Файл: Министерство образования и науки республики казахстан карагандинский государственный технический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 410
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И ДИСКУССИИ
Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его пойти с вами по магазинам.
Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его не ходить по магазинам.
Задание 18. Согласны ли вы с мнением, что «Госслужба — это в первую очередь общение с людьми».
3.2 СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ. МАССОВАЯ И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Свободное время (досуг) — часть внерабочего времени, которая остается после выполнения обязательных дел и расходуется на восстановление сил, а также на физическое и духовное развитие человека. Свободное время охватывает учебу и самообразование, приобщение к культуре (чтение, посещение театра, музея, кино и т. п.), общественно-политическую активность, научно-техническое любительское творчество, художественно-эстетическую самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам и др., но может содержать также пассивный отдых («ничегонеделание») и даже антикультурные занятия. Социальная ценность свободного времени в конкретно-исторической обстановке определенного общественного строя определяется его величиной (объемом), структурой и содержанием.
По величине свободное время за последние десятилетия возросло в несколько раз, и ныне в развитых странах мира вопрос стоит о дальнейшем его росте за счет сокращения не столько рабочего времени, сколько времени, затрачиваемого на разные бытовые нужды (дорога, домашний труд, воспитание детей и т. п.).
Задание 1. Прочитайте текст. Дайте оценку ответу Мудреца. Согласны ли вы с его утверждением, что «Время — понятие абстрактное». Какое высказывание в тексте является ключевым? С каким высказыванием Вы бы не согласились? Можно ли продолжить данный список?
ПРИТЧА О ВРЕМЕНИ
Однажды к Мудрецу пришёл мужчина со своим сыном-подростком.
«О вас говорят, — обратился мужчина к Мудрецу, — что Вы можете помочь найти ответы на все жизненные вопросы. Помогите, пожалуйста, моему сыну понять ценность времени». После непродолжительной паузы он, вздохнув, тихо произнёс: «Да и мне эту ценность не мешало бы понять».
Мудрец на мгновение призадумался, а потом спокойно обратился к сыну пришедшего мужчины: «Время — понятие абстрактное. Его ценность трудно понять. Но это не значит, что это невозможно. Вам помогут понять ценность времени 7 человек — студент, женщина-мать, редактор газеты, влюблённый, тот, кто часто ездит на поезде, шофёр или водитель, а также спортсмен».
Увидев недоумённые взгляды мужчины и его сына, Мудрец пояснил: «Чтобы понять ценность года, поговорите со студентом, не сдавшим сессию. Чтобы понять ценность одного месяца, поговорите с матерью, родившей недоношенного ребёнка. Чтобы понять ценность одной недели, поговорите с редактором еженедельной газеты. Чтобы понять ценность одного часа, поговорите с влюблёнными, ожидающими встречи. Чтобы понять ценность одной минуты, поговорите с тем, кто опоздал на поезд. Чтобы понять ценность одной секунды, поговорите с тем, кто только что не попал в автомобильную аварию. Чтобы понять ценность одной миллисекунды, поговорите со спортсменом, завоевавшим серебряную медаль на Олимпийских играх».
Уже прощаясь со своими визитерами, Мудрец со словами «Повесьте это у себя в доме на самом видном месте» протянул мужчине листок бумаги.
На листке был следующий текст: «Каждая секунда вашей жизни на вес золота. Вчера — уже история. Завтра — вообще непонятно что. Сегодня — это дар. Поэтому оно и зовётся НАСТОЯЩИМ». Ниже жирными буквами было написано: «Находите время для…» и под этими словами прямыми строчками было написано:
«Находите время для работы — это условие успеха.
Находите время для размышлений — это источник силы.
Находите время для игры — это секрет молодости.
Находите время для чтения — это основа знаний.
Находите время для дружбы — это условие счастья.
Находите время для мечты — это путь к звёздам.
Находите время для любви — это истинная радость жизни.
Находите время для веселья — это музыка души».
Задание 2. Объясните смысл высказываний о времени. Взяв за основу понравившееся, напишите эссе-рассуждение.
1) Кто понял жизнь, тот не спешит.
2) Еще не время, уже не время, а в промежутке – жизнь!
3) Часы идут, дни бегут, а годы летят.
4) Каждый день мы строим планы на будущее, но у будущего свои планы…
5) У большинства тех, у кого есть деньги, - нет времени, а кого есть время – нет денег…
6) Два бесценных дара – жизнь и время – нам даются даром. Поэтому мы расточительны и небрежны в обращении с ними.
7) Есть люди, с которыми мы теряем время. А есть те, с кем теряем чувство времени.
8) Время не лечит! время рассудит, время покажет: кто враг, где друзья… Лишь время бесстрастным и искренним будет, время не доктор, время – судья.
Задание 3. Прочитайте текст. Выразите письменно свое отношение к теории «1000 шариков». Каковы истинные ценности вашей жизни?
ТЫСЯЧА ШАРИКОВ
Несколько недель назад я приготовил себе кофе, взял утреннюю газету и сел послушать радиоприемник. Я поворачивал ручку настройки, пока вдруг мое внимание не привлек бархатный голос одного старика. Он что-то говорил о «тысяче шариков».
Я заинтересовался, сделал звук погромче и откинулся на спинку кресла.
«Могу поспорить, что вы очень заняты на работе, -начал старик, - вчера, сегодня, завтра. И пусть вам платят много. Но за эти деньги они покупают вашу жизнь. Подумайте, вы не проводите это время со своими любимыми и близкими. Ни за что не поверю, что вам нужно работать все это время, чтобы свести концы с концами. Вы работаете, чтобы удовлетворить ваши желания. Но знайте, что это замкнутый круг - чем больше денег, тем больше хочется и тем больше вы работаете, чтобы получить еще большее. Нужно суметь в один момент спросить себя: «А действительно ли мне так нужна еще одна кофточка или машина?» И ради этого вы готовы пропустить первое танцевальное выступление вашей дочери или спортивное соревнование вашего сына? Позвольте мне рассказать кое-что, что реально помогло мне сохранить и помнить о том, что главное в моей жизни».
