Файл: Выявление сильных и слабых сторон фирмы ( Методы анализа слабых и сильных сторон предприятия ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы анализа среды предприятия
1.1. Понятие об анализе сильных и слабых сторон предприятия
1.2. Методы анализа слабых и сильных сторон предприятия
2. Анализ слабых и сильных сторон фирмы на примере ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург»
2.2. Анализ слабых и сильных сторон фирмы разными методами
3.1. Формирование миссии и целей организации как основы развития сильных сторон
3.2. Стратегический план предприятия ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург»
В основном используется следующий примерный «набор характеристик, заключение по которым должно позволить составить список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, заключенных во внешней среде.
К сильным сторонам можно отнести:
- выдающаяся компетентность;
- адекватные финансовые ресурсы;
- высокая квалификация персонала;
- хорошая репутация у покупателей;
- известный лидер рынка;
- изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации;
- возможность получения экономии от роста объемов производства;
- защищенность (хотя бы где-то) от сильного конкурентного давления;
- подходящая технология;
- преимущества в области издержек;
- преимущества в области конкуренции;
- наличие инновационных способностей и возможности их реализации.
К слабым сторонам можно отнести:
- нет четких стратегических направлений;
- ухудшающаяся конкурентная позиция;
- устаревшее оборудование;
- недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами;
- отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности;
- плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;
- уязвимость по отношению к конкурентному давлению;
- отставание в области НИОКР;
- очень узкая производственная линия;
- слабое представление о рынке;
- невозможность финансирования необходимых изменений в стратегии.
К возможностям можно отнести:
- выход на новые рынки или сегменты рынка;
- расширение производственной линии;
- вертикальная интеграция;
- лидирующие позиции среди конкурирующих организаций.
К угрозам можно отнести:
- возможность появления новых конкурентов;
- рост продаж замещающего продукта;
- замедление роста рынка;
- неблагоприятная политика правительства;
- возрастание силы торга у покупателей и поставщиков;
- изменение потребностей и вкуса покупателей;
- неблагоприятные демографические изменения»[15].
Организация может дополнять каждую из четырех частей списка теми характеристиками внешней и внутренней среды, которые отражают конкретную ситуацию, в которой она находится.
После того как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT.
Слева выделяется два блока (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно выписываются все выявленные на первом этапе анализа стороны организации.
В верхней части матрицы также выделяется два блока (возможности и угрозы), в которые также выписываются все выявленные возможности и угрозы.
Таким образом, на пересечении блоков образуются четыре поля: СИВ (сила и возможности), СИУ (сила и угрозы), СЛВ (слабость и возможности), СЛУ (слабость и угрозы). На каждом из полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.
В отношении тех пар, которые были выбраны с поля СИВ, следует разрабатывать стратегии по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде.
Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости.
Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы.
Наконец, для пар, находящихся на поле СЛУ, организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.
Вырабатывая стратегию, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ею воспользуется конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.
2. Анализ слабых и сильных сторон фирмы на примере ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург»
Екатеринбургская сбытовая компания ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург» создана в 2005 году в результате реорганизации ОАО «Екатеринбургэнерго» и является правопреемником бывшего филиала «Екатеринбург энерго» Энергосбыт в части прав и обязанностей в соответствии с разделительным балансом.
Статус гарантирующего поставщика электроэнергии в административных границах области присвоен ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург» 1 сентября 2006 года в соответствии с п.36 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики».
ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург» входит в крупнейший энергетический холдинг «ТНС Энерго - Екатеринбург», который является субъектом оптового рынка электроэнергии, а также управляет 10 гарантирующими поставщиками, обслуживающими около 19 млн потребителей в Воронежской, Нижегородской, Новгородской, Пензенской, Ростовской, Тульской, Екатеринбургской областях, в Краснодарском крае, республиках Адыгея, Карелия и Марий Эл.
Органами управления Общества являются:
- Общее собрание акционеров;
- Совет директоров;
- Генеральный директор.
Рисунок 1 - Структура управления ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург»
В соответствии с заключенными договорами энергоснабжения на 2016 год в структуре полезного отпуска электроэнергии ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург» потребление крупных промышленных потребителей составляет 60,54 %, доля бюджетных потребителей – 0,43 %, населения – 1,34 %, прочих потребителей электрической энергии – 37,69 %.
Товарный отпуск и реализация электроэнергии. В 2016 году объем продаж электрической энергии собственным потребителям составил 99976 млн. руб., при этом прирост к уровню 2015 года составил 18538 млн. руб., или 22,8 %.
Сравнительный анализ изменения объемов продаж по отгрузке энергоресурсов собственным потребителям с объемом продаж по оплате (реализации) показывает, что темпы роста товарного отпуска электроэнергии и реализации находятся примерно на одном уровне.
Данные показатели не имеют прямой зависимости друг от друга, а зависят от уровня дебиторской задолженности потребителей за отпущенные энергоресурсы и объемов её снижения в течение отчётного периода.
ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург» приобретает энергоресурсы как непосредственно у станций, так и через унифицированного поставщика на оптовом рынке и поставляет в розницу крупным предприятиям, бюджетным организациям, населению и энергосбытовым компаниям – перепродавцам, которые имеют договоры энергоснабжения с абонентами. Также у Екатеринбургской энергосбытовой компании покупают электроэнергию гарантирующие поставщики, осуществляющие свою деятельность на территории области. С момента своего образования ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург» входит в число самых успешных компаний по результатам участия в торгах на оптовом рынке электроэнергии.
ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург», одна из крупнейших энергосбытовых компаний России, образована 1 июля 2005 года в результате реформирования ОАО «МосЭнерго». ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург» является правопреемником ОАО «МосЭнерго» по всем договорам энергоснабжения предприятий, организаций и частных лиц на территории области. В состав компании вошли 12 межрайонных отделений и 30 производственно-сбытовых участков, расположенных в населенных пунктах региона. Персонал отделений и участков осуществляет работу с абонентами непосредственно на местах.
Основными поставщиком электроэнергии для ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург» является – ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург» (независимая компания, входит в группу компаний ТЭНКОМ), а также ОГК-2, ОГК-4
2.2. Анализ слабых и сильных сторон фирмы разными методами
Оценим микроокружения, используя пяти факторную модель отраслевого анализа (модель Портера).
Фактор 1. Угроза появления внутриотраслевых конкурентов
Угроза появления внутриотраслевых конкурентов невелика, так как барьеры вхождения в энергетическую отрасль высоки. Для того чтобы войти на рынок, необходимо закупить дорогостоящее оборудование, следовательно, требуются очень высокие капиталовложения. Что касаемо сбытовых компаний, то большая доля рынка принадлежит рассматриваемой компании. Переход абонентов к новым энергоснабжающим компаниям потребует больших затрат. Появление еще одного энергосбытового предприятия приведет к обострению конкуренции в области, усиление борьбы за расширение клиентской базы.
Фактор 2.Воздействия, оказываемые поставщиками.
Для обеспечения потребностей региона в электроэнергии ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург» осуществляет покупку электроэнергии на оптовом рынке электроэнергии. Основными поставщиками являются ОГК-2 и ОГК-4
Электроэнергия в какой-то мере уникальный товар, следовательно, поставщики могут оказывать на предприятие очень большое влияние. Но вследствие того, что от деятельности компании зависит развитие огромной территории, государство заинтересовано в ее функционировании.
По основным факторам степень воздействия должна быть высокой, но надо учитывать специфичность деятельности компании, ее территориальную направленность, государственную заинтересованность в ее функционировании и развитии.
Фактор 3. Воздействия, оказываемые покупателями
Абонентами компании являются население области и крупные предприятия.
Сильное влияние на деятельность предприятия оказывают промышленность – 80,9 %, в том числе нефтедобывающая – 56,1 %, газовая – 0,7 %, прочие виды топлива – 22,7 %. На предприятия отрасли «Транспорт и связь» приходится 1,3 % Доля прочих отраслей (сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство и др.) в объеме полезного отпуска электроэнергии составляет 16,0 %, доля населения – 1,0 %, доля предприятий жилищно-коммунального хозяйства – 0,8 %.
Для компании очень важно сохранить столь крупных потребителей, не допустить их ухода и выхода некоторых из них на ОРЭ. Население оказывает незначительное влияние.
Рисунок 2 - Структура полезного отпуска электрической энергии ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург» в 2015 году в разрезе отраслей промышленности.
Фактор 4. Уровень конкуренции в отрасли
Энергосбытовая деятельность потенциально является одним из наиболее конкурентных сегментов электроэнергетической отрасли.
За 2015 год произошли существенные изменения в субъектном составе участников оптового рынка. Одной из тенденций 2015 года стало не увеличение ГТП, зарегистрированных на территории Екатеринбургской области, а рост объемов покупки по уже зарегистрированным внутренним ГТП. В отчетном году все потребители, приобретавшие электроэнергию и мощность в 2011 году как частичные участники, получили статус полного участника рынка, увеличив объемы покупки с ОРЭ с 15% до 100%. При этом, доля рынка Екатеринбургской области занимаемая ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург», снизилась до 79%. Помимо уже работающих на ОРЭ сбытовых компаний ЗАО «Единая энергоснабжающая компания» и ОАО «Екгорэнергосбыт» новыми участниками рынка стали ООО «РН-Энерго» и гарантирующий поставщик второго уровня ООО «Энергосбытовая компания». За 2015 год на территории области было зарегистрировано дополнительно еще 23 новых ГТП. Новые ГТП зарегистрировали независимые энергосбытовые компании ОАО «Екатеринбургльэнергомонтаж», ООО «Торговый Дом Энергосервис» и ряд гарантирующих поставщиков второго уровня ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург», ОАО «Энергетическая компания», ООО «Территориальная энергетическая компания», МУП «Екгорэнергосбыт». Увеличение сбытовых компаний, работающих в регионе, влечет за собой ряд дополнительных требований при работе энергосбытовой деятельности. Необходимо более детально прорабатывать стратегию поведения компании, снижать издержки, предлагать более гибкое ценовое меню Комплекс данных мер позволит в дальнейшем предложить потребителю более выгодные условия поставки энергии и тем самым сохранить клиентскую базу.