Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 531

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В заключение напомню вам про эксперимент с соленой кашей. Мы говорили о нем, когда разбирали мотивацию принадлежности к группе. Теперь посмотрим на происходящее под другим углом. Для тех, кто пропустил эту главу, расскажу еще раз. Мы взяли две большие тарелки каши. Правую посыпали сахаром, левую – солью. Троим дошкольникам мы дали попробовать сладкую кашу, еще двоим – соленую. И спросили, какова каша на вкус. Первые трое честно ответили: каша сладкая. И те двое, кому досталась соленая каша, посмотрев на других, тоже сказали: сладкая. Мы видели, как они морщатся и не хотят есть, но все равно говорят: каша вкусная. Самое примечательное, что, когда экспериментатор предлагал брать добавку, раз каша вкусная, дети послушно соглашались.

Если у вас еще остались сомнения по поводу необходимости развития критического мышления, считайте этот рассказ весомым аргументом. Чтобы ребенку не пришлось всю жизнь есть соленую кашу, вместо того чтобы заниматься тем, что ему нравится, учите его выстраивать отношения с миром.

Он должен уметь вести диалог, аргументировать и выражать свою волю, иначе вы получите несчастного человека, который владеет единственным искусством – приспосабливаться.

Про критическое мышление можно говорить очень долго: это тема для отдельной книги. Но и сказанного в этой главе для начала достаточно. Помните, что этот навык, равно как и навыки сложных видов мотивации, не дается человеку с рождения. Его надо осознанно развивать. Только в этом случае вырастет поколение людей, умеющих фильтровать информацию, а не думать, что «раз показали по телевизору – значит, правда».

Навык говорить нет как способ проявлять критическое мышление

Умению говорить нет посвящено множество книг. На эту тему проводят тренинги. Это чрезвычайно важный навык, который затрагивает как внешние, так и внутренние стороны жизни человека. Одно дело сказать нет вкусному пирожному или интересному сериалу, другое – «токсичным» людям, ненужным разговорам, дополнительным нагрузкам на работе. Казалось бы, какое все это имеет отношение к дополнительному образованию? Просто умение говорить нет – это один из способов проявлять критическое мышление. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок овладел этим полезным навыком, относитесь к его «нет» и «не хочу» с уважением. Никогда не переламывайте его силой. Меняйте его мнение аргументацией, а не принуждением. Для развития активной части критического мышления необходимо добровольное согласие.


Чтобы ребенку не пришлось всю жизнь есть соленую кашу, вместо того чтобы заниматься тем, что ему нравится, учите его выстраивать отношения с миром.


6.10. Акцент на прикладной характер навыков



6.10.1. Ремесленные и профессиональные кружки


Ремесленные и профессиональные кружки имеют много общего с художественными. Но главное их отличие – это ощущение реальной пользы от вещей, созданных своими руками. Ценным является понимание этапности в достижении результата. Умение видеть изделие в заготовке и понимание, что должно пройти несколько разных циклов обработки прежде, чем изделие станет окончательным. Например, чтобы получить глиняную кружку, глину сначала размачивают, добиваясь пластичности, потом придают форму, потом сушат и в завершение обжигают. В личном развитии и в жизни часто для достижения результата нужны противоположные по сути действия, но соответствующие своему этапу. Прочувствовать это на своем опыте очень важно.

Некоторые ремесленные мастерские имеют еще и собственную систему сбыта, что позволяет ученикам зарабатывать. Все это положительно влияет на детскую самооценку.

6.10.2. Военно‑патриотическая подготовка, ДОСААФ, ГТО, охотничья и военная подготовка


Это очень неоднозначное направление. С одной стороны, здесь просматривается явная связь с ремесленными навыками. Но с другой стороны, любая охота, защита или нападение связаны с осознанным причинением вреда другим живым существам. На эмоциональный интеллект ребенка это может повлиять негативно и даже привести к отклонениям в психическом развитии.

Южноамериканские индейцы перед охотой извинялись перед духом животного за то, что придется его убить. И убивали не для развлечения, а из необходимости. В современном мире убийство – это часть игры, если мы не говорим об освоении ремесла, необходимого для выживания в определенной местности. Ребенок, которого учат охотиться, рано или поздно встанет перед выбором: либо он будет сочувствовать животному, либо подавит свои эмоции. В первом случае развитый эмоциональный интеллект скажет ему, что убивать нельзя, и ребенок забросит это занятие. Во втором случае найдет множество оправданий вроде «Это сделало меня мужчиной», «Человек, умеющий стрелять, – это опора общества» и т. д. Никаких моральных терзаний у такого человека не будет, но и спектр душевных состояний сильно сузится. Понять тех, кто выбирает ненасилие, ему будет трудно.

6.10.3. Работа и подработки



Звучит странно, но работа в детском возрасте – это еще один вид дополнительного образования. С финансовой точки зрения, если, конечно, речь не идет о выживании, работать ребенку нет никакого смысла. Он принесет намного больше пользы, разгрузив родителей от работы по дому. Однако опыт трудовой деятельности даст ребенку преимущество во взрослой жизни и создаст ему дополнительную мотивацию.
Кейс

Один мой друг, так же как и я, начал работать с 8–9 лет. Дело происходило в суровые девяностые, когда все выживали как могли. К 14 годам мой друг имел наглядное представление обо всех видах низкоквалифицированного труда, так что в мотивациях вроде «учись, а то станешь дворником» необходимости не было. Все нужные выводы мой друг сделал сам. Сначала он понял, что быть чернорабочим в тепле лучше, чем на улице. Потом осознал, что чем квалифицированней труд, тем больше за него платят. И после этого – обнаружил в себе неиссякаемое желание учиться и развиваться, которого хватает ему по сей день. Поначалу это была мотивация избегания негативных факторов, но со временем она превратилась в мотивацию достижения целей и реализации собственных интересов.
Работа официантом и уборщиком создаст ребенку мотивацию учиться и подарит первый социальный опыт. Это будет опыт общения с руководством, самостоятельного выстраивания внешних связей и многого другого. Поэтому очень важно, во‑первых, не вмешиваться в процесс получения этого опыта, а во‑вторых – объяснять ребенку, что и почему с ним происходит.

Расскажу вам еще одну историю. К моему другу на собеседование пришли бабушка с внучкой. Внучка претендовала на позицию дизайнера, и ее работы предварительно были оценены довольно высоко. Однако в присутствии бабушки она буквально боялась раскрыть рот. Бабушка мало разбиралась в предмете, зато на все имела свое четкое мнение. Мой друг искал дизайнера, а не бригаду из двух человек, к тому же самостоятельность такого специалиста вызывала большие сомнения.

Другой пример: однажды меня попросила о трудоустройстве выпускница нашего курса «Учись учиться». Она показала мне свои аккаунты в «Инстаграме» и «ВКонтакте». Оказалось, что за последние пару недель девушка собрала более тысячи подписчиков, публикуя статьи о нашем образовательном центре и разбирая на майнд‑картах основную маркетинговую литературу. Мог ли я отказать такому человеку? Разумеется, нет.


Если ребенок хочет работать, вы можете только направить его, но не вмешиваться в процесс напрямую. Варианты, в которых заложен даже минимальный риск, надо отсеять сразу. Например, в девяностые расклейка объявлений считалась нормальной разновидностью детского труда. Сегодня это административное нарушение, за которое предусмотрена ответственность. Отправлять ребенка на подобного рода «промысел» однозначно не стоит.

Если есть такая возможность, пристройте его к знакомым, но попросите их отнестись к нему, как к другим взрослым работникам. Пусть проведут с ним собеседование, честно дают обратную связь и даже уволят в случае, если он не будет соответствовать заявленным требованиям. Ваша задача – разобрать полученный опыт и объяснить ребенку, почему с ним произошли те или иные события. Так вы поможете ему избежать повторения ошибок в следующий раз.

6.11. Акцент на положительные эмоции от деятельности


Есть еще один, совершенно особенный вид деятельности – отдых. Как говорится, делу время, потехе час. И этот «час» у ребенка должен быть обязательно. Пусть тратит его на себя и делает все, что приносит ему положительные эмоции: смотрит телевизор или сериалы в Интернете, идет в кино или просто лежит на диване. Выделите на отдых не менее часа в день. Очень рекомендую ввести правило неприкосновенности этого времени и не ограничивать его без уважительной причины. Кстати, логично, чтобы и у родителей тоже было «свое» время: например, ежедневно после 23.00 дети все свои вопросы решают сами, а если не могут решить – идут спать.

Некоторые родители хотят, чтобы ребенок был занят каким‑то делом постоянно. Мы с вами уже говорили, к чему ведет такое стремление. Вы не получите ничего, кроме неврозов. Взрослея, ребенок будет не в состоянии ставить себе цели самостоятельно, и из него вырастет лишь посредственный исполнитель. Ваша задача – научить ребенка планировать свое время. Пусть заранее представляет, какие эмоции он получит от отдыха. Между ожиданием радости и самой радостью существует огромная разница. Доказано, что с гормональной точки зрения ожидание радости влияет на нас гораздо сильнее.