Файл: Выявление сильных и слабых сторон фирмы ( Методы анализа слабых и сильных сторон предприятия ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Происходящие в современной экономике изменения, такие как: нарастание конкуренции, интернационализация и глобализация бизнеса, развитие информационных технологий, возрастание роли человеческого капитала, рост неопределенности и т.д. приводят к переосмыслению понятий стратегического анализа и управления предприятиями, обеспечения их роста, развитию и актуализации исследований в этой области.

Долгое время большинство подходов к оценке эффективности предприятий базировалось, в основном, на экономико-финансовых индикаторах, что исключало из анализа такие важные факторы успеха любой организации, как ее брэнд, знания и опыт сотрудников, качество отношений с клиентами и партнерами, потенциал инноваций и т.п.

При сравнении всех инструментов стратегического анализа целесообразно выделить методику SWOT-анализа как одну из наиболее эффективных по сравнению с другими зарубежными и российскими методиками, применяемыми в настоящее время в России, преимуществом которой явилась возможность применения для всех отраслей хозяйствования, простотой использования и понятностью широкому кругу заинтересованных лиц.

Акроним SWOT был впервые введен в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором K. Andrews.

Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.

Цель настоящей рабаты – исследование сущности стратегического планирования и разработки стратегии развития организации в условиях рынка, а также определить базовую стратегию предприятия ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург»

на основе анализа конкурентных преимуществ и эффект от реализации предложенной стратегии.

Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

  • дать стратегическую характеристику предприятия;
  • выполнить анализ стратегических планов развития компании;
  • разработка системы стратегического планирования в организации;
  • выполнить анализ положительных и негативных аспектов деятельности предприятия;
  • сформулировать рекомендации по разработке и реализации стратегии развития предприятия.

Объектом работы является ПАО «ТНС Энерго - Екатеринбург». В качестве предмета работы выступает проведение комплексного SWOT – анализ.


Теоретические основы данного исследования составляют работы различных авторов, чьи труды посвящены вопросам разработки стратегии развития и их исследованию. Прежде всего, следует отметить следующих учёных: Фадхатдинов Р.А., Бешелев С.Д., Пигалов Ф.Г., Кирюшин С.А., Юкаев В.С., Трухаев Р. И., Доусон Р., Кхол Йозеф.

Для осуществления этих целей и задач в работе будут использованы следующие методы исследований: системный анализ, комплексных подход, программно-целевое планирование, аналитико-прогностические методы (экономико-статистические методы, метод экспертных оценок), а также наблюдение, интервью, опрос, экспериментальные методы. Также в работе будут использованы методы сбора первичных и вторичных данных, методы прогноза и т.п.

В работе используются: метод SWOT-анализа, PEST-анализа, конкурентного анализа.

Практическая значимость работы обусловлена проведением анализа направленности системы стратегического планирования в организации.

Структура работы соответствует целям и задачам ее написания. Она состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.

1. Теоретические основы анализа среды предприятия

1.1. Понятие об анализе сильных и слабых сторон предприятия

Состояние организации напрямую зависит от того, насколько успешно она способна реагировать на различные воздействия извне. При анализе внешней среды необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы. При взаимосвязанном рассмотрении этих факторов с возможностями организации можно преодолеть возникающие проблемы. При решении разного уровня задач «необходимо также четко представлять, поддаются ли критические факторы контролю со стороны организации. Являются ли они внутренними или внешними, поддающимися изменениям усилиями организации или это внешние события, на которые компания влиять не способна. Самым распространенным методом, оценивающим в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие организации является SWOT-анализ. Название метода происходит от слов: Strengths – Weaknesses – Opportunities – Threats, что в переводе означает: Сила – Слабости – Возможности – Угрозы. Основными параметрами SWOT-анализа являются: оценка и анализ внешней среды и управленческий аудит сильных и слабых сторон предприятия»[1].


SWOT-анализ «является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате данного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании»[2].

В российской практике полноценный SWOT-анализ используется, как правило, только очень крупными отраслевыми холдингами, либо совместными предприятиями, в которых влияние на управленческие решения имеют иностранные менеджеры.

В то же время, «грамотный и качественный стратегический анализ может помочь предприятию любого уровня получить реальную оценку ресурсов и возможностей применительно к текущему экономическому и финансовому состоянию как самого предприятия, так и внешней конкурентной среды, в которой предприятие действует»[3].

Существуют два основополагающих правила, которые следует соблюдать при проведении «SWOT-анализа, для повышения оптимизации и объективности результатов самого процесса. Во-первых, проведением SWOT-анализа не должен заниматься один человек. Это должен быть обмен мнениями между ключевыми сотрудниками предприятия. Участие в анализе нескольких человек существенно повысит объективность оценок и снизит вероятность ошибок»[4].

Во-вторых, SWOT-анализ должен основываться на объективных данных и результатах исследований.

Каждое из утверждений «(сильная или слабая сторона, возможность или угроза), внесенное в матрицу SWOT-анализа, должно быть подкреплено необходимыми результатами расчетов, опросов, данными статистики, официальными документами. Если SWOT-анализ проведен не правильно, это может привести к гораздо более негативным последствиям для предприятия, чем его полное отсутствие»[5].

