Файл: Социальная защита ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подводя итог данной проблемы, можно сделать вывод, что социальные последствия — потеря трудоспособности, возможная инвалидность и другие негативные факторы соизмеримы. Но при этом в первом случае военнослужащий получает существенную денежную компенсацию, а во втором - нет. Причина инвалидности оказывает существенное влияние на объем социальных предоставлений для граждан. К числу юридически значимых причин инвалидности у военнослужащих традиционно относят военную травму и заболевание, полученное в период военной службы. Однако их круг намного шире» [34, с. 14].

Еще одна дифференциация в части, касающейся увольнения с военной службы по состоянию здоровья, закреплена в ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ (далее Закон № 53-ФЗ) которая регламентирует основания увольнения с военной службы. В соответствии с ней, военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. По данным основаниям обязательному увольнению подлежит категория военнослужащих, которая проходит военную службу по контракту в звании до старшины или главного корабельного старшины включительно, а также военнослужащих по призыву. При этом у офицеров и прапорщиков есть выбор: продолжить службу или уволиться по данной статье. Это обусловлено тем, что военнослужащие, не имеющие звания офицера или прапорщика, получают более высокую физическую и морально-психологическую нагрузку. Стойкую потерю трудоспособности и даже инвалидность гражданин может получить, уволившись из армии ограниченно годным к военной службе. Возникает закономерный вопрос: "почему у данной категории военнослужащих меньше льгот и компенсаций?".

В целях справедливой социальной защиты разных групп военнослужащих следует уравнять права и размеры компенсационных выплат при увольнении с военной службы по состоянию здоровья с формулировками «военная травма» и «заболевание, полученное во время прохождения военной службы». Предоставить возможность выбора: продолжить службу или уволиться. Военнослужащим по контракту, признанным ограниченно годными, которые по объективным причинам могут исполнять обязанности по занимаемой должности либо переводить их на другие должности, на которых они смогут исполнять свои должностные обязанности без ущерба для службы.

С увольнением по состоянию здоровья раньше срока связаны и другие негативные последствия материального характера. Например, необеспеченность жильем либо долги по военной ипотеке, что существенно ухудшает материальное положение военнослужащего и членов его семьи.


В 2004 году был принят Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее Закон № 117-ФЗ). Его принятие положило начало становлению нового вида реализации жилищных прав военнослужащих. Благодаря данному закону у граждан, проходящих военную службу, появилась возможность обеспечить себя и членов своей семьи жильем в процессе службы и не дожидаться выслуги лет, необходимой для получения жилищной субсидии. В целом данная инициатива рассматривается положительно. В рамках социальной защиты военнослужащих рассмотрим проблемы, которые могут возникнуть при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и юридических последствиях, связанных с данным фактом.

В соответствии с Законом № 117-ФЗ основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы, является, в том числе, увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. До выполнения данных условий средства, учтенные на накопительном счете и уплаченные в счет погашения ипотеки, принадлежат РФ. Государство платит за жилье военнослужащего пока он проходит службу. И если военнослужащий вынужден прекратить ее по состоянию здоровья, в связи с признанием его ограниченно годным при отсутствии десятилетней календарной выслуги, он остается один на один со своими проблемами. Целевой жилищный заем и средства, которые вносились на погашение ипотеки, необходимо будет вернуть государству, а дальнейшие расчеты за жилье с банком производить самостоятельно. При этом продать жилье невозможно по рыночной цене, так как оно имеет обременения. Кроме того, уволенный военнослужащий может быть нетрудоспособен и не иметь возможности устроиться на работу, которая будет давать ему возможность расплачиваться по своим обязательствам перед банком и государством. В подобной ситуации военнослужащий и члены его семьи абсолютно не защищены, ведь права на пенсию и денежную компенсацию у него не возникает.

Становится очевидно, что несмотря на многообразие льгот и компенсаций, предусмотренных законодательством, у военнослужащего могут сложиться жизненные обстоятельства, при которых он будет социально не защищен, лишен здоровья, возможности полноценно трудиться, при этом не получит от государства поддержки.



Социальная защита ветеранов боевых действий и военнослужащих в Российской Федерации является важным направлением государственной политики. Тем не менее в данной сфере существует ряд проблем, которые могут затруднять реализацию прав на социальную защиту. Они перечислены на рисунке 10.


Рисунок 10 – Ряд проблем, которые есть в сфере социальной защиты военнослужащих и ветеранов боевых действий

Таким образом, для решения данных проблем необходимо усилить государственную поддержку ветеранов и военнослужащих, обеспечить эффективное распределение финансовых средств, упростить процедуру получения социальных выплат и льгот, улучшить качество медицинской помощи, обеспечить жильем всех нуждающихся и создать условия для включения ветеранов и военнослужащих в общественную жизнь. Также важно повышать уровень осведомленности общества о проблемах ветеранов и военнослужащих и способствовать формированию благоприятной атмосферы для их интеграции в общество.
3. Основные направления совершенствования деятельности по социальной защите ветеранов боевых действий и военнослужащих
Особенную актуальность и значимость правовая защита военнослужащих - ветеранов боевых действий приобретает в периоды обострения вооруженных конфликтов. Складывающаяся в настоящее время геополитическая ситуация, непосредственно определяемая в последние два десятилетия международными вооружёнными конфликтами, возникающими в различных регионах мира, свидетельствует о том, что войны стали носить затяжной характер, вовлекая в орбиту конфликта не только стран-участниц, но и стран, оказывающих им различную, в том числе военную поддержку. В этой связи является очевидным, что правовая защита ветеранов боевых действий не ограничивается ветеранами Великой Отечественной (второй мировой) войны.

