Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 543

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В среднем человек читает не быстрее чем 300 слов в минуту. Но можно поднять этот показатель до 600–800 слов в минуту буквально за несколько месяцев. Если вы читаете всю свою жизнь, рассматривайте это как инвестицию, которая будет окупаться.

Еще пара фактов про чтение: люди, которые читают книги, всегда будут зарабатывать больше, чем те, кто смотрит телевизор. Дешевле прочесть книгу, чем прослушать ее аудиоверсию или пройти дорогостоящий курс.
ТЕСТ

1. Любите ли вы читать?

2. Сколько в среднем вам приходится читать в день (учитывая рабочую и художественную литературу, посты в соцсетях и т. д.)?

3. Приходится ли вам заставлять ребенка читать?

4. Читает ли ваш ребенок книги, не входящие в школьную программу?


6.9.10. Технологии работы с информацией – майнд‑техники


Майнд‑техникой называют совокупность приемов и инструментов, которые позволяют быстро учиться. Возникает вопрос: зачем учиться быстро? Почему нельзя делать это с обычной скоростью?

В детстве время стоит дешевле. Ребенок может потратить на учебу лишнюю пару лет, а взрослый, обремененный семьей и ипотекой, даже на пару недель не отлучится с работы. Человек, который учится быстро, планирует свою жизнь и заполняет ее всевозможными интересными занятиями, такими как спорт или художественное образование. В конце концов, он просто может провести больше времени с родными.

Привычка быстро учиться станет надежным подспорьем на всю жизнь: ведь именно такой человек сможет легко адаптироваться ко всем новшествам и изменениям, а значит, будет всегда востребован и защищен от сокращений.

Майнд‑техника позволяет учиться самостоятельно и очень эффективно, осваивая в среднем один учебник за три дня. Это направление является гордостью Advance. Мы взяли за основу майнд‑карты Тони Бьюзена29 и блок‑схемы выдающегося педагога‑новатора, академика Виктора Федоровича Шаталова30, и создали свою уникальную методику. Освоению майнд‑техники предшествует специальная подготовка.

В первую очередь мы проводим тренировки в области мнемотехники. То есть способность к пониманию формируется не на пустом месте, а на фоне специально созданных нейронных связей.

Кроме того, овладение майнд‑техникой невозможно без освоения теории множеств и теории классификации. Только после того, как человек знакомится с такими понятиями, как «объект», «множество» и «подмножество», наступает время простых операций. Теперь он может быстро классифицировать объекты внешнего мира. Например, стул – это объект, который относится к подмножеству «стулья», входящему в подмножество «мебель для сидения», которое, в свою очередь, относится к множеству «мебель».


Люди, которые читают книги, всегда будут зарабатывать больше, чем те, кто смотрит телевизор.

Затем мы даем студентам эффективный алгоритм обучения, основанный на методе последовательного приближения. Он называется «метод сита». «Сито» с основными нитями может выхватить для анализа только грубые элементы. Дальше оно становится все более мелким, и человек уже обращает внимание на нюансы и тонкости. Как это выглядит на практике? Сначала вы несколько сотен раз выполняете операцию классификации разных объектов. Потом переходите на более сложные – например, на формулы, определения и термины. Следующий этап – целые учебники. При этом вы сами выбираете их уровень сложности так, чтобы он соответствовал текущему уровню ваших компетенций.

Отдельно идет проработка навыка выделять главное и конвертировать массивы информации в мнемосхемы, пригодные для быстрого запоминания с помощью мнемотехники.

Конечно, вы можете упрекнуть меня в том, что я, как кулик, хвалю свое «болото». Однако до сих пор я не встречал ни одной более эффективной системы для тренировки комплексной способности к мышлению и пониманию. В качестве доказательства сошлюсь на более чем 12 тысяч детей, прошедших обучение по этой методике в Advance. Мы следим за их судьбами очень внимательно и имеем массу материала для сравнения.

Методики Advance, единственные из множества систем интеллектуального развития, которые системно включаются в школьную систему образования. Наш проект «Учись учиться» поддержан Агентством стратегических инициатив, рекомендован Смартекой и Навигатором образования при Минпросвещения. Первопроходцем в этом смысле стал Химкинский лицей (ранее Лицей № 17 г. Химки Московской области), где наши методики внедряются уже несколько лет. В 2019 году Лицей вошел в топ‑10 школ Московской области по качеству образования. Несколько десятков школ внедряют наши методики по всей стране, и количество школ постоянно увеличивается.

Разумеется, наша система имеет свои ограничения. Их всего два.

Во‑первых, ее надо осваивать только на практике. Сама по себе она навыком не станет. Здесь недостаточно знать – нужно уметь. Это как с плаванием, ездой на велосипеде или с вождением автомобиля: однажды выработанный навык останется с человеком навсегда. Все знают, что разучиться ездить на велосипеде или плавать практически невозможно. Не будем вникать в нюансы. Ясное дело, что тот, кто умеет плавать только в соленой воде или с надувным жилетом, навык не выработал и при попадании в пресную воду, да еще без жилета, испытает сильный стресс. Договоримся, что речь идет о реальных навыках, которые нельзя ни сломать, ни потерять.



Второе ограничение – возраст. Майнд‑техники требуют определенного уровня развития частей мозга, отвечающих за абстрактное мышление, поэтому обучение по этой методике можно начинать примерно с 12‑летнего возраста. Впрочем, сейчас все чаще появляются дети, которые уже в свои 8–9 лет спокойно усваивают данный метод. Как правило, их родители имеют высокий уровень интеллектуальной культуры и грамотно подходят к развитию ребенка. Однако, по моему мнению, в спешке нет никакой необходимости. В раннем возрасте лучше посвятить время развитию памяти, спортивной и художественной подготовке, изучению языков. И обеспечить ребенку полноценный отдых. Только в этом случае он научится радоваться жизни.

6.9.11. Скоростная сборка кубика Рубика. Спидкубинг


Венгерский архитектор и инженер Эрне Рубик в 1974 году придумал свой знаменитый кубик. Для многих эта головоломка стала настоящим интеллектуальным вызовом, заставляющим почувствовать, что значит «напрячь мозг». За последние полвека появилось множество модификаций кубика Рубика, но самой популярной по‑прежнему остается базовая версия: три ряда по три элемента на каждой грани.

Соревнования по скоростной сборке кубика Рубика проводятся по всему миру. Этот вид спорта получил название спидкубинг. Дважды чемпионом Европы становился россиянин, Сергей Рябко, который в 2019 году смог поставить рекорд по единичной сборке – 6,03 секунды.

Чем полезен спидкубинг? Какие навыки он развивает?

В первую очередь – внимание: во время сборки необходимо удерживать в памяти большое количество переменных. Кроме того, развивается пространственное мышление. И еще – мелкая моторика, поскольку вращение кубика на большой скорости требует множества асинхронных, высокоскоординированных движений пальцами обеих рук.

К сожалению, мы не знаем, как именно влияет спидкубинг на эффективность человека в различных сферах его жизни. На сегодняшний день нет ни достаточной статистической базы, ни результатов официальных исследований на этот счет. Однако польза тренировки внимания и пространственного мышления сомнению не подлежит.

6.9.12. Изучение иностранных языков


Изучение иностранных языков всегда считалось отличным способом взбодрить мозг. Исследования подтвердили, что в процессе обучения создаются новые нейронные связи. Более того, люди, владеющие иностранными языками, в пожилом возрасте гораздо реже страдают от болезни Альцгеймера либо переносят ее легче.


В отличие от других методов интеллектуальной тренировки, которые могут показаться абстрактными, изучение языка имеет чисто практическое применение. Вы можете общаться, читать книги, знакомиться с культурой другой страны. Еще один весомый аргумент – существенная прибавка к зарплате. В среднем тот, в чьем арсенале есть хотя бы один иностранный язык, зарабатывает на 20 % больше.

Люди, владеющие иностранными языками, всегда считались более грамотными. И этому есть объяснение. Речь человека относится к высшей нервной деятельности. Развивая ее, мы одновременно развиваем мозг. Владение одним языком требует определенного количества интеллектуальных ресурсов, владение двумя – вдвое большего. О том, как бедность речи влияет на способность к абстрактному мышлению, умение воспринимать время и планировать будущее, мы уже упоминали на примере амазонского племени пирахан. Почитайте на досуге книгу Дэниела Эверетта31 «Не спи – кругом змеи. Быт и язык индейцев амазонских джунглей»: вы найдете там массу интересных фактов о том, как речь формирует картину мира.

