Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 541

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Помимо классических методик Монтессори, есть очень близко стоящие, местами даже родственные: методика Зайцева, семь гномов и прочие. Все они требуют специальных условий: для работы придумывают специальные игрушки, а иногда создают даже целые специально оборудованные пространства Монтессори.

В принципе, таким пространством может стать любая комната, если наполнить ее игрушками и элементами с разными свойствами. Главное, убедиться в их гипоаллергенности и не допускать скопления пыли.

Несомненным плюсом методики Монтессори является ее экологичность по отношению к ребенку: просто надо находиться в среде и взаимодействовать с ней.

6.9.5. Ментальная арифметика


Это очень популярный вид дополнительного образования, набирающий обороты по всему миру.

Подобный навык устных вычислений отличается тем, что практически не задействует математические способности ребенка. Вместо этого развивается способность к визуализации. Причем визуализировать надо единственный объект – счеты. Если вам когда‑нибудь приходилось считать с их помощью, вы знаете, что при определенной сноровке на счетах можно орудовать не хуже, чем на калькуляторе. Единственная проблема заключается в том, что счеты находятся только в вашей голове. От математики остаются только цифры, остальное – работа воображения. Считается, что больше всего подобный тренажер нужен вовсе не будущим математикам, а художникам и архитекторам.

Метод этот неоднозначный. Главный его минус такой: воображение привыкает работать всего лишь с одним объектом и использовать его только для достижения одной узкой задачи – арифметических вычислений. Другие грани воображения, такие как его гибкость или способность к пространственному мышлению, страдают. А значит, в освоении соответствующих математических разделов могут возникнуть проблемы. Например, некоторые исследователи отмечают, что дети, которые ранее занимались ментальной арифметикой, хуже осваивают тему простых дробей. Есть мнение, что в результате работа с числом вообще может стать слабым местом ребенка28.

Мы в Advance преподавали ментальную арифметику, но сделали выбор в пользу более комплексных инструментов. Комплексные программы развития ребенка действуют гораздо эффективнее: на ежегодных чемпионатах по интеллектуальному спорту дети, занимавшиеся только по методикам ментальной арифметики, показывают более низкий результат. Причем как в общем зачете, так и в отдельной дисциплине «Устный счет». Еще один нюанс: с точки зрения специалистов нашего Центра, ментальная арифметика может принести определенную пользу детям старше 10 лет, но мы не рекомендуем осваивать ее в более раннем возрасте.


6.9.6. Мышематика, или математика вприпрыжку, от Жени Кац


Мышематика – это игровая математика для детей от 4 до 8 лет. Ее автор, Женя Кац, в качестве иллюстраций использует сценки из жизни мышей. По всей видимости, это и определило название метода. С помощью мышематики ребенок учится замечать математику в быту и применять математические принципы в жизни.

Все абстрактные понятия вводятся после тщательной проработки на большом количестве воображаемых ситуаций. В результате математика становится простой и в буквальном смысле очевидной: визуальный канал восприятия включается на полную мощность.

Метод однозначно полезен для дошкольников и учеников младших классов. С неменьшим успехом можно применять его и при работе с детьми более старшего возраста. Из скучного набора цифр математика превращается в интересную игру, в которой ребенок получает удовольствие, а заодно осваивает состав числа, таблицу умножения, азы геометрии и логики.

Мышематика – это яркий пример того, как просто можно увлечь детей, если проявить интерес и фантазию. Мы смело рекомендуем данное направление и как полноценную программу дополнительного образования, и как способ разнообразить общение с ребенком.

6.9.7. Тренажеры для развития памяти, внимания и интеллекта


В последнее время появилось множество весьма эффективных тренажеров для тренировки внимания, памяти, счета и т. д. Главным их достоинством является геймифицированность: чтобы преуспеть в игре, надо проявить определенные навыки. Каждый из необходимых навыков можно тренировать отдельно – и это большой плюс. К тому же на обучение в форме игры времени тратится гораздо меньше.

К минусам подобных тренажеров отнесу не слишком качественные объяснения правил игры и отсутствие обратной связи. Ребенок не всегда в состоянии понять, что именно он делает не так и почему не может достичь желаемого результата. В целом тренажеры хороши для того, чтобы поддерживать форму, но капитально улучшить ее с их помощью вряд ли получится.

Из всего многообразия тренажеров могу выделить три: Битрейника, Викиум и MemoryMan. Первый задуман очень интересно и нравится мне своей красочностью. Последний, может, и уступает ему по уровню дизайна, зато гораздо более доступен. MemoryMan – это бесплатный тренажер, подарок, сделанный от чистого сердца, и только за одно это его создателям можно сказать огромное спасибо. Тем, кто хочет поддержать свою интеллектуальную форму с помощью тренажера, советую начинать именно с

MemoryMan, чтобы затем, имея опыт регулярных тренировок, оценить свои силы и выбрать наиболее подходящий.

Внутри каждого тренажера регулярно проходят соревнования. К сожалению, команды разных тренажеров не встречаются друг с другом, так что сравнить эффективность методик нельзя. Надеюсь, интеллектуальный спорт будет развиваться и такая возможность у нас появится.

6.9.8. Мнемотехника


Мнемотехника – очень древний инструмент интеллектуального развития. Но, несмотря на то что такая методика применяется уже более двух с половиной тысяч лет, ее полезные свойства до сих пор до конца не изучены. Мнемотехника – это искусство запоминания. Используя визуальный канал и ассоциативный ряд, человек может усвоить практически неограниченные объемы информации. Например, за несколько часов тренировок запомнить тысячу знаков числа пи после запятой или сто номеров мобильных телефонов. И не сделать при этом ни одной ошибки.

В основе данной методики лежит синхронизация работы правого и левого полушарий мозга, в результате чего логическая информация соединяется с образной. Мы запоминаем все, что видим вокруг себя, и это не требует от нашего мозга никаких дополнительных усилий. Наша способность обрабатывать визуальные сигналы обладает огромным ресурсом. И этот ресурс можно использовать не только для обработки полученной картинки, но и для запоминания информации.
УПРАЖНЕНИЕ

Возьмем простой пример. Испанское слово «калабаса» переводится на русский как «тыква». Но по звучанию похоже на колбасу. Представьте себе палку копченой колбасы, которую вы, как копье, втыкаете в тыкву. Тыквенный сок и семечки летят во все стороны, колбаса надежно застряла. Удерживая картинку, произнесите три раза вслух: «тыква‑калабаса». Через некоторое время проверьте, насколько хорошо запомнилось слово.
Точно так же можно уложить в памяти любую сложную последовательность. Попробуйте визуализировать мультфильм следующего содержания. Вы держите в руках большую пачку соли, размером с холодильник. Представьте, как соль шуршит между пальцами. Дальше в эту пачку соли мы вбиваем огромный магнит, он притягивает алюминиевую ложку, и неважно, что алюминий не магнитится. В этой ложке находится крем, в нем плавает рыба, у нее – большие уши с серными пробками. В эти серные пробки мы втыкаем хлопушки, они взрываются, и органы рыбы разлетаются по всей комнате.

Представили? Мысленно прокрутите весь этот мультфильм с начала до конца и обратно. Теперь давайте расшифруем, что же мы такое запомнили. Это третья строка таблицы Менделеева.


Каждый образ символизирует отдельный элемент: соль – натрий, магнит – магний, алюминиевая ложка – алюминий, крем – кремний, рыба – фосфор, уши с серными пробками – сера, хлопушки, которые втыкали в серу, – хлор, органы рыбы, которые разлетелись, – аргон.

Теперь, не подглядывая в книгу, повторите цепочку элементов. Пара прогонов – и вы будете воспроизводить их безошибочно. Главный плюс такой методики заключается в том, что, в отличие от зубрежки, она не выматывает и не приводит к выгоранию. Наоборот – заучивание любой информации превращается в творческий процесс.