В частности, видится несколько странным подход российского законодателя к формированию перечня лиц, которые, согласно ФЗ № 5 «О ветеранах» относятся к ветеранам боевых действий. Так, законодатель избрал казуистичный подход, отнеся к ветеранам боевых действий лиц, участвующих в вооруженных конфликтах на территории РФ или на территории иностранного государства, перечислив произошедшие ранее военные события. Полный перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к ФЗ № 5 "О ветеранах" [5].


Предполагается таким образом, что в случае возникновения какого-либо военного конфликта в будущем, участниками которого будут военнослужащие РФ, они, согласно закону, не будут относиться к ветеранам боевых действий, пока не будут внесены соответствующие изменения в закон. Это же касается и участников вооруженных конфликтов на тех территориях, где официально РФ боевых действий не ведет - они не могут получить статус ветерана боевых действий.

Из открытых источников можно заметить, что многие ветераны боевых действий высказывают недовольство по поводу недостаточной поддержки со стороны государства и неэффективности системы социальной защиты. Некоторые ветераны также жалуются на низкий уровень выплат и льгот, нехватку медицинских услуг и жилищную проблему. В то же время есть и положительные отзывы от ветеранов, которые отмечают, что получили необходимую помощь и поддержку от государства, в том числе в виде выплат и медицинских услуг.

В целом можно сказать, что мнения ветеранов боевых действий относительно системы социальной защиты довольно разнообразны. Важно учитывать эти мнения и работать над улучшением системы социальной защиты, чтобы она могла лучше отвечать потребностям ветеранов и военнослужащих, которые защищали интересы России. Для улучшения системы социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих можно предложить несколько мероприятий, представленных на рисунке 11.


Рисунок 11 – Мероприятия для улучшения системы социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих в России
В целом улучшение системы социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих в России является важной задачей для государства. Реализация перечисленных выше мероприятий может помочь решить многие проблемы, с которыми сталкиваются эти категории граждан, и обеспечить им достойную жизнь после службы в армии.

Не углубляясь в проблематику правового статуса ветерана боевых действий и сложностей получения этот статуса отдельными гражданами, хотелось бы отметить, что в отношении правовой защиты тех военнослужащих, которые официально признаны ветеранами боевых действий - вопросов и проблем не меньше. В этой связи имеет смысл обратиться к положительному зарубежному опыту по этой проблематике, и путем проведения сравнительно-правового анализа правового регулирования вопросов защиты прав и законных ветеранов боевых действий - выявить наиболее удачные моменты для рецепции в отечественное право.


Достаточно богатый опыт правовой защиты ветеранов, исторически и геополитически сформировавшийся во Франции, позволяет многим исследователям отнести Францию к образцу социальной поддержки и помощи ветеранам боевых действий. Особенно развиты во Франции, как и во многих других зарубежных странах, в отличие от России, ветеранские движения, профсоюзы ветеранов и иные общественные организации по поддержке ветеранов боевых действий (например, Союз ассоциаций ветеранов Франции).

Помимо этого, со стороны государства поддержка оказывается не в меньших объемах во многих зарубежных странах, и Франция не исключение, там в достаточной степени сформирована надлежащая структура органов исполнительной власти, в которой весомое место отводится специальным государственным органам, призванным оказывать всестороннюю правовую защиту и поддержку ветеранам: во Франции это Министерство по делам бывших военнослужащих и жертв войны, Национальное управление по делам ветеранов и жертв войны, Дом инвалидов и т.д. В Великобритании это Управление по делам ветеранов, Британский легион, в США это Министерство по делам ветеранов США, куда входит Управление здравоохранения ветеранов, Управление пособий ветеранов и Национальное управление кладбищ. Следовательно, во многих зарубежных странах, в противовес РФ, существует высокая организованность как общественных ветеранских движений, так и государственных служб и ведомств, налаживающих прямую и обратную связь по всем вопросам ветеранской политики.

Так, например, во Франции у ветеранов боевых действий множество льгот: повышен коэффициент пенсионных и иных социальных выплат (по различным статистическим данным, выплата ветеранам боевых действий ежемесячно составляет порядка 1.500 евро, и ежегодно им также положена выплата в размере до 10.000 евро), бесплатная медицинская помощь любого плана и бесплатные лекарства, ежегодные санаторно-курортные и лечебно-оздоровительные мероприятия за счет государства. Помимо прочего, для таких лиц предусмотрены и иные виды льгот: транспортные, коммунальные, налоговые, а Дом Инвалидов - гордость французов, является не только госпиталем, где каждый ветеран боевых действий может получить бесплатное лечение, но и своего рода пансионатом, в котором ветеранам, нуждающимся в постоянном уходе, разрешено проживать.

По законодательству США, ветераны боевых действий также имеют достаточно обширную правовую защиту, которая строится по принципу максимальной компенсации тех тягот и лишений, которые были связаны с несением боевой службы, а также компенсации понесенного ущерба (как физического, так и ментального, к которому не менее трепетно относится большинство американцев).