Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 550
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Николай Александрович Ягодкин Александр Николаевич Згода
Энциклопедия детской мотивации
Николай Ягодкин, Александр Згода
Энциклопедия детской мотивации
Отрицательная и положительная мотивация
Психологические проблемы в жизни ребенка
Вместо предисловия к заключению – пирамида Дилтса
В процессе пения одновременно задействованы отделы мозга, отвечающие и за речь, и за восприятие музыки, ритм и т. д. То есть процесс пения – это интенсивная работа для мозга, которая к тому же связана еще и с дыхательной гимнастикой. Это, в свою очередь, ускоряет обмен веществ (вот почему оперные певцы часто такие полные – избыток кислорода способствует повышению аппетита) и оказывает отличный тонизирующий эффект.
Во время работы с музыкой мозг человека на мониторе сияет, как новогодняя елка. Это говорит о том, что в процессе задействовано большое количество его отделов, а весь мозг в целом получает правильную нагрузку.
Художественные кружки и школы, кружки лепки, кройки, ювелирного дела
Когда мы говорим о художественных кружках, то чаще всего имеем в виду рисование. Но не меньшее влияние на развитие ребенка оказывают и другие виды деятельности: лепка, вышивание, керамика и т. д. Что происходит с мозгом человека, когда он пишет картину, делает витраж или лепит глиняный горшок? Те же самые процессы налаживания межполушарных связей плюс тренировка фокуса внимания. В соответствии с проекцией Пенфилда26 большая часть нашего мозга занята мелкой моторикой рук. Получается, что везде, где требуется твердая рука и работа с деталями, мозг работает очень интенсивно и получает дополнительное питание, что однозначно идет ему на пользу.
Человек, овладевший ремеслом, может создавать собственные материальные объекты. Самооценка растет, ведь каждый такой артефакт – это плюс‑подкрепление и топливо для мотивации достижений.
Одно очень важное замечание. На начальном этапе постарайтесь уберечь ребенка от критики. Но и превозносить заведомо низкие результаты тоже не стоит. Не отрывайте его от реальности. Чтобы не ошибиться, перечитайте еще раз главу о том, как правильно хвалить и критиковать, – все, о чем мы в ней говорили, в равной степени применимо и к творческим занятиям.
Театральные кружки и студии
Театральные кружки – это комплексная подготовка, совмещающая все, что дают спортивные секции, психологические тренинги и занятия по риторике. Вопреки распространенному заблуждению, театр – это не игра, а очень большой труд. Актер должен всегда осознавать себя и уметь управлять своими состояниями согласно роли и замыслу режиссера. Это требует хорошего внимания, отличного владения телом, речью и эмоциональной экспрессией. Большую пользу несут в себе упражнения на раскрытие способности к импровизации, поскольку позволяют научить ребенка оформлять свои спонтанные, искренние проявления.
Такой результат возможен, только если занятия ведет грамотный педагог, любящий свое дело. Поэтому, прежде чем принимать долгосрочное решение относительно театральной подготовки, нужно обязательно изучить все отзывы, посетить студию в день открытых дверей и дать ребенку попробовать себя на сцене.
6.9. Акцент на интеллектуальные навыки
6.9.1. Общие особенности
Говорить о дополнительном образовании, направленном на развитие интеллектуальных навыков, стали относительно недавно. То, что происходит сегодня, похоже на своего рода миграцию: профессия для многих людей превращается в хобби, а хобби, наоборот, становится основным источником заработка. Посмотрите, сто лет назад писателями были единицы. А сегодня число людей, пишущих тексты в Интернете, растет в геометрической прогрессии.
Целенаправленно тренировать интеллектуальные навыки начали лишь в ХХ веке. Появилось такое число всевозможных школ и направлений, что разобраться в них стало очень непросто. Родители пребывают в растерянности: какую методику предпочесть, чтобы занятия принесли ребенку максимальную пользу? Мое мнение таково: пробовать надо все. Главное, чтобы навыки помогали ему в достижении целей.
Не гонитесь за модой. Обратите внимание на некоторые популярные ранее направления интеллектуального развития, которые сегодня незаслуженно забыты.
Взять хотя бы скорочтение. Про него многие слышали, чаще – плохое: говорят, что эта методика не работает. На самом деле все не так. Методика хороша и вполне эффективна, однако требует времени и сил. Как и везде, здесь нужны регулярные и осознанные тренировки. Недостаточно прочитать книгу типа «Скорочтение за 10 минут», чтобы получить этот навык в свое распоряжение. По сути, вы еще ничего не попробовали, а уже разочаровались.
Все, о чем мы с вами будем говорить в этой главе, чрезвычайно полезно в деле интеллектуального развития. Но при одном условии: надо работать. Вебинары и ознакомительные уроки нужны лишь для того, чтобы получить общую информацию о процессе. Дальше должно начаться навыковое обучение, предусматривающее время для самостоятельных тренировок. Лекции и объяснения в таком формате обычно составляют лишь пятую часть от общего объема времени курса. А сам курс длится не менее 24 академических часов. Именно такое время требуется для того, чтобы выработать желаемые навыки.