Итак, SWOT-анализ должен основываться на достоверных данных. Так как SWOT-анализ состоит из двух частей: анализа внутренней среды (определение сильных и слабых сторон предприятия) и анализа внешней среды (поиск угроз и возможностей). Соответственно, для проведения SWOT-анализа необходима информация как о предприятии (внутренняя информация), так и об окружении предприятия (внешняя информация). Для того, чтобы провести SWOT-анализ, эту информацию необходимо собрать и обработать.


1.2. Методы анализа слабых и сильных сторон предприятия

В стратегическом менеджменте существует достаточно много методов в которых используются элементы анализа сильны и слабых сторон организации.

Рассмотрим основные методы:

 Анализ отрасли «необходим для получения данных о состоянии и объемах производства, динамики предложения товаров/услуг, трудностях развития рассматриваемой отрасли и влияющих на нее факторов необходимых для принятия дальнейших решений о вступлении или не вступлении в рассматриваемый бизнес»[6].

 Карты стратегических групп «позволяют оценить внутриотраслевую конкуренцию, которая наиболее сильно влияет на перспективы и доходность компании. Такую конкуренцию весьма эффективно анализировать с точки зрения изменения групп (кругов) конкурирующих фирм, объединенных по признаку сходного рыночного положения по определенным показателям»[7].

Модель «Пяти сил конкуренции» М. Портера «является наиболее известной и широко используемой моделью оценки привлекательности отрасли»[8].

GAP-анализ «применяется при разработке стратегии на основе концепции решения стратегических проблем. Под GAP-анализом понимают набор мероприятий, позволяющих делать выводы о несоответствии внутренней среды маркетинга внешнему окружению, его цель состоит в том, чтобы выявить те рыночные возможности, которые могут стать для компании эффективными рыночными преимуществами»[9].

Практическая реализация функций стратегического управления осуществляется с помощью системы методов стратегического анализа.

Определяющую роль в любой отрасли представляет собой сырье и потребитель. Концепцию влияния этих показателей продемонстрировал Майкл Портер в результате своих исследований. «Он выделил 5 сил конкуренции, которые непосредственно влияют на компанию в отрасли: анализ угрозы появления товаров-заменителей, анализ угрозы появления новых конкурентов, анализ рыночной власти поставщиков; анализ рыночной власти потребителей, анализ уровня соперничества среди конкурирующих на данном рынке продавцов (ситуация в отрасли)»[10].

Угроза появления новых игроков (конкурентов) означает, что рынки, которые приносят прибыль привлекают к себе многочисленные новые организации, которые вследствие своей деятельности способствуют снижению прибыли на других предприятиях. Если не принимать соответствующих мер по затруднению входа на рынок, то предприятия с уже устойчивыми позициями на рынке потеряют свою конкурентоспособность.


Продукты заменители «являются значительной угрозой для предприятия. На рынке существуют множество продуктов заменителей, которые могут конкурировать с базовым товаром, а следовательно снижать конкурентные позиции предприятия на рынке»[11].

Рыночная власть поставщиков, также, влияет на развитие предприятия. Поставщики могут предоставлять некачественные услуги, завышать цены, что в дальнейшем нарушает деятельность предприятия, и оно несет финансовые потери.

Рыночная власть потребителей в значительной «степени влияет на деятельность предприятия. Компании необходимо создать товар, который бы заинтересовал потребителей. Для этого нужно создавать товары определенного качества, учитывать потребность потребителей в товаре, их финансовое состояние и другие факторы, которые влияют на закрепление товара на рынке, что приведет к росту спроса на него и появления прибыли»[12].

Матрица Бостонской консалтинговой группы - инструмент для стратегической оценки и планирования, созданная для анализа положения продукции компании на рынке относительно их роста и судьбы относительно главных конкурентов, является одним из видов анализа деятельности предприятия.

Метод, разработанный Бостонской консалтинговой группой, заключается в том, «что горизонтальная ось показывает часть рынка, которую занимает каждый продукт. Эта доля рынка измеряется объемом аналогичной продукции, реализованной лидером. Ассортиментный портфель описывается путем встраивания каждого товара в одно из четырех полей матрицы. Все товары предприятия дифференцируются на четыре группы: "тяжелые дети", "звезды", "дойные коровы" и "собаки"»[13].

Проведение анализа с помощью матрицы БКГ позволяет определить перспективные направления для инвестирования средств.

Матрица Бостонской консалтинговой группы основывается на двух критериях, что не всегда обеспечивает удовлетворительный результат. Поэтому эффективным и действенным является проведение SWOT- анализа.

SWOT и SNW анализа являются основами методами анализа внутренних сильных и слабых сторон.

SNW-анализ представляет «собой анализ слабых и сильных сторон организации. Обычно SNW-анализ применяют для более глубокого изучения внутренней среды организации после проведения SWOT-анализа»[14].

Применяемый для анализа среды метод SWOT – является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя данный метод, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присуще организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.