Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 519
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Николай Александрович Ягодкин Александр Николаевич Згода
Энциклопедия детской мотивации
Николай Ягодкин, Александр Згода
Энциклопедия детской мотивации
Отрицательная и положительная мотивация
Психологические проблемы в жизни ребенка
Вместо предисловия к заключению – пирамида Дилтса
Существует такое понятие, как «заппинг» – пустое, бесцельное переключение каналов в поисках чего‑то интересного. Можно, конечно, проводить время и так. Но по‑настоящему яркие впечатления человек получает только от хорошо спланированного и грамотно организованного отдыха – например, поездки или интересной игры. В любом случае это должна быть активная деятельность, а не тупое ожидание чуда. Объясните все это ребенку, а еще лучше – покажите на собственном примере.
И здесь нас подстерегает еще одна весьма распространенная ошибка: мерить ребенка по себе и не прислушиваться к его желаниям. Мы не всегда знаем, «как лучше». Возможно, он хочет походить по парку, а не ехать сплавляться на байдарках. Или вообще не хочет гулять, а мечтает просто выспаться. А пропалывание грядок на бабушкиной даче вообще не считает за отдых. Дайте ему право выбора и не продавливайте свое мнение.
Компьютер, Интернет, игры, гаджеты – используйте их как валюту. Не выдавайте в неограниченном количестве. Объясните ребенку, что все эти радости стоят денег и их появление в его жизни надо заработать. Самый простой способ сделать это – добровольно взять на себя часть обязанностей по дому. Получается следующая схема: ребенок покупает возможность наполнить свой отдых тем, что ему интересно, внося свой вклад в обустройство дома.
Парадоксально, но факт: люди, возглавляющие списки Forbes, были не слишком избалованы в детстве. Родители обеспечивали их всем необходимым, но за любые дополнительные блага приходилось «платить». В результате такой стратегии ребенок четко усваивает простую истину: все, чем он владеет, является результатом его труда.
Часть 7
Психологические проблемы в жизни ребенка
7.1. Что такое вытеснение эмоций и почему это плохо
Однозначного понимания того, как работает психика человека, нет. В результате бесчисленных научных экспериментов были выведены основные модели поведения и описаны схемы работы человеческого сознания. Очевидно, что все психологические процессы подчинены определенной логике. Проявления психики закономерны, ее нарушения – тоже.
Мы с вами будем намеренно говорить простым языком, чтобы сделать содержимое этой главы доступным максимально широкому кругу читателей. К сожалению, сегодня найти качественную научно‑популярную литературу в области психологии непросто. Продвинутые родители знают, где искать дополнительную информацию. Для остальных постараюсь изложить главные тезисы.
Как правило, психологические проблемы связаны с различными травмирующими ситуациями. У каждого из нас есть свои травмы, и мы обязательно к этой теме вернемся. Но сейчас давайте попробуем представить себе совершенно здорового человека. Это во всех смыслах идеальный персонаж, настоящий Геркулес – как физически, так и эмоционально. Думаете, такое возможно? Реально ли, что ни разу в жизни ему не придется испытать ни сильной радости, ни большого горя? Сможет ли он всегда находиться в полном покое? И согласны ли мы с тем, что полный покой – это то, к чему должен стремиться человек? Оба раза – вряд ли. Значит, психологическое здоровье нашего Геркулеса зависит не от отсутствия в его жизни эмоций, а от того, как он с ними справляется. Свои радости и горести у него есть. Но, пережив их, он сохраняет душевное равновесие и обретает новый опыт.
Получается, психологическое здоровье – это умение оставаться собой, не позволять своей машине ломаться на крутом повороте. Знать, что сложности на самом деле обогащают нас – как минимум делают сильнее.
Что происходит с нами в реальности? Ошибки и повреждения накапливаются, так что в какой‑то момент наша «машина» вообще перестает ехать. Начинается лень, депрессия и различные виды аутоагрессии – от желания «напиться и забыться» до суицида.
