Файл: Выявление сильных и слабых сторон фирмы ( Методы анализа слабых и сильных сторон предприятия ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы анализа среды предприятия
1.1. Понятие об анализе сильных и слабых сторон предприятия
1.2. Методы анализа слабых и сильных сторон предприятия
2. Анализ слабых и сильных сторон фирмы на примере ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург»
2.2. Анализ слабых и сильных сторон фирмы разными методами
3.1. Формирование миссии и целей организации как основы развития сильных сторон
3.2. Стратегический план предприятия ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург»
Субъектный состав потребителей региона, приобретавших электрическую энергию с оптового рынка в 2015 г.
ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург» – 79,11 %
ОАО «Межрегионэнергосбыт» – 0,93 %
ЗАО «Энергосбытовая компания» – 12,74 %
ООО «Екгорэнергосбыт» – 4,23 %
Фактор 5. Угроза появления товаров-заменителей или услуг-заменителей
Как уже было отмечено ранее, электроэнергия является уникальным товаром, заменителей у которого пока нет. Деятельность компании должна быть направлена на удержание крупных потребителей, посредством предложения более гибких цен, проработки стратегии лучшим образом, а так же снижение издержек. Рассмотрим аналогичные компании, предоставляющих данные услуги на других территориях, возьмем ЗАО «Энергосбытовая компания» и ООО «Екгорэнергосбыт», также энергосбытовые компании (Таблица 2.4, Приложение 2).
Видно, что ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург» является конкурентоспособной организацией.
Построим карту стратегических групп на основе таблицы.
Таблица 1 - Кара стратегических групп
Доля рынка |
Свыше 60; |
ТНС |
||
От 20% до 60% |
||||
Менее 20% |
«ЭСнК |
РЭР |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
||
Уровень цен |
Рассмотрим сильные и слабые стороны предприятия, определяемые действием факторов микросреды (Таблица 2, Приложение 2)
На деятельность любой компании, вне зависимости от рода ее деятельности, очень сильное влияние (как положительное, так и отрицательное) оказывает ее макроокружение. Поэтому для стабильной работы предприятия необходимо учитывать и предугадывать любые изменения, происходящие в макросреде, а также уметь быстро реагировать на них.
С помощью PEST – анализа оценим степень влияния данных факторов на предприятие (Таблица 4, Приложение 2).
На основе весовых коэффициентов рассчитаем коэффициенты значимости блоков PEST – анализа (Приложение 2).
Дадим прогноз для тех факторов, которые оказывают «сильное» и «очень сильное» влияние на деятельность предприятия.
Уровень промышленного производства оказывает очень сильное влияние на деятельность предприятия, так как наибольшую часть в структуре энергопотребления занимает промышленная отрасль – 80,9 %.
Инвестиционная привлекательность оказывает сильное влияние на деятельность компании, так как спецификой отрасли является высокая степень износа оборудования, обновление которого требует вложения значительных денежных средств.
Екатеринбургская область – одна из самых инвестиционно-привлекательных регионов в России. Наибольший удельный вес в отраслевой структуре инвестиций приходится на промышленность – 35 %, 20 % – нефтедобывающую, 18 % – сельское хозяйство, 15 % – жилищно-коммунальное хозяйство, 12 % – транспорт.
От величины налоговых ставок на прямую зависит прибыль компании, так как в ближайшее время коренных преобразований не ожидается, следовательно, данный фактор при прогнозировании деятельности можно не рассматривать.
Так же на деятельность компании сильное влияние оказывают и правила функционирования ОРЭ. С 2015 года ОРЭ перейдет на 100 % либерализацию цен, это скажется и на всем финансовом положении компании, поэтому этот фактор оказывает весьма сильное влияние и его не стоит недооценивать.
Ограничения ЛЭП при передаче. Для надежной и бесперебойной работы предприятия, необходимы новые технологические обновления линий, в результате чего будут снижены затраты по передаче, а следовательно и цены.
Развитие транспортной сети. В настоящее время, ЛЭП невозможно заменить на какой-либо другой канал передачи. Поэтому данный фактор при прогнозировании деятельности можно не рассматривать. Для анализа внутренней среды организации на основе SNW-подхода необходимо заполнить Таблица 6.
SNW-анализ внутренней среды проводился методом экспертных оценок.