Действуя таким образом, можно выучить всю таблицу Менделеева наизусть примерно за полчаса. После 30–60 часов подобных тренировок вы будете в состоянии без труда укладывать в памяти огромные массивы информации: например, в случае с таблицей Менделеева это будет не только последовательность элементов, но и все соответствующие им значки и атомные массы.

Мнемотехники бывают разных видов. Одни используют образы – они так и называются образными методиками или образным кодированием информации. Другие основаны на фонетике. Допустим, всем известный пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Мелодичную фразу легко запомнить, а потом – расшифровать заложенную в ней информацию.

Важно научиться не только использовать чужие мнемосхемы, но и придумывать их самостоятельно. Кстати, давайте проверим, как поживает наша тыква. Попробуйте представить образ тыквы, вспомните, что мы в нее воткнули, и слово «калабаса» всплывет в вашей памяти само собой.

Одним из достоинств мнемотехники является то, что она позволяет дисциплинировать воображение, сохраняя при этом его гибкость и вариативность. Воображение не ограничено какой‑либо одной формой. Наоборот, оно привыкает работать с разными образами и делать это только по указанию разума, не отвлекаясь и не думая об отдыхе.

Регулярные тренировки развивают интеллектуальную выносливость, навыки фокусировки и управления вниманием. Так что человек получает возможность работать в одном направлении и над одной конкретной задачей.

Мнемотехника основана на связывании визуальных образов. По тому же принципу работает механизм понимания в нейронных сетях нашего мозга: чтобы что‑то понять, нам требуется привязать новую информацию к старой. Вот почему подобные тренировки не только улучшают память, но и очень позитивно влияют на развитие мышления человека в целом. Не случайно глагол «соображать» описывает процесс мышления как связывание образов: «со» + «ображать» – то есть соединять образы.


Начинать осваивать мнемотехнику можно примерно с 5–6 лет и продолжать заниматься этим всю жизнь: у этого метода нет верхней планки. Самому взрослому студенту у нас в Advance было 93 года. Помню еще одного мужчину в возрасте 69 лет, который мог легко выучить тысячу иностранных слов за один день.

Мнемотехника улучшает кровообращение и питание головного мозга, то есть отлично работает для профилактики возрастных изменений и тяжелых недугов типа болезни Паркинсона и болезни Альцгеймера.

В мнемотехнике есть свое спортивное направление – в России, в частности, проводятся кубки по запоминанию, а также более масштабные соревнования, включающие мнемотехнику как одну из дисциплин. Интеллектуальный спорт – это особенное направление. Если эта тема заинтересовала вас, загляните на сайт Inchamp.ru.

ТЕСТ

Кстати, давайте проверим, что у нас осталось в памяти. Как будет «тыква» по‑испански? И какие элементы стоят в третьей строке таблицы Менделеева?

1. Нужно ли вам улучшить свою память?

2. Как часто вы ищете в Интернете одну и ту же информацию?

3. Как часто вы забываете купить что‑то в магазине?

4. Бывает, что вы не можете вспомнить, закрыли ли дверь и выключили ли утюг?


6.9.9. Скорочтение и эффективное чтение


Скорочтение и эффективное чтение – это родственные методики. Обе, как следует из названия, работают над повышением скорости и качества чтения. В первом случае основной акцент делается на скорости чтения, во втором – на оптимальном сочетании качества усвоения материала и скорости чтения одновременно.

Скорость чтения у человека развивается в начальной школе и очень незначительно вырастает после пятого класса. В дальнейшем скорость чтения, если ее отдельно не тренировать, остается неизменной. Причем она совершенно не зависит от числа книг, которые человек прочитал на протяжении своей жизни.

Во время чтения в мозге человека происходит огромное количество процессов: обработка картинки, вычленение из нее абстрактных символов, т. е. букв, перевод их из графического в смысловое значение и его визуализация. И все это – в режиме реального времени. Вот почему скорость чтения – это в некотором роде универсальный показатель скорости мышления человека. Как и любые другие психические процессы, скорость чтения можно тренировать.