Откуда берутся ситуации, ломающие нас, и с какого момента мы начинаем их копить? Многие исследователи полагают, что даже мысли матери об аборте или ее страх, что она мало зарабатывает, плохо питается и может не доносить ребенка, уже являются для него травмирующей ситуацией.
Дальше – больше. Представьте себя на месте ребенка, который проснулся ночью, а рядом нет мамы. У вас начинается паника: мир рухнул, и шансов выжить нет! Вы принимаетесь реветь от этой экзистенциальной боли, и не просто реветь, а биться в истерике от ужаса. Но ведь на самом деле ничего страшного не произошло: мама просто вышла из комнаты.
Усугубим ситуацию: ребенок долго не засыпает, много и часто болеет, и выйти с ним из дома практически невозможно. Когда он наконец угомонился, мама выскользнула в магазин. Ребенок проснулся и проплакал целых 20 минут. Здесь я хочу вам напомнить, что дети воспринимают время иначе. За 20 минут он успел пережить эмоции, подобные тем, которые описывал Достоевский, повествуя об ожидании казни. Только, в отличие от Федора Михайловича, с его в высшей степени развитым рефлексирующим аппаратом, ребенок такими инструментами еще не обладает. А потому переживает по‑своему – искренне и болезненно. Потом мама вернется и успокоит его, но страх, что подобная ситуация может в любой момент повториться, останется. Теперь он будет плакать просто так, чтобы мама далеко не отходила, и болеть, по той же причине, тоже станет чаще.
Основы психики ребенка формируются примерно до трех лет, и различного рода травмы оказывают на нее свое влияние. Это неизбежный процесс, который не в силах остановить даже самая заботливая мама. Вопрос в том, почему одна и та же ситуация станет травмирующей для одного ребенка и пройдет незамеченной для другого. Возможно, причины кроются в генетике? Когда‑нибудь ученые разберутся и с этой проблемой. Но пока нам просто остается признать: элементы дисгармонии присутствуют в психике любого человека. Наша задача – научиться с ними жить.
7.2. Алгоритм разбора неудачи (учебной/жизненной) с ребенком
Итак, все наши психологические проблемы являются следствием каких‑либо травмирующих событий. Одной из таких травм может стать неудача. Как пережить ее и вновь обрести мотивацию? Предлагаю вам алгоритм, с помощью которого вы сможете разбирать все, что происходит в жизни ребенка, – и хорошее, и плохое.
Вопреки утверждениям всевозможных просветленных гуру о том, что мы сами, одной только силой мысли, создаем свою Вселенную, это не совсем так. Проблемы случаются. Они приходят как незваные гости, и мы не выбираем, кто к нам придет и когда. Но то, как встретить этих гостей
, зависит только от нас. Объясните ребенку, что каждая ситуация требует от него проявления определенных качеств. Помните, мы с вами уже говорили о них в главе про плюс‑подкрепления?
Психологическое здоровье – это умение оставаться собой.
Проанализируйте: какие качества проявлял ребенок до этого разговора и как он действует сейчас? Какое поведение он считает правильным? Подумайте, какие качества проявил бы в похожей ситуации его герой или человек, на которого он равняется. А может ли он поступать так же – пусть и на своем, примитивном уровне? Что надо сделать, чтобы стать лучшей версией себя?
Иногда в ответ на любые расспросы ребенок отвечает: «Мне плохо, оставьте меня в покое» и т. п. Скажите ему, что вы уважаете его желание. Если ребенку нужно время – дайте его.
Ситуации бывают разные. В психологии есть такой термин – «горевание». В зависимости от тяжести ситуации горевание может занять от нескольких дней до года, и это нормально. Но дети эмоциональнее взрослых, их психика более пластична. Поэтому, если вы видите, что ситуация травмы оказалась слишком глубокой и справиться с ней самостоятельно ребенок не может, проконсультируйтесь с психологом. Причем на первый прием лучше идти без ребенка.
Задача психолога – помочь ребенку полностью, без остатка, пережить эмоции, которые он пытается вытеснить за грань сознания. Это все равно что вынимать занозу: процесс болезненный, но в итоге приходит облегчение.
