Файл: Выявление сильных и слабых сторон фирмы ( Методы анализа слабых и сильных сторон предприятия ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Субъектный состав потребителей региона, приобретавших электрическую энергию с оптового рынка в 2015 г.

ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург» – 79,11 %

ОАО «Межрегионэнергосбыт» – 0,93 %

ЗАО «Энергосбытовая компания» – 12,74 %

ООО «Екгорэнергосбыт» – 4,23 %

ООО «РН-Энерго» – 1,82 %

ООО «НЭСКО» – 1,16 %

Фактор 5. Угроза появления товаров-заменителей или услуг-заменителей

Как уже было отмечено ранее, электроэнергия является уникальным товаром, заменителей у которого пока нет. Деятельность компании должна быть направлена на удержание крупных потребителей, посредством предложения более гибких цен, проработки стратегии лучшим образом, а так же снижение издержек. Рассмотрим аналогичные компании, предоставляющих данные услуги на других территориях, возьмем ЗАО «Энергосбытовая компания» и ООО «Екгорэнергосбыт», также энергосбытовые компании (Таблица 2.4, Приложение 2).

Видно, что ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург» является конкурентоспособной организацией.

Построим карту стратегических групп на основе таблицы.

Таблица 1 - Кара стратегических групп

Доля рынка

Свыше 60;

ТНС

От 20% до 60%

Менее 20%

«ЭСнК

РЭР

Низкий

Средний

Высокий

Уровень цен

Рассмотрим сильные и слабые стороны предприятия, определяемые действием факторов микросреды (Таблица 2, Приложение 2)

На деятельность любой компании, вне зависимости от рода ее деятельности, очень сильное влияние (как положительное, так и отрицательное) оказывает ее макроокружение. Поэтому для стабильной работы предприятия необходимо учитывать и предугадывать любые изменения, происходящие в макросреде, а также уметь быстро реагировать на них.

С помощью PEST – анализа оценим степень влияния данных факторов на предприятие (Таблица 4, Приложение 2).

На основе весовых коэффициентов рассчитаем коэффициенты значимости блоков PEST – анализа (Приложение 2).

Дадим прогноз для тех факторов, которые оказывают «сильное» и «очень сильное» влияние на деятельность предприятия.


Уровень промышленного производства оказывает очень сильное влияние на деятельность предприятия, так как наибольшую часть в структуре энергопотребления занимает промышленная отрасль – 80,9 %.

Инвестиционная привлекательность оказывает сильное влияние на деятельность компании, так как спецификой отрасли является высокая степень износа оборудования, обновление которого требует вложения значительных денежных средств.

Екатеринбургская область – одна из самых инвестиционно-привлекательных регионов в России. Наибольший удельный вес в отраслевой структуре инвестиций приходится на промышленность – 35 %, 20 % – нефтедобывающую, 18 % – сельское хозяйство, 15 % – жилищно-коммунальное хозяйство, 12 % – транспорт.

От величины налоговых ставок на прямую зависит прибыль компании, так как в ближайшее время коренных преобразований не ожидается, следовательно, данный фактор при прогнозировании деятельности можно не рассматривать.

Так же на деятельность компании сильное влияние оказывают и правила функционирования ОРЭ. С 2015 года ОРЭ перейдет на 100 % либерализацию цен, это скажется и на всем финансовом положении компании, поэтому этот фактор оказывает весьма сильное влияние и его не стоит недооценивать.

Ограничения ЛЭП при передаче. Для надежной и бесперебойной работы предприятия, необходимы новые технологические обновления линий, в результате чего будут снижены затраты по передаче, а следовательно и цены.

Развитие транспортной сети. В настоящее время, ЛЭП невозможно заменить на какой-либо другой канал передачи. Поэтому данный фактор при прогнозировании деятельности можно не рассматривать. Для анализа внутренней среды организации на основе SNW-подхода необходимо заполнить Таблица 6.

SNW-анализ внутренней среды проводился методом экспертных оценок.

