Файл: Организованная образовательная деятельность в детском саду.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется.

Проблемная ситуация - спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у детей к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок: сам формулирует проблему (задачу); сам находит ее решение; решает и самоконтролирует правильность этого решения.

Деловая игра:

младший возраст – создает игровую мотивацию для продуктивной деятельности.

средний возраст - создает игровую мотивацию для познавательно- исследовательской деятельности. старший возраст – создает проблемную ситуацию для любого вида деятельности.

Ход (процесс) НОД (основная часть)

Цель - самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.

Осуществляется индивидуализация обучения - минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение. Педагог создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата. Приоритетными на этом этапе являются помощь детям в овладении различными способами решения поставленных задач без боязни ошибиться и предоставление возможности проявить индивидуальную избирательность в работе с материалами, оборудованием

Организация самостоятельной работы детей

Нужна такая организация деятельности, при которой ребенок мог бы реально осуществлять свои устремления. Однако самостоятельно дошкольник еще не всегда может найти ответы на все интересующие его вопросы - ему в этом помогают взрослые.

Следует организовать обмен мыслями и мнениями, заведомо уважительно относиться к любому высказыванию ребенка по содержанию обсуждаемой темы, поощрять стремления детей предлагать свои способы работы, анализировать способы, предлагаемые другими детьми, и поддерживать наиболее рациональные из них в равноправном диалоге, а не в жестко-оценочной ситуации «правильно - неправильно» [29].

Виды организации самостоятельной деятельности:

- по образцу, по плану, схеме, модели, по словесному указанию.

- Тренировочные упражнения;

- Инструктаж и помощь воспитателя - воспитатель не инструктирует и не контролирует детей, а обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы; своим деятельным присутствием и стремлением получить конечный продукт поддерживает и у остальных участников это стремление;


- осуществляет связь нового материала с ранее изученным;

Дети с одной стороны, осознают право выбора и учатся делать выбор, а с другой - овладевают способами осуществления детских деятельностей, а это - элементарное обучение.

Когда дети участвуют в деятельности, то педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы.

В совместной партнерской деятельности меняется положение детей и воспитателя.

Воспитатель:

Включается в деятельность наравне с детьми;

Стиль поведения - от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному;

Рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа - от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми;

Отношение педагога к выполнению общей рабо­ты: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т. п.

Дети:

Добровольно присоединяются к деятельности - без психического и дисциплинарного принуждения;

Свободно общаются и перемещаются во время деятельности - при соответствии организации рабочего пространства;

Форма организации детей во время ООД может быть различной: дети сидят за столами, на стульчиках, расставленных полукругом или свободно передвигаются по групповой комнате.

Открытый временной конец деятельности - каждый работает в своем темпе.

В процессе совместной деятельности взрослого и детей должен прослеживаться четкий «диалогический» стиль общения:

Взрослый, как равноправный участник, может предлагать возможные способы ее реализации;

Выбрав для себя цель, сам начинает действовать, показывая образец организации работы;

Ведёт себя непринуждённо, поясняя свои действия, принимая детскую критику;

Не препятствует комментированию вслух, обсуждению детьми их собственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомощи.

Общение во время ООД должно быть построено так, чтобы ребенок мог сам выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме - и тем самым наиболее проявить себя. Поэтому-то при подготовке к ООД надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между партнерами по познанию.

По мере завершения работы (достижения принятой каждым цели) дети переходят к свободной деятельности по собственному выбору. Взрослый не покидает «рабочее поле» до тех пор, пока все не завершат работу, ободряя своим присутствием медлительных детей.


Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждение утомления, является физкультурная минутка в сочетании с гимнастикой для глаз. Физкультминутки по длительности кратковременные (2-3 мин) для проведения 2-3 физкультурных упражнений в сочетании с гимнастикой для глаз. Физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяется характером и содержанием непосредственно образовательной деятельности [38].

В ходе ООД воспитатель использует в сочетании разные методы и приёмы обучения с опорой на дидактические принципы.

Окончание ООД (заключительная часть).

Последние 5 мин идут на фоне заметного утомления, которое проявляется отвлечениями детей, непоседливостью, потерей интереса к работе.

Важным этапом в образовательной деятельности является анализ работы и подведение итогов.

Необходимо создавать условия, в которых ребенок учится понимать то, чему он учится в детских видах деятельности, стимулируя детские размышления вопросами: «Что получилось?», «Что не получилось?», «Получилось ли так, как задумывал?», «Что бы хотелось повторить?», «Что хотел бы выполнить по-другому, другим способом, другими материалами?» и т. п.[31].

Цель - подведение итогов и оценка результатов деятельности.

Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать — что получилось. Оценка ребенка идет не в сравнении с другими детьми, а в плане личных достижений.

Основные функции оценочных воздействий – ориентирующая и стимулирующая:

ориентирующая - ребёнок осознаёт собственные знания, результаты своей деятельности;

стимулирующая - определяет переживание ребёнком своего успеха или неуспеха и является побуждением к действию.

Может быть:

- общая оценка работы детей: интерес, активность, работоспо­собность на разных этапах ООД;

- организация самостоятельной деятельности детей;

- в старших группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

Доброжелательная оценка «старшего» всегда рождает в маленьком сердце желание быть лучше, быть самим собой. Но необязательно злоупотреблять позитивной оценкой.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием стала интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается.


Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенностей организованной образовательной деятельности в дошкольном учреждении

2.1. Организация исследования особенностей организованной деятельности

Опыт педагогической деятельности, представленный в данной курсовой работе, осуществлялся на базе МБДОУ детский сад №7 «Журавушка» г. Охи.

Детский сад, в котором проводился данный опыт, работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Реализация задач программы проходит через решение проблемных ситуаций, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ), рассматриваемая во время непосредственно образовательной деятельности.

Всего было организовано 9 обобщающих интегрированных занятий, которые проводились в первой половине дня 1 раз в месяц (Приложение 1). Длительность занятия составляла 20 – 25 минут. На данных занятиях работа осуществлялась не традиционно.

Организация предварительной работы по проведению интегрированных занятий осуществлялась на протяжении 2-3х занятиях через рассматривание детьми определенной темы. После этого осуществлялся переход к работе над другой темой.

В детском саду с детьми работают сразу несколько специалистов: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности.

Учитывая, что интегрированное занятие ведут как минимум два педагога, при его планировании и проведении была скоординирована деятельность воспитателя и специалистов.

Были согласованы учебные планы для того, чтобы наметить время изучения общих для разных образовательных областей тем. При этом каждый педагог продумал содержание материала для своей образовательной области, методы и средства обучения.


В процессе подготовки к занятию были проведены взаимные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же тем. Была разработана циклограмма взаимодействия воспитателя и специалистов при проведении интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста. Это помогло выделить главную цель интегрированного занятия, определить знания из других областей, способствующих усвоению основного материала, исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей на занятии (Приложение 2).

В работу педагога входило создание обогащенной предметно-пространственной среды, ведь это начала развития интереса; организация познавательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности; формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности; создание проблемно-поисковых ситуаций; включение занимательности в содержание; стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Таким образом, занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют  снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. Педагог показал свое умение ориен­тироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей.

2.2. Анализ особенностей организованной образовательной деятельности в дошкольном учреждении

Организованная образовательная деятельность, построенная на основе тематического принципа, более результативна, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях; у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта.

Интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия.