Файл: Министерство образования и науки республики казахстан карагандинский государственный технический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 403

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И ДИСКУССИИ

Задание 3. Из двух противоположных мнений выберите то, которое Вам ближе, и аргументированно защитите его.

Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его пойти с вами по магазинам.

Вы считаете, что шопинг - терапия - это всего лишь один из мифов, что походы по магазинам подавляют контроль над собственной жизнью.

Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его не ходить по магазинам.

Задание 17. Спишите, образуя причастия от глаголов в скобках, расставьте недостающие знаки препинания.

Задание 18. Согласны ли вы с мнением, что «Госслужба — это в первую очередь общение с людьми».

ИННОВАЦИОННЫЕ ЛИТИЙ-ИОННЫЕ

СЕРНЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ

ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ «ЧИНГИСХАН»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ БРАСЛЕТЫ ДЛЯ ЧАСОВ

СУХОЙ КУМЫС

Каждой отрасли науки свойственны свои достижения, открытия и изобретения, без которых невозможно себе представить нашу современную жизнь.

Задание 1. Прочитайте микротексты о величайших достижениях в различных отраслях наук. Определите их значение в жизни человека.

ИСКУССТВЕННОЕ СЕРДЦЕ

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР



Задание 2. Прочитайте информацию «Языки мира» по ссылке: https://ru.wikipedia.org/wiki/Языки_мира и назовите основные причины процесса исчезновения языков. Оформите свою точку зрения в виде рассуждения.
Задание 3. Продолжите начатый текст, развивая тему.

«Современная языковая ситуация в Казахстане характеризуется стремлением к трехъязычию для достижения большего прорыва на мировой экономической арене...»
Задание 4. Прочитайте высказывания о русском языке. Согласны ли вы с ними? Выразите свою точку зрения в форме рассуждения.

1) Язык есть вековой труд целого поколения. (В.И. Даль)

2) Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. (М.Горький)

3) Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А. И. Куприн)

4) Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. (П. Мериме)
Задание 5. Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль.

О том, как влияет на нас то, что и как мы говорим.

Около дороги стоял слепой мужчина. Один он не мог отправиться в свою деревню, и поэтому ждал своего сына, который задержался на рынке. Присев на старое бревно, он слушал мир вокруг и был счастлив немного побыть в одиночестве.

— Эй, старикашка! – окликнули его. – Все равно ты просиживаешь тут штаны. А ну-ка скажи мне, не проходила ли тут рота солдат?

— Да, проходила, — ответил слепой мужчина безразлично. Ему было глубоко неприятно такое к себе обращение, но он решил не грубить в ответ.

Прошло несколько минут, и старик снова услышал обращение к себе.

— Старик! Проходили ли тут солдаты? – спросили его.

— Да, — ответил тот, и спросивший тут же удалился.

Еще четвертью часа позже слепца окликнули снова.

— Здравствуй, отец! Не слышал ли ты случайно роту солдат? Они должны были проходить тут недавно?

— Да, они ушли на юг, — сказал старец.

Чуть позже еще один человек подошел к слепому. Он положил руку ему на плечо и подождал, пока старик дотронется до нее и почувствует, что опасности нет.

— Дорогой мой, — сказал человек. – Скажи мне, пожалуйста, не слышал ли ты, как рядом с тобой шла рота солдат?

— Слышал, господин, — ответил слепой. – Они отправились на юг.


— Спасибо тебе и прощай, — сказал напоследок человек и удалился.

Наконец, слепой дождался сына.

— Ты знаешь, — сказал он молодому человеку. – Только что меня спросили про ушедшую час назад роту солдат четыре человека. Один из них был рядовым, второй – офицером, третий – полководцем, а четвертый – царем.

— Как же ты узнал, ведь ты не видел их? – удивился сын.

— Да, но мне достаточно было их слышать.

То, каким языком мы говорим с окружающими, определяет нас, наш характер и воспитание. По речи можно многое сказать о человеке. Язык – это средство, при помощи которого говорит наша душа, а грубость, несдержанность в речи только ее ожесточает. Отношение людей вокруг во многом определяется тем, как и что мы им говорим.
Задание 6. Дайте оценку языку общения 4-х мужчин со слепым стариком. Передайте разницу общения при помощи голоса и невербальных средств. Напишите краткое рассуждение, раскрыв мораль текста.
Задание 7. Напишите пословицы о языке и речи, роли слова в жизни человека, восстановив их концовку.

Уважай молоко матери и … (казахская пословица)

Прожитый день не вернется, а …(казахская пословица)

Язык длинный, ….. (русская пословица)

Язык мой — ….. (русская пословица)

Когда ты говоришь, слова твои …. (арабская пословица)

Языком убивают, как кинжалом, только …. (китайская пословица)

Язык твой — лев, дашь ему свободу, он… (африканская пословица)

Между «говорить» и «делать» — …. (испанская пословица)

Скорее вечный снег растает, чем ... (азербайджанская пословица)

О чем тебя не спрашивают, о том …. (осетинская пословица)
Задание 8. Прочитайте притчу о языке. Выразите согласие/несогласие к морали притчи. Приведите примеры из жизни, подтверждающие смысл высказывания «слова всегда возвращаются к нам с удвоенной силой либо добра, либо зла».
Однажды китайский император пригласил к себе главного повара, и говорит:«Ко мне на следующей неделе приедут гости. Очень уважаемые, приятные люди. Приготовь, пожалуйста, что-то особенное».

Повар поклонился и сказал, что обязательно сделает все наилучшим образом.

И вот наступил день приема, стол ломился от лакомств, но главным блюдом на столе был язык.

Прошло еще некоторое время, и опять император призвал к себе шеф-повара и, приказал: «Ко мне приедут на следующей неделе гости

, но эти люди мне очень не приятны. Приготовь блюдо, но не очень изысканное».

Опять был устроен прием, стол был более скромным, чем в прошлый раз, но главным блюдом был опять язык.

Прошел прием, гости уехали, и Император снова вызывает своего главного повара. Пришел повар, Император его спрашивает: «Скажи, почему ты приготовил одно, и тоже блюдо и в одном, и в другом случае?»

Шеф-повар поклонился и говорит: «В первом случае у Вас были гости, которые Вам были приятны, но скажите, пожалуйста, что может быть лучше и слаще, чем слушать приятные вещи, говорить добрые слова, пожелания счастья и процветания, который произносит наш язык?Во-втором случае у Вас были гости, которые Вам не приятны, что может быть хуже, резче, ужаснее, тех речей, которые произносит наш язык? Вот поэтому я и приготовил в обоих случаях язык!»

Мораль притчи такова – всегда следите за своими словами и думайте, что Вы говорите своим языком, слова всегда возвращаются к нам с удвоенной силой либо добра, либо зла.

А это уже зависит от Вас, от Вашего языка, что Вы хотите получить в ответ.
Задание 9. Сравните содержание двух текстов о языке. Что общего между текстами? Сформулируйте письменно собственное отношение к затронутой проблеме.
Задание 10. Продолжите таблицу о функциях языка, используя материалы учебных пособий, Интернета.


Основные функции языка

  1. Коммуникативная

Язык – средство общения людей

  1. Назывная

Язык – средство обозначения предметов и явлений действительности

  1. Познавательная

Язык – средство познания действительности, способ формирования и выражения понятий и выражений

  1. Информационная

Язык – форма накопления, хранения и передачи информации, в том числе о материальной и духовной культуре общества

  1. Экспрессивная

Язык – средство выражения эмоций































ГРАММАТИЧЕСКАЯ СПРАВКА



Синтаксис русского языка — часть грамматики русского языка (совместно с морфологией), указывающая на правила соединения слов в словосочетании и предложении.

Основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст.

Словосочетание– это сочетание двух или нескольких слов (в составе предложения), объединённых грамматически и по смыслу.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются.

Предложение – единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.


Задание 11. Внимательно изучите таблицу «Отличие словосочетания от предложения». Приведите примеры словосочетаний и предложений.


Словосочетание

Предложение

Непредикативная единица

Предикативная единица(включает значение времени и модальности)

Некоммуникативная единица, является строительным материалом для предложений.

Коммуникативная единица,средство общения.


Интонация не свойственна.

Обладает интонацией законченности.

Образуется на основе подчинительной связи (главное слово+ зависимое)

Образуется на основе предикативной связи.


Задание 12. Продолжи таблицу «Виды словосочетаний», подобрав на каждый вид словосочетаний примеры.


Основание классификации

Виды словосочетаний


Примеры

Лексико-грамматическая природа главного слова

1. Именные

2. Глагольные

3. Наречные

1.

2.

3.

Тип связи между компонентами

1. Согласование

2. Управление

3. Примыкание

1.

2.

3.

Характер

синтаксической связи между компонентами

1. Определительные

2. Объектные

3.Обстоятельственные

1.

2.

3.

Структура словосочетания

1. Простое (из двух слов)

2. Сложное (более двухслов)

1.
2.



Задание 13. Выпишите из микротекста 10 словосочетаний, дайте им подробную характеристику.

Язык является уникальным средством общения, без которого невозможно учиться, овладевать профессиями, обмениваться мыслями. Огромна роль языка в развитии культуры, науки, в воспитании.

Язык – это сложная и совершенная система знаков, в точности приспособленная для передачи человеческих мыслей и чувств. В отличие от других составляющих человеческой культуры, его нельзя причислить к изобретениям человека, но благодаря языку люди придумали множество выдающихся открытий.