Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 525
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Николай Александрович Ягодкин Александр Николаевич Згода
Энциклопедия детской мотивации
Николай Ягодкин, Александр Згода
Энциклопедия детской мотивации
Отрицательная и положительная мотивация
Психологические проблемы в жизни ребенка
Вместо предисловия к заключению – пирамида Дилтса
Ни в коем случае не стоит переламывать ребенка. Единственное, к чему это приведет, – обострение протестной мотивации. Приступы лени случаются внезапно, но причины долго копятся. Исправить ситуацию парой серьезных разговоров вряд ли удастся.
7.5. Алгоритм: что делать, когда ребенок сильно забит или страдает от психологических проблем
Главное, с чего стоит начать, – длительный, от недели до месяца, период отдыха. Уберите из жизни ребенка все, без чего можно обойтись: кружки, секции и репетиторов. Не ругайте его за двойки в школе. Пусть придет в себя и окрепнет, и только после этого он будет готов к каким‑либо изменениям.
В вашем арсенале уже есть некоторые инструменты для повышения мотивации. Но если ребенок психологически забит или сильно страдает, подумайте, не обратиться ли за помощью к психологу. В следующей главе мы подробно разберем, в каких случаях помощь специалиста необходима.
7.6. Когда однозначно нужно обратиться к психологу
Особенности поведения ребенка, требующие вмешательства психолога
1. Аутоагрессия (ребенок режет себе кожу или другим образом причиняет вред своему здоровью).
2. Суицидальные мысли: их озвучивание или изображение картин своей смерти. В некоторых случаях такое поведение бывает частью игры. Но если игра затянулась, надо идти к специалисту.
3. Агрессия к другим детям.
4. Агрессия к родителям.
5. Агрессия и бессмысленная жестокость к животным и насекомым.
6. Тотальная послушность ребенка.
7. Излишняя агрессия в рисунках ребенка.
8. Фобии: необоснованные страхи, в том числе высоты, насекомых, животных и т. д.
Особенности поведения родителей, требующие вмешательства психолога
1. Если родитель бьет ребенка, потому что не может ничего от него добиться другим способом.
2. Если родитель постоянно спрашивает: «Ну что с ним делать?» Раз такой вопрос возник, значит, есть осознание недостатка компетенций. Конечно, вы можете обратиться за советом к друзьям или собственным родителям, но их воспитательный опыт мало чем отличается от вашего. Психолог гораздо быстрее определит границу между нормой и отклонением от нее и назначит лечение.
3. Если родитель проявляет тревожность. Например, от каждого телефонного звонка вы ждете плохих новостей, а от каждой контрольной – двойку.
4. Если родитель считает, что ребенок попал в беду и его надо спасать.
5. Если родитель страдает каким‑либо видом зависимости: от алкоголя, сигарет, телевизора, мобильного телефона, соцсетей и т. д.
7.7. Как выбрать психолога
Кстати, а кто именно вам нужен? Психолог? Или психотерапевт? Или, быть может, психиатр? Или коуч?
А какое направление? НЛП32? Или, может, гештальт33? Или лучше обратиться к специалисту по психодраме34, психоанализу или транзактному анализу35? Можно просто выбрать наугад из остальной полусотни слов, с которыми столкнется в своих поисках человек, далекий от психотерапии.
Как быть и что делать? На что обратить внимание при выборе специалиста?
Во‑первых, давайте сразу определимся, кому именно нужен этот специалист – ребенку или вам. Потому что у ребенка проблемы начинаются, только если они есть у родителей. Это железное правило, хотя и не каждый психолог готов сообщить вам об этом. Одним словом, если вашему ребенку нужна помощь, начинайте с себя.
Подумайте: зачем вы идете на консультацию? Вам нужна диагностика проблем или их коррекция? В зависимости от цели обращения может меняться и стратегия выбора специалиста.
Второй момент, на который важно обратить внимание. В нашей стране существует своя специфика названий: психотерапевт и психолог у нас – это разные люди. Терапевт – это врач, который занимается терапией психики. Как любой другой терапевт, он должен иметь диплом о медицинском образовании. Специалист с психологическим образованием не может называться терапевтом. Разделение это довольно условно и уж точно не говорит об уровне специалиста. Просто вы должны отдавать себе отчет, в ком конкретно вы нуждаетесь в данный момент – в медике или психологе. И не стесняться спрашивать о наличии соответствующего диплома.
Третий фактор, который, с нашей точки зрения, играет решающую роль при выборе специалиста, – это его опыт работы с пациентами определенной возрастной категории. А также опыт решения проблем, подобных вашей.
Если вашему ребенку нужна помощь, начинайте с себя.
Рассмотрим конкретный пример. Ребенок в возрасте 2,5 лет начинает устраивать регулярные истерики. Он кричит, плачет, бьется головой о стены, чем безмерно пугает родителей. Для родителей это первый опыт воспитания, и они, мягко говоря, обескуражены происходящим. Социокультурный контекст подсказывает им обратиться к бабушкам и дедушкам, которые высказывают полярные мнения, колеблющиеся от «ничего страшного» до «это же психоз, его надо лечить». У бабушек и дедушек опыта больше – как минимум через их руки прошли уже несколько детей из разных поколений. Почему в этой ситуации консультация специалиста предпочтительнее? Вовсе не потому, что он лучше родителей, бабушек и дедушек знает этого конкретного ребенка. Просто его опыт еще больше – он имел дело с десятками или сотнями таких детей. И ему гораздо легче определить, являются ли внезапные истерики нормой или поводом для лечения.
И, наконец, четвертое. Избегайте «универсальных» экспертов. Вопросы диагностики, обучения и коррекции слишком обширны. Одинаково хорошо разбираться во всем просто невозможно. На наш взгляд, гораздо разумнее после диагностики иметь дело с узкоспециализированным психологом или психотерапевтом. Тем, у кого есть опыт работы с детьми определенного возраста и кто знает, как решать проблемы, аналогичные вашей.
Мы с вами живем в стране с достаточно специфической культурой. Например, у нас не принято проходить регулярные медицинские обследования, хотя каждый понимает, насколько важна ранняя диагностика заболеваний. А уж обращаться за диагностикой, коррекцией или советом по воспитанию детей и вовсе считается чем‑то из ряда вон выходящим. Мы осознанно идем к юристу, если нам нужна консультация, например по договору купли‑продажи квартиры. Мы понимаем, что не являемся специалистами в этом вопросе и ошибка может привести к потере дорогой нашему сердцу недвижимости. Но признать, что точно так же мы не являемся экспертами в воспитании детей, – это уже какая‑то высочайшая стадия осознания себя, до которой, к сожалению, доходят далеко не все. И это при том, что здесь ошибки обходятся намного дороже. Ведь речь идет об успешности ребенка, а зачастую – о его психическом здоровье.
Давайте вместе менять ситуацию. Тот факт, что вы обращаетесь за советом или за исследованием, не означает, что вы плохой родитель. Скорее наоборот, это говорит о том, что вы понимаете, насколько важно доверить ребенка профессионалу высокого уровня. Являясь специалистом в своей области, вы осознаете, что в деле диагностики и коррекции детского поведения ваших знаний недостаточно. И, наоборот, пытаясь решить все проблемы ребенка самостоятельно, вы лишаете его квалифицированной помощи. Вы точно этого хотите?
Где искать хорошего психолога? Места их обитания не так уж разнообразны: психологические центры, поликлиники, частные кабинеты. В школах психологи тоже встречаются, однако чаще всего уходят оттуда, как только обзаведутся опытом и клиентурой.
Определившись с местом, надо выбрать специалиста. Ведь даже в одном и том же центре работают люди разной квалификации. Как выбирать? Смотреть отзывы.
Интересная деталь. Отзывы вроде «Не получил поддержки» или «Психолог мне сказал, что я плохая мать, а я хорошая мать, просто психолог плохой» стоит рассматривать скорее как положительные. Психолог – не хирург, он работает без наркоза. И если он достает из души человека занозу, а то и целое копье, это вызывает боль и включает защитные реакции.