Таблица 6 - SNW-анализ

Наименование стратегической позиции

Описание

Качественная оценка позиции

S (сильная)

N (нейтральная)

W (слабая)

Маркетинг

Услуга

Наличие системы менеджмента качества на базе стандартов ИСО 9001

Цена

Невозможность формировать тарифы

Товар

Оборудование для реализации комплексных проектов

Ценообразование

Стандартизация расчетов

Имидж компании

Старая компания, известная на рынке

Продвижение товара

Реклама в интернете, собственный интерактивный сайт

Каналы распределения

Использование каналов распределения второго уровня,

Конкурентные преимущества

Лидер рынка

Управление финансами

Финансовое состояние организации

Предприятие имеет большую прибыль за счет увеличения объема продаж, свободные оборотные средства возможно реинвестировать

Система налогообложения

Рост доходов

Наличие источников финансирования

Только собственные оборотные средства

Персонал

Управленческий персонал

Квалифицированные кадры

Стимулирование персонала

Оклад + % от продаж

Текучесть кадров и прогулы

слабая


Исходя из представленных данных следует, что на предприятии в категории высшего звена работают сотрудники высокой квалификации, с богатым опытом работы. Однако предприятие испытывает дефицит рядовых сотрудников с опытом работы и ответственным отношением к выполняемым функциям.

Анализ внутренней среды целесообразно начать с построения корпоративного профиля предприятия

Таблица 7 - Оценка корпоративного профиля предприятия

Входы деловых процессов

Характеристики корпоративного профиля

Оценка воплощения хар-тик

Оценка важности хар-тик

Ранг хар-ки

Кадровые ресурсы

Мотивация персонала

6

0,0051

0,0306

Средняя заработная плата

7

0,0402

0,2814

Уровень образования персонала

9

0,0395

0,3555

Уровень квалификации персонала

8

0,0392

0,3136

Текучесть кадров

-5

0,013

-0,065

Финансовые ресурсы

Невозможность формировать тарифы

-9

0,049

-0,441

Динамика основных фин. показ-лей

6

0,051

0,306

Наличие дебиторской задолженности

-7

0,06

-0,42

Стандартизация расчетов

8

0,014

0,112

Материальные ресурсы

Оснащенность рабочих мест

7

0,0238

0,1666

Оборудование для реализации комплексных проектов

6

0,0408

0,2448

Наличие современного оборудования

6

0,026

0,156

Информационные ресурсы

Сеть передачи данных

8

0,0208

0,1664

Доступность инф-и потребителям

7

0,041

0,287

Уровень компьютерной грамотности сотрудников

7

0,0398

0,2786

Наличие АИИС КУЭ

6

0,0412

0,2472

Оснащение компьютерной техникой

6

0,04

0,24

Производственный блок и рынок

Опыт работы на энергорынке

8

0,0437

0,3496

Удовлетворение потребностей потребителей

9

0,0401

0,3609

Качество услуг

7

0,0403

0,2821

Достаточность помещений для текущей деятельности

5

0,0297

0,1485

Отсутствие привязанности к конкретным поставщикам

8

0,0402

0,3216

Неудовлетворенность индивид. предпочтений

-4

0,0279

-0,1116

Отдаленность отделений

-3

0,0399

-0,1197

Наличие системы менеджмента качества на базе стандартов ИСО 9001

8

0,034

0,272

Регламенты и корпоративное управление

Наличие регламентов для всех процессов

6

0,0309

0,1854

Наличие стратегии и понимание важности долгосрочного взгляда

7

0,0439

0,3073

3. Наличие отдела маркетинга

8

0,045

0,36

1,00

4,6158


Положительный коэффициент говорит о преобладании в компании сильных сторон над слабыми.

Рисунок 3 - Карта корпоративного профиля

На основании построенного графика можно разделить сильные и слабые стороны которые представлены в следующем пункте.