Итак, мы считаем, что изучать иностранные языки полезно, важно и нужно – не случайно им отведено важное место в деятельности Advance. Но когда следует начинать? В каком возрасте можно вводить ребенка в новое языковое пространство?

На этот вопрос однозначного ответа нет.

Билингвизм и раннее изучение языка тесно связаны с началом глобализации. Особое распространение они получили в результате массовых переселений ХХ века. Соответственно, первые серьезные научные работы, посвященные этой теме, появились лишь в середине и конце прошлого столетия. Надеемся, что в ближайшее время следует ожидать более масштабных исследований с использованием технологий big data. В рамках наших программ мы периодически сталкиваемся с детьми из двуязычных семей – так называемыми билингвами. Мы не анализируем их коммуникативные или культурные особенности. К тому же выборка наша не претендует на звание релевантной. Однако мы все же можем отметить общие закономерности развития, которые объединяют этих детей. Билингвы медленнее осваивают технологии запоминания. Притом что с точки зрения характеристик внимания существенных отличий у них нет. Им сложнее даются классификации и базовые логические операции со множествами, а также другими элементами, на которых в наших программах строится работа с определениями.

У нас есть собственные гипотезы на этот счет. Разумеется, они не являются истиной в последней инстанции. Однако все чаще в научных изданиях появляются статьи, авторы которых излагают схожие идеи. Речь в них идет о «деромантизации» билингвизма.


Так в чем же дело? Проблемы с классификациями, вероятнее всего, связаны с тем, что в процессе развития этих детей фактически отсутствовал этап соответствия «предмет – понятие». Психика ребенка развивается по определенной схеме. На первом этапе он учится опознавать предметы, которые его окружают: слово «стол» накрепко связано для него с образом конкретного стола, за которым он обедает. Позже начинается этап создания множества, когда «стол» – это уже не один предмет, а несколько, но выполняющих те же функции и похожих внешне. То есть элемент А, похожий на элемент Б, который относится к множеству «столы», будет тоже помещен в то же множество.

На следующем этапе мышление ребенка учится выстраивать более сложные конструкции с подмножествами: например, «столы» теперь делятся на «детские столы», «письменные столы», «компьютерные столы» и т. д.

Наша гипотеза относительно билингвов состоит в том, что они сразу оказываются в ситуации, когда предмет один, а буквосочетаний, которые его обозначают, – два: стол и table. Мышление ребенка работает иначе, оно не проходит стандартного «конвейера сборки». И потом, при обычном подходе, дает сбои.

Полагаю, что проблемы билингвов, связанные с методиками запоминания, имеют ту же природу. Фактически все мнемотехнические техники основаны на визуализации предмета и совершении с ним определенных действий. У билингвов на этом этапе возникают затруднения, и на его отработку они тратят в 1,5–2 раза больше времени.

Мы не знаем, сталкиваются ли с подобными проблемами наши коллеги, занимающиеся развитием когнитивных навыков у детей. И насколько умение говорить на двух языках с раннего детства компенсирует все эти сложности. Но свое мнение относительно того, когда надо начинать изучать иностранный язык с детьми, у нас все же есть.

Мы считаем, что это должно происходить не раньше, чем у ребенка будет сформирована речь на родном языке. Под сформированной речью мы подразумеваем наличие базового словарного запаса и владение основными грамматическими конструкциями. Обычно у детей это происходит к 5–6 годам. Некоторым родителям кажется, что это слишком поздно для того, чтобы в совершенстве выучить язык. Но разве мало вы видите людей, которые начали осваивать иностранные языки гораздо позже и достигли в этом деле совершенства? И наоборот, огромное количество детей, которые владеют национальными языками помимо русского, то есть тоже являются билингвами с рождения, как правило, отстают в освоении школьной программы. Наше мнение, что ни в коем случае не стоит создавать условия для билингвизма специально, то есть вести ребенка в детский сад с иностранными воспитателями не стоит категорически, но если билингвизм неизбежен, то старайтесь, чтобы дома все говорили с ребенком на одном языке. Неважно, будет это язык семьи или язык страны проживания, и совершенно неважно, какой это будет язык, из какой языковой группы, важно, чтобы он был один.