Файл: Социальная защита ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Но сегодня не все ветераны боевых действий зарегистрированы в органах власти. Некоторые ветераны могут находиться в пожилом возрасте, либо находиться в других странах. Таким образом, точной статистики количества ветеранов боевых действий в России на данный момент нет.
Статус военнослужащих в России определяется законом "О статусе военнослужащих" и другими законодательными актами. Данный закон регулирует правовой статус военнослужащих, определяет их права и обязанности, порядок прохождения военной службы, установление воинского звания, отношения между военнослужащими и гражданскими лицами, а также вопросы социального обеспечения военнослужащих и их семей [6].
Согласно главе 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие имеют право на социальные льготы и гарантии указанные в таблице приложения Г. Кроме того, статья 35 Федерального закона устанавливает, что военнослужащие и члены их семей имеют право на социальную защиту в случае их гибели, получения ранений, контузий или заболеваний, связанных с прохождением военной службы. Это может включать выплаты по государственному социальному страхованию, компенсации ущерба, пенсионные выплаты и другие льготы.
Также Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ устанавливает правила организации военно-врачебной экспертизы, которая проводится для определения степени утраты здоровья военнослужащих, а также для установления связи между увечьем, заболеванием или смертью и прохождением военной службы. В целом, Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ устанавливает обширные меры социальной защиты военнослужащих и их семей, включая различные виды льгот и гарантий в области пенсионного обеспечения, здравоохранения, жилищной поддержки, образования, культуры и спорта, а также социальной защиты в случае гибели, увечья или заболевания военнослужащих в связи с выполнением служебных обязанностей и т.д.
В приложении Д можно рассмотреть систематизацию гарантий социальной защиты военнослужащим по статьям, установленных Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О статусе военнослужащих". Все эти социальные льготы и гарантии призваны обеспечить социальную защиту военнослужащих и членов их семей в различных ситуациях, связанных с прохождением военной службы и ее последствиями. В приложении Е можно рассмотреть, как выглядит рапорт (заявление) военнослужащего на выдачу ему удостоверения ветерана боевых действий.
Беременная жена военнослужащего может получить единовременную выплату в соответствии со ст. 12.3 Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Есть три важных нюанса рисунок 7:
Рисунок 7 - Нюансы получения единовременной выплаты
С 21 ноября 2022 года выплата составляет 14 000 рублей. Для оформления женщина должна обратиться в МФЦ. Условия получения рис. 8
Рисунок 8 – Условия получения единовременной выплаты
Выплату на детей согласно ст. 12.5 настоящего закона могут лица указанные в рисунке 9.
Рисунок 9 – Лица, которые могут получить выплату
В соответствии со ст. 12.6 настоящего закона мать или опекун могут обратиться за деньгами со дня, когда мужчина начал службу. Деньги будут поступать до тех пор, пока отец не закончит службу или пока ребенку не исполнится три года (зависит от того, что из этих событий произойдет раньше). Как и в предыдущем случае, дети курсантов не получают данный вид начислений.
С 1 февраля 2022 года размер пособия – 13 894 рубля 61 копейка. Выплаты оформляют в МФЦ. Мать или опекун должны предоставить паспорт и свидетельство о рождении ребенка, заявление. Также заранее возьмите из воинской части справку о том, что отец находится на службе. Заявление рассматривают не больше 10 дней, а деньги начнут приходить на банковские реквизиты.
Льготы, предоставляемые военнослужащим, и государственная поддержка постоянно совершенствуются. Поэтому можно надеяться на индексацию пособий и единовременные выплаты.
Одним из важных аспектов социальной защиты военнослужащих в России является обеспечение их здоровья. Военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь, включая лечение военных госпиталей и поликлиник. Кроме того, им предоставляется специальное питание, чтобы обеспечить их высокую физическую подготовку.
Еще одним важным аспектом социальной защиты военнослужащих является их жилищное обеспечение. Военнослужащие могут получать жилье от государства на основании заявки и в соответствии со своим статусом, званием, срока службы и других факторов. Кроме того, они могут получать различные льготы при покупке жилья и ипотеке.
В целом, Российское правительство уделяет большое внимание социальной защите военнослужащих и их семей. Но, как и в любой другой стране, есть проблемы с финансированием и эффективностью программ социальной защиты. Однако, несмотря на наличие различных социальных программ для военнослужащих, некоторые проблемы все же существуют. Одной из таких проблем является недостаточность жилья для военнослужащих. В некоторых случаях военнослужащие вынуждены жить в неподходящих условиях или даже в общежитиях. Также некоторые военнослужащие испытывают трудности в получении своих прав и льгот, что связано с неэффективностью бюрократических процедур.
Таким образом меры государственной политики по социальной защите имеют особое государственное значение для поддержания стабильности правового положения военнослужащих и членов их семей. Выстроенная государством правовая система в данном отношении должна развиваться в сторону расширения сфер социальной поддержки. Каждый военнослужащий и члены его семьи должны чувствовать «уверенность в завтрашнем дне», принимая во внимание значимую роль в обществе военной службы в свете проведения Российской Федерацией специальной военной операции.
2.3 Проблемы деятельности по осуществлению социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации
В современной России одним из важнейших направлений государственной политики является обеспечение внутренней и внешней безопасности страны. В том числе особое внимание уделяется обеспечению интересов граждан, исполнявших воинский долг, а именно ветеранов боевых действий. Государственная система социального обеспечения указанной категории граждан, несмотря на свою актуальность, значимость и видимую эффективность, всё же имеет уязвимые стороны.
В некоторых зарубежных странах накоплен богатый опыт социальной защиты ветеранов боевых действий, который сочетается с высокой организованностью ветеранских движений, что заставляет общество и государство обращать внимание на проблемы указанной категории граждан. Достаточным подтверждением этому является создание специальных учреждений в структуре государственных органов исполнительной власти.
Анализ системы социальной защиты ветеранов боевых действий, действующей в развитых странах, даёт возможность выявить слабые стороны отечественной государственной политики в отношении рассматриваемой категории граждан и выработать необходимые мероприятия, которые всецело были бы направлены на её дальнейшее совершенствование и развитие. Сегодня нам необходимо учитывать зарубежный опыт с целью внедрения в практическую деятельность его положительных идей и достижений [32, с. 89].
В настоящее время в РФ не существует единой информационной базы учёта ветеранов боевых действий, что не позволяет в полной мере оценить результаты государственной политики, направленной на социальную защиту указанной категории граждан. Письмо, отправленное в Росстат по теме статистики количества ветеранов боевых действий по годам, не было рассмотрено. Полные статистические данные позволили бы осуществлять постоянный анализ итогов социальной работы с ветеранами боевых действий за отчетный период.
Многие проблемы в этой сфере существуют также из-за разобщённости работы между государственными структурами и общественными формированиями. Обладая полными статистическими данными, можно будет рационально распределять финансовые и материальные ресурсы и полномочия между государственными структурами и общественными формированиями, отвечающими за ту или иную сферу ветеранской политики. Именно по этой причине сложно сформировать и реализовать комплексную политику поддержки ветеранов боевых действий и отследить результаты действия такой политики. На основании изложенного предлагается создание единой информационной базы учёта ветеранов боевых действий, что позволит повысить эффективность взаимодействия различных ведомств и организаций по обеспечению социальной защищённости ветеранов боевых действий.
Некоторые военнослужащие не осведомлены о том, что законодательство обеспечивает им выплаты за утрату телесных функций в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О статусе военнослужащих". Согласно этой статье, в случае потери пальца военнослужащему полагается соответствующая выплата. В связи с этим необходимо уделить большое внимание информированию военнослужащих об их правах и льготах в соответствии с законодательством [6].
Имеется существенная диспропорция в социальной защищенности. Так, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья гражданина в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие. Военнослужащему контрактной службы положена компенсация в размере двух миллионов рублей, а военнослужащему по призыву или гражданину, призванному на военные сборы, - один миллион рублей. Здесь мы видим существенную разницу в размере выплат, хотя социальные последствия одинаковы как для первой, так и для второй группы военнослужащих.
Следует обратить внимание на понятие «военная травма». В соответствии с Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 (ред. от 03.02.2023) "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья или заболевания. Формулировка «военная травма» указывается — если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы. Постановление предлагает довольно абстрактную формулировку и отсылает нас к другому термину — "увечье", которому не дается конкретного определения. А также перечисляет обстоятельства, которые могут привести к военной травме [22].
Также вышеприведенное Постановление дает формулировку причинно-следственной связи: «заболевание получено в период военной службы». На ней следует остановиться, потому что она непосредственно связывает заболевание военнослужащего со временем прохождения военной службы. Стрессовый характер повседневной жизнедеятельности, высокие физические и морально-психологические нагрузки, риск для жизни в мирное время, участие в боевых действиях и миротворческих операциях могут спровоцировать серьезные хронические заболевания у военнослужащего. Вследствие чего военно-врачебная комиссия может признать его не годным к военной службе, что спровоцирует его увольнение по состоянию здоровья с формулировкой «не годен к военной службе вследствие заболевания, полученного в период военной службы». Но такое основание не дает права на компенсации в соответствии с Законом о денежном довольствии.