Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 522

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6.9.13. Критическое мышление, зачем оно нужно и как его развивать


Критическое мышление называют одним из главных навыков ХХI века. Это способность обрабатывать информацию на ранних стадиях ее получения и выделять из нее ложную. Критическое мышление работает как бортовой компьютер в автомобиле – он не подменяет навигатор, зато показывает время и температуру, считает расход топлива до цели, напоминает про дозаправки, позволяет менять маршрут в случае пробок или аварий. В общем, штука полезная.

Мы живем в мире фейковых новостей. И на них надо как‑то реагировать. Потому что фейковые новости порой касаются вещей очень серьезных. Помните массовые протесты с требованием запретить дигидрогена монооксид?

Изначально это была мистификация, научная шутка, придуманная, чтобы показать, как отсутствие школьных знаний может привести к панике. У истоков розыгрыша стояли студенты Калифорнийского университета и Крейг Джексон, который в 1994 году создал вымышленную организацию, призывающую запретить использование этого вещества на всех уровнях.

О таинственном химикате сообщалось следующее:

• он бесцветен, не имеет ни вкуса, ни запаха;

• используется в ядерных реакторах, химических и биологических лабораториях и при производстве пестицидов;

• его добавляют в пищу;

• он является основной составляющей кислотных дождей;

• способствует возникновению эрозии почвы;

• длительный контакт с химикатом в его твердой форме приводит к серьезным повреждениям кожи человека;

• контакт с газообразной формой химиката приводит к сильным ожогам;

• вдыхание даже небольшого количества химиката грозит смертельным исходом;

• химикат обнаружен в злокачественных опухолях, нарывах, язвах и прочих новообразованиях;

• химикат развивает зависимость: жертвам при воздержании от потребления химиката грозит смерть в течение 168 часов;

• полностью очистить воду от этого химиката невозможно.

Далее следовал вполне логичный вывод, что этот яд опасен. Многие люди возмутились и даже вышли на демонстрацию перед Белым домом. Каково же было всеобщее удивление, когда оказалось, что дигидрогена монооксид – это простая вода! Фактически в ее описании не было ни слова лжи: вода используется везде, вызывает повреждения кожи в твердом состоянии и ожоги – в газообразном. Дышать ею нельзя, и зависимость действительно наблюдается: прожить без воды больше 168 часов человек не может.


Люди, не обладающие критическим мышлением, принимают на веру любую информацию. Они слепо верят авторитетам, а объединившись с себе подобными, становятся похожими на стадо овец, послушно бредущих за пастухом. Такими людьми легко манипулировать. Это прекрасно понимают те, кто стоит у власти: одни этим пользуются, другие пытаются решить проблему. Идет борьба с фейковыми новостями – даже законы соответствующие принимаются. Но закон сам по себе еще не гарантирует информационную безопасность. Да и принять любой закон намного проще, чем развить критическое мышление у населения всей страны.

В России есть свой печальный опыт в области фейков. Именно отсутствие критического мышления сыграло в свое время на руку создателям финансовых пирамид. Вспомним хотя бы знаменитую пирамиду «МММ». Организация, нарушающая все законы физики, извлекающая добавленную стоимость из пустоты, а точнее – за счет привлечения новых вкладчиков, не может существовать долго. Рано или поздно она обвалится. Многим вкладчикам был понятен принцип ее работы. Более того – они могли просчитать последствия. Но тем не менее надеялись на чудо обогащения без усилий. Чудо случилось, но со знаком минус. Миллионы людей потеряли если не все, то очень многое. Научил ли их чему‑нибудь этот опыт? История показывает, что нет. Когда 10 января 2011 года Сергей Мавроди объявил в своем видеоблоге о создании нового проекта «МММ‑2011: Мы Можем Многое!», люди вновь выстроились в очередь. И это притом что Мавроди изначально назвал свой проект финансовой пирамидой и предупредил о возможной потере средств в любой момент. Но более 10 миллионов человек как ни в чем не бывало снова решили сыграть в эту игру.

О чем это говорит? Лишь о том, что за почти 15 лет навык критического мышления у людей не сильно развился, и потому даже однотипные обманы легко проходят через фильтры восприятия.

Мы уделяем столько времени и сил интеллектуальному развитию ребенка в надежде, что в своей взрослой жизни он будет социально эффективным. Но тренировке критического мышления надо уделить особое внимание, иначе все заработанное своим трудом он вложит в очередную финансовую пирамиду или биткоиновый стартап. Или просто наберет кредитов больше, чем следовало, и будет отдавать все свои средства, платя по процентам. Кстати, многих родителей это тоже касается.

Дети особенно беззащитны перед фальшивками. И не каждая из них оказывается хитроумным, но безобидным розыгрышем вроде дигидрогена монооксида. Наверняка многие из вас слышали про сообщество «Синий кит», посредством соцсетей культивировавшее аутоагрессию и провоцировавшее суицидальное поведение у подростков. На людей с развитым критическим мышлением и правильной структурой ценностей такие трюки не действуют. И потому тренировки по развитию критического мышления можно рассматривать как своего рода инвестицию: вы защищаете ребенка от сторонних посягательств.



Почему же у некоторых людей отсутствует критическое мышление? Во многих случаях это является следствием применения к ним в детстве негативной мотивации.

Основная проблема развития критического мышления заключается даже не в неспособности человека анализировать информацию, а в том, что он боится выражать свои мысли вслух. Строгое воспитание, построенное по принципу «ребенок должен слушаться своих родителей», школа, где ему внушают, что «учитель всегда прав, с ним спорить нельзя»… Со временем такая позиция становится привычкой, так что даже внутреннего импульса к тому, чтобы засомневаться во мнении большинства, не возникает. Это как обратная рекурсия: отражение одного зеркала в другом создает бесконечный тоннель, выбраться из которого невозможно. В результате мы получаем человека с полным отсутствием критического мышления.

Как это изменить?

Для начала – решить, действительно ли вы хотите изменений. Можно же отложить все до лучших времен или понадеяться на школу и СМИ. Только помните, что без развитого критического мышления защиты у ребенка не будет.

Допустим, вы поняли, что критическое мышление надо развивать. Здесь есть два варианта. Первый – собственно развитие, и второй – исправление прежних ошибок. Если мышление ребенка уже «забито», то процесс его восстановления займет очень много времени. Но пытаться все равно надо.

В первую очередь начните выстраивать партнерские, равноправные, уважительные отношения с ребенком. Этому помогут простые правила:

1. Выслушивать ребенка до конца. Не перебивать, даже если вам уже все понятно. Попробуйте вспомнить: сколько раз вы перебиваете ребенка в течение одного разговора? Поставьте себе задачу хотя бы три дня не делать этого. Постарайтесь вовсе отучиться от этой привычки.

2. Не спорить с ребенком, а задавать ему вопросы. Например, спросите «Учел ли ты это и это?», вместо того чтобы просто сказать «Ты не прав». Очень полезное упражнение и отлично дополняет предыдущее.

3. Отвечать на вопросы ребенка, даже если они кажутся вам странными: «Есть ли у пингвинов колени?» (да, есть) или «Почему человек зевает?» и т. д.

Если вы не знаете ответ, честно признавайтесь в этом. В идеале – обсудите с ребенком, где эту информацию можно найти: в энциклопедии, словаре, справочнике. Не надо сразу идти в Google – легко полученное мало ценится. Пусть лучше дома будет Большой энциклопедический словарь, а в семье – традиция искать в нем значения неясных слов. Сначала ребенок будет делать это вместе с родителями, а потом – самостоятельно.


4. Поощрять все вопросы ребенка и его стремление разобраться в той или иной ситуации, даже если она очень сложная.

5. Если ребенок прав, всегда признавать это. Более того, целенаправленно создавать ситуации, когда правы не вы, а ребенок, и приучать его аргументировать свое мнение.

Основная проблема развития критического мышления заключается в том, что человек боится выражать свои мысли вслух.

Чтобы понять, может ли ваш ребенок применять критическое мышление, свободен ли он или забит, ответьте на следующие вопросы.
ТЕСТ

1. Как часто ребенок с вами спорит?

2. Как вы к этому относитесь? Считаете, что это хорошо, потому что он проявляет себя и учится аргументировать? Или думаете, что он капризничает?

3. Когда ребенок с вами спорит, он пытается аргументировать свое мнение или просто на нем настаивает?

4. Аргументируете ли вы свои мысли? Вы уверены, что ребенок понимает важность вашей аргументации?

5. Продолжает ли ребенок отстаивать свою точку зрения после первого отказа?

6. Как часто вы отказываете ребенку без объяснения причин или с аргументацией «я так сказал»? Никогда, раз в неделю, каждый день, чаще?

7. Дослушиваете ли вы ребенка до конца, если его мысль вам ясна?

8. Как вы отвечаете на вопросы типа «Почему вода мокрая?»

9. Как часто вы просите ребенка «не задавать глупых вопросов»?

10. Часто ли вы говорите слово «заткнись»?

11. Как часто вы говорите «Я не знаю»?
Пока мы маленькие, нас учат ходить и говорить, а когда вырастаем – сидеть и молчать. Этот афоризм наглядно показывает всю парадоксальность общепринятой системы воспитания. Корректировать ее можно и нужно. Иначе жизнь наших детей будет полна противоречий.


Наши преподаватели проходят специальную подготовку, в ходе которой учатся отвечать на вопросы детей и отрабатывать их возражения. Столкнувшись с первыми трудностями, ребенок говорит: «Это невозможно». Доказать обратное педагог может только на собственном примере. Поэтому любую методику мы прежде всего проверяем на себе. В большинстве случаев все «невозможное» оказывается не только достижимым, но и весьма полезным.

УПРАЖНЕНИЕ

Создайте ситуацию, где вы не правы. Пусть для ребенка это будет очевидным. Ситуация может быть любой: например, вы можете случайно перепутать день недели.


Понаблюдайте: поправит ли вас ребенок? А если нет, то как он будет себя вести? Допустим, ребенок заметил ошибку, но ничего не сказал – это тревожный знак, свидетельствующий о том, что его критическое мышление уже изрядно «забито».

Намеренно делая ошибки и мотивируя ребенка отмечать их, вы развиваете его способность коммуницировать и давать обратную связь. Это очень полезный навык, особенно на начальных этапах работы. В дальнейшем особое внимание надо будет уделять аргументации: вам предстоит научить ребенка не только высказывать свое мнение, но и обосновывать его.

УПРАЖНЕНИЕ

Следующее упражнение – увлекательная игра, в которую вы можете включить ребенка в любой момент. Например, вы идете по улице, видите кошку и говорите: «Смотри, какая отличная собака!» Ребенок, если он еще не затюкан фразой «Не спорь с родителями», возразит, что это не собака, а кошка. «А почему ты думаешь, что это кошка, а не собака?» – должны спросить вы. Пусть объяснит, как сможет: сошлется на внешние отличия или скажет: «Потому что она говорит “мяу”». Каким бы ни было это объяснение, примите его и похвалите ребенка.

Вся эта игра занимает не более пяти минут, и вы можете возвращаться к ней сколько угодно раз. Постепенно увеличивайте уровень сложности, задавайте ребенку больше вопросов. Не удовлетворяйтесь короткими объяснениями. Скажите, например, что у кошки, как и у собаки, есть четыре лапки, голова и ушки. Попросите его аргументировать точнее: ушки другой формы, голова другого размера и т. д. Это упражнение развивает словарный запас, активизирует участки мозга, отвечающие за речь и аргументацию. А главное – учит ребенка отстаивать свою точку зрения.
Надеюсь, мне удалось убедить вас в том, что развитие критического мышления необходимо. Оно помогает человеку быть более эффективным в жизни. Впрочем, есть у него и свой минус: научившись аргументированно отстаивать свою точку зрения, ребенок будет пользоваться этим навыком постоянно. И в некоторых случаях родителям придется признавать свою неправоту. Не надо этого бояться. Признание неправоты – необходимый шаг на пути любого развития. Мы с вами много говорили о самокритичности и рефлексии – считайте любой спор упражнением на тренировку этих навыков. Поощряйте ребенка проявлять критическое мышление и выражать свое мнение. Это гарантия его успешного будущего.