Файл: Министерство образования и науки республики казахстан карагандинский государственный технический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 372
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И ДИСКУССИИ
Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его пойти с вами по магазинам.
Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его не ходить по магазинам.
Задание 18. Согласны ли вы с мнением, что «Госслужба — это в первую очередь общение с людьми».
Задание 10. Прочитайте текст. Выделите аббревиатуры, раскрыв их значения. Дайте определение понятиям «инновационная мобильная юрта», «технологическое развитие», «современные новаторы».
ИННОВАЦИОННАЯ МОБИЛЬНАЯ ЮРТА
В октябре на рассмотрение экспертной комиссии по инновационным грантам Казахстана была представлена инновационная юрта, которая уникальна своей мобильностью, способностью к передвижению благодаря колёсам.
Создатели считают, что новое изобретение могут использовать сотрудники МЧС при выезде на место ЧП.
Когда новость о мобильной юрте вышла в свет, многие пользователи социальных сетей не поверили ей. Однако Национальное агентство технологического развития подтвердило, что такая заявка на грант действительно поступила. Для того чтобы реализовать данный проект, требуется всего 25 миллионов тенге.
Казахстанская гонка изобретений требует от современных новаторов умения опережать своих конкурентов при регистрации очередной инновации, ведь достаточно лишь вовремя оформить своё "изобретение", на которое в нашей стране ещё никто не претендовал. Если ты вступаешь в ряды таких людей-изобретателей, то получаешь возможность изменить мир.
Задание 11. Трансформируйте сложноподчиненные предложения в простые (по возможности), пользуясь материалом «Грамматической справки».
Задание 12. Выразите свое согласие/несогласие к данному утверждению.
После того как продвинутые пользователи Интернета смогли «изобрести» очки виртуальной реальности, беспроводные компьютерные мыши, бесконтактные сенсорные игровые контроллеры, станции для зарядки электромобилей, инновационные сайты и мобильные приложения, стало ясно, что государство готово оплатить почти любую ерунду, если в её названии присутствуют слова «инновационный» или «нанотехнология». Очень многие люди решили податься в изобретатели, чтобы успеть откусить свой кусочек от ещё теплого бюджетного пирога.
Задание 13. Прочитайте текст. Определите сущность инновации.
EcoSocket представляет собой переходник от розетки к электроприбору, оснащенный Wi-Fi-передатчиком и датчиком тока. Для управления прибором необходимо скачать приложение и выполнить базовые настройки. После включения устройства и подключения к нему электроприбора, новое подключение автоматически отображается в мобильном приложении. EcoSocket будет непрерывно измерять потребление тока и напряжение данного прибора, а затем отправлять данные на сервер EcoSocket, используя Wi-Fi. Вы же через Интернет сможете включить или выключить розетку. Такое своевременное отключение позволит, по словам студентов-изобретателей, сэкономить до 40% электроэнергии. Правда, придётся разориться на "умные розетки" и каждый электроприбор в доме подключить через них.
Задание 14. Используя предыдущие тексты учебника, материалы Интернета, СМИ, сформулируйте основные задачи, стоящие перед казахстанскими учеными. Что, на ваш взгляд, является первоочередной задачей для интеграции страны в мировое пространство?
Задание 15. Дайте характеристику развития науки и техники в Казахстане, отметив следующее: а) значение отраслей промышленности в мировом хозяйстве; б) основные экспортёры и импортёры продукции; г) экологические проблемы отраслей и пути их решения. Подготовьте презентационный материал.
4.2 НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ И ЭТИКА.
Научное открытие – это установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания. Открытием признается также научное положение, представляющее собой решение познавательной задачи (следует отличать от научные догадок, гипотезы) и обладающее новизной в мировом масштабе. Не признается открытием установление единичного факта (тоже иногда именуемого открытием), в том числе географического, археологического,палеонтологического, месторождения полезных ископаемых, а также положения в области общественных наук.
Этика науки представляет собой философское и социологическое изучение взаимоотношений науки и морали:
а) в плане воздействия науки на мораль, знаний и научного прогресса на моральность, нравы людей и нравственный прогресс общества, влияние ценностей науки на мораль, соотношение истины и добра, истинности моральных явлений;
б) в плане воздействия морали на науку, ценностей и норм морали на отношение в науке и ее результаты, мировоззренческих установок ученого на познание действия морали как регулятора научной деятельности и научного общения, раскрытия содержания гражданской и моральной ответственности ученых.
В нормах научной этики находят свое воплощение общечеловеческие моральные требования и запреты, приспособленные к особенностям научной деятельности.
Этические нормы служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Первый из них является бескорыстный поиск и отстаивание истины. В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить полученное знание, как истину либо, как заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результаты были новыми знаниями и так или иначе логически, экспериментально и пр. - обоснованными. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом.
По мнению ученых, научные нормы строятся вокруг четырех основополагающих ценностей: универсализма, всеобщности, бескорыстности (незаинтересованности), и организованного скептицизма.
Задание 1. Сформулируйте проблемы, поставленные автором текста. Приведите примеры из прочитанного текста, которые, являются важными для понимания проблем исходного текста. Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Развитие науки не раз ставило перед учёными важнейшие этические проблемы. Сегодня они связаны с ответственностью не только за то, что уже сделано, но и за выбор новых направлений исследований — например, в современной биологии.Возможность манипулирования наследственным материалом клеток, которую дала генная инженерия, внеутробное развитие человеческого эмбриона, проблемы трансплантации органов — эти примеры демонстрируют ситуации, где этические проблемы в решающей степени переплетаются с планированием и осуществлением экспериментальных исследований, с новыми путями практического использования научных открытий.
Не секрет, что в среде учёных-естественников преобладает убеждение, будто наука не имеет своей собственной специфической системы ценностей. Но это как раз, на мой взгляд, не исключает, а, наоборот, предполагает, что этика должна выработать определённые моральные нормы, которыми могли бы руководствоваться исследователи в ходе своей работы.
Вряд ли стоит повторять, что основным критерием научности выводов исследователя является объективность. Это действительно так, и в науке нет и не может быть места для субъективного фактора. Но наука не только новое знание. Это область приложения коллективных усилий, область сомнений и ценностных оценок, область социальных пристрастий — словом, всего, чем наполнена любая человеческая деятельность. А значит, и ей, науке, принадлежит не последнее место в формировании того комплекса общечеловеческих ценностей, из которых складывается понятие «гуманизм».
Учёные не могут закрывать глаза на опасность уничтожения человеческой цивилизации, не могут не видеть нищету, хронический голод и безграмотность сотен и сотен миллионов жителей нашей планеты. Как исследователи, как гуманисты они могут и должны вносить свой вклад в решение этих острейших проблем современности.
Джон Бернал, выдающийся учёный и общественный деятель, размышляя о судьбах науки, писал, что первый и самый трудный шаг состоит в том
, чтобы использовать наши знания против устранимого зла. А вторым шагом является поиск средств борьбы со злом, против которого сегодня мы ещё бессильны. Продолжение и расширение научных исследований откроет нам глаза на то зло, которое мы пока не различаем. А посему учёные должны неустанно создавать новое и полезное: новые материалы, новые технологические процессы и, прежде всего, новые эффективные основы организацииобщественных действий.
Сказанное Джоном Берналом фактически означает, что работа учёного должна в конечном счёте приводить к изменению мира в интересах человека. Соединение мощи знания с принципами научного гуманизма и есть основа подлинного прогресса — прогресса, не подчиняющего себе человека, а верно служащего ему.
(По Е.П. Велихову)
Задание 2. Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Задание 3. Продолжите начатый текст.
Научные открытия должны быть направлены во благо человека, так как настоящий ученый должен быть гуманистом…
Задание 4. Продолжите таблицу, включив в нее научные открытия ХХI века.
Выдающиеся научные открытия человечества | ||
даты | Научные открытия и изобретения | Ученые – основатели и изобретатели |
1942 г. | создан первый атомный реактор в США. | Энри́ко Фе́рми - итальянский физик, один из «отцов атомной бомбы», создатель первого в мире ядерного реактора, внёс большой вклад в развитие ядерной физики, физики элементарных частиц, квантовой и статистической механики. |
1953 г. | изучена молекулярная структура ДНК, в которой хранится генетический код. Это открытие положило начало развитию генной инженерии. | Джеймс Дью́и Уо́тсон (американский биолог), Фрэнсис Крик (британский молекулярный биолог,биофизик и нейробиолог) и Морис Хью Фре́дерик Уилкинс (английский физик и молекулярный биолог) - лауреаты Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытие структуры молекулы ДНК. |
1957 г. | запуск в космос первого спутника (СССР). | С.П. Королев – академик АН СССР, основоположник практической космонавтики, конструктор в области ракетостроения и космонавтики. |
1961 г. | первый полет человека в космос (СССР). | Юрий Гагарин – советский космонавт, первый человек, совершивший полет в космос. |
1965 г. | первый выход человека в открытый космос (СССР). | Алексей Леонов - летчик-космонавт СССР впервые в истории 18 марта 1965 года совершил выход в открытый космос с борта корабля "Восход-2", пилотируемого Павлом Беляевым. |
1969 г. | полет человека на Луну (США). | Н. Армстронг и Э. Олдрин – американские космонавты, совершившие первую посадку на Луну. |
1976 г. | появился персональный компьютер. | 1 апреля 1976 г. Стив Джобс и Стив Возняк основали фирму AppleComputer. |
1990-е гг. | Интернет становится доступен широкой публике. | Тим Бернерс-Ли – ученый, создатель Всемирной паутины (WorldWideWeb) (1991). |
1990-е гг. | появляется мобильная спутниковая телефонная связь. | Первая сеть GSM (GlobalSystemforMobileCommunications) была запущена в эксплуатацию в Германии в 1992 году. |
Задание 5. Используя материалы Интернета, СМИ, продолжите начатый текст, сформулировав основные задачи, стоящие перед современной наукой. Что, на ваш взгляд, является первоочередной задачей?
Перед наукой встала новая задача — сохранить достигнутый уровень прогресса. Как решить экологическиепроблемы и не допустить следующего за ним глобального падения уровня жизни и социального хаоса?
Чтобы решить эту задачу, необходимо …
Задание 6. Сформулируйте основные особенности НТП (научно-технического прогресса) на современном этапе.
На современном этапе развития общества НТП характеризуется следующими особенностями:
1) бурное развитие науки, превращение ее в непосредственную производственную силу;
2) изменение в технической базе производства, позволяющеесократить количество людей, занимающихся тяжелым физическими трудом;
3) …
4) …
Задание 7. Проанализируйте схему «Нормы научной этики». Какие выводы вы можете сделать?
Задание 8. Ознакомьтесь с информацией по ссылке: http://conflictmanagement.ru/etika-nauki-i-professionalnaya-otvetstvennost-uchenogo и данными таблицы. Расскажите об этике ученого и социальных ролях, выполняемых ученым.
Задание 9. Прочитайте текст. Какова ценность этических норм для науки?
Этические научные нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки, являясь результатом своего рода «исторического отбора». Данный отбор сохраняет только то, что необходимо науке и обществу на каждом этапе истории.
В нормах научной этики находят свое воплощение общечеловеческие моральные требования и запреты, заключающиеся в запретах «не укради», «не лги» и приспособленные к особенностям научной деятельности. Научные идеи, результаты, полученные кем-либо другим и выданные за свои, оцениваются в науке подобно краже; ложью считается преднамеренное искажение (фальсификация) данных эксперимента.
Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических ценностей, характерных именно для науки. Первой среди них является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Широко известно, например, изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже», смысл которого в том, что в стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными обстоятельствами. История науки, да и история человечества с благодарностью чтит имена подвижников (таких, как Дж. Бруно), не отрекшихся от своих убеждений перед лицом тяжелейших испытаний и даже самой смерти. Достаточно вспомнить слова русского биолога Н. И. Вавилова: «Мы на крест пойдем, а от своих убеждений не откажемся», оправдавшего эти слова собственной трагической судьбой…