Файл: Оценка профессиональных и личных качеств работников организации.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
Показатели результативности делятся на три основные группы:
1) количество работы - имеют конкретное числовое выражение и отражают запланированный объем работы. Оценка по этому параметру осуществляется путем сравнения заданного и достигнутого уровня.
2) качество работы - выражают степень соответствия исполнения работы качественным стандартам. Обычно эти показатели имеют также количественное выражение. Например, количество бракованной продукции, количество рекламаций, количество жалоб со стороны клиентов и т.п. Оценка этих показателей осуществляется путем установления отклонений от нормы, описанной стандартом.
3) сроки выполнения работ выступают в качестве критерия результативности, если к объему работ предъявляются строгие требования (т.е. он должен быть выполнен в любом случае). Например, разработка технической, проектной и конструкторской документации. На практике, как правило, применяется комбинированный подход к установлению критериев результативности. Например, для работника устанавливаются показатели количества и качества труда, или в виде целей работы, содержащих количественное выражение результата выполнения того или иного задания и сроки его выполнения.
Оценка результатов труда разных категорий сотрудников весьма непростая задача. Она различается своими задачами, показателями или характеристиками, сложностью выявления результатов. Легко решается эта задача для рабочих, особенно рабочих-сдельщиков, так как количественные и качественные результаты их труда выражаются в количестве произведенной продукции и их качестве. Намного сложнее оценивать результаты труда руководителей и специалистов. Результат труда этой категории работников характеризуется уровнем или степенью достижения цели управления при наименьших затратах. Оценка результативности показывает их способность оказывать непосредственное влияние на деятельность какого-либо производственного или управленческого звена.
Практическое значение имеет правильное определение количественных или качественных показателей, отражающих конечные цели организации или подразделения.
Поэтому при выборе критериев оценки следует учитывать:
- для решения каких конкретных задач используются результаты оценки;
- для какой категории работников устанавливаются критерии.
В таблице 2 приведен примерный перечень количественных показателей оценки результатов труда по некоторым должностям руководителей и специалистов.
Таблица 2
Должность |
Показатели оценки результатов труда |
Руководитель организации |
Прибыль Рост прибыли Оборот капитала Доля на рынке |
Управляющий банком |
Объем кредитов и их динамика Рентабельность Качество кредитных операций Количество новых клиентов |
Линейные руководители (производство) |
Выполнение плановых заданий по объему и по номенклатуре Динамика объема производства Динамика производительности труда Снижение издержек производства Количество рекламаций и их динамика Удельный вес бракованных изделий и их динамика Величина простоев Потери от простоев Коэффициент текучести кадров |
Начальник финансового отдела |
Прибыль Оборачиваемость оборотных средств Уровень сверхнормативных запасов оборотных средств |
Руководитель HR-службы |
Производительность труда и ее динамика Снижение нормативной трудоемкости производимой продукции Удельный вес научно обоснованных норм Коэффициент текучести кадров и его динамика Количество вакантных мест Количество претендентов на одно вакантное место Показатели по обучению персонала Затраты на персонал в издержках производства |
HR-менеджер |
Количество вакантных мест Количество претендентов на одно вакантное место Коэффициент текучести по категориям персонала и подразделениям |
Так как для многих работ нельзя применить оценки, основанные только на критериях результативности, используют показатели профессионального поведения, позволяющие выделить те параметры трудовой деятельности, которые обеспечивают выполнение работы на заданном уровне. К этой группе относятся такие показатели, как выполнение должностных обязанностей, планирование своей работы, достижение поставленных целей, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, инициативность и др. К примеру, недисциплинированность работника, даже при условии достижения им заданных показателей результативности, оказывает влияние на его коллег, нарушает ритм общей работы, создает постоянную напряженность в трудовом процессе. Низкая самостоятельность сотрудника вызывает необходимость постоянного контроля со стороны его руководителя.
2.2. Классификация методов оценки персонала
Методы оценки персонала — это эффективные инструменты менеджмента, позволяющие объективно оценить вклад сотрудников в достижение общих целей, определить перспективных работников, их личностные и деловые качества.
Современная практика оценки персонала имеет в своем арсенале значительное количество методов оценки. Единой классификации не существует. Их можно классифицировать по разным признакам, поэтому один и тот же метод может относиться к разным группам.
Рассмотрим следующие виды классификации методов оценки персонала:
- традиционные и нетрадиционные методы;
- по форме выражения конечного результата: качественные, количественные, комбинированные системы оценок;
- по инструментам оценки: прогностический метод, практический и имитационный метод;
- по содержанию самой оценки: методы, с помощью которых производится оценка работника согласно его чертам характера, личным качествам, основным характеристикам его поведения на работе, и методы, с помощью которых оцениваются результаты работы и степень достижения целей, стоявших перед работником;
- по массовости: методы индивидуальной оценки работников, которые основаны на исследовании индивидуальных качеств работника, и методы групповой оценки, которые основаны на сравнении эффективности работников внутри коллектива;
- методы оценки компетенции;
- методы оценки результативности.
2.3. Традиционные и нетрадиционные методы
В центре внимания традиционных методов исследуется отдельный работник вне организационного контекста. Метод основывается на субъективном мнении руководителя или окружающих. Фактически руководитель находится в положении "царя и бога" по отношению к подчиненному. Он определяет задачи, контролирует и оценивает работника в конце года. Полностью игнорируется мнение других контрагентов аттестуемого - коллег по организации, подчиненных, руководителей более высокого уровня, клиентов, поставщиков.