6.9.2. Шахматы, шашки, го – интеллектуальные игры
Древнейший тренажер для развития интеллекта и стратегического мышления – это шахматы, шашки и го. В результате специальных исследований выяснилось, что мозг профессиональных игроков отличается от мозга обычных людей по плотности и активности мозгового вещества. Именно поэтому они могут более эффективно использовать свой интеллектуальный потенциал. Интересно, что и минус‑подкрепления не наносят их психике большого вреда. Более того, любой шахматист подтвердит вам, что научиться чему‑либо можно, только играя с более сильным соперником. Каждый проигрыш – это повод для подробного анализа и шаг к будущим победам.
Если смотреть на дело под таким углом, минус‑подкрепления просто исчезают, а необходимые навыки – остаются.
6.9.3. Развитие когнитивных навыков
Существует ряд методик, которые развивают мышление, апеллируя напрямую к таким психическим функциям, как память, внимание, способность к логическому мышлению. Они различаются по степени геймифицированности, могут применяться очно, комбинированно или дистанционно. Но объединяет их одно: все они так или иначе связаны с мотивацией человека.
Общий принцип воздействия достаточно прост: чем лучше у человека получается то, что он делает, тем больше у него мотивации продолжать. Развитие интеллектуальных способностей само по себе не добавляет мотивации и не заливает топливо в бензобак нашего автомобиля. Но оно позволяет проехать гораздо большее расстояние с уже имеющимся количеством бензина и дозаправиться с меньшими потерями.
Человек рождается с базовым набором интеллектуальных инструментов. А потом так и идет с ним по жизни, не пытаясь ничего изменить. Но современный мир требует большего: он бросает вызовы и ставит задачи. В какой‑то момент будет логично сменить палку‑копалку на экскаватор. Очевидно, что сами по себе такие изменения не происходят.
Мы считаем нормальным потратить больше 40 часов своей жизни на автошколу или больше 5 тысяч часов – на вуз. Но при этом мало кто тратит хотя бы 40 часов раз в пять лет, чтобы научиться лучше думать, запоминать, читать и считать. То есть чтобы развить базовые навыки, на основе которых можно будет потом выстраивать свой алгоритм успеха.
Возвращаясь к аналогии с автомобилем: зачем использовать машину как телегу, запрягая в нее лошадь, если можно просто залить бензин?
Каждый проигрыш – это повод для подробного анализа и шаг к будущим победам.
Полезных техник для развития интеллекта много. У каждой из них – свое предназначение. Более чем за десять лет работы мы убедились, что не так уж сложно научить ребенка запоминать по тысяче слов в день. Гораздо труднее объяснить родителям, какие когнитивные навыки надо развивать на определенных этапах его взросления и как распланировать этот процесс.
Известны следующие виды психических процессов:
• ощущения,
• восприятие,
• представления,
• воображение,
• память,
• мышление,
• внимание,
• речь,
• рефлексия (способность к самонаблюдению).
Некоторые исследователи отдельно выделяют еще интеллектуальную выносливость и способность к переключению между задачами или объектами восприятия. Другие относят эти параметры к свойствам мышления и внимания.
Каждый вид психических процессов можно развивать или изолированно, или в комплексе. Давайте поговорим о самых известных системах и методиках, которые занимаются этим вопросом.
В Центре образовательных технологий Advance мы индивидуально занимаемся развитием памяти, внимания, воображения, речи, мышления и рефлексии. При этом у нас есть большой опыт взаимодействия с детьми, проходившими различные программы подготовки. Суммируя результаты многолетних наблюдений, мы сделали собственные выводы. Детям разного возраста подходят различные методики развития. Поговорим о них подробнее.
6.9.4. Методика Монтессори и подобные ей
На ранних стадиях развития лучше всего работают методика Монтессори27 и родственные ей. Они основаны на том, что получение однородной информации требует меньших затрат ресурсов мозга. Ребенку дают объекты, обладающие разными свойствами. Например, коврик, состоящий из пяти частей: шерстяной, гладкой, ворсистой, эластичной и еще одной, с длинными косичками. Или кубик с разными гранями: из пластика, дерева, стекла и металла. Когда ребенок наступает на такой коврик или берет кубик в руки, его мозг получает разные сигналы, в зависимости от того, куда именно он наступил и какой гранью повернул кубик. В результате такой тренировки возникает больше разнородных ощущений и формируется больше различных нейронных связей.
Когда ребенок взрослеет, в его арсенале появляются игрушки, демонстрирующие, например, различные принципы открывания и закрывания, а также законы механики. Он исследует их самостоятельно до тех пор, пока не потеряет к ним интерес.
Чтобы увлечься «обычными» вещами, требуется произвольное внимание, которое у детей младших возрастов развито слабо. Но всегда есть такие удивительные предметы, как детский микроскоп или танк на радиоуправлении. Через линзы первого можно разглядывать собственные волосы, шерсть кота или ломтик яблока. Второй разовьет мелкую моторику и пространственное мышление. Робот‑трансформер и конструктор по робототехнике – это две принципиально разные игрушки, для овладения которыми требуются различные качества и навыки.