Файл: Министерство образования и науки республики казахстан карагандинский государственный технический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 403
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И ДИСКУССИИ
Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его пойти с вами по магазинам.
Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его не ходить по магазинам.
Задание 18. Согласны ли вы с мнением, что «Госслужба — это в первую очередь общение с людьми».
Задание 2. Прочитайте информацию «Языки мира» по ссылке: https://ru.wikipedia.org/wiki/Языки_мира и назовите основные причины процесса исчезновения языков. Оформите свою точку зрения в виде рассуждения.
Задание 3. Продолжите начатый текст, развивая тему.
«Современная языковая ситуация в Казахстане характеризуется стремлением к трехъязычию для достижения большего прорыва на мировой экономической арене...»
Задание 4. Прочитайте высказывания о русском языке. Согласны ли вы с ними? Выразите свою точку зрения в форме рассуждения.
1) Язык есть вековой труд целого поколения. (В.И. Даль)
2) Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. (М.Горький)
3) Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А. И. Куприн)
4) Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. (П. Мериме)
Задание 5. Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль.
О том, как влияет на нас то, что и как мы говорим.
Около дороги стоял слепой мужчина. Один он не мог отправиться в свою деревню, и поэтому ждал своего сына, который задержался на рынке. Присев на старое бревно, он слушал мир вокруг и был счастлив немного побыть в одиночестве.
— Эй, старикашка! – окликнули его. – Все равно ты просиживаешь тут штаны. А ну-ка скажи мне, не проходила ли тут рота солдат?
— Да, проходила, — ответил слепой мужчина безразлично. Ему было глубоко неприятно такое к себе обращение, но он решил не грубить в ответ.
Прошло несколько минут, и старик снова услышал обращение к себе.
— Старик! Проходили ли тут солдаты? – спросили его.
— Да, — ответил тот, и спросивший тут же удалился.
Еще четвертью часа позже слепца окликнули снова.
— Здравствуй, отец! Не слышал ли ты случайно роту солдат? Они должны были проходить тут недавно?
— Да, они ушли на юг, — сказал старец.
Чуть позже еще один человек подошел к слепому. Он положил руку ему на плечо и подождал, пока старик дотронется до нее и почувствует, что опасности нет.
— Дорогой мой, — сказал человек. – Скажи мне, пожалуйста, не слышал ли ты, как рядом с тобой шла рота солдат?
— Слышал, господин, — ответил слепой. – Они отправились на юг.
— Спасибо тебе и прощай, — сказал напоследок человек и удалился.
Наконец, слепой дождался сына.
— Ты знаешь, — сказал он молодому человеку. – Только что меня спросили про ушедшую час назад роту солдат четыре человека. Один из них был рядовым, второй – офицером, третий – полководцем, а четвертый – царем.
— Как же ты узнал, ведь ты не видел их? – удивился сын.
— Да, но мне достаточно было их слышать.
То, каким языком мы говорим с окружающими, определяет нас, наш характер и воспитание. По речи можно многое сказать о человеке. Язык – это средство, при помощи которого говорит наша душа, а грубость, несдержанность в речи только ее ожесточает. Отношение людей вокруг во многом определяется тем, как и что мы им говорим.
Задание 6. Дайте оценку языку общения 4-х мужчин со слепым стариком. Передайте разницу общения при помощи голоса и невербальных средств. Напишите краткое рассуждение, раскрыв мораль текста.
Задание 7. Напишите пословицы о языке и речи, роли слова в жизни человека, восстановив их концовку.
Уважай молоко матери и … (казахская пословица)
Прожитый день не вернется, а …(казахская пословица)
Язык длинный, ….. (русская пословица)
Язык мой — ….. (русская пословица)
Когда ты говоришь, слова твои …. (арабская пословица)
Языком убивают, как кинжалом, только …. (китайская пословица)
Язык твой — лев, дашь ему свободу, он… (африканская пословица)
Между «говорить» и «делать» — …. (испанская пословица)
Скорее вечный снег растает, чем ... (азербайджанская пословица)
О чем тебя не спрашивают, о том …. (осетинская пословица)
Задание 8. Прочитайте притчу о языке. Выразите согласие/несогласие к морали притчи. Приведите примеры из жизни, подтверждающие смысл высказывания «слова всегда возвращаются к нам с удвоенной силой либо добра, либо зла».
Однажды китайский император пригласил к себе главного повара, и говорит:«Ко мне на следующей неделе приедут гости. Очень уважаемые, приятные люди. Приготовь, пожалуйста, что-то особенное».
Повар поклонился и сказал, что обязательно сделает все наилучшим образом.
И вот наступил день приема, стол ломился от лакомств, но главным блюдом на столе был язык.
Прошло еще некоторое время, и опять император призвал к себе шеф-повара и, приказал: «Ко мне приедут на следующей неделе гости
, но эти люди мне очень не приятны. Приготовь блюдо, но не очень изысканное».
Опять был устроен прием, стол был более скромным, чем в прошлый раз, но главным блюдом был опять язык.
Прошел прием, гости уехали, и Император снова вызывает своего главного повара. Пришел повар, Император его спрашивает: «Скажи, почему ты приготовил одно, и тоже блюдо и в одном, и в другом случае?»
Шеф-повар поклонился и говорит: «В первом случае у Вас были гости, которые Вам были приятны, но скажите, пожалуйста, что может быть лучше и слаще, чем слушать приятные вещи, говорить добрые слова, пожелания счастья и процветания, который произносит наш язык?Во-втором случае у Вас были гости, которые Вам не приятны, что может быть хуже, резче, ужаснее, тех речей, которые произносит наш язык? Вот поэтому я и приготовил в обоих случаях язык!»
Мораль притчи такова – всегда следите за своими словами и думайте, что Вы говорите своим языком, слова всегда возвращаются к нам с удвоенной силой либо добра, либо зла.
А это уже зависит от Вас, от Вашего языка, что Вы хотите получить в ответ.
Задание 9. Сравните содержание двух текстов о языке. Что общего между текстами? Сформулируйте письменно собственное отношение к затронутой проблеме.
Задание 10. Продолжите таблицу о функциях языка, используя материалы учебных пособий, Интернета.
Основные функции языка | |
| Язык – средство общения людей |
| Язык – средство обозначения предметов и явлений действительности |
| Язык – средство познания действительности, способ формирования и выражения понятий и выражений |
| Язык – форма накопления, хранения и передачи информации, в том числе о материальной и духовной культуре общества |
| Язык – средство выражения эмоций |
| |
| |
| |
| |
| |
ГРАММАТИЧЕСКАЯ СПРАВКА Синтаксис русского языка — часть грамматики русского языка (совместно с морфологией), указывающая на правила соединения слов в словосочетании и предложении. Основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст. Словосочетание– это сочетание двух или нескольких слов (в составе предложения), объединённых грамматически и по смыслу. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются. Предложение – единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. |
Задание 11. Внимательно изучите таблицу «Отличие словосочетания от предложения». Приведите примеры словосочетаний и предложений.
Словосочетание | Предложение |
Непредикативная единица | Предикативная единица(включает значение времени и модальности) |
Некоммуникативная единица, является строительным материалом для предложений. | Коммуникативная единица,средство общения. |
Интонация не свойственна. | Обладает интонацией законченности. |
Образуется на основе подчинительной связи (главное слово+ зависимое) | Образуется на основе предикативной связи. |
Задание 12. Продолжи таблицу «Виды словосочетаний», подобрав на каждый вид словосочетаний примеры.
Основание классификации | Виды словосочетаний | Примеры |
Лексико-грамматическая природа главного слова | 1. Именные 2. Глагольные 3. Наречные | 1. 2. 3. |
Тип связи между компонентами | 1. Согласование 2. Управление 3. Примыкание | 1. 2. 3. |
Характер синтаксической связи между компонентами | 1. Определительные 2. Объектные 3.Обстоятельственные | 1. 2. 3. |
Структура словосочетания | 1. Простое (из двух слов) 2. Сложное (более двухслов) | 1. 2. |
Задание 13. Выпишите из микротекста 10 словосочетаний, дайте им подробную характеристику.
Язык является уникальным средством общения, без которого невозможно учиться, овладевать профессиями, обмениваться мыслями. Огромна роль языка в развитии культуры, науки, в воспитании.
Язык – это сложная и совершенная система знаков, в точности приспособленная для передачи человеческих мыслей и чувств. В отличие от других составляющих человеческой культуры, его нельзя причислить к изобретениям человека, но благодаря языку люди придумали множество выдающихся открытий.