Файл: Содержание введение Рабочая программа дисциплины (силлабус) лекционный комплекс Материалы практических, семинарских и лабораторных занятий Задания для самостоятельной .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 4 Типы организационных структур
Цель: Изучить организацию, как функцию управления
Ключевые слова: организация, делегирование, полномочия, виды организационных структур.
Вопросы:
Организация как функция менеджмента. Делегирование, ответственность и полномочия.
Классическая концепция организационных полномочий. Линейные и аппаратные полномочия.
Типы административного аппарата. Разновидности аппаратных полномочий. Эффективная организация распределения полномочий. Типы организационных структур.
Организация - это функция, заключающаяся в правильном распределении задач, полномочий, ответственности и ресурсов между исполнителями и обеспечение их совместной работы.
Делегирование - означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает ответственность за их выполнение. Ответственность - представляет собой обязательство выполнить имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.
Типы административного аппарата: консультационный аппарат, обслуживающий аппарат, личный аппарат.
Разновидности
аппаратных
полномочий:
рекомендательные полномочия, обязательные согласования; параллельные; функциональные полномочия; линейные полномочия внутри аппарата.
Под термином «департаментализация» понимается обычно структурирование организации в соответствии с основными направлениями ее деятельности, формирование структурных подразделений, задачей которых является решение определенного круга проблем, имеющих самостоятельное значение и играющих важную роль в деятельности организации.
Функциональная организационная структура.
При дальнейшем усложнении производства возникает необходимость специализации работников, участков, отделов цехов и т. д., формируется функциональная структура управления. Распределение работ происходит по функциям.
При функциональной структуре происходит деление организации на элементы, каждый из которых имеет определенную функцию, задачи. Она характерна для организаций с небольшой номенклатурой, стабильностью внешних условий. Здесь имеет место вертикаль: руководитель - функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) - исполнители. Присутствуют вертикальные и межуровневые связи.
Недостаток - функции руководителя размыты.
Дивизиональная организационная структура.
В крупных фирмах для устранения недостатков функциональных структур управления используется так называемая дивизиональная структура управления.

Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. Децентрализованная система управления обеспечивает высокую эффективность в рамках отдельных подразделений.

24
Проектная структура управления. Основным принципом построения проектной структуры является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе.
Преимущества структуры управления по проектам: высокая гибкость; сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами.
Матричный тип структуры управления. Эта структура построена на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, с другой - руководителю проекта, который наделен необходимыми полномочиями в соответствии с запланированными сроками выполнения данного проекта.
Матричная структура управления - это современный эффективный тип организационной структуры управления, который создается путем совмещения структур различных видов.
Контрольные вопросы:
1. Какая связь существует между структурой организации и структурой управления?
2. Сопоставьте различные определения организационной структуры управления с точки зрения связи этого понятия с другими понятиями и категориями науки управления.
3. Приведите определение понятий
«полномочия»,
«ответственность»,
«делегирование».
4. Какими параметрами характеризуется структура управления?
5. Какие принципы закладываются в основу построения структуры управления?
6. Дайте обобщенную характеристику типов структур управления, их достоинств и недостатков.

25
Тема 5 Мотивация и основные виды и процедуры внутриорганизационного
контроля.
Цель: Рассмотреть основные содержательные и процессуальные теории мотивации.
Ключевые слова: мотивация, потребность, вознаграждения
Вопросы:
Понятие мотивации и эволюция понятия мотивации. Первичные и вторичные
потребности. Потребности и мотивационное поведение. Вознаграждения: внутренние и
внешние. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.
Сущность и смысл контроля. Виды контроля и их характеристики. Основные виды и
процедуры
внутриорганизационного
контроля.
Этапы
процесса
контроля.
Характеристики эффективного контроля.
Мотивация - это процесс стимулирования кого-либо (человека, группу) и дея- тельности, направленной на достижение целей организации. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений. Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Современные теории мотивации делятся на содержательные и процессуальные. Чтобы понять смысл этих теорий необходимо усвоить понятия потребностей и вознаграждения.
Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными (потребность в пище, воде, воздухе, сне и т.д.).
Вторичные потребности по природе своей психологические.
Задача менеджеров состоит в том, чтобы создавать такие ситуации, которые спо- собствовали бы удовлетворению потребностей человека.
Вознаграждения - это все, что человек считает ценным для себя. Вознаграждения бывают внутренние и внешние.
Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей по А. Маслоу;
теория потребностей Д. МакКлелланда, двухфакторная теория Ф. Герцберга.
Иерархия потребностей А. Маслоу
Все потребности можно разделить на 5 категорий: физиологические, потребности в
безопасности и уверенности в будущем, социальные потребности, потребность в
уважении, потребность в самовыражении
Теория Альдерфера отражает последние результаты в изучении теории мотивации. Так же, как и Маслоу, Клейтон Альдерфер исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако в отличие от теории иерархии потребностей Маслоу, он считает, что таких групп существует три, и они соотносятся с группами потребностей теории Маслоу:
1. потребность существования (безопасность, физиология);
2. потребность связи (причастность, принадлежность, безопасность);
3. потребность роста (самовыражение, причастность).
Теория потребностей Мак-Клелланда. Эта модель мотивации делает основной упор на потребности высших уровней: власть, успех и причастность.
Двухфакторная теория Герцберга
В соответствии с теорией Герцберга все потребности делятся на две большие категории: «гигиенические факторы» и факторы мотивация.
Гигиенические факторы соответствуют физиологическим потребностям Маслоу: политика фирмы и администрации: условия работы, заработок, межличностные отношения с начальниками, коллегами, подчиненными степень непосредственного контроля за работой.
Мотивация: успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности, возможности творческого и делового роста


26
Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости,
модель Портера-Лоулера.
Теория ожидания, разработанная Виктором Врумом
В соответствии с этой теорией, наличие потребности недостаточно для мотивации, человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению желаемого. При этом ожидание рассматривается как оценка данной личностью вероятности определенною события. При этом необходимо рассматривать три взаимосвязи: Затраты труда - результаты (3-Р). Результат-вознаграждение, ожидание определенного вознаграждения. (Р-В) Валентность (или ценность вознаграждения)
Теория справедливости Д. С. Адамса
Предполагает, что люди субъективно оценивают отношение полученного воз- награждения к затраченным усилиям и соотносят его с вознаграждением других людей за аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс, то есть другой человек получает за ту же работу больше, возникает психологическое напряжение, в результате необходимо мотивировать человека, чтобы снять напряжение и восстановить справедливость.
Модель Портера-Лоулера
Л.Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости.
Результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей и характерных особенностей человека, а также от осознания им своей роли в процессе труда.
Теория постановки целей Э. Локка
В теории утверждается, что люди, ставящие перед собой более высокие цели (или принимающие высокие цели, поставленные другими), прикладывают больше усилий и выполняют работу лучше: цель должна быть конкретной, уровень сложности задачи должен находиться в диапазоне от среднего до высокого, сотрудник должен принять цель, то есть согласиться сделать попытку достичь ее, сотрудник должен посредством обратной связи получать информацию о своем продвижении к цели, ситуация, когда сотрудник сам участвует в постановке задач, предпочтительнее, чем ситуация, когда другие назначают ему цели.
Сущность и смысл контроля. Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Причины необходимости контроля.
1. Неопределенность
2. Предупреждение кризисных ситуаций
3. Поддержание успеха
Различают три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
Этапы процесса контроля: установление стандартов, сопоставление с ними достигнутых результатов и принятие необходимых корректирующих действий.
Характеристики эффективного контроля: стратегическая направленность контроля, соответствие делу, своевременность, гибкость, экономичность.
Контрольные вопросы:
1. Приведите определения понятия «контроль» в организации.
2. Из каких этапов состоит процесс контроля?
3. Что понимается под стандартами организации и как они устанавливаются?
4. Какие виды контроля проводятся в организации?
5. Какие факторы оказывают влияние на эффективность контроля?