Сильные стороны предприятия, характеризующиеся большой важностью для обеспечения успешности деятельности на рынке и значительным воплощением («высокоценные активы компании»):

  • Динамика основных финансовых показателей
  • Наличие АИИС КУЭ
  • Оснащение компьютерной техникой
  • Средняя заработная плата
  • Уровень образования персонала
  • Уровень квалификации персонала
  • Опыт работы на энергорынке
  • Удовлетворение потребностей потребителей
  • Качество услуг
  • Отсутствие привязанности к конкретным поставщикам
  • Наличие стратегии и понимание важности долгосрочного взгляда
  • Наличие отдела маркетинга
  • Наличие современного оборудования
  • Доступность информации потребителям
  • Уровень компьютерной грамотности сотрудников

Это говорит о том, что эти сильные стороны характеризуются большой важностью для обеспечения успешности функционирования системы электроснабжения и имеют значительное воплощение.

Сильные стороны компании, которые имеют высокую степень воплощенности, но для компании особой важности не представляют («бесполезные усилия»):

  • Мотивация персонала
  • Сеть передачи данных
  • Стандартизация расчетов
  • Наличие системы менеджмента качества на базе стандартов ИСО 9001
  • Наличие регламентов для всех процессов

Эти сильные стороны характеризуются высокой степенью воплощения, но недостаточно важны для обеспечения успешного функционирования системы сбыта в Екатеринбургской области и Сибирского региона в целом.

Слабые стороны предприятия, отсутствие которых могло бы положительно сказаться на конкурентоспособности предприятия на рынке («проблемы требующие решения»):

  • Невозможность формировать тарифы
  • Наличие дебиторской задолженности
  • Отдаленность отделений

Т.е. данным слабым сторонам необходимо уделить особое внимание и приложить усилия, для того, чтобы данные слабые стороны перешли в состав сильных сторон.

Слабые стороны предприятия, не играющие большой роли в обеспечении конкурентоспособности предприятия («балласт»):

  • Текучесть кадров
  • Неудовлетворенность индивид. предпочтений

Из приведенной матрицы SWOT-анализа (Приложение 3) видно, что сильные стороны компании в разной степени помогают воспользоваться, реализовать открывающиеся возможности и ослабить влияние внешних угроз. Компании необходимо укреплять свои сильные стороны для снижения влияния внешних воздействий на ее деятельность.

Наиболее весомыми сильными сторонами являются: опыт работы на энергорынке, качество предоставляемых услуг, наличие отдела маркетинга, уровень квалификации персонала, наличие АИИС КУЭ, доступность информации потребителю, наличие оборудования для связи между отделами и их работы, а также понимание руководством важности долгосрочного взгляда на управление. Влияние сильных сторон предприятия направленно в первую очередь на то, чтобы привлечь новых инвесторов и новых потребителей, как бытовых, так и крупных предприятий, которое в дальнейшем может способствовать выходу на рынок передачи э/э в другие субъекты РФ. Так как успех деятельности компании во многом зависит от уровня подготовки и квалификации сотрудников, то руководство компании проводит политику, направленную на привлечение квалифицированных и молодых специалистов, а так же поддерживает систему повышения квалификации.

Екатеринбургской энергосбытовой компании необходимо развивать имеющиеся сильные стороны, а так же выявлять и закреплять новые, что позволит снизить влияние слабых сторон на возможности.

Составим перечень возможностей на основании наиболее значимых для ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург» выявленных возможностей и угроз.

Таблица 9 - Перечень возможностей и угроз

Блоки факторов макросреды

Возможности

Угрозы

Политические

1.Поддержка отрасли со стороны государства

1.Ужесточение государственного регулирования тарифов на энергию

2.Благоприятная экономическая и законодательная ситуация (барьеры при выходе потребителей на ОРЭ)

2.Ужесточение налогового законодательства

Экономические

1.Привлечение новых инвесторов

1.Сокращение темпов роста промышленности

2.Появление новых крупных предприятий

2.Потеря крупного потребителя

3.Увеличение динамики строительств

4.Разработка новых проектов

Технологические

1.Повышение производительности труда за счет внедрения современных технологий

1.Высокая затратность и длительность внедрения технологий

2.Усовершенствование и использование IT технологий

Социальные

1.Увеличение притока молодых специалистов

1.Усиление соц. напряженности