубы или следить за состоянием одежды.

Из минусов:

1. Готовность ребенка к изменениям сложно спрогнозировать.

2. В большинстве случаев коммуникативная функция у детей развита хорошо, однако никто не знает, как сложатся его отношения со сверстниками.

Детский лагерь – сложная структура. В каждом есть свои установленные порядки и атмосфера. Многое зависит от руководителей и вожатых. Мой совет: выбирая лагерь, обращайте внимание на человеческий фактор. Ориентируйтесь на отзывы. Вожатые от смены к смене могут меняться, но если руководство лагеря держит высокую планку, есть гарантия, что они в любом случае будут профессиональными.
Кейс

Один мой друг впервые поехал в летний лагерь в возрасте 5 лет. Однажды он заметил странную вещь: когда все стирали свои футболки и развешивали их на веревках для просушки, его футболка высыхала последней. Так продолжалось довольно долго, но затем секрет был раскрыт. Оказалось, что все остальные дети отжимали футболки после стирки, а он – нет. Это открытие было настолько удивительным, что под впечатлением от него мой друг пересмотрел свои взгляды на эффективность всех видов своей деятельности.

ТЕСТ

Нужно ли ребенку ехать в лагерь?

1. Насколько вероятно, что ваш ребенок выберет профессию, связанную с путешествиями или командировками? Будет ли он геологом, географом, нефтяником?


2. Насколько вероятно, что ребенок пойдет в армию?

3. Насколько вероятно, что ребенок в будущем будет жить в общежитии?
Летний лагерь, в котором имеется своя образовательная программа, лучше того, где дети просто отдыхают. Какой бы ни была эта программа – спортивной, языковой или познавательной, – толку от нее будет гораздо больше. В последнее время стали получать распространение летние лагеря, где дети могут прикоснуться к ремеслам: например, три дня побыть гончаром, плотником, кузнецом и т. д. Подобного рода опыт очень полезен. Он расширяет самоописание ребенка в разделе «Я могу», и это положительно сказывается на его самооценке.

Иногда поездка в лагерь на целую смену становится испытанием как для детей, так и для родителей. Ребенок может быть очень коммуникабельным, но опыта длительной разлуки со взрослыми у него еще нет. Считается, что, если мы отправляем ребенка в лагерь с целью развить его самостоятельность, число контактов с родителями надо ограничить. Однако на деле такой эксперимент может обернуться серьезной травмой. Что делать? Заранее договоритесь о частоте созвонов. Начните с ежедневных звонков и постепенно двигайтесь в сторону обмена эсэмэсками раз в пару дней.

Тщательно подготовьтесь к поездке. С целью адаптации за несколько недель до лагеря отправьте ребенка в небольшой поход с ночевкой. Составьте список ситуаций, о которых он должен незамедлительно сообщать родителям, независимо от того, какие порядки действуют в лагере. В первую очередь это касается его здоровья. Во вторую – здоровья других детей, а также случаев проявления агрессии.

Заранее расскажите ребенку, что поездка в лагерь – это важный шаг в развитии его самостоятельности. Он вернется более взрослым, и его мнение в семье обретет дополнительный вес.

6.4.5. Акцент на художественные навыки


Любое творчество способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка. Для этого оно необязательно должно быть профессиональным. Даже для достижения хорошего любительского уровня придется изрядно поработать. Результат усилий оценивается с эстетической точки зрения, и в этом смысле обмануть никого не удастся: человек либо раскрывает свой творческий потенциал, либо – нет. Но польза от процесса в любом случае будет.

Музыкальные и вокальные кружки и школы

Нейрофизиологи доказали, что за пение и речь отвечают разные отделы головного мозга. Это как с правой и левой рукой: обе служат одной цели, но работают по‑разному. Давно подмечено, что люди, страдающие заиканием, забывают о своем недуге, когда поют. Одна из методик лечения заикания основывается как раз на умении пропевать слова в ритме обычной речи. Такая терапия, конечно, намного гуманней альтернативных способов коррекции – таких как, например, лечение электричеством.