Хороший психолог без крайней нужды не дает указаний – лишь объясняет причины и следствия каждой конкретной ситуации. Он рассказывает, что движет человеком и куда это может его привести, а также обращает внимание на альтернативы. Только в случае если ребенку грозит реальная опасность, психолог может вмешаться, но это скорее исключение из правил. Если вам предлагают готовый алгоритм изменения жизни к лучшему, с расписанными ролями и мизансценами – бегите прочь.
Общение с психологом не всегда приятно, ведь он указывает не на добродетели, а на пороки. Но в этом и заключается его основная задача.
И вот еще что: хороший психолог никогда не будет говорить о ребенке в его отсутствие и ставить диагнозы дистанционно.
7.8. Что делать, если психолог развенчивает культ родителей
Отдельный момент, который не случайно был вынесен в конец раздела. Воспитание ребенка – это один из аспектов проявления родительской власти. Если ситуация зашла в тупик и потребовалась помощь психолога, значит, правильно распорядиться этой властью родители не смогли. Что будет делать психолог? Бороться с культом личности родителей. Ему придется убрать все, что ограничивает свободу ребенка, сдерживает его развитие.
Многие родители приходят от происходящего в ужас, обвиняют психолога во всех смертных грехах и забирают ребенка. Однако лучшее, что они могли бы сделать, – это признать, что совершили много ошибок, запутались и тоже нуждаются в помощи. И начать ходить на семейную терапию вместе.
Вопросы для самопроверки:
1. Каким вы представляете психически здорового человека?
2. Как вы понимаете психологический термин «горевание»?
3. Приходилось ли вам сталкиваться с буллингом?
4. Назовите ситуации, когда не только ребенку, но и родителю требуется помощь психолога.
Часть 8
Вместо предисловия к заключению – пирамида Дилтса
8.1. Как строится пирамида Дилтса
Все хорошее рано или поздно заканчивается – вкусный кофе, детство и эта книга.
Надеюсь, вы узнали много нового не только про своих детей, но и про себя самих. Особенно если добросовестно делали упражнения, а не пролистывали их по принципу «допустим, я это сделал».
Мы рассматривали все аспекты детской мотивации с точки зрения их влияния не только на настоящее, но и на будущее ребенка. Возможно, вы искали здесь ответ на сиюминутный вопрос, а нашли понимание взаимосвязи принятых сегодня решений с завтрашней эффективностью. Домашка, которую вы сегодня делаете за ребенка, будет иметь гораздо более серьезные последствия, чем двойка в дневнике.
Выбирая инструмент мотивации, необходимо учитывать перспективы. А также помнить, что ребенок – это не трансформер и не может на ходу из автомобиля превратиться в вертолет или подводную лодку. Процесс развития нужных качеств – это долгий и кропотливый труд, которым вам придется заниматься от рождения до совершеннолетия.
Более того: в быстро меняющемся мире важны будут даже не конкретные качества, а гибкость, вариативность, умение быстро перестроиться, причем без посторонней помощи. Поначалу «выбором комплектации» для ребенка занимаются родители, но затем он будет делать это сам.
Любой новый этап в жизни должен сопровождаться рядом вопросов: что менять? зачем? когда и как? Научить ребенка задавать их можете только вы. Изменения трудны и болезненны в момент совершения, но без них человеку никогда не испытать того волшебного чувства удовлетворения, какое дает осознание правильно сделанного выбора.
Изменениями можно управлять. Это целая система, которую лучше всего иллюстрирует знаменитая пирамида логических уровней Роберта Дилтса. Все элементы этой пирамиды связаны между собой, и поменять что‑либо в своей жизни можно только при условии, что логика этих взаимосвязей вам понятна.
Давайте разбираться.
Как любое другое здание, пирамида Дилтса строится снизу вверх. Она состоит из пяти уровней:
• окружение,
• действия,
• способности (качества и навыки),
• ценности и убеждения,
• идентичность (я).
Главный секрет пирамиды звучит так: решение проблемы всегда находится на один‑два уровня выше самой проблемы. То есть если меняются верхние уровни, вместе с ними меняются и остальные.