27
Тема 6 Виды управленческих решений и методы их принятия.
Цель: Рассмотреть основные вопросы принятия и реализации управленческих решений.
Ключевые слова: решение, подходы, организационные, рациональные, этапы, процесс.
Вопросы:
Понятие решения. Роль и значение организационных решение в управлении.
Понятие и классификация управленческих решений: запрограммированные и незапрограммированные решения, компромиссы. Подходы к принятию решений. Этапы рационального решения проблем. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решении.
Решение - это выбор альтернатив. Управленческие решения могут принимать как
форму разработки в виде указа, закона, приказа, распоряжения, контракта, так и форму
реализации - убеждения, разъяснения, деловой беседы и т. п. Управленческое решение служит средством разрешения проблемы.
Организационные решения - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой их должностью.
Цель организационных решений - обеспечение движения к решению поставленных перед организацией задач.
Классификация
управленческих
решений:
запрограммированные
и
незапрограммированные решения, компромиссы.
Запрограммированные организационные решения - это структурированные решения, результат реализации определенной последовательности шагов к действиям.
Незапрограммированные решения (НЗПР) требуются, если ситуации новые, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами.
Компромиссы - любое решение имеет отрицательные последствия, поэтому руководитель должен их предвидеть, рассматривая организации с позиции целого.
Различают следующие подходы к принятию решений: интуитивные решения (ИР); решения, основанные на суждениях (PC); рациональные решения (РР).
Интуитивные решения (ИР)- выбор, сделанный на основе ощущения того, что он правилен. В сложной организационной ситуации возможны тысячи вариантов выбора и поэтому шансы на правильный выбор без логических рассуждений.
Решения, основанные на суждениях (PC) - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом, т.е. человек использует знания о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора.
Преимущества: быстрота и дешевизна его принятия.
Недостатки:
1.Нельзя использовать в новой ситуации, когда нет накопленного опыта.
2.В сложных ситуациях трудно учесть все факторы.
3.Руководитель приверженный к суждениям и накопленному опыту, может созна- тельно или бессознательно избегать использования возможности вторжения в новые области.
Рациональные решения (РР) - это объективный аналитический процесс, состоящий из 5 этапов. Этапы рационального решения проблем.
Первый этап. Диагностика проблемы.
Существует два способа рассмотрения проблемы:
• проблемой считается ситуация, когда цели не достигнуты (например, мастер обнаружил, что производительность его участка ниже нормы).
• как проблему можно рассматривать потенциальную возможность (например, активный поиск повышения эффективности деятельности подразделения, хотя дела идут


28 хорошо).
Второй этап. Формулировка ограничений и критерий принятия решений.
Ограничения сужают возможности в принятии решений. К ограничениям относятся: недостаток средств; недостаточное количество работников, имеющих квалификацию и опыт; неспособность купить ресурсы по приемлемым ценам; потребности в технологии, ещё не разработанной или дорогой; исключительно острая конкуренция; законы и этические соображения.
Существенным ограничением может быть сужение полномочий всех членов организации. Менеджер может принимать решения лишь в случае, если высшее руко- водство наделило его этим правом.
Критерии принятия решения - это стандарты или рекомендации, по оценке решения.
Третий этап. Определение альтернатив.
В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы привести к решению проблем. Но на практике это требует много знаний и времени, приводит к путанице, поэтому руководитель вынужден ограничиться несколькими для серьезного рассмотрения.
Четвертый этап. Оценка альтернатив.
При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостатки каждой из альтернатив и возможные последствия.
Для сопоставления решений необходимо располагать стандартом, т.е. критерием принятия решения.
Для разрешения управленческих проблем могут использоваться различные методы, которые используются и на различных этапах и процедурах процесса принятия решения.
Общепринято все методы принятия управленческих решений объединять в три группы: неформальные методы принятия решений, коллективные и количественные.
Метод Дельфы получил название от греческого города Дельфа, прославившегося жившими там мудрецами-предсказателями будущего. Этот метод групповой экспертной оценки не требует совместной работы членов группы, и, в основном, используется, когда участники решения размещаются в различных географических подразделениях.
Метод мозговой атаки (мозговой штурм) используют тогда, когда известные направления и методы решения возникшей проблемы оказываются непригодными, возникает необходимость активизации разработки новых идей и решений как выхода из тупиковой ситуации.
Метод дерева решений используют для разрешения сложных проблем, требующих точной технологической последовательности процедур решений.
Количественные методы принятия решения. Эти методы базируются на научно- техническом подходе выбора оптимальных решений в результате обработки на компьютерах больших массивов информации с использованием следующих экономико- математических методов и моделей: линейного моделирования, вероятностных и статистических моделей, теории игр, имитационные модели.
Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.
1 Личностные оценки руководители.2 Среда принятия решения. 3 Информационные
ограничения.4 Негативные последствия.5 Взаимозависимость решений.
Контрольные вопросы:
1. Что такое управленческое решение, каковы требования к нему?
2. Какие факторы влияют на процесс принятия решения?
3. Расскажите о методах принятия решений.
4. Каким требованиям должны отвечать решения?
5. Проанализируйте достоинства и недостатки индивидуального и группового принятия решений.