7.3. Про буллинг: как ему противодействовать и как отличить от наказуемых видов поведения
Некоторые люди, сами страдая от последствий психологической травмы, компенсируют это тем, что заставляют страдать других. В детской и подростковой среде распространено явление под названием «буллинг» – или, проще говоря, травля. Один ребенок травит другого, иногда к нему присоединяется целая группа. Нередко буллингу подвергаются не только дети, но и школьные педагоги.
Сразу оговоримся: под буллингом мы будем понимать только психологическое насилие. Все приведенные ниже способы реагирования ориентированы именно на него. Случаи физического насилия или угроза его применения нужно квалифицировать как уголовное или административное правонарушение и без малейших колебаний привлекать полицию.
Наш многолетний опыт наблюдений показывает, что неприемлемое поведение прекращается, если администрация учебного заведения берет ситуацию под контроль. Бывает, однако, что директор и учителя принимаются убеждать родителей, что ничего страшного не произошло и это всего лишь дети. В этом случае надо без стеснения обращаться за помощью к инспектору детской комнаты полиции. Если ситуация будет повторяться – сообщить об этом. Заявления подавайте в письменном виде, а если в отделе полиции их по каким‑то причинам отказываются принимать, отправляйте почтой – заказным или ценным письмом. Как правило, двух таких обращений бывает достаточно, чтобы полиция провела с нарушителями серьезную разъяснительную беседу.
Важный момент. Удовольствие, которое получает мучитель, является для него плюс‑подкреплением. И вслед за ним должно последовать минус‑подкрепление в виде беседы с полицией и последующих разборок с родителями. Пропуская этот момент, вы даете ситуации развиваться и сами в какой‑то степени закрепляете законность происходящего. Ваш ребенок по‑прежнему будет терпеть побои, угрозы и издевательства, и в итоге вы все равно окажетесь с ним в полиции. Но цена будет намного выше.
Но давайте вернемся к буллингу как виду психологического насилия. Скажите ребенку, что все обидные слова, которые он слышит, выражают лишь личное мнение говорящего. Даже если они основаны на реальных фактах. Например, ребенка могут дразнить за неуклюжесть или старую модель телефона, а он терпит, потому что его обидчики – неформальные лидеры в классе и ребенок хочет с ними дружить. Попросите его подумать, какие качества проявляют агрессоры, а какие – он сам. Объясните, что, скатившись к ответной перепалке, он опустится до их уровня. И, наоборот, получит повод для гордости, если сможет сохранить самообладание.
Есть папы, которые, столкнувшись с фактами буллинга, сразу ведут своих сыновей в секцию бокса. Их логика понятна: месяц занятий – и уже никто не посмеет травить ребенка. Однако принимать такое решение надо не ради мести, а из соображений безопасности. Сила предполагает ответственность. Со слабыми противниками надо вести себя осторожно, даже если они проявляют агрессию и мешают тебе жить.
7.4. Алгоритм: что делать, если на ребенка напала лень
Внезапные приступы лени могут быть обусловлены разными причинами. Что с этим делать?
Во‑первых, пересмотреть нагрузку ребенка и дать ему отдохнуть. Даже если дело происходит перед важными соревнованиями, годовыми контрольными и прочими эпохальными событиями.
Следующий шаг – понять причину лени. Возможно, участвуя в сумасшедшей гонке под названием «жизнь», он слишком долго откладывал выходные на потом и теперь пытается наверстать упущенное? Бывает также, что за ленью скрывается страх чего‑то нового или, наоборот, чего‑то старого и потому еще более страшного.
Лени как самостоятельного явления не существует: есть недостаток мотивации, с которым можно работать. У вас есть выбор, делать ли это через игру и процессную мотивацию или через физическую активность. Предложите ребенку делать то, что ему нравится. Если он не хочет идти играть с вами в мяч, оставьте его в покое. В конце концов, дайте выспаться: вполне возможно, что, отдохнув, он через пару дней забудет о своих проблемах.