Нетрадиционные методы основываются на оценке сотрудников в рамках группового взаимодействия. В результате имитации конкретной деятельности работник раскрывается сам и показывает свои способности. Учитываются при этом достижения группы в целом, а также степень развития и освоения субъектом новых навыков.
2.4. Качественные, количественные, комбинированные системы оценок
Качественные системы оценки персонала (описательные).
Эти методы основаны на составлении характеристики сотрудника без необходимости расчета каких-либо количественных показателей.
- Метод анкетирования. Сотрудникам предоставляется анкета. В ней предлагаются не только стандартные вопросы для анализа характера и психологического типа личности, но и вопросы, интересующие руководство. Возможно проведение индивидуального опроса каждого работника, как о нем самом, так и о его коллегах, для выявления сильных и слабых черт каждого сотрудника. (Приложение 2)
- Биографический метод основан на биографических данных о сотруднике. Этот метод позволяет составить мнение о работнике за короткое время. Он прост и не требует особых затрат, предварительной подготовки. Однако не содержит полной информации и отражает прошлое работника. Чаще всего используется в совокупности с другими методами.
- Произвольные устные или письменные характеристики. В основе этого простого метода лежат устные или письменные описания работника, его достижения и упущения. (Возможно использование шкалы из 5-6 оценок по многочисленным признакам. Тогда этот метод будет в себе сочетать свойства качественных и количественных систем.) Метод широко распространен в практике, но в силу субъективизма и отсутствия комплексной оценки применяется в сочетании с другими методами оценки персонала. (Приложение 3)
- Собеседование позволяет составить суждение о работнике в явочном порядке, формирует впечатление о его качествах по поведению, ответам на поставленные вопросы. Этот метод дает возможность оценить стрессоустойчивость объекта. Но нередко первые впечатления о работнике в дальнейшем меняются. Для проведения собеседования необходима специальная подготовка. Результаты оценок напрямую зависят от эмоционального состояния обеих сторон.
- Матричный метод — сравнение фактических качеств конкретного человека с идеальной моделью сотрудника для той или иной должности в форме матрицы, столбцами и строками которой являются соответственно качества и диапазон их оценок. Таким образом наглядно представлены сильные и слабые стороны работника, но сложно сформировать действительно существенные качества для оцениваемых.
- Метод эталона. Это сравнительная оценка других по отношению к работнику, принятому за эталон. Несмотря на наглядность метода, могут возникнуть сложности в формировании действительного эталона. Поэтому метод субъективен при определении эталона.
- Метод свободного и принудительного выбора оценочных характеристик по готовым формам. Фактические качества работника в этом методе сравниваются с перечнем качеств, представленных в оценочном формуляре. При свободном выборе характеристик оцениваемыми появляется возможность учесть мнение оцениваемых по значимости предложенных качеств и сопоставить его с мнением разработчиков оценочного формуляра. Но в таком случае можно не получить данных по «неуютным» для них, но необходимым для обследования качествам.
- Метод парных сравнений. Эта популярная методика оценки персонала часто используется для выбора лучшего кандидата на повышение. Она проводится или как анкетирование, или как совместное собеседование с анализом работы кандидатов за равный промежуток времени. При сравнении по парам эффективно использование Бланка групповой оценки (Таблица 3). На пересечении отмечается фамилия того сотрудника, который в данной паре Вам кажется наиболее эффективным.
Таблица 3
Фамилии сотрудников |
Иванов |
Петров |
Сидоров |
Николаев |
Иванов |
||||
Петров |
||||
Сидоров |
||||
Николаев |
- Метод самооценок и самоотчета. Работник письменно или устно дает оценку себя и своей работы перед руководителем или коллективом. Этот метод развивает и позволяет оценить способность работника критически относиться к себе и к коллегам. В условиях невысокого уровня развития трудового коллектива может превратиться в формальность.
- Метод «360 градусов» — это получение данных о действиях человека в реальных рабочих ситуациях и о проявленных им деловых качествах. Он был разработан в 1987 году. В России метод получил популярность только в 2000-е. Оценивают работника люди, которые общаются с ним на разных уровнях: вышестоящее руководство, коллеги и члены команды, прямые и функциональные подчинённые, внешние клиенты, поставщики. Конкретные формы оценки могут варьироваться, но все оценивающие заполняют одинаковые бланки, и обработка результатов производится с помощью компьютеров, чтобы обеспечить анонимность. Для эффективного применения данного метода может использоваться форма анкеты, которая должна быть построена на основе некоей универсальной для данной организации системы критериев. (Приложение 4) Только в этом случае полученную в результате анкетирования информацию можно сопоставить с другими, уже имеющимися данными. Также желательно, чтобы анкета предлагала экспертам не только выставить цифровые оценки, но и выбрать поведенческий индикатор, и привести пример. В результате мы получаем два вида информации: качественную и количественную. Качественная информация позволяет описать, как именно проявляет себя сотрудник на работе, а количественная даёт возможность сравнивать сотрудников друг с другом. Цель метода - получить всестороннюю оценку аттестуемого. У данного метода есть свои преимущества и недостатки.
Преимущества:
- В определённых ситуациях позволяет более объективно судить о личностных и профессиональных качествах, знаниях и умениях сотрудника (не только руководитель может оценивать).
- Не только выявляет наличие качеств, но и показывает, как именно они проявляются в работе.
- Способствует сплочению команды и индивидуальному развитию работников.
- Позволяет получить всестороннее мнение.
- Каждый работник компании, независимо от статуса и занимаемой должности, получает оценку в числовом эквиваленте.
- Используется как инструмент обратной связи.