Таблица 6 - SNW-анализ
№ |
Наименование стратегической позиции |
Описание |
Качественная оценка позиции |
||
S (сильная) |
N (нейтральная) |
W (слабая) |
|||
Маркетинг |
Услуга |
Наличие системы менеджмента качества на базе стандартов ИСО 9001 |
• |
||
Цена |
Невозможность формировать тарифы |
• |
|||
Товар |
Оборудование для реализации комплексных проектов |
||||
Ценообразование |
Стандартизация расчетов |
• |
|||
Имидж компании |
Старая компания, известная на рынке |
• |
|||
Продвижение товара |
Реклама в интернете, собственный интерактивный сайт |
• |
|||
Каналы распределения |
Использование каналов распределения второго уровня, |
• |
|||
Конкурентные преимущества |
Лидер рынка |
• |
|||
Управление финансами |
Финансовое состояние организации |
Предприятие имеет большую прибыль за счет увеличения объема продаж, свободные оборотные средства возможно реинвестировать |
• |
||
Система налогообложения |
Рост доходов |
• |
|||
Наличие источников финансирования |
Только собственные оборотные средства |
• |
|||
Персонал |
Управленческий персонал |
Квалифицированные кадры |
• |
||
Стимулирование персонала |
Оклад + % от продаж |
• |
|||
Текучесть кадров и прогулы |
слабая |
• |
Исходя из представленных данных следует, что на предприятии в категории высшего звена работают сотрудники высокой квалификации, с богатым опытом работы. Однако предприятие испытывает дефицит рядовых сотрудников с опытом работы и ответственным отношением к выполняемым функциям.
Анализ внутренней среды целесообразно начать с построения корпоративного профиля предприятия
Таблица 7 - Оценка корпоративного профиля предприятия
Входы деловых процессов |
Характеристики корпоративного профиля |
Оценка воплощения хар-тик |
Оценка важности хар-тик |
Ранг хар-ки |
Мотивация персонала |
6 |
0,0051 |
0,0306 |
|
Средняя заработная плата |
7 |
0,0402 |
0,2814 |
|
Уровень образования персонала |
9 |
0,0395 |
0,3555 |
|
Уровень квалификации персонала |
8 |
0,0392 |
0,3136 |
|
Текучесть кадров |
-5 |
0,013 |
-0,065 |
|
Финансовые ресурсы |
Невозможность формировать тарифы |
-9 |
0,049 |
-0,441 |
Динамика основных фин. показ-лей |
6 |
0,051 |
0,306 |
|
Наличие дебиторской задолженности |
-7 |
0,06 |
-0,42 |
|
Стандартизация расчетов |
8 |
0,014 |
0,112 |
|
Материальные ресурсы |
Оснащенность рабочих мест |
7 |
0,0238 |
0,1666 |
Оборудование для реализации комплексных проектов |
6 |
0,0408 |
0,2448 |
|
Наличие современного оборудования |
6 |
0,026 |
0,156 |
|
Информационные ресурсы |
Сеть передачи данных |
8 |
0,0208 |
0,1664 |
Доступность инф-и потребителям |
7 |
0,041 |
0,287 |
|
Уровень компьютерной грамотности сотрудников |
7 |
0,0398 |
0,2786 |
|
Наличие АИИС КУЭ |
6 |
0,0412 |
0,2472 |
|
Оснащение компьютерной техникой |
6 |
0,04 |
0,24 |
|
Производственный блок и рынок |
Опыт работы на энергорынке |
8 |
0,0437 |
0,3496 |
Удовлетворение потребностей потребителей |
9 |
0,0401 |
0,3609 |
|
Качество услуг |
7 |
0,0403 |
0,2821 |
|
Достаточность помещений для текущей деятельности |
5 |
0,0297 |
0,1485 |
|
Отсутствие привязанности к конкретным поставщикам |
8 |
0,0402 |
0,3216 |
|
Неудовлетворенность индивид. предпочтений |
-4 |
0,0279 |
-0,1116 |
|
Отдаленность отделений |
-3 |
0,0399 |
-0,1197 |
|
Наличие системы менеджмента качества на базе стандартов ИСО 9001 |
8 |
0,034 |
0,272 |
|
Регламенты и корпоративное управление |
Наличие регламентов для всех процессов |
6 |
0,0309 |
0,1854 |
Наличие стратегии и понимание важности долгосрочного взгляда |
7 |
0,0439 |
0,3073 |
|
3. Наличие отдела маркетинга |
8 |
0,045 |
0,36 |
|
1,00 |
4,6158 |
Положительный коэффициент говорит о преобладании в компании сильных сторон над слабыми.
Рисунок 3 - Карта корпоративного профиля
На основании построенного графика можно разделить сильные и слабые стороны которые представлены в следующем пункте.
Сильные стороны предприятия, характеризующиеся большой важностью для обеспечения успешности деятельности на рынке и значительным воплощением («высокоценные активы компании»):
- Динамика основных финансовых показателей
- Наличие АИИС КУЭ
- Оснащение компьютерной техникой
- Средняя заработная плата
- Уровень образования персонала
- Уровень квалификации персонала
- Опыт работы на энергорынке
- Удовлетворение потребностей потребителей
- Качество услуг
- Отсутствие привязанности к конкретным поставщикам
- Наличие стратегии и понимание важности долгосрочного взгляда
- Наличие отдела маркетинга
- Наличие современного оборудования
- Доступность информации потребителям
- Уровень компьютерной грамотности сотрудников
Это говорит о том, что эти сильные стороны характеризуются большой важностью для обеспечения успешности функционирования системы электроснабжения и имеют значительное воплощение.
Сильные стороны компании, которые имеют высокую степень воплощенности, но для компании особой важности не представляют («бесполезные усилия»):
- Мотивация персонала
- Сеть передачи данных
- Стандартизация расчетов
- Наличие системы менеджмента качества на базе стандартов ИСО 9001
- Наличие регламентов для всех процессов
Эти сильные стороны характеризуются высокой степенью воплощения, но недостаточно важны для обеспечения успешного функционирования системы сбыта в Екатеринбургской области и Сибирского региона в целом.
Слабые стороны предприятия, отсутствие которых могло бы положительно сказаться на конкурентоспособности предприятия на рынке («проблемы требующие решения»):
- Невозможность формировать тарифы
- Наличие дебиторской задолженности
- Отдаленность отделений
Т.е. данным слабым сторонам необходимо уделить особое внимание и приложить усилия, для того, чтобы данные слабые стороны перешли в состав сильных сторон.
Слабые стороны предприятия, не играющие большой роли в обеспечении конкурентоспособности предприятия («балласт»):
- Текучесть кадров
- Неудовлетворенность индивид. предпочтений
Из приведенной матрицы SWOT-анализа (Приложение 3) видно, что сильные стороны компании в разной степени помогают воспользоваться, реализовать открывающиеся возможности и ослабить влияние внешних угроз. Компании необходимо укреплять свои сильные стороны для снижения влияния внешних воздействий на ее деятельность.
Наиболее весомыми сильными сторонами являются: опыт работы на энергорынке, качество предоставляемых услуг, наличие отдела маркетинга, уровень квалификации персонала, наличие АИИС КУЭ, доступность информации потребителю, наличие оборудования для связи между отделами и их работы, а также понимание руководством важности долгосрочного взгляда на управление. Влияние сильных сторон предприятия направленно в первую очередь на то, чтобы привлечь новых инвесторов и новых потребителей, как бытовых, так и крупных предприятий, которое в дальнейшем может способствовать выходу на рынок передачи э/э в другие субъекты РФ. Так как успех деятельности компании во многом зависит от уровня подготовки и квалификации сотрудников, то руководство компании проводит политику, направленную на привлечение квалифицированных и молодых специалистов, а так же поддерживает систему повышения квалификации.
Екатеринбургской энергосбытовой компании необходимо развивать имеющиеся сильные стороны, а так же выявлять и закреплять новые, что позволит снизить влияние слабых сторон на возможности.
Составим перечень возможностей на основании наиболее значимых для ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург» выявленных возможностей и угроз.
Таблица 9 - Перечень возможностей и угроз
Блоки факторов макросреды |
Возможности |
Угрозы |
Политические |
1.Поддержка отрасли со стороны государства |
1.Ужесточение государственного регулирования тарифов на энергию |
2.Благоприятная экономическая и законодательная ситуация (барьеры при выходе потребителей на ОРЭ) |
2.Ужесточение налогового законодательства |
|
Экономические |
1.Привлечение новых инвесторов |
1.Сокращение темпов роста промышленности |
2.Появление новых крупных предприятий |
2.Потеря крупного потребителя |
|
3.Увеличение динамики строительств |
||
4.Разработка новых проектов |
||
Технологические |
1.Повышение производительности труда за счет внедрения современных технологий |
1.Высокая затратность и длительность внедрения технологий |
2.Усовершенствование и использование IT технологий |
||
Социальные |
1.Увеличение притока молодых специалистов |
1.Усиление соц. напряженности |