И он начал объяснять свою теорию "тысячи шариков":
«Смотрите, в один прекрасный день я сел и подсчитал. В среднем человек живет 75 лет. Я знаю, некоторые живут меньше, другие больше. Но живут примерно 75 лет. Теперь я 75 умножаю на 52 (количество воскресений в году) и получается 3900 - столько воскресений у вас в жизни. Когда я задумался об этом, мне было пятьдесят пять. Это значило, что я прожил уже примерно 2900 воскресений. И у меня оставалось только 1000. Поэтому я пошел в магазин игрушек и купил 1000 небольших пластиковых шариков. Я засыпал их все в одну прозрачную банку. После этого каждое воскресенье я вытаскивал и выбрасывал один шарик. И я заметил, что когда я делал это и видел, что количество шариков уменьшается, я стал обращать больше внимания на истинные ценности этой жизни. Нет более сильного средства, чем смотреть, как уменьшается количество отпущенных тебе дней!
Теперь, послушайте последнюю мысль, которой я хотел бы поделиться сегодня с вами, перед тем как обнять мою любимую жену и сходить с ней на прогулку.
Этим утром я вытащил последний шарик из моей банки... Поэтому каждый последующий день для меня подарок. Я принимаю его с благодарностью и дарю близким и любимым тепло и радость. Знаете, я считаю, что это единственный способ прожить жизнь. Я ни о чем не сожалею. Было приятно с вами поговорить, но мне нужно спешить к моей семье. Надеюсь, еще услышимся!»
Я задумался. Действительно было о чем подумать. Я планировал ненадолго смотаться сегодня на работу - нужно было делать проект. А потом я собирался с коллегами по работе сходить в клуб. Вместо всего этого я поднялся наверх и разбудил мою жену нежным поцелуем.
- Просыпайся, милая. Поедем с детьми на пикник.
- Дорогой, что случилось?
- Ничего особенного, просто я понял, что мы давно не проводили вместе выходные. И еще, давай зайдем в магазин игрушек. Мне нужно купить пластиковые шарики.
Задание 4. Выразите свое согласие/несогласие к данному утверждению. Как бы вы хотели провести свое свободное время?
Особенностью деятельности свободного времени является его самоценность и самоцельность. Регулировать свободное время можно только опосредованно, через создание условий, позволяющих использовать его в соответствии со своими способностями и потребностями.
Задание 5. Ознакомьтесь с информацией по ссылке: https://4brain.ru/zozh/rezhim.php, проверьте полученные знания по теме, выполнив тест из нескольких вопросов.
Задание 6. Посмотрите фильм о мимолетности и ценности времени, данного человеку для жизни. Перескажите подробно его содержание. Напишите, какой урок вы извлекли из фильма.
Понятие «массовая культура» характеризуется как культурный процесс, предназначенный для широких масс. Зарождение массовой культурысвязывают с принятием в Великобритании закона об обязательной всеобщей грамотности, когда всем стал доступен главный вид художественного творчества XIX века – роман. Вторая веха связана с изобретением кинематографа. Даже неграмотный человек правильно мог воспринимать информацию в картинках. Третья веха – магнитофон, телевизор, компьютер, интернет, которые усилили позиции массовой культуры.
В массовой культуре выделяют три основные уровня:
-
кич-культура (низкопробная, даже вульгарная культура); -
мид-культура (так сказать, культура «средней руки»); -
арт-культура (масс-культура, не лишенная художественного содержания и эстетического выражения).
В кич-культуре заранее заданное конвейерное производство определяют коммерческий характер культуры. Авторы-дельцы ориентируются на низкие вкусы массового потребителя, на сиюминутную моду, отсюда и мыльные оперы и всякого рода сериалы. Низкопродуктивная литература, зрелищные фильмы, не содержащие глубинного смысла, заполняют свободное время людей.
Мид-культураимеет двойственный характер, обладая некоторыми чертами народной культуры и массовой. По отношению к кич, эта форма «массовой» культуры оказывается более высокой. Можно сказать, что мид-культура задает тон, на ее стандарты ориентируется «массовая» культура в целом.
Арт-культура рассчитана на самую образованную часть публики, ееглавной задачей является максимальное приближение «массовой» культуры к нормам и стандартам традиционной культуры. К мид-культуре и арт-культуре можно отнести определенные виды художественных произведений (тех же бестселлеров), рекламы, в зависимости от их идейности, актуальности, художественной формы, а также средства массовой информации.
Зачинателями «массовой культуры» в кинематографе были бизнесмены Голливуда (США), так называемая «Фабрика грез». Они разработали целую систему производства фильмов, которые сегодня заполнили экраны кинотеатров мира. Это: фильмы ужасов, мелодрамы, боевики, эротических фильмов и т.п.
Подобной коммерциализации подверглись также книгопечатания, пресса, живопись. Рыночные прилавки и прилавки книжных магазинов заполонили произведения, лишенные глубинного смысла, художественной ценности, тем самым по своему невежеству попирают все законы искусства.
Чтобы не утонуть в пошлости и безвкусице современной массовой культуры, иногда примитивной и агрессивной, нужно бороться....
Задание 7. Составьте текст-рассуждение, ответив на вопрос «Какие меры нужно предпринять, чтобы не утонуть в пошлости и безвкусице примитивной массовой культуры?»
Задание 8. Заполните таблицу, используя данный выше материал: